Вводный урок - лекция по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (Литература, 9 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №7»
Нижегородского района города Нижнего Новгорода
Н. В. Гоголь
«Мертвые души»
Вводный урок
Воротникова О.Г., учитель высшей категории, учитель русского языка и литературы МБОУ школа №7 Нижегородского района города Нижнего Новгорода
Предмет (направленность): урок литературы
Возраст детей: 9 класс
Место проведения: класс
Планируемый результат |
|
Предметные умения - расширение объема знаний по литературе, - выявление заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - восприятие текста литературного произведения, - владение элементарной литературоведческой терминологией; -создавать устные монологические высказывания разного типа; – формирование основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся; – на основе сопоставления взаимосвязи между автором и героем произведения понимание необходимости вдумчивого чтения,
- формулирование собственного отношения к произведению, - получение опыта метапредметной деятельности. |
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, - развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий
|
1. История замысла поэмы
В октябре 1835 года Гоголь извещал Пушкина: « Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».
Прервав на время работу над романом, Гоголь вернулся к ней, будучи уже за границей.
«Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план... Какой огромный, оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем...»
Из письма Гоголя к Жуковскому,
ноябрь 1836 г.,
Париж
Первые главы, в их начальной редакции, Гоголь читал Пушкину и оставил об этом чтении такое воспоминание:
Пушкин, слушая роман, «начал понемногу становиться все сумрачнее, сумрачнее и наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже! как грустна наша Россия!» Первоначально сюжет строился на плутнях пройдохи и авантюриста Чичикова: за небольшую сумму он скупает у помещиков «мертвые души», объявляет их переселенными на юг и закладывает мнимое имение государству по 100 рублей за душу. Затем он объявляет их скопом умершими от эпидемии и прикарманивает полученные деньги. После доработок на первый план выходят характеры помещиков, воссоздаваемые неторопливо и с эпической полнотой, вбирающей в себя отрицательные явления всероссийской значимости.
2. Особенности жанра.
В процессе работы Гоголь замыслил написать три тома, в которых можно было бы показать Русь уже не «с одного боку», а всесторонне. Второй и третий тома «Мертвых душ» должны были, по мысли автора, наряду с отрицательными, вывести и положительных героев и показать нравственное возрождение «подлеца – приобретателя» Чичикова.
Такая широта сюжета и насыщенность произведения лирическими отступлениями, позволяющими писателю многообразно выявлять свое отношение к изображаемому, внушили Гоголю мысль назвать «Мертвые души» не романом, а поэмой.
3. Композиция поэмы.
Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» – предопределил композицию поэмы. Она построена как история похождений «приобретателя» Чичикова, покупающего мертвые фактически, но живые юридически, т. е. не вычеркнутые из ревизских списков, души.
1 глава – приезд Чичикова в город N., знакомство его с городскими чиновниками и окрестными помещиками.
2 – 6 главы (портретные) – объезд Чичиковым помещичьих усадеб (с целью покупки «мертвых душ»).
7 – 10 главы – хлопоты Чичикова по законному оформлению «покупок» после возвращения в N.; сумятица среди чиновников и обывателей города по поводу этих «закупок», закончившаяся смертью прокурора. В 10 главу включена «Повесть о капитане Копейкине»
11 глава – отъезд Чичикова из города и биография героя – «приобретателя».
4. Особенности сюжета и композиции.
Поэма написана в форме путешествия, разрозненные фрагменты жизни России объединены в единое целое.
Композиция построена по принципу «концентрических кругов» или «замкнутых пространств» : город, усадьбы помещиков, вся Россия.
Сюжет «Мертвых душ» хроникальный, образ Чичикова играет связующую роль.
5. Идейно-композиционная роль Чичикова.
Гоголь: «Автор ведет его жизнь сквозь цепь приключений и перемен, дабы представить с тем вместе вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени... картину недостатков, злоупотреблений, пороков».
Роль Чичикова можно сравнить с ролью Вергилия из «Божественной комедии» Данте. Читатель следует за Чичиковым, он для читателя как бы проводник в этом царстве «мертвых душ», своеобразном гоголевском «аду» : городе NN и его окрестностях.
6. Смысл названия поэмы.
Первоначально название «Мертвые души» не было пропущено цензором, поэтому появилось дополнение – «Похождение Чичикова, или Мертвые души» ( причем слова «Мертвые души» были набраны более крупным шрифтом).
7. Чтение учителем и обсуждение содержания стихотворения:
Николай Васильевич Гоголь,
вечная шинель – внакид,
озирая нашу оголь,
во дворе своем сидит.
Николай Васильевич Гоголь…
Кто сумеет разгадать
наподобие ожога
на челе его печать?
Сам с собой затеяв враки,
Сунул он камину в пасть,
Словно преданной собаке –
«Мертвых душ» вторую часть!
Но трубою дымохода
рукописный вздыбив дым,
сатанинским хороводом
Сам герой и вслед за ним –
все другие.
Вот так дело!
Как такое может быть,
Если рукопись сгорела,
А герой остался жить?
Через дали, через годы
Он заброшен на беду
Катапультой дымохода
В современную среду
Николай Васильевич Гоголь,
сколько ж так еще сидеть,
не в ладах с собой и с богом,
в чисту улицу глядеть?
Там стоит на перепутье
возле городских ворот
средь героев наших будней
мертвых душ старинный род.
И как в цирке на манеже,
в номерах своих не нов.
все марьяжит да манежит
хлюст, ханыга Хлестаков!
Несгораемы, хоть тресни,
в этом веке, как и в том…
Видно, встать придется с кресла,
Написать сожженный том.
П. ВЕГИН.
8. Домашнее задание:
заполните таблицу цитатами из текста по каждому помещику, которых посещает Чичиков.
ПОРТРЕТ |
ИНТЕРЬЕР |
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
РЕАКЦИЯ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЧИЧИКОВА |