12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Антропова Т.В.55


 

Статья на тему :

«Игровые методы обучения в педагогической практике»

 

Выполнила :

Антропова Т.В. учитель музыки

ГБОУ РМЭ « Школа N1г.Йошкар-Олы»

 

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения

Ян Коменский


 

У детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию. Они оказываются не подготовленными к восприятию музыки и звучание спокойных ,лирических мелодий, плясовых, и маршевой музыки не находят отклик в душах детей.
Наоборот, у отдельной категории детей, наблюдаются неадекватные эмоциональные проявления при прослушивании музыкальных произведений.   Это можно связать с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью интереса .   К перечисленному  я бы добавила еще одну причину , а именно то, какая музыка окружала  ребенка, и окружала ли его вообще.
Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается у детей с интеллектуальными нарушениями на протяжении всего младшего школьного возраста.  Поэтому большую роль я отвожу именно игровым методам .  Они
 способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности. Свои уроки я строю так, чтобы детям было интересно. Поэтому игровые методы – самый оптимальный вариант, для того, чтобы у   обучающихся проявился интерес к музыкальной деятельности. Существует большое количество игровых методов, я же остановлюсь на тех, которые   использую на своих уроках. Основой урока музыки является пение. И поэтому , первое на что я   акцентирую свое внимание -это развитие певческих навыков.

Итак самый первый урок музыки у детей . С чем пришли  ребята, что умеют , четкая ли у них речь? С чего начать? Мы  начинаем с игры  « Снежный ком».  Она на знакомство. Я же для себя решаю, как строить уроки в дальнейшем. Сначала дети четко проговаривают свое имя и приписывают себе характеристику ,например : О-ля! Хорошая». , следующий называет свое имя , характеристику, и имя с характеристикой предыдущего игрока. Труднее всего последнему ,он должен назвать всех. Первое на что я  обращаю внимание- на каком уровне речь ребенка. Затем мы поем свое имя и имя своих одноклассников. Здесь я подмечаю для себя как ребенок умеет интонировать.  

Так как пение тесно связано с дыханием, то на уроках использую игры на развитие дыхания. Такие как « Качели», « Листопад», « Снегопад» , « Самый длинный карандаш» и т.д Эта игры позволяет улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики, выработать более глубокий вдох и более длительный выдох, развитие длинного и плавного выдоха.

Немало важное значение в развитии певческих навыков имеют и вокально- речевые игры. Важно развивать подвижность голосового аппарата, навыков певческого дыхания, певческой интонации. Развивать тембр голоса, укреплять голосовые связки, дыхательный и артикуляционный аппарат, укреплять здоровье детей- первостепенная задача вокально-речевых игр. Например игра « Инопланетянин» .Педагог объясняет ситуацию, что к нам прилетел « инопланетянин» и он не знает языка. Педагог предлагает воспитаннику спеть беззвучно знакомую песню « про себя», а другому ребёнку - « инопланетянину » отгадать по артикуляции, мимике и настроению песню, понять слова.

 В настоящее время у многих  детей с интеллектуальными нарушениями недоразвита речь,  поэтому  на уроках  я часто использую игры со скороговорками. Устраиваю конкурсы скороговорок или мы играем  в игру  «Я композитор». Инструкция следующая: « Сочинить мелодию к скороговорке( 2 ноты) и быстро повторить ее 3 раза».

На уроках мы  играем  в игры: "Утро в деревне", " Городская улица" или  "Путешествие по лесу". В нашем путешествии встречаются Коровы(МУ-У), козы (ме-е) ,мотоциклы ( б-рр),змеи(ш-ш-ш), мухи(бз-з-з), пчелы( ж-ж-ж-), лес встречает нас шелестом( ш-ш-ш и протираем ладони), в лесу мы можем потеряться ( ау) и. т.д. Все зависит от фантазии учителя. Он решает , что происходит в лесу , и кого дети там могут встретить. Всех героев и предметы  дети  озвучивают сами. И каждому пресонажу учащиеся придумывают движения.Конечно же все это под музыкальное сопровождение.  Эти игы хорошо помогают корректировать нарушения речи.

    Инсценирование песен всегда проходит на ура. Поэтому я   стороной этот прием не обхожу.

В старших классах игровые методы  своей актуальности не теряют.  Например  сюжетная игра  " Музыканты". Инструкция : дети делятся на группы по 3 человека: композитор, поэт, исполнитель. Поэт складывает из заданных строчек, стих ( 4 строчки, разрезанные), композитор придумывает мелодию из 2 нот. Показывает ( поет )исполнителю, тот должен ее спеть перед всеми .» Это довольно трудно сделать детям с интеллектуальными нарушениями.

С самого начала преподавания музыки большое значение уделяется и ритму.   Учащиеся всех классов любят играть в игру «Повтори ритм». Задается ритм хлопками , учащиеся повторяют. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ритмический рисунок. Также с помощью ритма мы создаем общий ритмический рисунок. Инструкция звучит так: « Придумать ритм из 5 хлопков каждому и по порядку, без пауз прохлопать его». Также я на уроках устраиваю конкурс « Ритмоплеты». Здесь команды сочиняют ритмический рисунок пройденных или известных детских песен и угадывают их. Это игра развивает мышление, чувство ритма и слух учащихся.  

Также нельзя обойти и тот факт, что на уроках важно прослеживать связь с другими предметами. Часто , в старших классах провожу игру « Угадайка». Например , детям нужно угадать в какой стране родился тот или иной композитор. Разрешаю использовать карту. Связь с ИЗО . Игра « Сопоставь» . Можно использовать интерактивную доску. Инструкция : « Прослушай музыкальное произведение , подбери подходящую картину к музыке» . 

Очень интересен урок –концерт. Выбираем конферасье, он объявляет все песни, которые мы прошли за четверть или за год, сценаристов ,которые придумывают связки к номерам. 20 минут на подготовку.  Остальные решают, как они будут исполнять свои номера.( соло, дуэт). Единственное условие со стороны педагога-хоровое пение обязательно.

Это толко малая часть, которую я осветила. Урок викторина, урок -экскурссия. музыкальный КВН, дидактические игры все это стараюсь использвать на уроках.

Итак, игровым методам в педагогике принадлежит большая роль в формировании личности.  Игровая деятельность, как деятельность творческая захватывает ребенка целиком: его чувственное восприятие, образное мышление, его эмоции и интеллект, его волю и воображение. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни, накопленных знаниях. Игровые методы, а точнее игра выступает основой для вхождения детей в мир музыкальной культуры. И очень важно, чтобы все это происходило плавно , интересно и с любопытством.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.