Вводный урок - лекция по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (Литература, 9 класс)

3
0
Материал опубликован 18 February 2017 в группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №7»

Нижегородского района города Нижнего Новгорода

Н. В. Гоголь
«Мертвые души»
Вводный урок

Воротникова О.Г., учитель высшей категории, учитель русского языка и литературы МБОУ школа №7 Нижегородского района города Нижнего Новгорода

Предмет (направленность): урок литературы

Возраст детей: 9 класс

Место проведения: класс

Планируемый результат

Предметные умения

- расширение объема знаний по литературе,

- выявление заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- восприятие текста литературного произведения,

- владение элементарной литературоведческой терминологией;

-создавать устные монологические высказывания разного типа;

 формирование основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся;

на основе сопоставления взаимосвязи между автором и героем произведения понимание необходимости вдумчивого чтения,


 

- формулирование собственного отношения к произведению,

- получение опыта метапредметной деятельности.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий


 


 


 

1. История замысла поэмы

В октябре 1835 года Гоголь извещал Пушкина: « Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

Прервав на время работу над романом, Гоголь вернулся к ней, будучи уже за границей.

«Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план... Какой огромный, оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем...»

Из письма Гоголя к Жуковскому,

ноябрь 1836 г.,

Париж

Первые главы, в их начальной редакции, Гоголь читал Пушкину и оставил об этом чтении такое воспоминание:

Пушкин, слушая роман, «начал понемногу становиться все сумрачнее, сумрачнее и наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже! как грустна наша Россия!» Первоначально сюжет строился на плутнях пройдохи и авантюриста Чичикова: за небольшую сумму он скупает у помещиков «мертвые души», объявляет их переселенными на юг и закладывает мнимое имение государству по 100 рублей за душу. Затем он объявляет их скопом умершими от эпидемии и прикарманивает полученные деньги. После доработок на первый план выходят характеры помещиков, воссоздаваемые неторопливо и с эпической полнотой, вбирающей в себя отрицательные явления всероссийской значимости.


 

2. Особенности жанра.

В процессе работы Гоголь замыслил написать три тома, в которых можно было бы показать Русь уже не «с одного боку», а всесторонне. Второй и третий тома «Мертвых душ» должны были, по мысли автора, наряду с отрицательными, вывести и положительных героев и показать нравственное возрождение «подлеца – приобретателя» Чичикова.

Такая широта сюжета и насыщенность произведения лирическими отступлениями, позволяющими писателю многообразно выявлять свое отношение к изображаемому, внушили Гоголю мысль назвать «Мертвые души» не романом, а поэмой.

3. Композиция поэмы.

Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» – предопределил композицию поэмы. Она построена как история похождений «приобретателя» Чичикова, покупающего мертвые фактически, но живые юридически, т. е. не вычеркнутые из ревизских списков, души.

1 глава – приезд Чичикова в город N., знакомство его с городскими чиновниками и окрестными помещиками.

2 – 6 главы (портретные) – объезд Чичиковым помещичьих усадеб (с целью покупки «мертвых душ»).

7 – 10 главы – хлопоты Чичикова по законному оформлению «покупок» после возвращения в N.; сумятица среди чиновников и обывателей города по поводу этих «закупок», закончившаяся смертью прокурора. В 10 главу включена «Повесть о капитане Копейкине»

11 глава – отъезд Чичикова из города и биография героя – «приобретателя».

4. Особенности сюжета и композиции.

Поэма написана в форме путешествия, разрозненные фрагменты жизни России объединены в единое целое.

Композиция построена по принципу «концентрических кругов» или «замкнутых пространств» : город, усадьбы помещиков, вся Россия.

Сюжет «Мертвых душ» хроникальный, образ Чичикова играет связующую роль.

5. Идейно-композиционная роль Чичикова.

Гоголь: «Автор ведет его жизнь сквозь цепь приключений и перемен, дабы представить с тем вместе вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени... картину недостатков, злоупотреблений, пороков».

Роль Чичикова можно сравнить с ролью Вергилия из «Божественной комедии» Данте. Читатель следует за Чичиковым, он для читателя как бы проводник в этом царстве «мертвых душ», своеобразном гоголевском «аду» : городе NN и его окрестностях.

6. Смысл названия поэмы.

Первоначально название «Мертвые души» не было пропущено цензором, поэтому появилось дополнение – «Похождение Чичикова, или Мертвые души» ( причем слова «Мертвые души» были набраны более крупным шрифтом).


 

7. Чтение учителем и обсуждение содержания стихотворения:

Николай Васильевич Гоголь,

вечная шинель – внакид,

озирая нашу оголь,

во дворе своем сидит.

Николай Васильевич Гоголь…

Кто сумеет разгадать

наподобие ожога

на челе его печать? 


Сам с собой затеяв враки,

Сунул он камину в пасть,

Словно преданной собаке –

«Мертвых душ» вторую часть!


Но трубою дымохода 


рукописный вздыбив дым, 


сатанинским хороводом 


Сам герой и вслед за ним – 


все другие.


 

Вот так дело!


Как такое может быть,

Если рукопись сгорела,

А герой остался жить?

Через дали, через годы

Он заброшен на беду

Катапультой дымохода

В современную среду

Николай Васильевич Гоголь,
сколько ж так еще сидеть,

не в ладах с собой и с богом,

в чисту улицу глядеть?

Там стоит на перепутье

возле городских ворот

средь героев наших будней

мертвых душ старинный род.

И как в цирке на манеже,

в номерах своих не нов.

все марьяжит да манежит

хлюст, ханыга Хлестаков!

Несгораемы, хоть тресни,

в этом веке, как и в том…

Видно, встать придется с кресла,

Написать сожженный том.


П. ВЕГИН.

8. Домашнее задание:

заполните таблицу цитатами из текста по каждому помещику, которых посещает Чичиков.

ПОРТРЕТ

ИНТЕРЬЕР

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

РЕАКЦИЯ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЧИЧИКОВА

         


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации