Доклад «Поектная деятельнотсь на уроках технологии в школе VIII с использованием ИКТ»
Кулешова Татьяна Николаевна,
Учитель технологии школы- интерната №7
Москва
Зеленоград
2012
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
Обоснование возможности использования метода проекта при обучении детей с о.в.з. на предмете «технология».
Условия и особенности проектной деятельности во вспомогательной школе.
Объединение классно-урочной и проектной формы занятий.
Использование ИТ на уроках технологии при работе над проектом.
Заключение.
Приложения.
ВВЕДЕНИЕ.
Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий в развитых странах называют переходом к постиндустриальному обществу. Они привели к смене концепций развития и управления – от технократического подхода к инновационному, от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами. В структуре жизнедеятельности на первое место вышли такие категории, как человек-личность, человек-профессионал. Наиболее значимыми факторами развития страны становятся наряду с профессиональной компетентностью такие качества работника как творчество и способность к непрерывному развитию и самообразованию. Аналогичные процессы начались и в нашей стране и уже привели к изменению образовательных потребностей общества. А это, в свою очередь, стимулировало проведение в 90-е годы реформы образования, направленной на осуществление гуманистического подхода к обучению и воспитанию с использованием новых методов и педагогических технологий. Основной целью образования на современном этапе является улучшение подготовки молодежи к эффективной жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях. Для достижения поставленной цели необходимо использование принципиально иной (хотя и не новой) философии построения образовательного процесса. Считается, что она берет свое начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления”.
Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Обоснование возможности использования метода проектов при обучении детей c ограниченными возможностями на предмете «технология».
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельноcти являются чрезвычайно важными. В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще — это объективная потребность общества, без нее общество не может полноценно функционировать и развиваться. Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.
Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных эмоций.
Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития различных трудовых навыков создать творческую атмосферу в коллективе, а также способствуют:
- формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
- сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;
- созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;
- дифференцированному и индивидуальному, подходу в обучении;
- использованию методов, активизирующих учебный процесс;
- использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средства, проговаривание и заучивание технических терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;
- неразрывному единству обучения и воспитания.
Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной ) школы актуальными и перспективными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:
- между программными требования ми и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации);
- между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высоки ми требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
- между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;
- между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.
Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности.
Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов, с одной стороны, выступая как педагогическая технология, а с другой стороны как организация деятельности обучающихся, построенная по принципу инженерного проектирования.
Проектная деятельность интегрирует содержание всех блоков образовательной области “Технология”, показывает их взаимосвязь и даёт возможность учащимся понять роль каждого блока.
Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические и дидактические принципы:
- связь теории с практикой;
- научность, сознательность и активность усвоения знаний;
- доступность, систематичность и преемственность обучения;
- наглядность и прочность усвоения знаний.
Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:
- деловитости;
- предприимчивости;
- ответственности.
Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.
Коррекционая функция заключается в возможности проявиться созидательным и творческим силам и стремлениям детей, в стимуляции компенсаторных процессов, развитии познавательных возможностей.
Продуктивность применения проектного метода обусловлена:
- технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», обязательно достигается желаемый результат;
- достаточно высокой эффективностью уроков;
- развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;
- развитием и поддержанием интереса к предмету;
- практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
- развитием коммуникативных навыков учащихся;
- созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.
Проектные обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Условия и особенности проектной деятельности во вспомогательной школе.
Для детей с недостатком интеллекта, это очень сложный вид деятельности, но в тоже время, метод проектов представляет собой очень гибкую модель организации образовательно- воспитательного процесса и строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений:
- постепенное увеличение объёма знаний и навыков.
- выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых и заканчивая более сложными.
- постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем.
- постепенное осознание учащимися собственных способностей и возможностей для удовлетворения потребностей личности и общества.
- возможность выбирать для проекта актуальные проблемы.
Метод проектов помогает школьникам овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в изделии, а также способствует реализации дидактических функций.
Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных типологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения.
Преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес школьников к проблеме;
- практическая направленность и значимость проекта;
- практическая осуществимость проекта;
Условиями учебной проектной деятельности являются:
- возможность применения на практике полученных знаний, умений и навыков;
- соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;
- наличие необходимых материально-технических средств;
- соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;
- обеспечение безопасных условий труда;
- использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур;
- применение природных материалов и отходов производства;
- рациональное планирование и оформление учебного комплекса.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.
Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности учащихся. «Копилка» должна сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением (приложение 1), что позволяет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.
Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы. В своей работе используем алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. (см. приложение 2)
Объединение классно- урочной и проектной формы занятий
Концепция образовательной области «Технология» предусматривает обязательное использование учителем проектного метода. В современной педагогике метод проектов рассматривается как одна из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не вместо систематического предметного обучения, как это было в начале XX в., а параллельно с ним, являясь полноценным организующим компонентом образовательного процесса.
Возможно ли объединение классно-урочной и проектной формы занятий?
Такой вопрос выносит А.В. Хуторской — автор современного учебника по дидактике — как тему для обсуждения со студентами. И действительно для современных реформ в образовании этот вопрос является, пожалуй, центральным. Во-первых, использование метода проектов в практике советской школы привело «к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и данный метод был исключен из школы вместе с его преимуществами». Во-вторых, реализация глобальных проектов, рассчитанных на организацию работы учащихся во внеурочное время, для ряда школ затруднительна. Поскольку работа учителя с учащимися во внеурочное время не оплачивается. В школах, из-за их переполненности, возникают проблемы с помещением, где можно вести консультации и т.д.
Таким образом, возникает проблема, которая заключается в том, чтобы найти способ поддержания должного равновесия между классно-урочной формой обучения и проектной.
Учебный план школы VIII вида выгодно отличается от учебных планов общеобразовательных школ, так как предполагает аудиторную занятость обучающихся от 4 часов в неделю в 4классе, до 12 и более часов в 9 классе. Все виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в программный материал по предмету “швейное дело” для коррекционных школ, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме, только расширенно. Кроме того, наполняемость трудовых групп составляет, как правило 5-8 человек. Что сводит к минимуму время внеурочной занятости для работы над проектом, как обучающихся, так и учителя.
Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь место и время их использования в воспитательно- образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу.
А.В. Хуторской в этом контексте пишет: «Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему, но не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).
Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). В первом случае он вполне «вкладывается» в классно- урочную систему».
Использование ИТ на уроках технологии при работе над проектом.
Современное преподавание предмета «технология», с целью повышения качества и результативности обучения, требует от учителя применения новых педагогических технологий.
Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства цифровых коммуникаций : электронные базы данных; виртуальные библиотеки, кафе, музеи; мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции; средства интернета и т. д.. Поэтому можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, так как открываются новые возможности для коммуникации.
Проектная работа включающая в себя не только традиционные формы преподавания, но и использующая компьютерные технологии, даёт возможность сделать уроки более интересными, содержательными и продуктивными.
Большой объём информации дети с нарушением интеллекта, как правило, не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Использование ИТ в организации проектной деятельности школьников с ограниченными возможностями способствует интенсификации учебного процесса, эффективному усвоению учебного материала, возрастанию мотивации к изучению школьного предмета, то есть речь идет о формировании у школьников основ информационной компетенции:
- поиск информации;
- выделять главное;
- находить связи;
- усваивать информацию в виде новых знаний
В коррекционной школе это трудно сделать, т.к. у детей снижены познавательные интересы, но если эту работу начинать постепенно приучая, то можно добиться положительных результатов. Дети коррекционной школы, в большинстве случаев, позитивно относятся к такому роду занятий, это связано с занимательной формой занятий, необычностью обстановки, новизной заданий, оборудования и т.д. Однако это еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебной деятельности. Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо обязательно учитывались психофизические особенности и способности школьников.
Метод проектов может применяться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно на уроке, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания в результате включения их в реальную деятельность.
Характеристика этапов учебного проектирования.
Поисково - исследовательский этап |
||
Поиск проблемы |
Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное. |
|
Осознание проблемной |
Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них (или формулируют сами). |
|
Первое мини – исследование: выявление конкретной потребности. |
Опираясь на собственные знания и обобщая источники информации (банк данных и предложений. Книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), школьники исследуют потребности в определенных изделиях или услугах, проводят мини – маркетинговое исследование, оценивают свои интеллектуальные и материальные возможности. |
|
Определение конкретной задачи и ее формулировка |
Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта. |
|
Установление основных параметров и ограничений |
Учащиеся определяют основные параметры (размеры, мощность, функции и т.д.) и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами. |
|
Второе мини – исследование: выявление традиций, тенденций, истории. |
Учащиеся изучают возможную историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи. |
|
Третье мини – исследование: построение «звездочки обдумывания» |
Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн, технология изготовления, себестоимость изделия. |
|
Четвертое мини – исследование: выработка идей, вариантов, альтернатив |
Учащиеся записывают возникшие идеи в виде фраз, отдельных слов, картинок или эскизов. |
|
Пятое мини – исследование: анализ и синтез идей, выбор оптимального варианта |
Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием. |
|
Выбор материала, построение «звездочки обдумывания» |
Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие из них. |
|
Выбор инструмента, оборудования |
Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования. |
|
Разработка технологического проекта |
Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля. |
|
Организация рабочего места |
Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещенность, проветриваемость в соответствии с
санитарными нормами и правилами безопасности. |
|
Экономическое и экологическое обоснование |
Учащиеся подсчитывают себестоимость изделия или услуги, проводят экологическую экспертизу изготовляемого изделия. |
|
Контроль качества |
Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого проекта. |
|
Технологический этап |
||
Выполнение технологических операций |
Учащиеся подбирают режим обработки: осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс; корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки; соблюдают технологическую и трудовую дисциплину; контролируют организацию рабочего места. |
|
Заключительный этап |
||
Коррекция |
Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты. |
|
Контроль, испытание |
Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметров изделия, проводят его испытание. |
|
Реклама |
Учащиеся готовят рекламу, товарный знак изделия, предлагают способы реализации изделий. |
|
Оформление |
Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями. |
|
Самооценка |
Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты и перспективы
производства. |
|
Защита проекта |
Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы. |
Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации.
Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоемок.
Учитель должен продумать замысел и разработать структуру проекта; создать организационные, дидактические и методические материалы. Ускорить процесс поможет инструментальное средство Рublisher (см. приложение 3) или текстовый редактор Word. Последний на данном этапе применяют в основном для подготовки дидактических материалов, способствующих эффективной организации проектной деятельности: инструкций к заданиям, шаблонов дневников наблюдений, публикаций для дополнительного чтения, шаблонов для заполнения результатов и практической деятельности учащихся (см. приложение 2).
Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта. Демонстрация на уроке учебной презентации, подготовленной в Роwer Point (см.приложение4), способствует определению темы проекта, привлечению внимания к проектной деятельности, повышению мотивации, активизации учащихся.
Сложно решить, что делать с информацией, как ее проанализировать, а затем обобщить, выделить главное и исключить второстепенное, в каком виде представить. Учащиеся под руководством учителя-координатора проекта в Word и Ехсеl могут оформить результаты поисковой работы, созданные на подготовительном этапе, позволяющие автоматически обработать внесенные данные, представить их для последующего анализа в виде графиков и диаграмм. Роwer Point целесообразно применять для наглядной демонстрации исследуемого объекта (видео-, фотоматериалов) в ходе организации обсуждения по решению проблемы. Рекомендуется также провести выходной срез знаний с использованием контролирующего материала, разработанного в текстовом либо табличном редакторе(см приложение 5).
Рublisher так же используется для создания веб-сайта, содержащего в себе информацию о проекте: сроках проведения, темах исследовательских работ, примерах организационных материалов (карточки на участие, грамоты) и др.
Комплект дидактических материалов, оформленных с помощью Ехсеl, может включать в себя проверочные тесты, кроссворды, таблицы, социологические диаграммы, контрольные задания, карточки, анкеты с автоматической обработкой данных. В Word удобно разрабатывать контролирующие материалы: кнопочные и флажковые тесты, электронные карточки-задания(см приложение 6). Они позволяют оценить уровень усвоения темы учеником при непосредственном анализе учителем качества их выполнения. Интерактивный контроль знаний легко провести, используя Power Point.
Применяя ИТ, учащиеся получают доступ к богатым информационным ресурсам и могут обсуждать проблемы с любым заинтересованным человеком. Такая работа содействует формированию стимула для поиска дополнительных сведений, ознакомления с различными точками зрения и оценки собственного результата.
