Статья «Психодрама как метод групповой работы с учащимися»

4
0
Материал опубликован 4 November 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

С 2000 года в нашем учебном заведении (школе №9) используется метод групповой работы с учащимися – психодрама. Этот метод основан на разыгрывании разнообразных сцен и ситуаций. У психодрамы есть два применения – она может быт способом для решения сложностей, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения часто сопутствуют и дополняют друг друга. Психодрама сочетает в себе возможности и для глубокой терапии, и для тренинга социальных навыков. Руководители этого приема – это социальные педагоги и психологи. Применяется это метод у нас в школе с учащимися 6-11 классов, состоящих на учете в ОДН и ВШУ. Но самый первый раз мы опробовали психодраму на классных руководителей. Так что ее можно применять и на методических объединениях классных руководителей, на родительском собрании, на сборе школы актива и так далее.

Психодраматические группы обычно состоят из 5-8 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают как длительными – на несколько месяцев, так и короткими – на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрытые, то есть в процессе работы присоединяться к ним уже нельзя – только с самого начала, в течение первых встреч.

Работа группы начинается с простых упражнений или игр, которые облегчают общение между участниками и способствуют доверию и сплоченности. Затем выбираются ситуации и обыгрываются. Для того, чтобы играть эти роли, не требуются никаких актерских способностей, скорее наоборот – актерские способности часто мешают. Остальные участники группы являются зрителями. Зрителям и участникам, играющим роли, психодраматическое действие часто дает возможность понять и прожить что-то важное и для себя. В психодраме не даются советы, психодраматическая работа в группе строится на уважении к каждому участнику, к его чувствам и его внутреннему миру.

Темой для работы может быть любая проблема человека, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ: проблем отношения с людьми, обретение внутренней свободы, поиска смысла жизни, неприятная ситуация в школе, отношения с родителями, сверстниками, сцены внутреннего конфликта и т.д. После проигрывания ситуации участникам предлагается поменяться ролями. Это очень эффективный прием. Еще одним приемом психодрамы является предложение попробовать сыграть ту же роль, но по-другому.

Могут даваться задания на дом: сказать комплимент каждому участнику, написать о своих положительных и отрицательных качествах так, чтобы их уравновесить и многие другие.

Психодраматическое действие - творческий процесс поиска конструктивного решения проблемы. Оно не всегда приводит к решению, но дает возможность значительно к нему приблизиться.

В психоанализе человек рассказывает о своей проблеме, а в психодраме человек эту проблему разрешает в действии, во взаимодействии с другими людьми. В отношениях с другими людьми проблема когда-то возникла, теперь во взаимодействии с другими человек эту проблему решает. В психодраме человек не просто понимает, что с ним происходит, но он четко знает, что ему теперь делать и как. Понимает, знает, изменяет.

Отзывы участников (10 класс):

«У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события. Мы ведем мысленно диалоги, иногда даже конфликтуем сами с собой. Если вызвать это все наружу и сыграть в ролях, ты поможешь не только себе, но и рядом находящимся людям» (Зинин В.).

«Мы можем красиво или некрасиво изложить проблему словами (чаще вообще об этом не говорим), но когда начинаем действовать, то тут случается какие-то неожиданности. Все оказывается немножко не так» (Щерин М.)

«Для меня в психодраме самим дорогим является тот момент, когда обычный человек вдруг становится художником, писателе, творцом своей жизни. Человек становится сам себе интересен, он многое о себе узнает, начинает что-то менять, что пробовать, экспериментировать» (Ситникова Т.)

Очень много техник существует, но мне хотелось бы рассказать о тех, которые мы применяем.

Техника самопрезентации – участники изображают себя , маму, отца, сестру, учителя, своего друга и т.д. Например, мальчику 14 лет (Алексей), он убегает из дома, играет роль своего отца в типичной домашней ситуации. Вспомогательный участник изображает его маму. Алексей в роли отца раздраженно кричит жене: «Юля, ради Бога прекрати плакать. Это сводит меня с ума» . Мама: «Я в таком отчаянии из-за Алексея (рыдает и причитает все громче и громче), тебе это не безразлично, у тебя сердца нет, никогда его не было и не будет. Это ты виноват, что Алексей стал таким. Моя мама всегда говорит…» Алексей подключается и продолжает: «Зачем нам мнение твоей мамы, мы должны жизнь прожить сами» (хлопает дверью и уходит).

Техника двойника – выбирается участник и его двойник (чаще проводится о вранье детей).

Техника нескольких двойников – каждый из участников изображает различные аспекты личности главного героя.

Техника зеркала – это техника используется с теми ребятами, которые не могут изобразить самого себя словами или действием. Ребенок видит себя как бы со стороны, так, как другие люди воспринимают его.

Техника импровизация фантазий«Волшебный магазин». Ведущий сообщает, что открывается «Магазин мечты» или «Волшебный магазин». Ведущий исполняет роль владельца магазина. Магазин наполнен всевозможными воображаемыми вещами, ценность которых нельзя выразить материально. Эти вещи не продаются, но их можно получить в порядке «товарообмена», то есть в обмен на другие ценности, которые должны отдать члены группы. Один за другим каждый ребенок посещает этот магазин в поисках идеи, мечты, надежды, честолюбивого стремления и т.д. Самое трудное здесь потребовать от участника то, что он хочет отдать взамен, от чего он может отказаться, ту цену, какую он согласен заплатить.

«Скульптура семьи» (рассаживаем всю семью за столом, наделяем репликами).

Тренинг социального поведения позволяет отрепетировать форму и манеру поведения в типичных социальных ситуациях, в которых человек испытывает определенные трудности. Процесс и результаты, как правило, не обсуждаются, неудачные попытки не критикуются. Перед ведущим стоит задача, отмечать все положительные моменты в поведении участников. Поведение, приводящее к успеху, все участники группы могут видеть и без обсуждения./data/files/c1478255978.ppt (психодрама)

Предварительный просмотр презентации

«Психодрама – как метод групповой работы с учащимися» МБОУ СОШ №9 город Нижний Новгород

Цель воспитательной системы: Формирование гармонически развивающейся личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.

ПСИХОДРАМА - Метод групповой работы с учащимися, основан на разыгрывании сцен и ситуаций.

Коллектив школы №9

ПСИХОДРАМАТИЧНСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – творческий процесс поиска конструктивного решения проблемы.

Отзывы участников. «У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события. Мы ведем мысленно диалоги, иногда даже конфликтуем сами с собой. Если вызвать это все наружу и сыграть в ролях, ты поможешь не только себе, но и рядом находящимся людям» (Зинин В.) «Мы можем красиво и некрасиво изложить проблему словами (чаще вообще об этом не говорим), но когда начинаем действовать, то тут случается какие-то неожиданности. Все оказывается немножко не так» (Щерин М.) «Для меня в психодраме самым дорогим является тот момент, когда обычный человек вдруг становится художником, писателем, творцом своей жизни. Человек становится сам себе интересен, он многое о себе узнает, начинает что-то менять, что-то пробовать, экспериментировать» (Ситникова Т.)

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации