12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тихонова Ольга Владимировна19

МБУ ДО ДШИ им.М.А.Балакирева Вахитовского района г.Казани

Методическая разработка

«Инновационные методы обучения на уроке по современному танцу»

Преподаватель по хореографии

Тихонова Ольга Владимировна

Казань 2017

Аннотация

На этапе разработки проекта «Simul» (проект опубликован в сетевом издании «Педагогические инновации», №1752069, 25.07.19), была создана целая цепочка уроков по современному танцу, которые, в свою очередь, были разделены на блоки – начальный, средний, заключительный. Все уроки перекликаются между собой, используется принцип - от простого к сложному. Уроки построены так, что в результате учащиеся оказываются хорошо подготовленными к реализации проекта в целом. А также без труда осваивают новый материал, отрабатывают его и сразу применяют на практике.

Рассмотрим один из уроков по современному танцу в среднем блоке обучения – урок №13.

Содержание

 

1. Введение

2. Структура занятия

3. Конспект занятия

4. Итоги

Введение

Тема урока: «Взаимосвязь технической составляющей танцевальной практики и творческого процесса, их взаимодействие»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: улучшение техники движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторения и отработки пройденных движений. Выявление уровня освоения программы.

Задачи урока:

Образовательные:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках;
- развитие осмысленного исполнения движений;
- развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.

Развивающие:
- развитие координации движений;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие выносливости и постановки дыхания;
- психологическое раскрепощение учащихся.

Воспитательные:
- формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
- формирование чувства ответственности;
- активизация творческих способностей;
- умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.

Оборудование:

Магнитофон, хореографические станки, зеркала, журнал посещаемости, фонограммы с музыкальным материалом уроков и спектакля, распечатанный конспект урока и заданий, распечатанный сценарий спектакля, шариковая ручка или карандаш для коррекции материалов на месте, коврики, утяжелители для ног, полотенце, вода.

 

Структура занятия

 

1. Приветствие

2. Включение

3. Постановка целей

4. Разминка

5. Середина

6. Кросс

7. Растяжка

8. Перерыв

9. Показ домашнего задания

10. Творческие задания

11. Репертуар

12. Заключение

13. Рефлексия (используется на каждом этапе)

Конспект занятия

 

1. Приветствие.

(Слова преподавателя: « Здравствуйте, ребята! Рад(а) всех видеть! Как ваше настроение? Сегодня наше занятие будет очень интересным и плодотворным. Готовы начать? Отлично, мы начинаем!». Все проговаривается в позитивной манере, с улыбкой, и глядя в глаза каждому ученику).

2. Включение.

Здесь целесообразно дать активное задание учащимся, то есть сразу включить их в процесс, настроить на продуктивную работу и задать темп уроку без затянутого вступления (так как это урок-продолжение на базе пройденного материала).

Задание: Придумать свой поклон на 4 счета, проверить его под музыку.

Далее идет индивидуальный показ каждого учащегося своего творения (сочиненного поклона), и затем общий показ всех учеников. Здесь также используется метод коррекции.

- Слово учителя. На этом этапе преподаватель дает оценку предыдущему заданию, объясняет - с чем оно связано, что можно улучшить. Далее он задает вопросы ученикам по этому заданию (Что можно улучшить?, Понравилось ли задание? и другие), слушает ответы учащихся, происходит дискуссия.

- Проверка домашнего задания. Здесь преподаватель только спрашивает у учащихся - выполнили ли они домашнее задание, но просмотр домашнего задания предполагается после тренажной части урока, потому что для показа необходимо, чтобы тела учеников были уже разогретыми. Тем не менее, наводящие вопросы уже подготавливают сознание учеников к тому, что скоро они будут демонстрировать свои умения.

3. Постановка целей.

Следующий этап это проговаривание плана действий на сегодняшнее занятие. Для того чтобы дети настроились на весь урок в целом, это проявление уважения и заботы к детям со стороны преподавателя. Такими маленькими действиями устанавливаются хорошие взаимоотношения, и достигается сотрудничество. Так как нередко на этом этапе дети выдвигают свои предложения по ходу урока. Конечно, здесь смена решения на усмотрение преподавателя, однако, я всегда прислушиваюсь к тому, что хотят и говорят дети, применяя разум.

