Большинство педагогов, занимающихся педагогической деятельностью, хотя бы раз в своей практике задают себе вопрос: “В чем основное назначение учителя?” Дж. Дьюи отвечает вопросом: “Может быть, создание условий для развития личности?” “А что это за условия и как их создавать?” - спросит учитель-практик, и не получит ответа. Честное обсуждение вопроса о целях приведет, скорее всего, к выводу, что единственно реальная цель учителя при этом – “пройти программу”; цель ученика, в лучшем случае, - “стать умнее”, в ином - выучить то, что пригодится для экзамена, а в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы. В такой ситуации возникает проблема невозможности для учащегося свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе. А ведь с каждым годом требования к выпускникам школ, а затем молодым специалистам предъявляются более жесткие, так как возрастает потребность общества в специалистах высокого качества, разносторонних, хорошо ориентирующихся в современном мире, адаптирующихся к этим условиям.
Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом. Одним из таких методов является проектный метод обучения.
В связи с этим возникает целый ряд вопросов вопрос: “С чего начать внедрение проектного метода?”, “С какого класса привлекать ребят к работе над проектом?”, “Каким может быть проект?”, “Каким может быть результат проекта”, “Как, по каким критериям оценить проект и работу ребят?”, “На всех ли предметах может быть использован метод проектов?”
Вот уже на протяжении нескольких лет я использую в своей практике проектный метод обучения. За это время сложилась некая система работы.
Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 5 классе. Конечно, проект, выполненный учеником 5 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 5 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, отбирать материал, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.
Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:
·практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города.
·исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
·информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
·творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
·ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).
Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока (“мини-проект”), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5- классе в курсе природоведения.
В 5 классе на одном из уроков в начале года я знакомлю ребят с методом проекта, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом, и предлагаю им сделать творческий проект, например, написать сказку «Как я провел лето» о летнем отдыхе, о походах всем классом. Данную сказку ребята оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов, и ребята представляют их.
В 6 классе учащиеся выполняют творческий проект - “Путешествие маленькой капельки” (см. приложение 1) о мировом круговороте воды. Данную сказку ребята могут оформить иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, можно защиту провести на уроке.
Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.
В процессе изучение курса «География материков и океанов» (7 класс) уже накоплен определенный опыт проектирования школьниками. Например, по карте литосферных плит предлагается составить проект изменений очертаний материков в отдаленном будущем. Данный проект составляется на базе знаний основ теории движения литосферных плит. При изучении природных зон Земли и отдельных материков учащимся можно предложить задание по созданию проекта озеленения кабинета географии, этажа или всех помещений школьного здания.
Можно использовать проект и при изучении новой темы. Например, при изучении в 8 классе темы «Природные зоны России» вот уже который год, я использую метод проекта. Класс заранее разбивается на группы, каждая группа занимается исследованием своей природной зоны. Учащиеся совершают заочное путешествие по природным зонам нашей страны. А затем представляют творческий отчет в устной форме. Продуктом исследовательской деятельности являются проспекты по каждой зоне или электронные презентации.
Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их мы вывешиваем в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками.
В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы над литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.
В старших классах проекты могут носить прикладной характер (газеты, фильмы и др.), некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции, презентации), есть чисто исследовательские работы, которые ребята могут выставить на конференции. Например, в прошлом году учащимися нашей школы Батюшкиной Ю. и Пуртовым С. Был разработан проект «Влияние транспорта на жизнь и здоровье людей», а Былкова Д работала над темой «Какая вода полезная?». В своих работах ребята проводили исследования воздуха и воды нашего города и предлагали пути решения экологических проблем. То есть проекты имели практическую значимость. Со своими работами учащиеся выступили на конференциях (Былкова Д – 2 место)
Всем ребятам мы предлагаем придерживаться определенных требований при выполнении и оформлении проектов.
Требования к проекту:
1. Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
2. Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
3. Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами;
4. Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;
5. Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления;
6. Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;
7. При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне;
8. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
9. Использование в проекте соответствующей научной терминологии;
10. В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.
Содержание проекта:
1. Название темы проекта;
2. Актуальность проекта, проблема;
3. Основополагающий и проблемные вопросы;
4. Цели и задачи проекта;
5. Гипотеза;
6. Форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;
7. Использованная литература и информационные ресурсы;
8. Сведения об авторе/авторах проекта;
9. Проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились.
При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для учителя является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем, которые могут быть предметом проектной деятельности школьников. Предполагаемые варианты реализации проектов зачастую варьируются в широком диапазоне различных областей знания. Поэтому консультирование в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции и педагогического мастерства.
Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом межпредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.
Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность.
Однажды, летним утром капелька по имени Долли, лежала на листике водоросли под морским солнышком и загорала со своими братьями и сестрами. Внезапно в воздухе все закружилось, и Долли с ее родственниками подняло в воздух. Они кружились вместе с ветром и внезапно упали на зеленую местность. Наша Долли была любознательна и с детства мечтала путешествовать. Ей сразу стало понятно, что они – на земле. И вдруг она отдалилась от дома так далеко. Внезапно ей показалось, что ее мечта сбылась. Но это случилось ненадолго.
Вдруг их снова подняло в воздух, и, крутя, понесло в горы. Долли была так рада тем что, она впервые путешествовала. Пробыли в горах они не так уж и долго. Над их головами стали сгущаться тучи, их вновь подняло в воздух. Их понесло над землей, и Долли вдруг показалось, что она видит эти места в последний раз. Но она ошибалась. После их полета, капельки упали на землю. Таким образом, произошел дождь
Они упали в речку. Река понесла их по течению и вынесла в открытое море, то есть в их родной дом. В этом путешествии Долли особенно понравилось катание по речке. Но пройдет еще немного времени, и Долли снова отправится в это путешествие. И это продолжится еще не один раз
6 класс
№ п/п |
Тема проекта |
Краткое описание проекта |
1 |
“А все-таки она вертится…” |
Земля – планета солнечной системы. Почему Земля вертится? Как доказали древние ученые, что Земля вертится? |
2 |
Человек и природа |
Как человек взаимодействует с природой. Может ли человек использовать богатства природы, не нанося ей вред? |
3 |
“Вода, вода, кругом вода…” |
Гидросфера, ее значение, почему вода на Земле не исчезает? Роль воды в жизни людей и всего живого. |
4 |
Разноцветные лица |
Почему люди на Земле так непохожи друг на друга? Какие люди живут на разных материках в разных странах7 |
№ п/п |
Тема проекта |
Краткое описание проекта |
1 |
По следам Робинзона Крузо |
Остров Робинзона – миф или реальность? Где находится остров Робинзона? Особенности природы острова, соответствуют ли они реальным фактам? Остров Робинзона Крузо сегодня. |
2 |
Этот известный неизвестный Христофор Колумб |
Открытия Х. Колумба. Кто он – Х. Колумб? (страницы биографии, известные и неизвестные факты жизни). Значение открытий Христофора Колумба. |
3 |
Глобальное потепление – миф или реальность? |
Причины, точки зрения, проблемы, последствия. |
4 |
Тайны ледяного континента |
Почему Антарктида покрыта льдом? Почему это самый холодный материк? Всегда ли она была покрыта льдом? Что скрывает ледяной панцирь? |
№ п/п |
Тема проекта |
Краткое описание проекта |
1 |
Морские ресурсы России |
Чем богаты моря России? Чем грозит истощение морских ресурсов человеку? Что может вызвать истощение ресурсов и как этого избежать? Экологические проблемы морей, их влияние на ресурсы морей. |
2 |
Открытие и освоение территории России |
Забытые страницы истории освоения территории страны. Причины, побудившие людей искать новые земли. Кем были первооткрыватели земли русской? |
3 |
Влияние человека на рельеф, последствия этого воздействия |
Антропогенные ландшафты, эрозионные процессы как следствие воздействия человека на природу. |
4 |
Климатические ресурсы России |
Что мы понимаем под климатическими ресурсами? Богата ли Россия этими ресурсами? Как изменятся климатические ресурсы России в результате глобального потепления? |