Метапредметная контрольная работа по химии по теме «Первоначальные химические понятия» (8 класс)

2
0
Материал опубликован 11 December 2019

МЕТАПРЕДМЕТНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ

ПО ТЕМЕ «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»

8 КЛАСС



Задание 1.

Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.

t1576081061aa.png

Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:
1) муки от попавших в неё железных опилок;
2) воды от растворённых в ней неорганических солей

3) вода и механические примеси: песок и зола?


Запишите в таблицу номер рисунка, тип смеси и название соответствующего способа разделения смеси.

СМЕСЬ

НОМЕР РИСУНКА

ТИП СМЕСИ

СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСИ

Мука и железные опилки




Вода и растворенные в ней неорганические соли




Вода, песок и зола





Задание 2.

2019 год объявлен Международным годом Периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева. Мировое научное сообщество отметит 150-летие открытия

Периодического закона химических элементов Д.И. Менделеевым в 1869 году.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище

информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений.

Для следующих элементов укажите их положение в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, определите их относительную атомную массу и принадлежность к металлам или неметаллам.

Заполните таблицу.

ХИМ.

ЭЛЕМЕНТ

ПЕРИОД

ГРУППА

ПОДГРУППА

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АТОМНАЯ МАССА

МЕТАЛЛ ИЛИ НЕМЕТАЛЛ

АЗОТ






КАЛИЙ






ЖЕЛЕЗО








Задание 3.

Одним из научных методов познания веществ и химических явлений является моделирование. Так, модели молекул отражают характерные признаки реальных объектов.

На рис. 1– 4 изображены модели молекул четырех веществ: кислорода, воды, озона, пероксида водорода, формулы которых Н2О, О3, О2, Н2О2


t1576081061ab.png

t1576081061ac.png

Рис.1

Рис.2

t1576081061ad.png

t1576081061ae.png

Рис. 3

Рис. 4



Проанализируйте данные модели молекул веществ и выполните задания:

Соотнесите формулы, названия веществ и номера рисунков, на которых они изображены, заполните таблицу;


ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ

НАЗВАНИЯ ВЕЩЕСТВ

НОМЕР РИСУНКА


















Укажите простые вещества. В ответе укажите названия веществ;

Выберите сложные вещества. В ответе укажите формулы веществ;

Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ;

В каком из сложных веществ массовая доля кислорода больше, приведите расчет;

Какое вещество используется в медицине для обработки ран;

Какое вещество образует в атмосфере защитный слой от УФ излучения;

Содержание какого вещества в воздухе составляет 21% .

Задание 4.

Прочитайте текст. В каких абзацах говорится о кислороде как о химическом элементе, а в каких как о простом веществе. Заполните таблицу.



(1) Кислород самый распространенный элемент на Земле. Он входит в состав всех окружающих нас веществ: вода, песок, многие горные породы и минералы, составляющие земную кору.

(2) В 1772 году шведский химик Шееле установил, что воздух состоит из кислорода и азота, В 1774 году английский химик Д. Пристли, разложением оксида ртути получил кислород и изучил его свойства. В 1777 году француз А. Лавуазье объяснил процессы дыхания и горения, как взаимодействие веществ с окислителем кислородом.

(3) Название этой разновидности атомов – оксигениум (рождающий кислоты) – дал Антуан Лавуазье.

(4) Кислород – бесцветный газ, без вкуса, запаха, мало растворим в воде, тяжелее воздуха.

(5) Кислород энергично реагирует со многими веществами, при этом выделяется теплота и свет. Такие реакции называются горением.

(6) Применение кислорода основано на его химических свойствах. В больших количествах кислород используют в разных отраслях химической промышленности, в металлургии, в ракетных двигателях, в медицине и т. д.

(7) Кислород является важной частью многих органических соединений, например белков, жиров и углеводов, имеющих исключительно большое значение в жизни человека.

(8) Пополняют запас кислорода в атмосфере зеленые растения.




Номера абзацев

Химический элемент


Простое вещество




Задание 5.

На основании данных диаграммы «Массовая доля химических элементов в соединении» выведите молекулярную массу вещества.



t1576081061af.gif



ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАДАНИЕ

1

2

3

4

5

Итого

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

9

3

12

8

3

35



ЗАДАНИЕ 1.

