12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чайка Анна Алексеевна1507
Преподаватель русского языка и литературы на первых курсах (база 9 классов) в ГПОАУ СПО "Благовещенский политехнический колледж". В 2014 году была присвоена первая квалификационная категория.
Россия, Амурская обл., Благовещенск
7

Урок «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»»



Тема: Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Цель: На примере образов-помещиков поэмы показать судьбы и характеры людей в России 19 века.

Задачи: Повторить ранее изученный материал.

Продолжить знакомство с фактами жизни и творчество Н.В. Гоголя.

Отработать навыки составления вопросного плана, цитатной характеристики, составления связных текстов по плану.

Прививать интерес к классической литературе.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, портрет писателя, иллюстрации помещиков поэмы «Мертвые души»: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, текст поэмы « Мертвые души, раздаточный материал.

Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный, исследовательский.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальная (сообщения), коллективная (словесный портрет), групповая (заполнение таблицы), игровая (викторина).


 

Примечание: Так как с данным произведением обучающиеся знакомились в средней школе и на изучение данной темы выделено 2 часа (90 минут), считаю, целесообразным повторить и открыть в произведении, что-то новое, по следующему плану занятия:


 

Содержание занятия.

Организационный этап.

На доске представлены иллюстрации героев одного из произведений писателей 19 века. Нарисуйте словесную картину этих героев по плану:

  1. Внешнее описание в сопоставлении с характером героя (как вы себе представляете).

    Происхождение. Социальное положение (отношения в семье, к прислуге и др.)

    Функция героя в тексте. Какие взаимоотношения, по - вашему мнению, складываются с другими героями поэмы (на 2-3 примерах)

    Ваше личное отношение к описываемому образу.


 


 


 

Как вы думаете, о каком писателе и его произведении сегодня на уроке пойдет речь? (назвать автора и поэму.)

- Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».


 

Актуализация опорных знаний.

Слово учителя: «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя» (презентация).

Задание: К сообщению составить вопросный план «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя».

Слайд 1,2.

Родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика.

Слайд 3,4.

Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла в возрасте четырнадцати лет. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811-1844), Анна (1821-1893), Лиза (1823-1864) и Ольга (1825-1907).

Слайд 5,6.
Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал частные уроки.


 

Слайд 7.

В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

Слайд 8,9.

Окончив гимназию в 1828, Гоголь едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала очень негативные отзывы критиков, что усилило тяжелое настроение Гоголя, который в течение всей жизни очень болезненно переживал критику своих произведений.

Слайд 10.

В июле 1829 он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно уезжает за границу, в Германию, а к концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург. В конце 1829 ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

В 1832 годы вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», основанная на украинском народном творчестве – песнях, сказках, народных поверьях и обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Эта книга принесла Гоголю большой успех. Появление «Вечеров на хуторе близ Диканьки», по словам Пушкина, было необыкновенным явлением в русской литературе. Гоголь открыл русскому читателю удивительный мир народной жизни, проникнутый романтикой народных преданий и традиций, веселым лиризмом и задорным юмором.

В конце 1832 года Гоголь приезжает в Москву уже известным писателем, где сближается с М.П. Погодиным, семейством С.Т. Аксакова, М.Н. Загоскиным, И.В. и П.В. Киреевскими, которые оказали большое влияние на воззрения молодого Гоголя. В 1834 году Гоголь был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла "Тараса Бульбы".

В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году появился сборник повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и сборник "Арабески" (на темы петербургской жизни).
Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая — премьера в Москве, в Малом театре.

Так же в 1935 году был закончено произведение “Нос” — верх гоголевской фантастики (опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в.

Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью", Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над "Мертвыми душами", начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме.

Слайд 11,12,13,14,15.

В сентябре 1839 Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ", которые вызывают восторженную реакцию. В 1940 г. Гоголь вновь покидает Россию и в конце лета 1840 в Вене, его внезапно постигает один из первых приступов тяжелой нервной болезни. В октябре он приезжает в Москву читает в доме Аксаковых последние 5 глав «Мертвых душ». Однако в Москве цензура не допустила роман к печати и в январе 1842 писатель переправляет рукопись в Петербургский цензурный комитет, в котором книга была разрешена, однако с изменением названия и без "Повести о капитане Копейкине". В мае "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.И вновь произведение Гоголя вызвало шквал самых противоречивых откликов. На фоне общего восхищения раздаются резкие обвинения в карикатурности, фарсе, клевете.Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу, где писатель работает над 2-м томом "Мертвых душ".

Все лето 1842 года Николай Васильевич провел в Германии и лишь в октябре переехал в Рим. Много времени уходит у него на подготовку к публикации собрания сочинений, но он успевает работать над вторым томом «Мертвых душ». «Сочинения Никола Гоголя» начинают выходить в 1843 году, однако и здесь произошла некоторая задержка (на один месяц) из-за придирок цензуры. Начало 1845 года знаменуется для Гоголя новым душевным кризисом. Он начинает переезжать с курорта на курорт с целью обрести душевное равновесие. В конце июня или в начале июля 1845, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу «Мертвых душ" — "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу. И начинает работу заново.

В последующие годы писатель часто переезжал с одного места в другое, надеясь, что перемена обстановки поможет ему восстановить здоровье. К середине 40-х годов духовный кризис углубился. Под влиянием А.П. Толстого Гоголь проникся религиозными идеями, отказался от своих прежних убеждений и произведений.

В 1847 году был издан цикл статей писателя в форме писем под названием «Выбранные места из переписки с друзьями». Главная мысль этой книги – необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Книга вышла в свет в сильно измененном цензурой виде и была признана слабым в художественном отношении произведением. Одновременно Гоголь работал и над трудами теологического характера, самый значительный из которых «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857).

Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.

Весна 1850 года – Гоголь делает предложение руки и сердца А. М. Виельгорской, однако получает отказ.

Слайд 16,17

1852 год – Николай Васильевич регулярно встречается и беседует с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.

В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 февраля 1852 года, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель с рукописями. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям «Мертвых душ»). 20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, однако принятые меры не дают результата. Утром 21 февраля Н.В. Гоголь скончался. Последними словами писателя были: "Лестницу, поскорее, давай лестницу!".

Индивидуальное сообщение «История создания поэмы «Мертвые души».

После создания комедии "Ревизор" Гоголь чувствует потребность написать серьезное сочинение. В 1835 году А. С. Пушкин предлагает Гоголю любопытный сюжет (сюжет будущих "Мертвых душ"). Гоголю нравится эта идея, и он с энтузиазмом приступает к работе: "...Пушкин <...> отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы, и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мертвых Душ». <...>  После «Ревизора» я почувствовал, более нежели когда-либо прежде, потребность сочиненья полного, где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться. Пушкин находил, что сюжет «Мертвых Душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров..." (Н. В. Гоголь, "Авторская исповедь") Начало работы в Петербурге (1835 г.) Гоголь начинает писать "Мертвые души" в Петербурге в 1835 году: "...Начал писать «Мертвых Душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтись. Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь..." (Письмо Н. В. Гоголя к А. С. Пушкину, 7 октября 1835 г.) Работа за границей (1836 - 1839 гг.) Вскоре после первого постановки "Ревизора" он едет за границу, где и протекает основная работа над "Мертвыми душами". Из Парижа Гоголь пишет Жуковскому следующее: "...принялся за «Мертвых Душ», которых было начал в Петербурге. Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись. <...> Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем! Это будет первая моя порядочная вещь; вещь, которая вынесет мое имя. Каждое утро, в прибавление к завтраку, вписывал я по три страницы в мою поэму..." (письмо Н. В. Гоголя к В. А. Жуковскому, 12 ноября 1836 г.) В конце 1837 года Гоголь пишет Жуковскому из Рима о том, что он спешит закончить поэму: "...Если бы вы знали, с какою радостью я бросил Швейцарию и полетел в мою душеньку, в мою красавицу Италию! <...> Я весел. Душа моя светла. Тружусь и спешу всеми силами совершить труд мой..." (письмо Н. В. Гоголя к В. А. Жуковскому, 30 октября 1837 г.) В 1839 году Гоголь завершает работу над черновиком "Мертвых душ". По мнению ученых, черновой вариант поэмы Гоголь завершает к осени 1839 года. С этого момента начинается "отделка" текста. Возвращение в Россию и первые чтения (1839 г.) Осенью 1839 года Гоголь возвращается из-за границы в Петербург. Он читает первые четыре главы "Мертвых душ" своим знакомым: Прокоповичу, Анненкову и др.: "...Первые главы «Мертвых Душ» были уже им написаны, и однажды вечером, явившись в голубом фраке с золотыми пуговицами, с какого-то обеда, к старому товарищу своему Н. Я. Прокоповичу, он застал там всех скромных, безызвестных своих друзей и почитателей, которыми еще дорожил в то время <...>.   