Урок по литературе ««Мертвые души» Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику» (9 класс)
“Мертвые души”. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. 9 класс
.ЦЕЛИ: 1) раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме; выявить роль художественной детали как средства создания образа; совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение; навыки анализа литературного персонажа; владеть навыками сопоставительного анализа; обосновывать свою оценку прочитанного; развитие речевых умений и навыков; приобщение кадет к исследовательской работе.воспитание бережного отношения к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека; воспитание гражданской позиции и гуманистического мировоззрения; воспитание чувства ответственности и сознательное отношение к учебному труду; воспитание уважения к мнению своих товарищей.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, рабочие тетради, иллюстрации П.Боклевского, рабочие листы, таблица с опорной схемой.
Хох урока.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. сообщение темы и цели .
III. ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”.
1) О каком герое ведётся речь? Назовите имя героя поэмы «Мёртвые души».
Этот герой:
появляясь на улице, удостаивался со стороны мужиков следующего замечания: «Вот
уже рыболов пошёл на охоту!»;
имел «тысячу с лишком душ», но выглядел так, что если бы кто-нибудь «встретил его … у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош»;
«обратился наконец в какую-то прореху на человечестве».
Этот герой:
имел обыкновение «спать не раздеваясь, так, как есть»;
«имел благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг», однако содержанием оных не интересовался, его увлекал процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз чёрт знает, что значит»;
носил всегда с собой какой-то свой особенный воздух, своего собственного запаха, отзывавшийся несколько раз жилым покоем».
2. Определите, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы, а также найдите «лишнее звено» - предмет, не вписывающийся в интерьер этого жилища.
«Бюро, выложенное перламутною мозаикой, которая местами уж выпала»;
«люстра, в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожей на шёлковый кокон»;
«в углу комнаты … на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах»;
«горки выбитой из трубки золы» «на обоих окнах».
3. Продолжите высказывание автора.
Согласно замечанию автора, Ноздрёв среди собак был «совершенно как отец, среди семейства». Поэтому неудивительно, что своих гостей он повёл на псарню. «Вошедши на двор, увидели там всяких собак… всех возможных цветов и мастей. Тут были все клички, все повелительные наклонения…» А собак с какой кличкой не было у Ноздрёва?
Варианты ответов:
а) стреляй;
б) догоняй;
в) обругай.
В имении Плюшкина «для всей дворни» была заведена одна-единственная пара обуви, которую надевали слуги, перед тем как зайти в барские покои. Что это за обувь?
Варианты ответов:
а) сапоги;
б) лапти;
в) тапочки.
2. Сделайте сообщение по образу Собакевича по плану:
-описание усадьбы;
-обстановка дома;
-портрет;
-речь;
-основные занятия;
-умственные интересы;
-степень культуры;
-отношение к Чичикову;
-реакция на предложение Чичикова.
3. Ответьте на заданные вопросы, свои ответы доказывайте текстом поэмы:
- Что мы узнаем о Собакевиче из 1 главы?
- Чем он отличается от других помещиков?
- Чем напоминает Собакевича обстановка его дома? Как детали вещного мира характеризуют
героя?
- Как автор характеризует героя?
- О чем говорит привычка Собакевича глядеть не на собеседника, а на дверь или угол печки?
- Каковы особенности его речи?
- Как обыгрывается в речах персонажей фамилия Собакевича?
- Что говорит автор о душе Собакевича? Обратите внимание, чего у Собакевича «душа
требует»?
- Как характеризует Собакевича сцена обеда и продажи мертвых душ? Анализируя сцену
торга, обратите внимание на сочетание внутренней речи героев с их высказываниями,
на внутренний монолог Чичикова.
- Как, по-вашему, почему столь подробно Собакевич исчисляет достоинства своих мертвых
крестьян?
- Какой подлый намек делает Собакевич Чичикову?
-Смысл прозвища «кулак» в отношении Собакевича.
IV. ЗАПИСЬ ТЕМЫ. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
На предыдущих уроках темы мы проследили систему образов в поэме Н.В.Гоголя, познакомились с понятием “деталь”, повторили сатирические приемы, которые использует Гоголь при создании своих героев, проследили принцип построения характеристики героев (от внешней - к внутренней). Эта предшествующая работа очень важна для успешной работы групп на данных уроках, так как позволяет раскрыть сущность образов помещиков с помощью основного элемента художественного стиля Гоголя – детали, содействует развитию самостоятельного мышления кадет, совершенствует умения самостоятельной работы с текстом художественного произведения.
В зависимости от распределения часов по теме, уровню учебных возможностей воспитанников, возможно иное наполнение содержания урока, использование иных форм и методов работы, привлечения иллюстраций других художников и их сопоставление. Так, например, группы могут работать над образом одного помещика, работая над одним видом детали (детали портрета, предметно-бытовые детали, детали интерьера, детали пейзажа), находить их в тексте, исследовать, делать обобщения и выводы. При работе над иллюстрациями можно сопоставить работы художников П.Боклевского, А.Лаптева, Кукрыниксов и др., определяя, какую сторону героя Гоголя каждый художник считает основной и почему.
V. ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Что такое система образов?
- Кто стоит в центре системы образов в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”?
- Что такое деталь? Какова роль детали в произведении?
- Какие сатирические приемы использует Гоголь при изображении помещиков?
Домашнее задание.
Характеристика образа Плюшкина (по плану)
Х. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.