Стили педагогического общения
В современной науке принято выделять демократический, авторитарный и либеральный стиль.
Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль педагогического взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, педагог стремится наладить эмоциональный контакт с воспитанниками, не подавляет строгостью и наказанием, в общении с воспитанниками преобладают положительные оценки.
Демократичный педагог испытывает потребность в обратной связи от воспитанников в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности, умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижений в познавательной деятельности.
Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у воспитанников положительные эмоции, уверенность в себе, даёт понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.
Такой педагог постарался бы вникнуть в суть проблемы, выслушать все стороны конфликта и старался искренне понять причины недовольства учащихся друг другом и нивелировать их. Он бы нашёл положительные стороны «изгоя», выделял и показывал их остальным учащимся, повышая его авторитет.
Старался бы объединить учащихся вместе для решения значимой для всех задачи. Активно помогал воспитанникам в решении их проблем, но старался показать, что правильное решение выбрали сами воспитанники. Сам показывал пример положительного отношения учащимся друг к другу.
Педагоги с авторитарным стилем общения проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к воспитанникам, они чаще используют запреты и ограничения в отношении воспитанников, злоупотребляют отрицательными оценками.
Строгость и наказание – основные педагогические средства. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведёт к конфликтности, недоброжелательности в отношениях воспитанников, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания. Педагоги прибегают к авторитарным приёмам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая воспитанников и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей.
Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый воспитанник испытывает состояние незащищённости и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая развитие у воспитанников таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.
Такой педагог старался бы подавить конфликт, не разбираясь в его причинах. Старался наказать всех участников конфликта. Не выслушивал мнение воспитанников. Главное для такого педагога – чтобы учащиеся его слушались. Давит своим авторитетом. Проблемы воспитанников не исчезли бы, но вылились бы за пределами группы, когда влияние педагога ослабло.
Для либерального педагога характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принятии решений, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определённое время способен предъявить полностью противоположные им же самим ранее данным требованиям.
Склонен пускать всё на самотёк, переоценивать возможности воспитанников. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка воспитанников либеральным педагогом зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом – негативные. Всё это может привести к падению авторитета педагога в глазах воспитанников. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми.
Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.
Такой педагог старался бы пустить решение конфликта на самотёк. Он принимал бы сторону тех воспитанников, которые пришли к нему с жалобой первые. Так как с жалобами приходит то одна, то другая сторона конфликта, мнение педагога меняется на противоположное.
Такому педагогу очень трудно погасить конфликт и решить ситуацию мирным путём. Воспитанники вынуждены решать проблему сами, а, так как они не имеют правильных вариантов выхода из конфликта, решение, которое придёт им в голову, может быть нестандартным и даже асоциальным. В этом главная проблема либерального педагога.
Хорошо, если он обратится за помощью к коллегам, обладающим демократическим стилем педагогического воздействия для решения конфликтной ситуации.
Перминова Елена Федоровна
Горячева Наталья Валерьевна
Плешкова Людмила Владимировна
gorjacheva