Он читал без перерыва до тех пор, пока истощился весь его голос и зарябило в глазах. Мы узнали таким образом первые четыре главы «Мертвых Душ»… Общий смех мало поразил Гоголя, но изъявление нелицемерного восторга, которое видимо было на всех лицах под конец чтения, его тронуло… Он был доволен..." (П. В. Анненков, очерк "Н. В. Гоголь в Риме летом 1841 года") Затем в начале 1840 года Гоголь читает шесть глав поэмы в доме у Аксаковых в Москве. Одновременно с этим писатель продолжает работу над текстом. Правка текста за границей (1840 г.) Летом 1840 года Гоголь снова уезжает за границу. В декабре 1840 года, после болезни, он приступает к "очистке" первого тома "Мертвых душ": "…Я теперь приготовляю к совершенной очистке первый том «Мертвых Душ». Переменяю, перечищаю, многое перерабатываю вовсе..." (письмо Н. В. Гоголя к С. Т. Аксакову из Рима, 28 декабря 1840 г.) В этот же период Гоголь обдумывает продолжение "Мертвых душ": "...занимаюсь переправками, выправками и даже продолжением «Мертвых Душ». Вижу, что предмет становится глубже и глубже. Даже собираюсь в наступающем году печатать первый том..." (письмо Н. В. Гоголя к М. П. Погодину, 28 декабря 1840 г.) Весной и летом 1841 года в Риме Гоголь работает над окончательной версией рукописи. Прохождение цензуры (1841-1842 гг.) В октябре 1841 года Гоголь приезжает в Москву с готовой рукописью "Мертвых душ". Он отдает рукопись на проверку в московский цензурный комитет.  Цензоров возмущает называние поэмы и другие детали. Гоголь предчувствует, что поэму могут запретить. Судя по всему, он решает не дожидаться официального запрета и сам забирает рукопись из цензуры: "...Удар для меня никак неожиданный: запрещают всю рукопись. <...> наконец дело кончилось тем, что рукопись объявлена запрещенною, хотя комитет только прочел три или четыре места..." (Н. В. Гоголь — П. А. Плетневу, Москва, 7 января 1842 г.) Гоголь передает рукопись "Мертвых душ" цензорам в Петербург. Он надеется, что петербургские цензоры пропустят поэму. Тем временем Гоголь испытывает трудности с деньгами и едва сводит концы с концами: "...известный писатель Гогель находится теперь в Москве в самом крайнем положении, <...> он основал всю надежду свою на сочинении своем под названием «Мертвые Души», но оно московской цензурою не одобрено и теперь находится в рассмотрении здешней цензуры..." (доклад А. Х. Бенкендорфа Николаю I от 2 февраля 1842 г.) Разрешение на печать (1842 г.) Наконец 9 марта 1842 г. петербургский цензор А. В. Никитенко подписывает цензурное разрешение на печать "Мертвых Душ". Гоголь получает рукопись с цензурными правками.  По требованию цензуры название поэмы изменяется - с "Мертвых душ" на "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Также к печати не допускается "Повесть о капитане Копейкине": "...Милостивый государь, Николай Васильевич! <...> Сочинение это, как вы видите, прошло цензуру благополучно. <...> Совершенно невозможным к пропуску оказался эпизод Копейкина. < ...> Места, которые исключила цензура или принуждена была заменить своими, вы, вероятно, исправили бы сами так, что и сено было бы цело и козы сыты..." (А. В. Никитенко — Н. В. Гоголю, 1 апреля 1842 г.) Публикация "Мертвых душ" (1842 г.) Получив на руки рукопись 5 апреля 1842 года, Гоголь приступает к публикации. В это время он переделывает забракованную "Повесть о капитане Копейкине", посылает ее еще раз на цензуру и получает разрешение. 21 мая 1842 года типография выпускает первые экземпляры "Мертвых душ". Опубликовав поэму, Гоголь вскоре снова уезжает за границу. Работа над вторым томом, по мнению исследователей, к 1842 году у Гоголя уже имеется много материала из второго тома "Мертвых душ". Однако в 1845 году писатель неожиданно сжигает этот материал. К 1849 году Гоголь создает новую версию второго тома "Мертвых душ". В 1849-1851 году Гоголь читает близким друзьям главы из второго тома. Но вскоре его посещают сомнения в том, стоит ли это печатать: "...Гоголь сказал, что он не будет печатать второго тома, что в нем все никуда не годится и что надо все переделать..." (С. Т. Аксаков - С. П. Шевыреву, 1852 г.) В ночь на 12 февраля 1852 года Гоголь сжигает рукопись второго тома "Мертвых душ". Это случается за семь дней до его смерти.  В 1855 году, уже после смерти Гоголя, его племянник Н. Трушковский публикует уцелевшие главы второго тома "Мертвых душ". Таким образом, работа Гоголя над поэмой "Мертвые души" продолжается 17 лет - с 1835 по 1852 год. Плод многолетних трудов, поэма "Мертвые души" считается главным творением Гоголя, а также шедевром русской литературы XIX века


 

Изучение нового материала

Коллективная работа

Задание: По ходу просмотра видеосюжетов, прослушивания сообщений, в тетради раскрывают черты героев в виде цитат, заполняя таблицу:


 

Помещик

Характерная черта

Цитаты

Манилов

«слащавость»

 

Коробочка

«дубиноголовость»

 

Ноздрев

«наглое вранье»

 

Собакевич

«человеконенавистничество»

 

Плюшкин

«чудовищная скупость»

 


 

Работа по образу Манилова:

А) Просмотр видео 1 «Чичиков у Манилова».

Б) Индивидуальное сообщение. Тема: «Образ Манилова»

О внешности господина Манилова известно следующее: "... Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами..." "... На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности..." "... Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке..." Помещик Манилов является отставным офицером: "... В нашем полку был поручик ..." (Манилов о своей службе) Господин Манилов - приятный человек: "... В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!»..." Помещик Манилов ведет себя заискивающе с окружающими, подстраивается и стремится понравиться им: "... в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства..." "... он [Чичиков] неизвестно отчего оглянулся назад. Манилов тоже неизвестно отчего оглянулся назад..."  Манилов - скромный и деликатный человек: "... служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером..." Господин Манилов является молчаливым и задумчивым человеком: "... Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно..." Манилов является впечатлительным человеком: "... Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут..." Помещик Манилов - доверчивый человек: "... «Ступай», – говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать..." Господин Манилов является ненаходчивым человеком. Он легко теряется и конфузится в трудных ситуациях: "...Манилов совершенно растерялся. Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос – черт его знает..."  "... Манилов так сконфузился и смешался, что только смотрел на него..." Манилов является законопослушным гражданином: "... не будет ли это предприятие [...] эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?..." (Манилов о том, что он боится закона) Помещик Манилов - скучный человек: "... если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную..." (об общении с Маниловым) Манилов - ленивый человек. Он не занимается своим хозяйством: "...Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою..." "... все время сидел он и курил трубку, что тянулось до самого ужина..." Манилов - мечтательный человек. Он охотно строит планы, но мало действует: "...Странная просьба Чичикова прервала вдруг все его мечтания ..."  "...все эти прожекты так и оканчивались только одними словами..." (о планах и идеях Манилова) Господин Манилов является романтиком: "... Несмотря на то что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь..." Помещик Манилов - чувствительный человек: "... нежное движение его сердца ..." Помещик Манилов хорошо относится к своим и чужим крепостным, а также к учителям своих детей и т.д.: "... Учитель [...] хотел заплатить этим хозяину за хорошее обращение..."  "... Тут Манилов с такою же любезностью рассказал дело кучеру и сказал ему даже один раз «вы»..." Господин Манилов и его жена являются гостеприимными, радушными хозяевами: "... Чичиков уехал, сопровождаемый долго поклонами и маханьями платка приподымавшихся на цыпочках хозяев..." (о гостеприимстве Маниловых)

В) Запись цитат в таблице, характеризующая данную черту: «слащавость» Манилова.

Работа по образу Коробочки:

А) Просмотр видео 2 «Чичиков у Коробочки».

Б) Индивидуальное сообщение. Тема: «Образ Коробочки»

Настасья Петровна Коробочка является единственной женщиной среди пятерых помещиков, которых посещает Чичиков. Коробочка - старая помещица, вдова коллежского секретаря: "... Коробочка, коллежская секретарша... Настасья Петровна..." Одинокая вдова Коробочка живет в своей усадьбе и полностью посвящает себя хозяйству. О семье Коробочки известно, что у помещицы есть сестра, которая живет в Москве. Есть ли у героини дети - неизвестно. О внешности помещицы Коробочки известно следующее: "... вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее..."   "...Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано..." Настасья Петровна Коробочка является мелкой помещицей. В ее усадьбе числится 80 душ крепостных крестьян. Для сравнения, Плюшкин владеет около 1000 душ: "...Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят, – сказала хозяйка..." Деловитая и энергичная Коробочка держит свое хозяйство под полным контролем. Крестьянские дома в ее деревне выглядят крепкими, а крепостные мужики - "дюжими", сильными: "... У вас, матушка, хорошая деревенька... мужички на вид дюжие, избенки крепкие..." Помещица Коробочка является небедной женщиной, однако она любит прибедняться и жаловать на жизнь: "...да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что Боже храни..." "...одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов..." Настасья Петровна Коробочка торгует самыми разными продуктами, которые производят ее крепостные: медом, салом, перьями, пенькой и т.д.  Коробочка старается как можно выгодней продать свои товары и все время боится продешевить: "...Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево, а вот ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил..." Когда Чичиков покупает у Коробочки "мертвые души", женщина тоже боится продешевить. Ее пугает не сам факт продажи "мертвых душ", а низкая цена за душу: "... мое такое неопытное вдовье дело! лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам..." Коробочка. Художник П. Боклевский Помещица Коробочка верит в Бога, но одновременно верит и в черта. Иногда старушка также гадает в карты : "...Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы, да, видно, в наказание-то Бог и наслал его. Такой гадкий привиделся; а рога-то длиннее бычачьих..." (Коробочка описывает черта) Настасья Петровна Коробочка является бойкой женщиной, которая умеет постоять за себя. Она обращается в суд, когда возникают какие-то проблемы: "...Хоть бы мне листок подарил! а у меня такой недостаток; случится в суд просьбу подать, а и не на чем..."

В) Запись цитат в таблице, характеризующие данную черту: «дубиноголовость» Коробочки.

Работа по образу Ноздрева:

А) Просмотр видео 3 «Чичиков у Ноздрева».

Б) Индивидуальное сообщение. Тема: «Образ Ноздрева»

Возраст помещика Ноздрева - 35 лет: Ноздрев. Художник А. Лаптев "... Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять..." О внешности Ноздрева известно следующее: "... Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами..."  Ноздрев - свежий и румяный на вид мужчина: "... его свежие, румяные, как весенняя роза, щеки..."  "... Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его..."  Помещик Ноздрев является разбитным человеком, способным на все: "... Горазд он, как видно, на все ..." "... Чичиков... познакомился с помещиком Ноздревым, человеком лет тридцати, разбитным малым, который ему после трех-четырех слов начал говорить «ты».." У Ноздрева бойкий характер: "... неугомонной юркости и бойкости характера..." Господин Ноздрев громко говорит и смеется: "... слова его о покупке мертвых душ были произнесены во всю глотку и сопровождены таким громким смехом ..." Помещик Ноздрев любит подраться:  "... Ноздрев размахнулся рукой…" (на Чичикова)  Господин Ноздрев любит париться в бане: "... Пустяки, пустяки! мы соорудим сию минуту банчишку..."  Ноздрев любит веселиться: "... как покутили мы в первые дни!.. Эх, братец, как покутили!..."  "... Уж так покутили!.. После нас приехал какой-то князь, послал в лавку за шампанским, нет ни одной бутылки во всем городе ..." Помещику Ноздреву, судя по всему, нравятся балы и праздники: "... волокита Кувшинников! Мы с ним были на всех почти балах..."  Господин Ноздрев любит выпить: "... Какого вина отпустил нам Пономарев! [...] Шампанское у нас было такое – что пред ним губернаторское? просто квас. [...] И еще достал одну бутылочку французского под названием: бонбон..." "... вина были перепробованы, но гости всё еще сидели за столом..." Ноздрев - расточительный человек. Он не любит экономить деньги: "... я вовсе не какой-нибудь скалдырник* ..." (скалдырник - жадный человек) "... прокурор и все губернские скряги в нашем городе, которые так и трясутся за каждую копейку..." (Ноздрев осуждает скряг-чиновников) Ноздрев является любопытным человеком: "... Ох, какой любопытный! ему всякую дрянь хотелось бы пощупать рукой, да еще и понюхать!..."  Непоседливый Ноздрев не может сидеть дома больше одного дня: "... Дома он больше дня никак не мог усидеть..." Помещик Ноздрев является дураком (по мнению автора): Ноздрев. Художник М. Далькевич "... Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека..." (автор о Ноздреве) Помещик Ноздрев - ненадежный человек: "... дело совсем не такого роду, чтобы быть вверену Ноздреву..." "... расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем..." Господин Ноздрев любит играть в карты: "... Чичиков заметил в руках хозяина неизвестно откуда взявшуюся колоду карт..." "... продулся в пух! Веришь ли, что никогда в жизни так не продувался..."  "... если б ты знал, как я продулся! Поверишь ли, что не только убухал четырех рысаков* – всё спустил. Ведь на мне нет ни цепочки, ни часов…" (*- коней) Играя в карты, Ноздрев ведет себя нечестно: "... В картишки [...] играл он не совсем безгрешно и чисто, зная много разных передержек и других тонкостей..." "... ты не так играешь, как прилично честному человеку..." (Чичиков Ноздреву) "... полицеймейстер и прокурор чрезвычайно внимательно рассматривали его взятки и следили почти за всякою картою, с которой он ходил..." Ноздрев является лгуном и выдумщиком: "... Что Ноздрев лгун отъявленный, это было известно всем, и вовсе не было в диковинку слышать от него решительную бессмыслицу..."  "... Ноздрев лгун, что ему нельзя верить ни в одном слове, ни в самой безделице..." Господин Ноздрев любит привирать и преувеличивать: "... Веришь ли, что я один в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского..." (это неправда) Помещик Ноздрев не держит свое слово: "... нечестно с твоей стороны: слово дал, да и на попятный двор..." (Чичиков о Ноздреве)   Ноздрев - несдержанный человек: "... тут он и спохватился было [...] но языка никак уже не мог придержать..." Ноздрев - сильный и грубый мужчина: "... Вот посмотри нарочно в окно! – Здесь он нагнул сам голову Чичикова, так что тот чуть не ударился ею об рамку..." Помещик Ноздрев любит грубо выражаться, говорить "казарменным языком": "...Всему есть границы, – сказал Чичиков с чувством достоинства. –  Если хочешь пощеголять подобными речами, так ступай в казармы..." (Чичиков упрекает Ноздрева в его "казарменном языке")  Ноздрев - скандалист. Находясь в нетрезвом виде, он ведет себя неприлично в обществе людей: "... Ноздрева давно уже вывели; ибо... поведение его чересчур становилось скандалезно. Посреди котильона он сел на пол и стал хватать за полы танцующих, что было уже ни на что не похоже..." Из-за своего хулиганства Ноздрев даже попадает под суд: "– ... вы находитесь под судом до времени окончания решения по вашему делу. – Что за вздор, по какому делу? – сказал Ноздрев...  – Вы были замешаны в историю, по случаю нанесения помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде..." Из-за игры в карты Ноздрев иногда остается без денег: "... догадался купить, когда были еще деньги..."  "... У меня нет ни копейки в кармане..." Оставаясь без "копейки в кармане", помещик Ноздрев просит деньги в долг у окружающих - например, у Чичикова: "... ты должен мне дать три тысячи взаймы. Нужны, брат, хоть зарежь!..." (просит в долг у Чичикова) Господин Ноздрев является плохим отцом для своих двоих детей: "... жена скоро отправилась на тот свет, оставивши двух ребятишек, которые решительно ему были не нужны. За детьми, однако ж, присматривала смазливая нянька..." При этом Ноздрев очень любит собак и заботится о них большем, чем о своих детях: "... Ну так купи собак. Я тебе продам такую пару, просто мороз по коже подирает!.."  ".. Вот посмотри-ка, Чичиков, посмотри, какие уши, на-ка пощупай рукою..." "... Порфирий должен был чистить меделянскому щенку пуп особенной щеточкой и мыть его три раза на день в мыле..."

В) Запись цитат в таблице, характеризующие Ноздрева как «наглого вруна».

Работа по образу Собакевича:

А) Просмотр видео 4 «Чичиков у Собакевича».

Задание для самостоятельного выполнения.

Выбрать цитаты и заполнить вышеуказанную таблицу.

Раздаточный материал. Тема: «Образ Собакевича»

Михаил Семенович Собакевич - мужчина средних лет (ему где-то за 40). Он живет в провинциальном "захолустье", где активно занимается своей большой усадьбой. Внешность Собакевича очень напоминает внешность медведя. Характер и манеры у Собакевича далеко не такие деликатные, как у Манилова или Чичикова.  Характеристика Собакевича в поэме "Мертвые души" в цитатах Внешность Собакевича  "... медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем..." "... Зная привычку его наступать на ноги..." "... он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке..."      Смотрите: Внешность Собакевича Характер и личность Собакевича "... пятый десяток живу, ни разу не был болен; хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил… Нет, не к добру! когда-нибудь придется поплатиться за это...." "... хоть бы что-нибудь похожее на выражение показалось на лице его. Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности..." "... Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны..." Собакевич. Художник П. Боклевский "...Зодчий [...] хотел симметрии, хозяин – удобства..." (хозяин это Собакевич) "... Помещик, казалось, хлопотал много о прочности..." "... Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности..." (Чичиков о Собакевиче) "... Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья..." (Собакевич о чиновниках города N) "... у этого губа не дура..." (Чичиков о Собакевиче) "... Собакевич вошел, как говорится, в самую силу речи, откуда взялась рысь и дар слова.." "... Экой кулак!» (Чичиков о Собакевиче) "... сделался то, что называют человек-кулак..." "..  нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему..." (Собакевич о себе) "... Что ж, душенька, пойдем обедать, – сказала Собакевичу его супруга..." (жена зовет Собакевича "душенькой") Это была цитатная характеристика помещика Собакевича в поэме "Мертвые души" Гоголя.

В) Запись цитат в таблице, характеризующие черту Собакевича: «человеконенавистничество».

Работа по образу Плюшкина:

А) Просмотр видео 5 «Сделка Чичикова и Плюшкина».

Б) Индивидуальное сообщение. Тема: «Образ Плюшкина»

Плюшкин впервые появляется в главе VI "Мертвых душ". В этой главе Чичиков приезжает к Плюшкину за "мертвыми душами

Помещик Плюшкин - скупой, неряшливый и недоброжелательный человек. Скупость Плюшкина граничит с жестокостью. В его амбарах хранятся горы продуктов, которые гниют за ненадобностью. При этом его крестьяне ходят полуголодные и не смеют взять ни крошки. Плюшкин - состоятельный помещик с 1000 крепостных душ. Но при этом он живет как бедняк, питается сухарями и носит лохмотья. По мнению Чичикова, если встретить Плюшкина возле церкви, то его можно спутать с нищим. Характеристика Плюшкина в поэме "Мертвые души" Внешность Плюшкина Возраст Плюшкина - за 60 лет: Плюшкин. Художник А. Лаптев "... седьмой десяток живу!..." Когда Чичиков впервые видит Плюшкина, он сначала принимает его за женщину, служанку-ключницу: "... Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины ..."  "... Ой, баба! ой, нет! [...] Конечно, баба! ..." (Чичиков о внешности Плюшкина) "... По висевшим у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно поносными словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница..." У Плюшкина худое и небритое лицо с маленькими глазами: "... это был скорее ключник, чем ключница: [...] весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей..." "... такого он [Чичиков] еще не видывал. Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши ..." У Плюшкина нет зубов: "... Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы, ибо зубов не было ..." Одежда Плюшкина "... Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть*, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук ..." (* юфть – грубая кожа) "... если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик ..." Смотрите: Внешность Плюшкина  Личность и характер Плюшкина Имя героя - Степан Плюшкин:  "...На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всем положиться..."  (прим.: дочь Плюшкина носит отчество "Степановна", а значит, самого Плюшкина зовут Степаном) Ниже представлены цитаты с описание личности и характера Плюшкина: "... восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!..." (Собакевич о Плюшкине) "... Мошенник [...] Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом..." (Собакевич о Плюшкине)  "... скрягу Плюшкина [...] того, что плохо кормит людей?.."  "... у него, точно, люди умирают в большом количестве? ..." (Чичиков) "... Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке! – сказал Собакевич. – Извинительней сходить в какое-нибудь непристойное место, чем к нему..."  "... не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картежники и мотишки..." "... человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине..." "... С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два..."  "... с каждым годом [...] мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате..." "... неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения..." "... это бес, а не человек..." (мнение покупателей о Плюшкине) "... слово «добродетель» и «редкие свойства души» можно с успехом заменить словами «экономия» и «порядок»..." (Чичиков о Плюшкине)  Смотрите: Хозяйство Плюшкина Дом Плюшкина "... Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно..."  "... домом, который показался теперь еще печальнее. Зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах..."  "... Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку и, как видно, много потерпели от всяких непогод, дождей, вихрей и осенних перемен. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками ..."  "... кухня у меня низкая, прескверная, и труба-то совсем развалилась: начнешь топить, еще пожару наделаешь..." Смотрите: Описание дома Плюшкина  Комната Плюшкина Комната Плюшкина. Художник М. Шагал "... он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель..." (впечатление Чичикова) "...Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе ..." Деревня и усадьба Плюшкина "... Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр..." "... Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами [...] покосились и почернели даже не живописно..." Деревня Плюшкина. Художник А. Лаптев "... Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших, – наполняла двор; возле них направо и налево видны были ворота в другие дворы. Все говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и все глядело ныне пасмурно. Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома!..." Смотрите: Деревня и усадьба Плюшкина  Крестьяне Плюшкина "Ну, чего ты пришел, дурак,   скажи, чего?". Художник А. Агин "... А между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба; столько же поставов холста должна была наткать ткачиха, – все это сваливалось в кладовые, и все становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве..."  "... Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чем будет повесить..." (Плюшкин о своих крестьянах) Смотрите: Крестьяне Плюшкина  Плюшкин в прошлом  "... А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости..."  "... Сам хозяин являлся к столу в сюртуке, хотя несколько поношенном, но опрятном, локти были в порядке: нигде никакой заплаты..." (Плюшкин в прошлом)  "... В доме были открыты все окна ..." (дом Плюшкина в прошлом) "... две миловидные дочки [...] сын, разбитной мальчишка..."  "...  добрая хозяйка умерла ..." (о жене Плюшкина) Смотрите: Семья Плюшкина Жадность Плюшкина Чичиков и Плюшкин с деньгами. художник А. Агин "... Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее. [...] Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость [...] Наконец последняя дочь [...] умерла, и старик очутился один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств..." "... На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? во всю жизнь не пришлось бы их употребить даже на два таких имения, какие были у него, – но ему и этого казалось мало..." "... сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. Он уже позабывал сам, сколько у него было чего..."

В) Запись цитат в таблице, характеризующих Плюшкина, как «чудовищного » .

4. . Рефлексия.

Проверка записей в тетради.

Обучающиеся сравнивают словесную картину с записями в таблице (насколько совпали впечатления о героях)

Проверка домашнего задания.

Викторина на знание содержания поэмы:

(За каждый правильный ответ обучающиеся получают жетоны, которые по окончанию викторины суммируются, и выводится общий балл в виде отметки).

1. Как зовут Чичикова? Чичикова зовут Павлом Ивановичнм.

2. Как зовут коней Чичикова? Коней Чичикова зовут так: Гнедой, Заседатель и Бонапарт.

3. Как зовут кучера Чичикова? Кучера Чичикова зовут Селифаном.

4. Как зовут слугу (лакея) Чичикова? Слугу (лакея) Чичикова зовут Петрушкой.

5. С какой суммы начиналась карьера Чичикова?  Получив от отца полтину (50 копеек),  маленький Павлуша Чичиков еще в училище зарабатывает свои первые 5 рублей благодаря своей предприимчивости . Таким образом, можно считать, что карьера Чичикова началась с 50 копеек. Также на этот вопрос можно ответить и так: карьера Чичикова началась с 1000 рублей, которые тот выручил после продажи отцовского дома. 

6. Чем похожи Чичиков и Плюшкин? Чичиков и Плюшкин похожи тем, что они оба - экономные, жадные и подозрительные люди.

7. Чем Чичиков похож на Собакевича? Чичиков похож на Собакевича тем, что оба эти героя везде ищут свою выгоду, а также они оба основательно и серьезно походят к делу. 

8. Кто научил Чичикова копить копейку? Отец научил Чичикова копить копейку. В детстве отец дал Чичикову наставление, которому тот неукоснительно следовал всю жизнь.

9. Почему Чичиков был уволен с таможни? Чичиков был уволен со службы на таможне за сговор с контрабандистами.

10. В какой последовательности Чичиков посещает помещиков? Чичиков посещает помещиков в такой последовательности: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

11. Кого из помещиков Чичиков посещает первым? Первым Чичиков посещает Манилова. 

12. Кого из помещиков Чичиков посещает вторым? Вторым Чичиков посещает Коробочку. 

13. Кого из помещиков Чичиков посещает третьим? Третьим Чичиков посещает Ноздрева. 

14. Кого из помещиков Чичиков посещает четвертым? Четвертым Чичиков посещает Собакевича. 

15. Кого из помещиков Чичиков посещает пятым? Пятым Чичиков посещает Плюшкина. 

16. Как называется первая усадьба на пути Чичикова? Первая усадьба на пути Чичикова называется Маниловка.

17. Кому обязан Чичиков своим разоблачением? Чичиков обязан своим разоблачением помещице Коробочке. Именно она приезжает в город и рассказывает о скупке "мертвых душ" Чичиков.

18. Для чего Чичиков скупает "мертвые души"? Чичиков скупает "мертвые души", чтобы разбогатеть. Он хочет получить ссуду под залог "мертвых душ". Читайте об этом подробнее здесь.

19. Чем Собакевич угощает Чичикова? Собакевич угощал Чичикова водкой, щами, бараньим желудком, бараньим боком, ватрушками, гусем и вареньем из редьки.

20. Какой чин носит господин Чичиков? Чичиков носит чин коллежского советника. 

21. Как Гоголь называет Чичикова? Гоголь называет Чичикова "хозяином", "приобретателем".

22. Как господин Чичиков называет Ноздрева? Чичиков за глаза называет Ноздрева "человеком-дрянью".

23. Как Ноздрев называет Чичикова во время ссоры? Во время ссоры Ноздрев называет Чичикова так: "Фетюк просто!", "совершенный Собакевич, такой подлец!", "Такой шильник*, печник гадкий!" (*шильник - плут).

24. Чем Ноздрев угощает Чичикова? Ноздрев угощает Чичикова балыком, супом, другими неизвестными нам блюдами, а также самыми разными винами.

25. За кого Чичиков принимет помещика Плюшкина? Чичиков принимает Плюшкина за бабу-ключницу.

26. Чем Плюшкин собирается угощать Чичикова? Плюшкин собирается угощать Чичикова старым сухарем.

27. В какой город приезжает Чичиков? Чичиков приезжает в провинциальный город N (также город NN - оба варианта используются автором).

28. Во что однажды играют вместе Чичиков и Ноздрев? Чичиков и Ноздрев играет в шашки. При этом Ноздрев играет нечестно.

29. Чем Манилов угощает Чичикова? Манилов угощает Чичикова щами.

30. Куда Чичиков намеревается поехать после Манилова? От Манилова господин Чичиков намеревается поехать к Собакевичу. Но по пути он попадает к Коробочке и Ноздреву.  

31. Как Чичиков попадает к Коробочке? Чичиков попадает к Коробочке, потому что сбивается с пути и ищет ночлега.

32. Кто отдает "мертвые души" Чичикову бесплатно? Манилов бесплатно отдает "мертвые души" Чичикову . 

33. Какого цвета фрак Чичикова? У Чичикова фрак "брусничного цвета с искрой".

34.  Что разбудило Чичикова в доме Коробочки? В доме Коробочки Чичикова разбудила муха, залетевшая в нос.

35.  Как Чичиков называет Коробочку? Чичиков называет Коробочку "дубинноголовой" и "крепколобой".

36. Кто из героев предлагает почесать пятки Чичикову? Коробочка предлагает почесать пятки Чичикову на ночь.  

37. Чем Коробочка угощает Чичикова? Коробочка угощает Чичикова следующими продуктами:  "... грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками [...] Пресный пирог с яйцом!..."

38. Как зовут детей Манилова? Детей Манилова зовут Фемистоклюс и Алкид.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание:

По ответам на данные вопросы, составить кроссворд.

Вопросы к кроссворду

1. Как зовут лакея Чичикова? 

2. Предмет, в котором Чичиков хранит самые ценные вещи. 

3. Как зовут кучера Чичикова? 

4. Что Коробочка предлагает почесать Чичикову на ночь? 

5. Как зовут зятя Ноздрева? 

6. Чем Плюшкин собирается угощать Чичикова? 

7. Одно из мест, где работал Чичиков. 

8. Еще одно место, где работал Чичиков.

9. Как зовут старшего сына Манилова. 

10. Как зовут одного из коней Чичикова? 

11. Как зовут жену помещика Собакевича? 

12. Имя Чичикова. 

13. Каким словом Чичиков обзывает Коробочку? 

14. Кто из чиновников рассказывает историю о капитане Копейкине? 

15. Как называется транспорт, на котором путешествует Чичиков. 

16. Какую одежду Чичиков надевает на светские мероприятия? 

17. Как зовут младшего сына Манилова. 

18. На какое животное похож Собакевич? 

19. В какую игру играют Чичиков и Ноздрев? 

20. Усадьба помещика Манилова. 

Ответы:

1. Петрушка

2. ларчик

3. Селифан

4. пятки

5. Мижуев

6. сухарь

7. канцелярия

8. таможня

9. Фемистоклюс

10. Бонапарт

11. Феодулия

12. Павел

13. крепколобая

14. почтмейстер

15. бричка

16. фрак

17. Алкид

18. медведь

19. шашки

20. Маниловка


 

Источники:

http://www.literaturus.ru/2015/06/manilov-harakteristika-mertvye-dushi-gogol.html

© Literaturus.ru : Мир русской литературы.

Н.В. Гоголь текст поэмы «Мертвые души».

http://tvorilife.com


Гоголь - презентация
PPTX / 1021.98 Кб

видео 1
MP4 / 28.53 Мб

видео 2
MP4 / 16.13 Мб

видео 3
MP4 / 40.29 Мб

видео 4
MP4 / 21.36 Мб

видео 5
MP4 / 12.86 Мб

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.