Доклад на тему «Развитие творческих способностей при обучении технологии»
ДОКЛАД
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ»
учитель технологии Кулешова В.М.
Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Но не всякая деятельность способствует развитию способностей вообще, а тем более, творческих.
Развитие способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями. Другими словами, творческие способности развиваются только в любимой деятельности.
Основная цель уроков творчества – не создание оригинального продукта, а обучение созданию оригинального продукта с одновременным постижением новых знаний и выработкой качеств личности, необходимых для самостоятельной творческой деятельности.
Для любой творческой деятельности требуется наличие у человека, по крайней мере, 4-х качеств:
природная склонность к данному виду труда, внутренняя потребность в работе в каком-то определенном направлении (вяжет, вышивает…)
способность к быстрому обучению
умственная активность, то есть способность ставить перед собой задачи. Если человек поставил перед собой задачу, то можно считать, что он уже решил её на 50 %
способность к творчеству, способность к неординарному решению, умение в обычном подмечать необычное, видеть проблемы, анализировать события, явления и находить в них закономерности
потребность в постоянном повышении квалификации
Хотела бы поделиться некоторым опытом своей работы и рассказать о наиболее эффективных формах и результатах работы при обучении технологии:
Воспитание у детей глубоких и устойчивых интересов к творческому художественному труду продолжается во вне урочной работе. Не ограниченные жесткими временными рамками урока учащиеся проявляют больше творчества и фантазии. Больше возможностей в выборе тем и материалов.
Отсутствие перед глазами примеров (образцов) на первых этапах, чтобы не было шаблонов в работе. Показываю примеры только после самостоятельных 2-3-х действий, при разборе ошибок. Параллельно учу (само)критике конструктивной, не переходящей на личность.
Приучить ребенка творчески мыслить постоянно (не заниматься плагиатом). Роль учителя - заинтересовать, создать творческую атмосферу, вдохновить.
Постоянный самоанализ своей деятельности (анализ важнее планирования). Ученик должен видеть конечную цель
Не оставлять без внимания идеи ребенка, наиболее интересные рассматривать как перспективные
Учитывать личностные качества ученика
Индивидуальная работа с каждым учеником (всегда разная) в подходящем ему режиме (ритме): импульсивный или размеренный, в зависимости от объема, сложности работы, качества выполнения работы…
Использовать различные формы сотрудничества , которые учат думать, а не ждать разъяснения учителя
Практический выход - ежегодные победители и призеры различных мероприятий:
Районные и городские конкурсы творческих проектов (технология XXI века)
Районные, городские и областные олимпиады (сложные в 3 этапа)
Выставки детского творчества (победители и призеры в различных номинациях)
Реферативная деятельность (зачетные работы)
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Итог: Только тогда учитель может развить творческие способности учащихся, когда сам является творческим и заинтересованным человеком, когда есть творческий кураж, когда он сам любит то дело, которым занимается.
Кулешова Валентина Михайловна
Павкина Галина Геннадьевна