12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Саватеева Светлана Васильевна23
0

Формирование трудовых умений и навыков на уроках обувного дела у школьников с недоразвитием интеллекта.

Формирование трудовых умений и навыков на уроках обувного дела у школьников с недоразвитием интеллекта.

Одна из важнейших задач воспитания детей с нарушением интеллекта это формирование трудовых знаний и особенно практических умений, что способствует моральному становлению личности, так как в результате трудовой умелости возникает чувство морального удовлетворения, а это служит фундаментом нравственного развития личности школьника.

Опыт показывает, что приемами трудового воспитания и коррекции можно значительно продвинуть умственно отсталых детей в общем развитии. По мере овладения определенными трудовыми приемами учащиеся учатся действовать целенаправленно и руководствоваться общественными мотивами деятельности. Все это, разумеется, способствует развитию познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей. На уроках по труду важно развивать компоненты трудовой деятельности: умение действовать по плану, организованно, точно и аккуратно, контролировать свои действия, адекватно применять ранее усвоенные знания, навыки и умения. Формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность и другие, важные в социальном отношении качества.

Занятия по труду представляют большие возможности по развитию речи, дети учатся повторять за учителем, характеристики изделия, термины, отвечать на вопросы полными предложениями. Словарь обогащается словами связанный с формированием знаний о материале и о трудовых операциях.

В прошлом году мне поручили занятие с учащимися 5-го и 10-го классов. Свое знакомство с учащимися я начала с бесед, в которых пыталась выяснить психо-моторные реакции на задаваемые вопросы, с изучением их возможностей, а также трудностей, которые могут возникнуть в процессе работы. Помимо этого было необходимо выявить заинтересованы ли учащиеся в практической деятельности. Все эти критерии помогли в дальнейшем наладить с детьми общение и правильно выстроить уроки теоретического и производственного обучения.

Первостепенная задача, стоящая передо мной заключалась в привитии интереса к труду в различных формах. На уроках обувного дела проводятся беседы с учащимися с целью формирования и готовности к профессиональному обучению, много рассказывается о важности профессии, которой их обучаю, используется, по сути, любая возможность сформировать у учеников простейшие навыки, которые со временем перерастут в умении выполнять любые виды работ.

Так как обувное дело является сложным, я стремлюсь расширить диапазон в видах подачи им информации, имеющей непосредственной отношение к характеру и будущей профессии. Путем использования наглядных средств, таких как учебные пособия, карточки самоконтроля, образцы изделий, стенды, раздаточный материал, организаций экскурсий в обувные мастерские, а также знакомство с мастерами – обувщиками.

С 5-ым классом мы начали обучение с истории возникновения обуви, с рождения профессии «Обувщик», со знакомства с различными видами обуви, с материалами необходимыми для ремонта, с изучения правил техники безопасности на рабочем месте и правил поведения в обувной мастерской. Очень важно было научить детей пользоваться необходимым инструментом (нож, шило-крючок, игла и др.), познакомить с электрооборудованием в обувной мастерской. Основной задачей в 5-ом классе было ознакомление учащихся с простейшими операциями по изготовлению несложных изделий из мягких и кожзаменителей (выкройка по моделям деталей, соединения деталей на клеях и при помощи ниток, игла, и шила-крючка) а также работа с картоном и некоторыми отделочными материалами. В процессе обучения осуществляются исправления недостатков познавательной деятельности, наблюдательности, воображения, а также недостатков физического развития особенно мелкой моторики рук. Немаловажное значение имеет у детей выработка правильных гигиенических привычек, умение принимать рабочую позу, не сутулиться, не перенапрягать себя. Задания для выполнения практической работы для каждого ученика индивидуальные, руководствуясь характером и особенностями ученика, принимая во внимания и время, которое необходимо каждому в отдельности для овладения навыками. Дети по-разному проявляют себя на занятиях, большинство с охотой берется за изготовление изделий, но их заинтересованность кратковременна, нестойка, они быстро охладевают к работе, особенно если нужно, что-то переделать или исправить. Поэтому чтобы научить элементарным приемам ремонта с применением ручных швов передо мной стоит задача заинтересовать практической деятельностью и этим способом воспитать трудолюбие и настойчивость. На уроках ребятам нравится изготавливать игрушки и различные поделки из кожи ( футляры для очков, чехлы для мобильных телефонов, ремни). На этих поделках дети учатся соединять детали при помощи ручных швов. Наши поделки участвуют в выставках, получают высокие оценки и это предает ребятам стимул, а также что труд их не напрасен. Сейчас учащиеся могут распознавать места на обуви подлежащие ремонту, умеют производить элементарный ремонт. В процессе обучения совершенствуются ранее полученные навыки. Задания усложняются с использованием более широкого спектра инструментов.

В 10-ом классе учащиеся уже имели навыки ручного труда, сдавали экзамены по теоретической части. Основными задачами обучения является формирование у учащихся допрофессиональных умений и навыков при выполнении простых операций по ремонту обуви с соблюдением правил безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности, а также формирование организационных умений в труде (во время приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончанию работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно гигиенические требования, содержать рабочее место в чистоте и др.). Учащиеся учатся выбирать материалы необходимые для ремонта, рационально их использовать, выполнять работу в соответствие с технологией и экономить электроэнергии, а также формируется четкое понимание в профессиональной терминологии. Большую часть учебного времени мы изготавливаем домашнюю обувь, которая пользуется большим спросом, а также выполняем заказы по простейшим видам ремонта обуви. Ребята видят, что в настоящее время профессия «Обувщик» востребована, и полученные ими навыки и умения в процессе обучения пригодятся им в дальнейшей жизни.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что трудолюбие является результатом трудового воспитания и обучения, и выступает как личностное качество, которое характеризуется умением и стремлением добросовестно выполнять любые необходимые работы и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.