Методическая разработка «Создание лэпбука, как способ освоения учебного материала в ходе занятий учебной практики»
Создание лэпбука, как способ освоения учебного материала в ходе занятий учебной практики
Информацию о лэпбуке Название лэпбука: | Моя профессия – секретарь |
Дисциплина: | Учебная практика по профессиональному модулю на освоение рабочей профессии «Секретарь-машинистка» |
Тема: | Нормативная регламентация деятельности секретаря |
Аудитория: | Студенты 2-го курса, очной формы обучения, |
Работа над лэпбуком позволяет студентам определить перечень нормативных документов, которые важны в профессиональной деятельности секретаря; составить примерную схему рабочего дня секретаря, выделив обязательные трудовые действия, без которых немыслима эффективная работа специалиста; изучить и сформировать свой будущий образ с точки зрения делового стиля; выделить какие профессиональные и личностные качества секретаря необходимо развивать в себе для успешной профессиональной деятельности; какие результаты труда в ходе своей работы они получат.
Рисунок 1 Лэмпбук в закрытом виде
Описание: Основа лэпбука сделана из картонной папки, обклеенной цветной бумагой (рис.1). Внутренняя часть лэпбука представляет собой набор оформленного материала в соответствии с темой занятия учебной практики. Основное требование при оформлении: представить большие объемы информации кратко, наглядно, так чтобы можно было открыть, развернуть, потрогать. Для удобства работы студентам предлагается инструкция по способам оформления элементов лэпбука.
Рисунок 2 Лэпбук в открытом виде
Описание: внутренняя часть лэпбука (рис. 2) представляет собой структурированный материал по теме работы, оформленный в виде набора карточек, книжек, бумажных разворачивающихся гармошек, помещенных в конверты закрепленные на папке – основе.
Рисунок 3 Оформление левого бокового разворота
Описание: вверху левого бокового разворота (рис.3) размещен карман-уголок в котором помещается основной документ, регламентирующий работу секретаря при оформлении организационно-распорядительных документов (ГОСТ Р 6.30-2003).
В нижней части бокового разворота карман с правилами работы за ПК, правилами техники безопасности при работе с компьютерной техникой, правилами поведения в компьютерном кабинете.
Рисунок 4 Оформление ГОСТ Р 6.30.2003
Описание: основной документ, регламентирующий работу секретаря при оформлении организационно-распорядительных документов ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", оформлен в виде самостоятельной книжки-раскладушки (рис.4), которую можно вытащить из кармана-уголка, развернуть, прочитать, использовать как «карманный» вариант документа. Сама книжка-раскладушка оформлена в виде книжки с секретом, так как имеет двойную обложку.
Рисунок 5 Карточки с личными качествами секретаря
Описание: Внутри под обложкой размещена информации о личных качествах, которые должны быть присущи секретарю (рис.5).
Дополнительным бонусом в процессе творческого оформления под обложкой оформлены курьезные истории из работы секретаря (рис.6).
Рисунок 6 Веселый бонус для читателя лэпбука
Описание: внутренняя часть лэпбука содержит разнообразный материал, касающийся работы секретаря. Так на рисунке 7, в виде разворачивающейся гармошки представлены требования к внешнему виду секретаря. Материал оформлен таким образом, чтобы при развороте «гармошки» слева представлены образы в деловом стиле одежды, которые могут быть эталоном при выборе своего образа при трудоустройстве (рис.6). Оборотная сторона (разворот вправо) представляет образы, которые не подходят для работника в должности секретаря.
Описание: внутренняя часть лэпбука содержит разнообразный материал, касающийся работы секретаря. Так на рисунке 7, в виде разворачивающейся гармошки представлены требования к внешнему виду секретаря. Материал оформлен таким образом, чтобы при развороте «гармошки» слева представлены образы в деловом стиле одежды, которые могут быть эталоном при выборе своего образа при трудоустройстве (рис.8). Оборотная сторона (разворот вправо) представляет образы, которые не подходят для работника в должности секретаря.
Рисунок 8 Правильный деловой образ секретаря
Рисунок 9 Рабочее время секретаря
Описание: рабочее время секретаря (рис.9) представлено в лэпбуке в виде часов с движущейся стрелкой. Рабочий день расписан по видам деятельности, представленными графически. При отвороте графического образа, можно прочитать основные трудовые функции, которые исполняет секретарь в указанное время.
Рисунок 10 Термины, встречающиеся в работе, которые нужно знать
Рисунок 11 Термины, встречающиеся в работе, которые нужно знать
Описание: в работе секретаря встречаются различные слова, значение которых нужно знать. Оформление этих терминов в лэпбуке выполнено в виде перелистывающегося блокнота-памятки (рис.10,11). Всего 15 слов, которые употребляются в работе, но имеют иностранное происхождение.
Рисунок 12 Результаты работы с ОРД
Описание: в отдельном конверте представлены мини-макеты с примерами оформления организационно-распорядительных документов, с которыми работает секретарь (письмо, приказ, распоряжение, протокол, инструкция, справка)
Рисунок 13 Раскладка клавиатуры для слепого десетипальцевого метода печати документов
Описание: нижний разворот лэпбука, который используется как подставка при открытии, содержит изображение графической раскладки клавиатуры (рис.13) с указанием размещения пальцев при слепом десятипальцевом методе печати, которым должен владеть секретарь.
Рисунок 14 Нормативные документы
Описание: правый разворот лэпбука (рис.14) оформлен с помощью двух карманов-уголков, в которых располагаются нормативные документы:
- Инструкция по охране труда при работе с оргтехникой (рис. 15).
- Должностная инструкция секретаря (рис. 16).
- Квалификационная характеристика секретаря (рис.17).
Рисунок 15 Инструкция по охране труда при работе с оргтехникой
Рисунок 16 Должностная инструкция секретаря
Рисунок 17 Квалификационная характеристика секретаря
Описание: все нормативные документы (рис.4, 15,16,17) выполнены в виде самостоятельных мини-книжек (рис.18) . Формат книжек позволяет их использовать как карманные варианты документов. Размер шрифта текста при оформлении не менее 12 пт., что делает данные мини-книжки вполне читабельными и самостоятельными документами, которые можно использовать в последующих практических работах.
Рисунок 18 Мини-книжка (карманный вариант)
В сравнении с традиционными приемами изучения больших объемов нормативной, технической и иной документации, создание лэпбука позволяет выделить такие достоинства данного педагогического приема как:
- развитие интереса к своей будущей профессии;
- овладение методами поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- применение информационно-коммуникационных технологий, что с одной стороны увеличивает возможности поиска информации, с другой повышает пофессионалисзм;
- в связи с тем, что разработка лэпбука, как вид аудиторного задания, чаще всего осуществляется не одним студентом, а группой обучающихся – эта деятельность позволяет развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде, эффективно общаться в ходе решения профессиональной задачи;
- ну и еще одна особенность, в отличие от других способов организации урока производственного обучения, данный прием является успешным с той точки зрения, что кажется обучающимся простым, занимательным, но за этой кажущейся простотой скрывается необходимость анализа большого количества профессиональной информации, необходимость выделения главного, умения обобщить и сделать выводы.
В наш скоростной век, когда вокруг умные приложения, гаджеты, роботы, когда любая информация доступна, только пожелай, казалось бы, уже нет ничего, чем можно удивить современного студента. А ведь удивление – первый признак интереса и как следствие способ повысить мотивацию к учению, способ заинтересовать и влюбить в выбранную профессию.
Зачастую производственные работы связаны с такими обязанностями, как изучение охраны труда, изучение инструкций по технике безопасности на рабочем месте, знание нормативных и справочных документов. В общем, та рутинная работа, которая сопровождает любую профессиональную деятельность и без знаний которой успешность труда окажется под большим вопросом. Как убедить обучающегося, что это важно знать? Как провести занятие по учебной практике так, чтобы было интересно на протяжении всего рабочего дня? Как удержать внимание, интерес и сохранить познавательную активность весь период учебного дня?
Хочу предложить вам, уважаемые коллеги, один из педагогических приёмов, который удивляет своей простотой, красочностью, наглядностью, который сделает успешной любую скучную и рутинную тему.
ЛЭПБУК, по своей сути является интерактивной тетрадью, т.е. наглядный материал, структурированный и оформленный таким образом, чтобы привлекать внимание, чтобы любой элемент созданной тетради раскрывал термины, содержал инструкции, давал представление о профессиональных технологиях, трудовых функциях и т.п.
Использование ЛЭПБУКА возможно при освоении новых знаний, закреплении и обобщении уже ранее изученного, демонстрации освоенного в виде проекта, реализованного в такой яркой и необычной форме.
Надеюсь, мой опыт использования лэпбуков на уроке учебной практики, покажется интересным и будет взят вами в свою педагогическую копилку профессионального мастерства.