Статья «Целеполагание как этап урока: от знания к анализу»
Целеполагание как этап урока: от знания к анализу
Лоскутова Н.В., МБОУ СОШ № 51, Воронеж
Солнцева И.В., МБОУ СОШ № 51, Воронеж
Современное общество ставит перед школой совершенно новые задачи. Образовательное учреждение является местом, где закладывается личность, формируется характер человека. Репродуктивная система образования канула в прошлое. Заучивание, бездумное зазубривание, натаскивание учащихся постепенно заменяются такой деятельностью учителя и обучающегося, при которой возможно размышление, где обучающийся учится самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником заменяют собой субъектно-объектные отношения, когда ученик должен был воспроизводить знания, получаемые от учителя. Деятельность учащихся, нацеленная на добычу новых знаний, практически сводилась к нулю. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный подход, который становится основным в практике педагога. Таким образом, обучающийся становится активным деятелем учебно-воспитательного процесса. Для того чтобы любая деятельность была осознанной, субъект должен научиться самостоятельно определять и формулировать цели обучения и достигать их, решая определённые задачи.
Целеполагание – основополагающий этап в проектировании педагогического процесса. И учитель должен начать прежде всего с того, чтобы научить обучающихся уже в начальной школе ставить перед собой цель.
Поставить цель – значит предсказать предполагаемый результат деятельности. Цель описывает желаемый, но, возможно, ещё не достигнутый результат. Процесс целеполагания - это коллективное действие, каждый из обучающихся – участник, активный деятель учебного занятия. Ребёнок учится высказывать своё мнение, зная, что его услышат и примут, а самое главное - учится слушать и слышать другого.
Как научить обучающихся формулировать цель? Практически все приёмы целеполагания строятся на подводящем диалоге, поэтому учителю необходимо через постановку проблемы, выдвижение гипотез и их проверке грамотно сформулировать вопросы, которые позволят определить тему и цели урока.
Данная работа должна проводиться уже в начальной школе. Приведём в качестве примера этап целеполагания на уроке математики в начальном звене.
I. Постановка проблемы.
Уч: Вспомните, пожалуйста, чем закончился вчера урок математики? (Проводили опрос, что покупают мои друзья в школьной столовой.)
Уч: Я взяла данные нескольких ребят, записала результаты опроса в таблицу.
II. Постановка учебной задачи.
Уч: Перед вами результаты опроса.
1. |
Маша (пицца) |
24 руб/шт. – 5штук |
2. |
Ярослав (газировка) |
18 руб/бут. – 7 бутылок (0,5л) |
3. |
Лиза (сухарики) |
25 руб/уп. – 6 упаковок |
4. |
Даша (булочки) |
12 руб/шт. – 4штук |
5. |
Васим (кукурузные палочки) |
23 руб/уп. – 8 упаковок |
6. |
Вика (чипсы) |
31 руб/уп. – 2 упаковки |
Посмотрите на данные и скажите, кто тратит больше денежных средств за учебную неделю? (Выдвижение гипотез)
III. Групповая проверка гипотез.
Уч: Вы выдвинули разные гипотезы. Проверим ваши гипотезы на практике. У каждой из групп результаты опроса в таблице. Обсудите в группе и скажите, у кого стоимость приобретённых товаров больше.
(Результаты вычислений повесить на доске)
IV. Анализ групповой деятельности обучающихся по обсуждению и анализу гипотезы.
Уч: Кто из наших одноклассников тратит больше денег на покупку? (Обучающиеся сравнивают результаты и делают вывод.)
Уч: На основании чего вы сделали такой вывод? (Цену одного предмета умножили на количество товара.)
Уч: Сформулируйте тему урока. (Цена, количество, стоимость.)
Уч: Вспомните пройденные наши темы. Как они звучали? (Формула пути. Формула работы.)
Уч: Уточните тему нашего урока. (Формула стоимости.)
Уч: Какую цель мы поставим перед собой? (Научиться находить стоимость, цену, количество. Записать формулу стоимости. Научиться решать задачи по формуле. Уметь слушать своего одноклассника.)
В конце учебного занятия необходимо вернуться к поставленной цели (целям)вначале и проанализировать, какие цели удалось достигнуть на учебном занятии.
Цели будут считаться достигнутыми, если:
На уровне знакомства обучающийся смог воспроизвести алгоритм;
На уровне понимания смог ответить на вопросы: «Почему надо действовать именно в такой последовательности?», «Почему шаги нельзя поменять местами?»
На уровне умений смогу правильно написать…
Необходимо также помнить о том, что цель должна быть диагностируемой.
В 1956 году профессор Чикагского университета Бенджамин Блум опубликовал книгу «Таксономия образовательных целей». Он выделил шесть уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Следует отметить, что в начальной школе цели учебного занятия могут отражать только первые три уровня познания: знание, понимание, применение. Именно это демонстрирует приведённый пример. Меняется порядок - от применения в практической деятельности к пониманию необходимости знания нового материала.
В среднем звене появляются возможность оперировать более сложными когнитивными процессами - анализ, синтез, оценка.
Определяя цель как результат деятельности, нужно научиться грамотно формулировать корректную цель. Сегодня наиболее известна техника или метод SMART (smart (англ.) – умный), позволяющий сформулировать ясную и конкретную цель.
В 5 классе можно предложить ряд вопросов, отвечая на которые, обучающийся будет формулировать цель учебного занятия в зависимости от темы.
КТО? – субъект деятельности.
КАК? – должен быть качественный критерий достижения цели.
ЧТО СДЕЛАЛ? – действие, которое должно отражать достижимость поставленной цели. Неслучайно, что глагол мы должны употреблять в прошедшем времени, т.к. совершённое действие обладает большим психологическим стимулом для работы над достижением цели. Цель должна быть конкретной, а значит, реальной.
КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? – в формулировании цели должно быть указано, чем будет измеряться цель (использование качественного и количественного показателя обязательно).
КОГДА? – в формулировке цели указаны конкретные сроки, к которым цель будет достигнута.
Ключевым в этой формулировке цели будет являться глагол, который отразит форму познавательной деятельности. Например, в 5 классе при изучении темы «Имя существительное как самостоятельная часть речи» можно предложить создание небольшого эссе на тему «Имя существительное как часть речи» как одну из целей урока. В данном случае задействованы уже более высокие уровни познавательной деятельности – анализ и синтез.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что этап формулирования целей является одним из основополагающих в современном уроке, так как организует деятельность учащихся, делает её прозрачной и осмысленной.