В рамках работы над проектом учащимся предоставляются следующие возможности:
- использования программы Word для создания и форматирования документов;
- подготовки информационных бюллетеней (в виде простых или сложных документов на уровне настольных издательских систем);
- сбора и анализа данных для разработки отчетов и анализа результатов в программе Excel;
- поиска, сбора, анализа и систематизации данных, полученных из Интернета и других источников информации;( см.приложение Лиза)
- построения структуры и проведения презентаций, в которых используются графика, анимация и звуки, с помощью программы MS Power Point;
- делового общения при совместном решении вопросов.
Далее следуют сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи. Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные.
Этап поиска распределяет задачи по группам. Учащиеся обсуждают возможные способы, поиска информации, принимают творческие решения. Они работают по индивидуальным или групповым исследовательским и творческим задачам. Программа просмотра веб-страниц Internet Explorer используется для поиска необходимой информации в сети Интернет (см. приложение 1) . Возможности электронной почты позволяют пригласить к участию в проекте другие образовательные учреждения (школы).
Источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы. Но и актуализация поиска новых сведений создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.
Поисково-исследовательский этап предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать тему учебного проекта (проблемы). Потребности в проектной деятельности (существующие проблемы) могут возникать всюду: дома, в школе, на отдыхе, в бизнесе и т.д. Они определяют тему проекта и способствуют формированию внутренней мотивации в приобретении учащимися новых знаний. Поисково-исследовательский этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого следует собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, базы данных на электронных носителях, системе «Интернет», специальных каталогах и др. Полученная информация позволяет выдвинуть спектр идей и на основе их анализа выбрать для решения проблемы оптимальную идею (лучшую).
После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации
Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.
Технологический этап включает планирование, составление необходимой документации, организацию безопасных условий труда, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда, качества выполнения работ. Этот этап в «Технологии» является центральным, основополагающим, связанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности (продукт труда), например, исследовательская работа по проблемам технологии (изделие, модель, сувенир).
Заключительный этап включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. В качестве оценки результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические, эстетические, экономические и маркетинговые критерии, оригинальности качество выполнения проекта. Ученик делает сообщение о ходе выполнения проекта, представляет наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению и др.) Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение одноклассников, учителя. Подводя итог обсуждению, ученику ставится оценка.
Защита проекта - итог работы над проектом(см. приложение 7). Она проводится в составе всей группы (класса) с приглашением администрации, учителей.
Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ работ одноклассников, оценивая их по 5-балльной системе. Особенностью проведения учебных проектов в школе VIII вида является активное участие родителей в исследовательской деятельности своих детей, поэтому целесообразно защиту проектов проводить во время открытых внеклассных мероприятий с приглашением и награждением взрослых благодарственными письмами.
Рефлексия результатов проекта - важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта проводится занятие, на котором ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую и индивидуальную, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Особенность проекта заключается в том, что работа ведется по двум направлениям. Во-первых, это непосредственно исследовательская, развивающая, самостоятельная практическая трудовая деятельность учащихся. Во-вторых – это нравственный аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм, сострадание, любовь и забота о людях. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя трудового обучения заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.
Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети с ограниченными возможностями здоровья учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями.
Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников
Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности обучающегося за счёт включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, среди неустроенных, безработных, ведущих асоциальный образ жизни людей, будет меньше выпускников школ с проблемами в развитии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. Дефектология. – 1986. - №6.
2. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М.: Классик стиль. 2003.
3. Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе. М., Педагогика, 1995.
4.Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. Дефектология. – 1993. - №5.
5. Кузьмицкая М.И. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М., 1971г., с. 83-95
6 . Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. /Под. ред. Дульнева Г.М. – М., Педагогика, 1971.
7. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. Дефектология. – 1986. - №1.
8. Волков И.П. Цель одна, дорог много: Проектирование процессов обучения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.
9. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Ред.-сост. Е. И. Соколова; Под ред. Н.Л. Селивановой. М.:
Педагогическое общество России, 1998.
10. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: ИППТ практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
Информационно- справочные и поисковые системы.
http://festival.1september.ru/articles/627867/
http://verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm