Статья «Тенденции развития воспитания в современной школе: позитивное и негативное»
Содержание:
Введение
Глава 1.Теоретический аспект организации процесса воспитания в современной школе:
1.1. Понятие воспитания
1.2. Современные подходы к воспитанию
1.3. Воспитательная система образовательного учреждения
1.4. Школа как воспитательная система
1.5. Структура воспитательной системы
1.6. Моделирование воспитательной системы
1.7.Технология конструирования воспитательной системы школы
1.8.Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы
1.9.Негативные стороны воспитательной системы школы
1.10. Положительные стороны воспитательной системы
Глава 2.Практическая часть:
2.1. Ситуационный воспитательный классный час
2.2.Игровая воспитательная деятельность
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции общемирового цивилизационного процесса. При этом особое внимание в любых дискуссиях на тему образования уделяется как довольно жесткой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых образов, более адекватных современной культурной ситуации. Известная нам традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой моно-культуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.
При этом полагается возможным и достаточным простое перенесение в сознание «образующихся» специально выделенного и соответствующим образом обработанного культурного материала, причем все это разнообразие и обширность, в лучшем случае, являются лишь малозначительным фоном в подготовке «профессионала». Конечно, в таком образовании=обучению человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует как персона, личность; он здесь всего лишь объект обучения. Как известно, вполне адекватны этим принципиальным установкам и традиционныеформы образовательной деятельности: урок, вопрос, ответ; лекция, задание, семинар. В этой связи оно авторитарно и тоталитарно как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и все остальное в образовательных системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих образов мысли и чувства, своей жизни в этом мире. Иначе говоря, такое образование=обучению вообще не является образованием в собственном смысле этого слова, понимаемом как процесс становления человека.
Современная культурная ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества. Еще в начале XX века Ф.Ницше, З.Фрейдом, О,Шпенглером и целым рядом других выдающихся мыслителей со всей определенностью были заявлены исключительная враждебность европейской культуры человеку и неизбежность ее сокрушительного краха, что позднее было исчерпывающе подтверждено многими событиями этого столетия. В настоящее время мы можем наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности, особенно отчетливо проявившийся в последнее десятилетие на так называемом советском и пост-советском пространстве. Этот процесс, конечно, не мог не затронуть и такую определяющую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом становится многополярным и поликультурным, а ведущими тенденциями современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность. В этой связи уже есть и понимание того, что образование и обучение - очень разные вещи, и что образование не должно быть просто трансляцией. Однако, сегодня меняются образовательные методологии и технологии, даже содержание образовательных программ и учебных планов, но не сама сущность образования, которая пока остается совершенно неизменной, поскольку все еще не произошло главной ментальной перемены в этом контексте. По-прежнему отсутствует понимание того, что образование не должно просто транслировать культуру, и тем более - какую-то бы ни было моно-культуру. Трансляция же культуры, обнаружевшей свою враждебность, репрессивность по отношению к человеку, культуры, терпящей крах, вообще вряд ли может быть признана разумной. А это значит, что должны измениться смыслы, цели и ценности образования.
.
Глава 1: Теоретический аспект организации процесса воспитания в современной школе
-
Понятие воспитания
На сегодняшний день воспитание является одной из основных категорий педагогики, но при этом все-таки не имеет общепринятого определения. Воспитание как явление, определяющее развитие личности, можно рассматривать с различных точек зрения.
- Воспитание – это целенаправленная профессиональная деятельностьпедагога, направленное на максимальное развитие личности ребенка, через вхождение в его контекст современной собственной жизни на основе определения мотивов и ценностей.
- Воспитание- это целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-образовательных учреждениях специально подготовленными специалистами.
- Воспитание- это целенаправленная, управляемая и открытая системавзаимодействия детей и взрослых, направленная на развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально- экономических условиях.
Термин «воспитательная система» предложен А. Т. Куракиным и Л. И. Новиковой. В настоящее время данный педагогический феномен изучается большой группой специалистов. Специалисты объясняют появление феномена «воспитательная система» объективными причинами. «В современном интенсивно меняющемся мире … неуклонно проявляются две взаимосвязанные тенденции – интеграция и дифференциация. В результате этого возникают разного рода противоречия. Распадаются целостные образования, в то же время разрозненные явления, действия, процессы интегрируются в целостные, глобальные явления, различного рода системы. Тенденции эти свойственны и педагогической действительности, в рамках и под воздействием которой формируется и развивается современный человек и как индивидуальность, и как определенный тип личности. В педагогической действительности указанные тенденции проявляются как при целенаправленном воспитании, так и в стихийно протекающих процессах социализации.»
Воспитательная система является частью педагогической действительности. Поэтому она относиться к педагогическим системам. Есть обобщающее понятие «воспитательная система» т.е. теоретическая модель воспитательной системы. В этом случае ее по происхождению следует отнести к концептуальным (идеальным) системам. Но воспитательная система, существующая в конкретном учреждении с данным составом педагогов и учащихся, по своему происхождению является реальной, так как есть объект социальной природы. Следовательно, она имеет, социальный характер.
В основу концепции воспитательной системы принято понимать то, что воспитание целенаправленный управляемый процесс развития личности. Таким образом, воспитательная система имеет психологический характер.
Воспитательная система- это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.
Исследователи предлагают следующие определения:
- Воспитательная система- это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Воспитательная система обладает рядом признаков, общих с другими социальными системами. Ей присущи целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка. Она имеет прошлое, настоящее и будущее.
Воспитательная система конкретного образовательного учреждения занимает определенное положение в иерархии воспитательных систем:
- государственная
-региональная
-локальная
-воспитательная система данного учреждения
В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова выделяют главное условие успешности воспитания – его системный характер. Они, утверждают, что создание гуманистических воспитательных систем наиболее эффективный и верный путь в воспитании.
-
Современные подходы к воспитанию.
В современной теории воспитанияк определению «воспитания» существует два подхода:
Первый - объектный
Второй - субъектный
Объектный подход к воспитанию:
Объектный подход рассматривает ребенка как объект педагогического процесса. В этом случае главной направляющей силой развития и формирования ребенка является внешнее воздействие.
Субъектный подход к воспитанию:
Субъектный подход ориентирует взгляд на ребенка как на субъект воспитания. «Воспитание- это непрерывное становление к целостности» (Г. С. Батищев). « Воспитание- это способ связи требований и правил жизни с законами Вечности» (Я. А. Коменский). Воспитание- это «путь овладения на
Земле этикой существования» (Н. К. Рерих). Такие взгляды предполагают признание ребенка как главной, высшей ценности в педагогическом процессе, осознание и признания его права на самоопределение, признание приоритетности объект - субъектных отношений в области образования и воспитания.
Большое влияние на теорию воспитания оказали идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), педагогические взгляды и учения педагогов прошлого (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Я. Корчак и др.) призывавшие строить педагогическую деятельность с учетом индивидуальных- психологических, возрастных особенной личности ребенка, помогать развитию и совершенствование его природных задатков. Гуманистические идеи воспитания легли в основу следующих подходов в воспитании:
-Культурологический подход
-Личностный подход
-Личностно- деятельностный подход
-Личностно- ориентированный подход
-Системно-деятельностный подход
-Средовый подход
-Субъектно-деятельностный подход
-Технологический подход
-Философско-антропологический подход
-Ценностный подход
-
Воспитательная система образовательного учреждения.
Воспитательная система в своей основе имеет конкретную идею. Выбор идеи должен определяться нравственными ценностями, характер который обусловлен национальными особенностями народа. В этом аспекте особенно интересны размышления А. М. Новикова об особенностях российского менталитета. Новиков считает, что главными чертами российского менталитета являются три, каждая из которых проявляется в определенных личностных качествах, присущих русскому народу. Во-первых, одно из таких качеств - необычайно большая доброта. Обратной стороной является терпимость к угнетению. Во-вторых, очень гуманное мировоззрение, которое характеризуется тем, что на первом месте в системе ценностей находится судьба всего человечества, на втором - судьба своей семьи и собственная судьба. Обратной стороной последнего качества является пренебрежение к бытовым условиям жизни. В- третьих, это - высокоразвитое чувство подвижничества: человек весть «растворяется» в деле, которому служит. Эти три качества можно объединить понятием «духовность», которая является первой чертой российского менталитета.
-
Школа как воспитательная система.
Л. И. Новикова в аспекте рассмотрения взаимодействия школы и среды, рассматривает школу как воспитательную систему: «Воспитательными системами обладают те школы, как целостности, которые создают условия социальной защищенности, психологической комфортности воспитанника и педагога, обеспечивают возможность их личностного роста и самореализации, этим они решают главную задачу педагогики – управление развитием ребенка». Ею же сформулировано 9 признаков наличия воспитательной системы школы:
1- наличие общих представлений о школе как целостном феномене, то есть наличие собственной модели школы, отражающей ее настоящее и проектирующей ее будущее, наличие концепции, принятой педагогами и учениками:
2- здоровый образ жизни ее коллектива, включающий (помимо учебы) и труд, и развлечения, и неформальное общение, и творческую деятельность по интересам:
3- наличие радостных событий в жизни ребят, ожидаемых и переживаемых ими, порождающих энергию, подъема духа в коллективе:
4- наличие зон неупорядоченности, свободного развития отдельных классов, групп детей, как противовес заорганизованности;
5- наличие «говорящих стен», отражающих повседневную жизнь ребят;
6- включенность среды в школу и школы – в среду;
7- разрешение внутренних конфликтов за счет саморегуляции;
8- гуманистический характер межличностных отношений, проявляющийся в повседневном общении, внимательности и доброжелательности к новичкам и посторонним для школы людям;
9- чувство принадлежности к школе.
Н. Л. Селиванова определяет воспитательную систему как комплекс основных блоков воспитания. Ею критерии оценки воспитательной системы подразделены на две группы – «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; вторая - дает представление об уровне развития воспитательной системы.
Критерии факта:
1- упорядоченная жизнедеятельность школы: соответствие содержание, объема и характера в работе возможностями и условиями школы;
2- наличие сложившегося единого коллектива, коллектив живет по выработанным им самим законам, правилам, традициями, привычками;
3- синтегрированность воспитательных действий в комплексы, дискретность воспитательного процесса: чередование периодов относительно покоя, повседневной работы с периодами коллективного напряжения, яркими событиями.
Критерии качества:
1- степень приближенности системы к поставленным целям, реализации педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы;
2- общий психологический климат школы, стиль отношений в нем, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, взаимопонимание семьи и школы, эмоциональная насыщенность жизни коллектива;
3- уровень воспитанности выпускников, который можно определить несколькими интегрированными качествами личности, наиболее актуальными для данного времени.
-
Структура воспитательной системы.
Воспитательная система, имеет состав, т.е. совокупность компонентов, набор компонентов зависит от параметров.
Составными частями воспитательной системы являются ее подсистемы:
- дидактическая система: учебная деятельность учащихся и методическая деятельность учителей.
- система воспитательной работы: взаимосвязь воспитательных мероприятий между собой.
- система управлений: необходимый набор функций направленный на поддержание, функционирование и развитие системы.
Воспитательная система имеет сложную структуру. В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова выявили следующие компоненты и функции:
1- цели, выраженные в исходной концепции
2- деятельность, обеспечивающая ее реализацию
3- субъект деятельности, организующий и участвующий в ней.
4- отношения, интегрирующие субъекты в некую общность
5- среда системы, освоенная субъектом
6- управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему ее развития.
Воспитательная система является искусственной системой т.к. создана человеком. Ее целью является развитие личности ученика, а смыслом создания является и существование – возможность реализации педагогической идеи, положенной в основу формирования личности учащегося.
Современная воспитательная система направлена на формирование следующих умений:
1- умение видеть целостную картину мира
2- умение осознавать себя гражданином своей страны и быть ответственным за судьбу Родины
3- умения приобщаться к социальным ценностям и адекватного этим ценностям поведения
4- умение быть креативной личностью
5- умение самореализоваться
Достижение цели может осуществляться разными путями. Они определяются условиями, в которых создается воспитательная система, а также содержание педагогической идеи, реализуемой через нее.
-
Моделирование воспитательной системы.
Модель воспитательной системы образовательного учреждения – это описание той будущей системы, которую намеренны создать педагоги, учащиеся и их учителя.
Этапы создания модели воспитательной системы:
1- разработка исходной концепции
2- создание образа школы, в рамках которой будет строиться система, иначе говоря, прогнозирование
3- построение описательной модели как модели будущего состояния воспитательной системы
4- воспитательная система оформляется как официальный документ
Образ школы важен для учащихся, так как это – модель школы, в которой хотели бы учиться дети. Образ школы создается в большей степени создается на эмоциональном уровне с помощью сочинений, рисунков, обсуждений.
-
Технология конструирования воспитательной системы школы.
Моделирование воспитательной системы школы предполагает выполнение следующих этапов:
1- Определение целей ее создания (или цели развития, если она создана). Цель является основание для отбора компонентов системы. Формирование и формулирование целей – является сложной и трудоемкой задачей. Неверно сформулированная или неверно сформированная может дезориентировать деятельность воспитательной системы. Кроме того, должны быть созданы дидактические условия и возможности определения целей.
Процесс выработки целей воспитания может состоять из следующих этапов:
- диагностика состояния воспитательного процесса, анализ исходной ситуации
- моделирование целей и задач, результатов
- организация коллективного целеполагания, совместной деятельности учителей, учащихся и родителей
- уточнение целей и задач, внесение коррективов
2- Определение набора компонентов, элементов воспитательной системы, исходя из определенной цели.
3- Определение функционала каждого компонента.
Определение функции каждого компонента предполагает:
-определение роли этого компонента в общей структуре управления (для чего?)
- формулирование целей деятельности этого компонента (что будет делать?)
- систематизация и обобщение всех целей деятельности компонента
- определение направления деятельности (как этот компонент достигнет возлагаемых целей?)
4- Выделение главного компонента, т.е. компонент без которого система разрушиться.
5- Установление связей системообразующего компонента со всеми другими. На этом этапе определяются направления совместной деятельности компонентов, корректируются ранее разработанные функции.
6- Оценка уровня целостности системы.
7- Определение условий для ее функционирования.
-
Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы.
Теоретическую основу управления развитием воспитательной системой определяет синергетика. В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, считают важным в максимальной степени учитывать естественные свойства складывающейся системы, ее внутренние качества, историю развития. Нужны «малые воздействия», которые дадут «большие результаты». Необходимо учитывать то обстоятельство, что управлять такой системы извне можно лишь отчасти, так как она, будучи неравновесной, обладает своими внутренними степенями свободы, недостижимыми для воздействия извне. Учитывая все это, важно в каждом конкретном случае управлять эволюцией системы сбалансированного, гармонично сочетать внешние и внутренние воздействия, не только сохраняя уже имеющиеся степени свободы системы, но и создавая новые.
Управляемость системы и ее способность к самоорганизации взаимосвязаны, но не очень жестко, что дает возможность при управлении сочетать естественное и искусственное.
Эффективность такого подхода во многом зависит от информационного обеспечения процесса управления: важно знать, на что направленно на поддержание ее устойчивости в условиях неравномерного развития. Достигаемая при этом устойчивость не означает строгой упорядоченности. Воспитательная система должна включать зоны упорядоченности и хаоса.
Необходимость зон порядка и хаоса объясняет Л. И. Новикова.
Противоречие между хаосом и упорядоченностью проявляются и разрешаются в воспитательной системе иначе, чем в других социальных сферах. Воспитательная система развивается быстрее и никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. И это естественно, так как в любом образовательном учреждении быстро происходит смена поколений детей, постоянно приносит что-то новое.
В соответствии с таким представлением управление должно осуществляться, во-первых, системой как целым; во-вторых, каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия и с оглядкой на систему как целостность, его включающую; в-третьих, взаимодействие компонентов, обеспечивающих личностное развитие учащихся.
Управление развитием воспитательной системой может осуществляться двумя путями:
1- революционный
2- эволюционный
Революционный путь был назван А. С. Макаренко «методом взрыва», как правило, возникающий в чрезвычайных ситуациях.
При эволюционном пути хорошо представленная объективная информация о состоянии и функционирование системы, стремлении педагогов и ученического актива к постоянному творческому поиску делают процесс обновления планомерным, управляемым.
Управление не сводится к регулированию процессов становления и развития системы, так как это не главная цель. Самоцель – личность развивающего человека, включенного в систему. Это значит, что надо управлять процессом взаимодействия и развития личности.
Данный аспект управления требует поиска путей оптимального включения каждого учащегося в процессе целеполагания, совместности творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, создания ситуаций, побуждающих и учащихся и педагогов к рефлексии, самопознанию, реализации.
Таким образом, управление воспитательной системой можно рассматривать как трехаспектный процесс:
-Управление созданием целостной системы;
- Укрепление ее целостности;
- Корректирующее управление с включением каждого ребенка и взрослого в систему коллективных дел и отношений.
-
Негативные стороны воспитательной системы школы.
Есть предположение, что главной ошибкой педагогов к организации воспитательного процесса является нормативный подход, что выражается в игнорировании природы системы, ее специфического своеобразия.
Зачастую выбирается не самый удачный или подходящий путь в формировании воспитания, у школьников ориентируясь на опыт других школ, забывая, что каждый ребенок это, прежде всего личность к которому требуется индивидуальный подход, да и цели с задачами, скорее всего, будут различаться.
Привлекая, учащихся к активной деятельности в школах довольно таки часто проводятся деловые игры, в ходе которых ученики обсуждают и «решают» сложные социальные или социально- педагогические проблемы. С одной
стороны участие в этих играх полезно т.к. оно развивает мышление, воображение, коммуникативные навыки и воспитывает толерантность друг к другу, но с другой стороны – неумеренное увлечение разыгрыванием воображаемой ситуации подменяет реальную, не желание и не умение слушать друг друга чаще всего приводит к разногласием, резким и грубым высказываниям в строну соперников.
Создание воспитательной системы должно сопровождаться прогнозированием расширения воспитательного пространства, освоением социальной, природной, предметно – эстетической среды. Значительную роль в процессе формирования воспитания у ребенка является его самоуправление, к сожалению это не всегда приводит к положительному результату т.к. ученическое самоуправление основано на руководстве одних детей над другими, и практически игнорируется овладением каждым учащимся умениями самоуправлениями своей деятельностью, так же вызывает негодование и обиду детей, над которыми руководят их ровесники.
Другим негативным аспектом является либо копирование в школах черт политической жизни государства, либо полное игнорирование необходимости создания ученических общественных организаций и органов самоуправление.
Так же можно отметить, что конфликты в современной школьной жизни превращаются в явление частое и обыденное. 48% конфликтов в школе приходиться на конфликты между учителем и учеником.
Причиной этих столкновений сами учителя считают:
- нетерпение к другому – 14 %
- вспыльчивость – 33%
- отсутствие такта – 47 %
Но главная проблема кроется в неумении учителя разумно, правильно разрешить его. Вследствие чего у учащихся, особенно у младших школьников, наблюдается серьезное беспокойство, нежелание учиться, а иногда даже нервное расстройство.
И, наконец, отмечается ликвидаторская позиция руководства образованием в отношении воспитания, которая приводит к упразднению внешнего звена управления воспитательной системой.
-
Позитивные стороны воспитательной системы школы.
Позитивных моментов воспитательной системы в современной школе гораздо больше, чем негативных и это говорит о многом, о желание вырастит достойное поколение, о стремлении педагога передать и научить своих учеников всему самому доброму и лучшему. Заложить в нем качества достойные гражданина Российской Федерации.
Позитивными сторонами воспитательной системы являются:
- знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства
- совместное решение проблем и разделение труда при выполнении, заданий – это наглядно показывает, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество
- приобщение учащихся к культуре
- создание условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки
- развитие умения действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях
- привлечение родителей к внеклассным мероприятиям воспитывает в детях партнерские качества и умения, помогает сблизить родителей с детьми, если в семье имеются некие проблемы с общением
- В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий были убеждены в том, что педагогически организованное созерцание красоты труда человека положительно воздействует на нравственность ребенка
- формирует у подростков уверенность в себе, своих силах, ближнем окружении
- воспитывает любовь к природе
-ребенок воспитывается в коллективе и через коллектив, т.е. происходит адаптация к внешним требованиям, к правилам социума и под его контролем за счет которых и происходит воспитательный процесс
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Ситуационный воспитательный классный час
Для технологии и методики индивидуального воспитания в современной школе используется такая форма как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из событий, явлений, фактов которые оказывают влияние на поведение человека и в которых проявляется его характер, привычки, культура общения и поведения. Классные часы позволяет проанализировать собственное поведение «после события», чтоб учиться на собственном опыте и уметь планировать стратегию поведения на будущее.