4. Разминка.

Используется нестандартная динамическо-образная разминка. Когда за основу берется момент спонтанности и быстроты реакций учащихся, а также погружение их в различные состояния. На физическом уровне такая разминка может быть более эффективной, чем статическая, потому что задействует одновременно все группы мышц.

Разминка на данном уроке включает в себя принципы, используемые в спектакле. Таким образом, на каждом последующем уроке прорабатываются различные состояния и навыки, которые необходимы для реализации проекта – работа в группе, внимательность, образное мышление.

Важным моментом в такой разминке являются комментарии преподавателя. Его голос должен быть ярким, выразительным, наполненный смыслом, способным отображать образы и погружать в состояния всех учащихся. То есть сам преподаватель является участником всего процесса, а не просто наблюдателем и диктором заданий. Порой он даже двигается вместе с учащимися, показывает пример, поддерживая своих учеников, чтобы растворить любые барьеры на пути к развитию.

 

Методами обучения современному танцу являются задания разминки:

Задание 1: Ходьба хаотично по классу (дети уже знают правила, что ходить нужно внимательно, развивая эмпатию). Преподаватель дает ассоциации – ходим по углям; по стеклу; по мокрому асфальту; по песку и так далее.

В это время учащиеся моментально представляют эти состояния и выражают их через тело. Также может использоваться различный темп.

Задание 2: Прожить определенное состояние и выразить его через тело – двигаемся в воде, в мёде, ноги завязаны веревкой и другие.

Здесь важно качество исполнения. В зависимости от названного состояния, меняется и исполнение, его характер.

Задание 3: Бег на месте с заданным образом – прогулка по парку, где поют птицы; погоня; бег с препятствиями (лужи, кочки и пр.)

Здесь осуществляется аэробная нагрузка, полезная для танцоров. А разнообразие образов развивает воображение.

Задание 4: Дотянуться до точек разными частями тела.

Задание на вытяжение различных мышц тела, достижения эластичности движения.

Задание 5: «Ролл даун» в медленном темпе.

Упражнение на расслабление и восстановление дыхания.

Задание 6: Выбрать одного человека и по команде преподавателя подойти к нему.

Это задание очень интересно для учащихся, носит коммуникативный характер. Всегда получаются неповторимые сочетания и комбинации групп детей.

Задание 7: Выбрать 2 человека и держать между ними равнобедренный треугольник.

Это задание направлено на улучшение ориентации в пространстве, на развитие глазомера, чувства эмпатии.

 

Рефлексия. На этом этапе все участники процесса делятся своими ощущениями, открытиями. Проговаривают все, что заметили. Преподаватель подчеркивает важные моменты, поощряет открытость и вдохновение учащихся. Важна атмосфера – дружеская, теплая. Только в таких условиях ребенок может полностью раскрыться.

- Интересным является то, что можно совмещать два действия одновременно. В данном случае это Обсуждение + Растяжка. То есть обсуждать что-либо можно сидя в шпагатах, канатах или других формах растяжения мышц ног. Здесь важным является то, что мы учим не терять время даром, то есть обозначаем времени ценность. И пока кто-то из участников группы высказывается, другие ученики могут заниматься развитием своего тела. В данном случае концентрация внимания не теряется, наоборот, когда мы при слушании задействуем свое тело, информация усваивается намного лучше.

5. Середина

На этом этапе урока происходит основная тренажная нагрузка. Все упражнения выполняются на середине зала. Здесь учащиеся получают новый материал и отрабатывают пройденный, который в основном касается танцевальной техники. А также развивают такие профессиональные понятия как – устойчивость, работа с весом тела, натяжение стоп, фиксация, эластичность, слитность, приземление, ракурсы и другие.

В данном уроке использовались:

1) Деми плие, Гранд плие, Батман тандю, Батман тандю жете, Батман фондю, Гранд батман, Адажио.

2) Прыжки:

Соте, Эшаппе, Шажман.

3) Партер:

Свинги, перекаты в комбинации, слайды двух видов.

4) Новый материал: Подкачки для ног, выпады, прыжок «Бочка», упражнение «Пингвин».

 

Стандартная форма обучения предполагает, что дети обучаются танцу, находясь в простых рисунках - линиях, шахматный порядок, диагональ. