12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лещёва Светлана Николаевна29007 Россия, Ярославская обл. Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Недавно прошла электронный курс «Активные методы обучения» в АНО ДПО «Инновационном образовательном центре повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»». Открыла для себя много нового и интересного.
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Я хочу рассказать об одном из активных методов начала образовательного мероприятия, который взят из «Копилочки активных методов обучения».
Метод «Поздоровайся локтями».
Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – весь класс.
Время – 10 минут
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Я решила попробовать этот метод во время проведения спортивного праздника «Весёлые старты».
1 | Предмет, на котором использован метод | Спортивный праздник «Весёлые старты». |
2 | Класс, в котором использован метод | 2 и 4 (малокомплектная школа) |
3. | Этап образовательного мероприятия | Начало мероприятия |
4. | Название метода | «Поздоровайся локтями» |
5. | Цели использования метода | Приветствие команд |
6. | Количество участников | 17 |
7. | Технология проведения | Проведение: |
8. | Продолжительность | 5 минут |
9. | Предварительная подготовка | Спортивный зал |
10. | Необходимые материалы | - |
11. | Примечание | Игра позволяет весело начать спортивный праздник, установит контакт между детьми. |
12. | Автор метода и источник, где описан метод | «Копилочка активных методов обучения» |
Анализ и оценка педагога апробации АМО на уроке (образовательном мероприятии).
1 | Использовали ли Вы ранее АМО в образовательном процессе? | Использовала, чаще на внеклассных мероприятиях (смежные классы) |
2 | Какие сложности возникли при подготовке и проведении АМО для данного Практического задания? | Сложностей не было. Были опасения, что кто-нибудь из детей попадет локтем кому-нибудь в лицо. Но все прошло хорошо. |
3 | Какие положительные эффекты использования данных АМО Вы отметили? | Общение всех детей, даже тех, которые между собой конфликтуют или держаться обособленно. |
4 | Как отреагировали обучающиеся на применение данных АМО? | Дети были в восторге. Правда, те , кто поменьше ростом, жаловались, что локти очень высоко приходилось поднимать, а это не удобно (дети разного возраста). |
5 | Какие ощущения Вы испытали от использования данных методов? | АМО «Поздоровайся локтями» мне очень понравился. Он сразу дал хороший результат. У всех детей поднялось настроение, они были готовы к дальнейшим соревнованиям. |
6 | Будете ли Вы использовать АМО в дальнейшем в своей работе? | Обязательно! |
«Здороваться локтями» ребятам очень понравилось. Настроение сразу поднялось. Попробуйте, может и вам понравится этот метот.