Доклад на тему «Развитие социально-трудовой компетенции учащихся на уроках швейного дела»
Доклад на тему:
«РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНО - ТРУДОВОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ШВЕЙНОГО ДЕЛА»
Л.Н.Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать». Современные дети - это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно!
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения. Эти перемены коснулись и коррекционной школы. На первое место вышла задача формирования социально-трудовых компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья. Активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок с ОВЗ не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является важнейшей задачей обучения и воспитания, а также средством компенсации первичного дефекта. Возможность овладения профессией детей с интеллектуальными нарушениями во многом зависит от проводимой в школе коррекционной работы. Её основными направлениями для учителей трудового обучения служат повышение уровня познавательной активности обучающихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности. Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют дать такое образование, воспитание и сопровождение воспитанникам, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и самостоятельность в труде, быту и в свободное время.
При подготовке к уроку встает вопрос - как организовать работу, чтобы умения и навыки использовались учеником в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новой информации? Поэтому, цель трудового обучения: создать условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способности к труду, привитие практических навыков устройства быта, социализацию и интеграцию в общество. Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения, формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.
Компетенция - это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Хуторским А.В. выделяются следующие ключевые образовательные компетенции:
- ценностно-смысловая компетенция, - общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, - информационная компетенция, - коммуникативная компетенция, - социально-трудовая компетенция, - компетенция личностного самосовершенствования. Педагогическая деятельность учителей швейного дела направлена на развитие социально-трудовой компетенции. Рассмотрим ее более детально. Социально-трудовая компетенция является одной из самых важных, она предполагает овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении. Т.е. данная компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Учебный материал по предмету «Швейное дело» предписывает особую атмосферу, атмосферу профессионального самоопределения, социально - трудовых компетенций, соответствующий стиль взаимодействия, подчинённость. На школьном уроке она исполняет роль, цели урока: – умение анализировать ситуацию на рынке труда;
– владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
– действовать в соответствии с личной и общественной выгодой; В процессе “обучения - учения” происходит постоянное взаимодействие личностей учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется, естественно, по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного (возможно, и не в стенах школы) опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно “не хочет” учиться. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску.
Социально-трудовую компетенцию учащихся можно представить в виде схемы:
у мение планировать свою деятельность.
у мение самостоятельно (под руководством учителя) выполнять работу для достижения определенного результата.
у мение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы.
у мение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
владение различными способами контроля и оценки деятельности.
Относительно предмета "Трудовое обучение" (швейное дело) - это создание определенного изделия, при изготовлении которого ученица самостоятельно (под руководством учителя) применяет знания, умения, навыки, дает необычное решение. Умение планировать свою деятельность развивается у наших детей на протяжение всего времени обучения. Перед началом изготовления любого изделия проводится анализ и планирование его изготовления. Наши дети не способны самостоятельно спланировать свою работу. Поэтому необходимо использовать дифференцированный подход при составлении плана изготовления изделия. Наиболее сильным детям необходима небольшая подсказка, а для слабых достаточно научить их планировать в рамках одной операции(какой подготовить инструмент, какой шов применить при пошиве изделия и др.).Умение самостоятельно выполнять работу для достижения определённого результата. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходима сильная мотивация, чтобы они захотели самостоятельно что-то делать. Это может быть соревнование кто лучше сделает, изготовление необычного изделия. Трудности, возникающие в процессе взаимодействия детей с ОВЗ с другими людьми, могут быть обусловлены: отсутствием навыков общения (элементарным неумением слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику, критично оценивать высказывания и действия других людей); преобладанием эгоистических тенденций, неприятием позиций и требований взрослых, неадекватными претензиями на статус и роли в различных группах. Кроме того можно выделить следующие факторы, затрудняющие процесс развития социально-трудовой компетентности подростков: недостаточное включение в разные виды практической деятельности; небогатый социальный опыт; ограничение социальной активности подростка; а также низкий образовательный и культурный уровень родителей.
Возрастные особенности подростков с ОВЗ не позволяют им достичь уровня социальной компетентности взрослого человека. Однако в условиях нестабильной, неблагоприятной, а иногда и агрессивной среды, подросткам необходимо научиться ориентироваться и принимать самостоятельные решения. Они должны уметь адекватно и критично оценивать факторы риска в ситуациях, характерных для их возраста, обладать навыками конструктивного взаимодействия, то есть стать социально компетентными для решения актуальных в данном возрасте социальных задач. Умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы. Это умение отрабатывается нашими учениками на протяжении всего периода обучения. Дети постоянно изучают и повторяют правила безопасной работы при выполнении ручных и машинных работ, ВТО. Владение различными способами контроля и оценки деятельности. Это наиболее сложное умение для наших детей. Часто наши дети обладают завышенной самооценкой или наоборот, что у них сделано плохо. Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют дать такое образование, воспитание и сопровождение воспитанникам, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и самостоятельность в труде, быту и в свободное время.
Чтобы учащиеся выполнили работу, учителю трудового обучения
необходимо сделать:
Дать определенную сумму знаний.
Идти от простого к сложному.
Создать атмосферу увлеченности.
Провести отбор изделий и дать возможность выбора.
Стремиться к созданию ситуационного успеха.
Много и терпеливо вырабатывать аккуратность, учить видеть красоту.
Готовить не ремесленника, а современного работника, знающего свое дело
Проводить определенную профориентационную работу.
Знакомить с профессиями. Профессия швеи - одна из древнейших в мире. С незапамятных времён человек украшает своё жилище разными поделками. Изготовить ту или иную вещь из ткани - это ещё не всё. Нужно, чтобы эта вещь была красивой, прочной, удобной. А этого могут добиться только мастера своего дела – люди, которые любят и умеют хорошо работать. Для школьников коррекционной школы труд – это их учёба, работа в мастерских на уроках и кружках. Практическая деятельность на этих занятиях, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной, а разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений. Большое внимание уделялось обогащению эмоциональной сферы, формированию стойкой положительной мотивации к труду в специально моделируемой ситуации успеха ученика. При организации учебного процесса нужно исходить из следующих принципов:
учебно-воспитательный процесс основывается на многообразии форм;
последовательной смены видов и этапов трудовой деятельности разной интеллектуальной насыщенности;
ориентированности на потребности индивидуума, его развитие и профессиональное самоопределение;
учёт возрастных особенностей;
Главной целью уроков технологии считаю подготовку учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Важной задачей - формирование у учащихся готовности добровольно брать на себя трудовые дела, связанные с реализацией новых идей.
Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой образовательные задачи:
совершенствование теоретических знаний учащихся;
совершенствование практических умений и навыков учащихся для решения конкретных задач;
ознакомление с различными видами творческой деятельности;
развитие творческой инициативы, уважения, трудолюбия, бережливости, аккуратности;
сохранение здоровья своих учеников. Содержание курса “технологии” нацелено на формирование творческого подхода к трудовой деятельности и все творческие проблемы должны завершаться их конкретными решениями.