СМЕСЬ

НОМЕР РИСУНКА

ТИП СМЕСИ

СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЕСИ

Мука и железные опилки

2

(1 балл)

Неоднородная

(1 балл)

Действие магнитом

(1 балл)

Вода и растворенные в ней неорганические соли

3

(1 балл)

Однородная

(1 балл)

Кристаллизация

(1 балл)

Вода, песок и зола

1

(1 балл)

Неоднородная

(1 балл)

Фильтрование

(1 балл)



ИТОГО 9 БАЛЛОВ

ЗАДАНИЕ 2.

ХИМ.

ЭЛЕМЕНТ

ПЕРИОД

ГРУППА

ПОДГРУППА

ОТНОСИТ. АТОМНАЯ МАССА

МЕТАЛЛ ИЛИ НЕМЕТАЛЛ


АЗОТ

II малый

V

Главная

14

Неметалл

1 балл

НАТРИЙ

III малый

I

Главная

23

Металл

1 балл

ЖЕЛЕЗО

IV большой

VIII

Побочная

56

Металл

1 балл



При допущенной одной ошибки в строке – 0, 5 балла

ИТОГО 3 БАЛЛА

ЗАДАНИЕ 3.



ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ

НАЗВАНИЯ ВЕЩЕСТВ

НОМЕР РИСУНКА


Н2О

Вода

2

1 балл

О3

Озон

3

1 балл

О2

Кислород

1

1 балл

Н2О2

Пероксид водорода

4

1 балл



При допущенной одной ошибки в строке – 0, 5 балла

2) кислород, озон по 0,5 балла

3) Н2О, Н2О2 по 0,5 балла

4) Mr (Н2О) = 18

Mr (О3) = 48

Mr(О2) = 32

Mr(Н2О2) = 34 по 0,5 балла

5) W(О)= 16/18 = 0,89 в воде

W(О) = 32/34 = 0,94 в пероксиде водорода по 1 баллу

В пероксиде водорода массовая доля кислорода больше 0,5 балла

6) пероксид водорода 0,5 балла

7) озон 0,5 балла

8) кислород 0,5 балла


ИТОГО 12 БАЛЛОВ


ЗАДАНИЕ 4


Номера абзацев

Химический элемент

1, 3, 7

Простое вещество

2, 4, 5, 6, 8


По одному баллу за каждое правильно выбранное утверждение

ИТОГО 8 БАЛЛОВ



ЗАДАНИЕ 5


Правильно составлено соотношение для расчета индексов атомов химических элементов -

1 балл

Правильно произведен математический расчет - 1 балл

Правильно составлена химическая формула СаСО3 1 балл

ИТОГО 3 БАЛЛА




Шкала пересчета первичного балла за выполнение диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

% выполнения работы

Менее 50

50-69

70-84

85-100

Общий балл

0 – 17,5

17,5 – 24

24,5- 29

30-35





Спецификация

контрольных измерительных материалов по учебному предмету ХИМИЯ

класс)


Работа предназначена для проведения контрольной работы по теме «Первоначальные химические понятия».

Содержание экзаменационной работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по химии (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897) и УМК по химии для 8 класса (авторы: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман).

Работа состоит из пяти заданий, которые проверяют как предметные, так и метапредметные компетенции.


Задание

Метапредметные компетенции

Предметные компетенции и элементы содержания

Примерное время выполнения

1.

-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,

подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- знать физические способы разделения смесей;

- классифицировать смеси.

7 мин

2.

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,

сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- на основе сделанных выводов заполнять таблицу.

-характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе

их положения в периодической системе Д.И. Менделеева

6 мин

3.

-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и

объяснять их сходство;

--преобразовывать модели с целью выявления общих законов,

определяющих данную предметную область;

-определять состав веществ по их формулам;

-вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

-вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения

12 мин

4.

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте

решаемой задачи;


-раскрывать смысл основных химических понятий

«химический элемент», «простое вещество»;

10 мин

5.

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот

-выводить молекулярную формулу вещества по массовым долям химических элементов в соединении

8 мин







Составила учитель химии МАОУ ООШ №1 имени М.А.Погодина Бакалова Т.А.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.