12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Курашев Евгений Николаевич103
Россия, Саха (Якутия) респ., Нерюнгри

"Обобщение педагогического опыта"


«МЕТОД ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ»


Из опыта работы учителя технологии высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 2

им. М.К.Аммосова г.Нерюнгри, Республики Саха (Якутия)

Курашева Евгения Николаевича



Для   того   чтобы   разбудить   у   школьников   стремление   к   творчеству,   необходимо использовать различные  методы  обучения.  Особую  значимость   при   этом  имеет  метод проектов,   который   позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке от идеи до ее реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода   - активизировать обучение,  придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
             Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Принятое понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т.п. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, проблемы, но и условий ее реализации.
            Метод – это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации  процесса познания. Поэтому, говоря о методе проектов, имеется в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы  (технологию ). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатам, оформленным тем или иным способом.
 В основу метода проектов положены : идея, составляющая суть понятия «проект «, его прагматическая направленность на результат , который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы . Этот результат можно увидеть , осмыслить , применить в реальной практической деятельности . Чтобы добиться такого результата , необходимо научить детей самостоятельно мыслить ; находить и решать проблемы , привлекая для этой цели знания из разных областей ; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Всё это я стараюсь внедрять на своих уроках, имея положительные результаты.
Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных , исследовательских, поисковых методов , ориентированных четко на реальный практический результат , значимый для ученика , с одной стороны , а с другой , разработку проблемы целостно с учетом различных фактов и условий ее решения и реализации результатов. 
              В основе проекта лежит какая-нибудь проблема. Чтобы ее решить , учащимся требуется владение большим объемом разнообразных предметных  знаний , владение определенными интеллектуальными , творческими и коммуникативными умениями. Из этого следует , что метод проектов –суть развивающего , личностно- ориентированного характера обучения. Наиболее полно он может использоваться на уроках и во внеурочное время . Данный метод может достаточно широко использовать на любой ступени обучения. Все дело в выборе проблемы, ее мотивации, наличие соответствующих условий для ее решения. 
Исходя из сказанного выше, перечислим основные требования к использованию метода проектов:
1)    наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания , исследовательского поиска для ее решения.
2)    практическая , теоретическая значимость предполагаемых результатов
3)    самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время
4)     структурирование  содержательной части проекта
5)    использование исследовательских методов : определение проблемы , вытекающих из нее задач исследования ; выдвижение гипотезы их решения ; обсуждение методов исследования ; оформление конечных результатов : анализ полученных данных ; подведение итогов , корректировка , выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки» , «круглого стола» , творческих отчетов , защиты проектов и т.п.) 

     В курсе трудового обучения метод  проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой  теме. Очень важно , чтобы учитель трудового обучения планируя работу на год , подобрал тематику проектов в разрезе  программного материала с таким расчетом , чтобы ученик смог бы выполнять проект не только во внеурочное время (кружок , помощь родителей), но и в учебное время . Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношами нравственной  ценности трудового начала в жизни. Морально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной , но и  личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность учащегося испытывать радость от процесса и результатов труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.
        На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и  действие с мыслью, культуру  гуманитарную с культурой технической, труд – с творчеством, художественную деятельность – с проектированием и конструированием, технологию – с  оцениванием экономических, экологических и социальных последствий  преобразования предметного мира.
        Тематика проектов может быть лишь ориентировочной, так как невозможно предугадать какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Выход из положения, вероятно, заключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении их учащимся. Собственно она предназначена для формулирования школьником ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.
Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся,  а как способ, позволяющий   приобрести   навыки   проектирования   и   изготовления   изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: «Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других».
Потребность   и   необходимость   в   трудовом   обучении   была   всегда.  Мастерство   передавалось   от поколения к поколению методом «делай, как я». Очень жаль, что нынешняя программа и количество часов  на современном этапе урезаны, что вызывает определённые сложности в полноценном осваивании знаний, умений и навыков, а так же в творческом развитии личности.
Американский ученый Джон Дьюи (философ-идеалист, исследовавший основу формирования личностей, умеющих "приспособляться к различным ситуациям") сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик   воспринимал  знания как  действительно нужные   ему,   требуется  проблема,  взятая из реальной   жизни,   знакомая   и   значимая   для   ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести. Использование   метода   проектов   на   уроках   повышает   мотивацию   к   творческой   деятельности. 
Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов. 

Помощь учителя учащимся в работе над выполнением проектов оказывается как на занятиях, так и в порядке консультаций. Например, на уроке учитель вместе с учениками проверяет качество выполнения отдельных деталей и узлов,  обсуждает последовательность сборки и особенностей оформления изделий,  а во время консультаций дает рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам и т.д.
«Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
В ходе   своей  педагогической  деятельности на   уроках   технологии  я   столкнулся  со  следующими проблемами: 
− отсутствует   внутренняя   мотивация   к   деятельности   или   ученик   работает   по   шаблону 
(выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию); 
− ребенок не может применить теорию на практике;
− испытывает   страх   перед   практической   деятельностью;
Человек по своей натуре - художник. Ему свойственно восприятие видимого мира в зрительных образах. Города и парки,  жилые   дома,   общественные   здания,   промышленные   сооружения,   реклама,  мебель   создаются   по своим законам красоты. Все творцы, все мастера своего дела прямо или косвенно едины в своей конечной цели. Они стремятся к совершенству в своем творчестве и тем самым связаны друг с другом.  Ни одно из звеньев этой замкнутой цепочки не должно выпадать,  иначе нарушится та самая гармония зримого мира, что-то   уродливое   вторгнется   в   нашу   жизнь   и   обернется   впоследствии   серьезными   духовными, эстетическими потерями. В   каждом   деле   должны   работать   высококвалифицированные   мастера.   Никто   не   хочет   жить   в одинаковых городах, домах, квартирах и находиться в обществе одинаково думающих и одетых женщин и мужчин.
Стремительный переход белорусского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных специалистах. Все это усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях. 
Поэтому в первую очередь необходимо:
− развивать интерес, «разбудить воображение» и активизировать познавательную деятельность учащихся;
− научить разрабатывать идеи при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;
− воспитывать коммуникативные качества каждой личности;
— знакомить учащихся с современными технологиями, средствами и способами достижения поставленной цели;
— знакомить с рекламной средой, основами маркетинга и современными структурами хозяйствования.

Есть  великая  формула  «дедушки»  космонавтики   К.Э.   Циолковского, приоткрывающая завесу  над  тайной  рождения  творческого  ума:  «Сначала  я открывал истины, известные многим, затем стал  открывать  истины,  известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
     Видимо, это и  есть  путь  становления  творческих  способностей,  путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
     Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь…



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.