Учебно-методический материал «Методы активизации детей в ходе НОД»
Конкурс: «Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях»
Автор: Егошина Виктория Авазовна
«Методы активизации детей в ходе НОД»
Педагогическая деятельность (любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность) должна способствовать развитию детей. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет то, что, мы узнаем, разгадав кроссворд.
Каждый из вновь пришедших «героев» — предметов спрашивает, кто живет в теремке, и «житель» — предмет должен ему ответить, перечисляя, кто он, какой, что умеет делать. В свою очередь, пришедший «предмет» называет себя и тоже описывает свои свойства и функции. «Житель» теремка приглашает вновь пришедшего к себе жить.
Виды мотивации
Мотивация по-разному интерпретируется специалистами, но в общем понимании это умение индивидуума путем деятельности удовлетворять свои потребности и желания. А вот процесс стороннего мотивирования можно сравнить с манипуляцией, которая может быть положительной и отрицательной.
Специалисты в области психологии выделяют 6 видов мотивации, это:
Внешняя. Не связана с конкретным процессом, а обусловлена результатом. Например, ребенок учится не ради получения знаний, а ради высоких оценок, похвалы и получения других наград.
Внутренняя. Прямая противоположность предыдущему виду. Человека мало интересует результат, он полностью погружен в сам процесс выполнения задачи. Внутренняя мотивация может включать:
Познавательные мотивы. Они основаны на заинтересованности в получении знаний и навыков. Мотивация формируется в раннем возрасте и зависит от многих условий: уровень развития нервной системы, характер воспитания, обстановка в семье и т.п. Если не поддержать врожденный познавательный мотив, в будущем его потребуется восстанавливать. Поэтому полезно даже с маленькими детьми посещать выставки, экскурсии и прочие мероприятия познавательного характера.
Социальные мотивы. Подразумевают желание ребенка быть полезным сначала в кругу семьи, а затем и в обществе. Сюда же включено стремление стать грамотным, успешным, научиться взаимодействовать с коллективом и окружающими.
Мотив избегания неудачи. В этом случае дети делают все для того, чтобы избежать плохих отметок и неодобрительных замечаний в свой адрес. При такой мотивации именно от оценок будет зависеть то, насколько сильно ребенок будет тянуться к учебе и будет ли он это делать вообще.
Мотивация достижения. В школьные годы, как правило, именно эта мотивация становится доминирующей. Особенно ярко она прослеживается у детей с высоким уровнем успеваемости. Им важно качественно и своевременно выполнять задания и получать соответствующее поощрение. Цель такой мотивации — стать профессионалом. Ребенок может намеренно брать в работу сложные задачи и прикладывать максимум усилий для их решения.
Положительная. Мотивация, которая базируется на положительном стимулировании. Пример положительной мотивации ребенка: «если выучу уроки, то получу сладкое и пойду на аттракционы».
Отрицательная. Мотивация, исходящая из негативных стимулов, например: «если не выучу уроки, то буду наказан».
Устойчивая.
Неустойчивая.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ У РЕБЕНКА:
• содействуйте получению ребенком разнообразных впечатлений с помощью книг, развивающих игр
• предоставляйте возможность ребенку использовать игрушки и материалы, с помощью которых можно менять местоположение, форму
• давайте ребенку возможность делать самостоятельный выбор
• создавайте ребенку условия для игр с шариками и бусинками и для занятий по классификации предметов
• для занятий с малышом используйте задания, соответствующие его возрастным особенностям
• оказывайте малышу помощь при выполнении заданий
• занимайтесь тем, что вызывает интерес ребенка
• оказывайте ребенку помощь в овладении знаниями и умениями
• играйте вместе с малышом
• поощряйте ребенка за хорошо выполненную работу
• прислушивайтесь к мнению ребенка в семейных советах
• с раннего возраста читайте ребенку книги
• критически подходите к удовлетворению потребностей малыша
• содействуйте осознанию ребенком его слабых сторон и развитию положительных качеств
• демонстрируйте веру в способности ребенка
• воспитывайте у ребенка любознательность
• поощряйте малыша за старание получить знания и умения
• формируйте у ребенка понятие, что для достижения успеха необходимо старание
• создавайте во время чтения игровые ситуации
• предлагайте ребенку самостоятельно оценивать правильность выполнение заданий
• содействуйте проявлению активности ребенка
• предлагайте малышу способы решения заданий, а не готовые результаты
• предоставляйте ребенку возможность демонстрировать свои способности окружающим