Классный час «Итоги четверти».
Технология классного часа |
Методика классного часа |
Учащиеся садятся в круг. Информация (3мин.). |
Учитель показывает сравнительную таблицу уровня обученности за предыдущую четверть. |
Изложение «Я – позиции». Причина «Я – позиции». (7 мин.). |
Учащиеся в кругу отвечают на вопросы: Довольны ли они своими результатами, почему? Что каждому мешает учиться? Что может помочь Вам в учебе? |
«Я – позиция». Ученики делятся на группы по 4-6 человек (все учащиеся имеют различные мнения в отношении своих результатов) (7 мин.). |
На доске написано задание, подготовить ответы на вопросы: Существует 2 точки зрения: учиться надо, можно не учиться. Выберите подходящую для Вас и докажите ее. Укажите 2-3 основные причины, мешающие Вам лучше учиться. Что надо делать, чтобы устранить указанные причины? |
Дискуссия (10 мин.). |
Каждая группа высказывает свои взгляды на вопросы, а затем те, кто имеет другие. |
Рефлексия (5мин.),учащиеся по кругу отвечают на 1й вопрос, а на 2й и 3й по желанию. |
Что Вы считаете полезным для себя в этом обсуждении и почему? Что понравилось, почему? Что не понравилось, почему? |
Свободный выбор. Речь классного руководителя. (2-3 мин.) |
Примерное финальное слова учителя: каждый из Вас хотел бы улучшить результат и это замечательное желанию. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ждать улучшения результата, но можно воспользоваться теми советами кот. Сегодня здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими Вы хотите их получить. Через месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что Вам удалось сделать. На этом я предлагаю закончить наш классный. |
2.2. Игровая воспитательная деятельность.
Игровая деятельность – один из видов активности человека. Игра является основной деятельностью ребенка, с помощью которой происходят изменения в его психике. Игра несет воспитательную и развивающую функцию, а детский психолог Эльконин Д. Б. подчеркивал социальную природу игры, ее незаменимость для полноценного развития личности ребенка. Именно поэтому мы предлагаем рассмотреть некоторые игры несущие в себе воспитательный характер.
Игра «Кораблекрушение».
Цель:
1- обучение эффективному поведению детей для достижения согласия при решении групповой задачи
2- получение опыта взаимодействия в процессе коллективного творчества
3- сплочение членов группы
4- диагностическая (позволяет учителю увидеть структуру группы, выявить лидеров)
Учащиеся закрывают глаза и учитель приятным, спокойным голосом начинает им рассказывать: « Наша яхта терпит кораблекрушение в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Однако, Вы находитесь примерно на расстоянии 1000 миль к югу-западу от ближайшей земли. Остались целыми и невредимыми 15 предметов. Кроме того, есть надувной плот с веслами, в карманах спички и 5 бумажных банкнот.
Ваша задача – классифицировать 15 предметов в соответствии с их значением для выживания.
Список предметов (указан на доске):
Секстант (для определения местонахождения)
Зеркало для бритья
20 л воды
Противомоскитная сетка
Коробка с едой на 2 дня
Карта Тихого океана
Надувная подушка (спасательный жилет)
Канистра бензина – 20 л
Маленький транзистор
Отпугиватель акул (свисток)
1 л спирта
15 м каната
20 м непрозрачного полиэтилена
2 коробки шоколада
Рыболовная снасть
Правила обсуждения:
1- группа должна достичь полного согласия
2- достичь согласия можно, если все члены согласны
3- нельзя голосовать
4- избегать уклонений от конфликта ( надо доказывать свою точку зрения и соглашаться хотя бы отчасти).
Игра « Пчелы и змеи».
Цель: обучение сотрудничеству
Необходимо разделиться на 2 группы (пчелы и змеи). Каждая группа должна выбрать своего короля.
Оба короля выходят из класса и ждут, пока их позовут. Во время их отсутствия учитель прячет два предмета (губка и карандаш), которые короли должны найти в классе. Король пчел смог найти мед (губка), а змеиный король должен отыскать ящерицу (карандаш). Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать – жжжж. Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением – шшшш. Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение. Помните, что во время этой игры говорить нельзя!!!
