Недавно прошла электронный курс «Активные методы обучения» в АНО ДПО «Инновационном образовательном центре повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»». Открыла для себя много нового и интересного.
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Я хочу рассказать об одном из активных методов начала образовательного мероприятия, который взят из «Копилочки активных методов обучения».
Метод «Поздоровайся локтями».
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – весь класс.
Время – 10 минут
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Я решила попробовать этот метод во время проведения спортивного праздника «Весёлые старты».
1 |
Предмет, на котором использован метод |
Спортивный праздник «Весёлые старты». |
2 |
Класс, в котором использован метод |
2 и 4 (малокомплектная школа) |
3. |
Этап образовательного мероприятия |
Начало мероприятия |
4. |
Название метода |
«Поздоровайся локтями» |
5. |
Цели использования метода |
Приветствие команд |
6. |
Количество участников |
17 |
7. |
Технология проведения |
Проведение: |
8. |
Продолжительность |
5 минут |
9. |
Предварительная подготовка |
Спортивный зал |
10. |
Необходимые материалы |
- |
11. |
Примечание |
Игра позволяет весело начать спортивный праздник, установит контакт между детьми. |
12. |
Автор метода и источник, где описан метод |
«Копилочка активных методов обучения» |
Анализ и оценка педагога апробации АМО на уроке (образовательном мероприятии).
1 |
Использовали ли Вы ранее АМО в образовательном процессе? |
Использовала, чаще на внеклассных мероприятиях (смежные классы) |
2 |
Какие сложности возникли при подготовке и проведении АМО для данного Практического задания? |
Сложностей не было. Были опасения, что кто-нибудь из детей попадет локтем кому-нибудь в лицо. Но все прошло хорошо. |
3 |
Какие положительные эффекты использования данных АМО Вы отметили? |
Общение всех детей, даже тех, которые между собой конфликтуют или держаться обособленно. |
4 |
Как отреагировали обучающиеся на применение данных АМО? |
Дети были в восторге. Правда, те , кто поменьше ростом, жаловались, что локти очень высоко приходилось поднимать, а это не удобно (дети разного возраста). |
5 |
Какие ощущения Вы испытали от использования данных методов? |
АМО «Поздоровайся локтями» мне очень понравился. Он сразу дал хороший результат. У всех детей поднялось настроение, они были готовы к дальнейшим соревнованиям. |
6 |
Будете ли Вы использовать АМО в дальнейшем в своей работе? |
Обязательно! |
«Здороваться локтями» ребятам очень понравилось. Настроение сразу поднялось. Попробуйте, может и вам понравится этот метот.
Ильина Оксана Геннадьевна
Лещёва Светлана Николаевна
Ильина Оксана Геннадьевна
Карине Рафаеловна
Лещёва Светлана Николаевна
Кадырова Ольга Игоревна
Лещёва Светлана Николаевна
Карине Рафаеловна
Кадырова Ольга Игоревна
Кадырова Ольга Игоревна
Кадырова Ольга Игоревна
Кадырова Ольга Игоревна
Лещёва Светлана Николаевна
Шестакова Айгуль Инсафовна
Лещёва Светлана Николаевна
Акатова Ирина Анатольевна
Лещёва Светлана Николаевна
Паздникова Елена Сергеевна
Лещёва Светлана Николаевна
Елена Корытникова