Игра «Воображаемой интервью».
Цель:
1- развить умение ладить с другими людьми
2- формирование адекватных способов взаимодействия со взрослыми
3- групповое взаимодействие
Объедините детей в группы по 4 человека. Представьте себе, что вам надо взять интервью у взрослого человека. Какие вопросы вы ему зададите, чтоб узнать о нем как можно больше всего интересного. Составьте список вопросов (10 мин).
Теперь представьте, что вы берете интервью у меня. Запишите рядом с вопросами ответ, который, по вашему мнению, дал бы я. Если вы не можете предположить ответа, попытайтесь угадать его (20 мин.).
Затем необходимо дать возможность группам зачитать интервью и доброжелательно высказать свое мнение о нем. Исправьте неподходящие ответы и похвалите те, которые попали в точку.
Игра «От любви до ненависти».
Цель:
1-опрделить отношение к школе и придумать, как сделать процесс обучения более интересным
2- развить умение работать в группе
Марина (можно выбрать любое имя) говорит, что она любит ходить в школу. А с Денисом дело обстоит совсем иначе. Он говорит, что терпеть не может школу. «Там так ужасно скучно»,- стонет он.
Что для вас в школе интересного? А что скучно? Возьмите бумагу и карандаш и составьте два соответствующих списка (10 мин).
Сядьте по несколько человек и попытайтесь составить общие списки того, что в школе интересно, а что скучно (10 мин).
Теперь обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше обучение в школе и ваша жизнь в классе стали интереснее и увлекательней. Потом мы вместе поговорим об этом (5 мин).
Игра «Коровы, собаки, кошки»
Цель:
1- развитие умения слушать
2- развитие навыков сотрудничества
3- снятие эмоционального напряжения
Учащиеся располагаются широким полукругом. Учитель подходит к каждому и шепотом называет какое-нибудь животное. Ребята должны хорошо запомнить это животное т.к. их задачей будет изображать своих животных по очереди. Учитель по очереди шепчет детям: «Корова, собака, кошка».
Затем ученики закрывают глаза, и учитель просит их «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Они должны забыть на время человеческий язык. Задача учеников с закрытыми глазами и при этом, говоря на языке животных объединиться в группы с теми животными, которые говорят, так же как и вы. Помните, что во время хождения по классу в поисках своего животного глаза должны быть закрыты. Навострите свои уши и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой, кошкой.
Игра «Бычок – серый бочок».
Цель:
1- интенсивное творческое взаимодействие, способствующее сплочению классного коллектива
2- расширение группового репертуара способов взаимодействия
3- снятие эмоциональных барьеров, создание атмосферы раскрепощения и беззаботности
Режиссер (классный руководитель) раздает путем жеребьевки следующие роли: Баба Яга, Ступа, дерево (2 человека), овечка (2 человека), папа, мама, Нюрочка - девчурочка, Бычок - серый бочок, грязь – болото, избушка на курьих ножках.
Режиссер читает текст, а актеры параллельно его играют.
Текст: Жили – были муж и жена, и была у них доченька Нюрочка – девчурочка. Папа и мама очень любили, лелеяли свою доченьку. Отпросилась как - то Нюрочку – девчурочку в лес по грибы, по ягоды, да и заблудилась. Села она под кустик и плачет. Пролетала рядом на ступе Баба Яга, схватила девочку, да и унесла ее в свою избушку на курьих ножках. Стала снова Нюрочка - девчурочка, дом подметать, окна мыть, мусор вносить.
Пробегал как – то рядом бычок – серый бочок, острые рожки. Села на него Нюрочка – девчурочка и понес ее бычок – серый бочок домой. А лес шумит, деревья ломятся. Погналась Баба Яга в ступе за Нюрочкой – девчурочкой, вот – вот догонит. Да не тут – то было. На пути лежало болотце.
Подбежал бычок – серый бочок к болотцу, да дай копытцем бить, грязью Бабу Ягу забрасывать. Забрызгал ей все глаза и убежал. Не догнала их Баба Яга. А Нюрочка – девчурочка прибежала домой. Отец и мать встретили ее, обняли, расцеловали. Бычка поблагодарили и стали жить – поживать и добра наживать.
Игра «Разговор с руками».
Цель:
1- снятие агрессии
2- развитие умения
Если ребенок младшего возраста подрался или причинил кому-то боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить ему оживить ладошки – нарисовать им глазик, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Что вы не любите делать?», «Какие вы?». Если ребенок не подключился к беседе, проиграйте диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и никого не будут обижать.
Если ребенок согласиться на такие условия, то через, заранее оговоренный, промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив руки и их хозяина.
Организационно – деятельностная игра « Прогноз ».
Цель:
Выработать единую программу организации взаимодействия с детьми и родителями, определить пути развития воспитательной системы школы.
Ход игры:
Коллектив делиться на 4 равные команды (администрация, учителя, родители, подростки). Игра начинается во всех командах одновременно. Командам выдается задание на, заранее заготовленных карточках, где указываются вопросы с позиции четырех социальных групп. Игрокам дается 15 минут на обдумывание. После выполнения задания команды (переходят на следующую социальную группу) меняются местами, проходя все четыре социальные группы. В конце игры подводятся итоги работы каждой команды и коллектива в целом.
Игру рекомендуется проводить как с преподавателями, так и с родителями и учащимися старших классов.
Задание участникам игры:
1. Администрация:
1.1. Ваше представление о системе воспитательной работы в школе.
1.2. Возможные формы взаимодействия с учителями и помощь в организации воспитательной работы школе.
2. Учителя:
2.1. Сегодняшние трудности воспитательной работы в школе.
2.2. Ваши предложения по преодолению этих трудностей конкретные формы и методы воспитательной работы.
3.Родители:
3.1. Есть ли у Вас проблемы в организации свободного времени ваших детей.
3.2. В чем возможны точки взаимодействия учителей с родителями в организации свободного времени детей.
3.3. Какую помощь ждете от учителей.
4. Подростки
4.1. Какой должна быть внеурочная работа в школе.
4.2. Какую роль Вы отводите учителям в организации Вашего досуга.
Подбор и характер вопросов зависит от целей игры, от уровня профессиональной компетентности игроков и от того, на каком уровне в данный момент предлагается решить ту или иную проблему.
Заключение
В курсовой работе были отображены основные достоинства и недостатки воспитательной системы современной школы, такие как:
- приобщение к культуре
- воспитывает любовь к живому
- воспитывает и формирует уважение и терпение друг к другу
- чрезмерное самоуправление со стороны учеников
- подражание политическому строю государства или же наоборот полное его отсутствие
Также были предложены способы решения некоторых проблем и воспитательные методы, это могу быть не только лекции, на которых учитель будет излагать, что такое хорошо, что такое плохо, но воздействие на учащихся с помощью подвижных, развивающих, воспитательных игр.
Обычно классные руководители, подводя какие – либо итоги, хвалят отличников и ругают двоечников, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что нужно изменить, для повышения результата. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления своих ошибок. Все это дается в готовом виде. Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняет этот главный педагогический недостаток. А как это можно применить на практике, подробнее можно посмотреть в практической части курсовой работы, в разделе « Классный час. Итоги четверти».
Список использованной литературы:
Новиков А. М. Национальная идея России (возможный подход). – М., 2000.
Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решения/ Под ред. В. А. Караковского и др. М., 1999.
Караковский В. А. и др. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 1996.
Новикова Л. И. Школа и среда. М., 1985.
Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. №6.
Караковский В. А. Теория и практика воспитательных систем. – М., 2001.
Методология, теория и практика воспитательных систем / Под ред. Новикой Л. И., Вендровской Р. Б., Караковского В. А. – М., 1996.
Кабуш В. Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. – М., 1995.
Бакынина С.В. Нужна ли «конфлитологическая служба» в школе? // Педагогический поиск, 1995, № 10-11.
Эльконин Д.Б. Детская психология: Уч. пос. для вузов. – М.: Академия, 2008.
Эйхельбаум де Бабини А.М. Сходства и различия в развитии современных моделей образования // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1992. N4. С.51, 53.
Купцов О.В. Непрерывное образование его структура. // Высшее образование в Европе. Том XVI. N1, 1991. С.29-30.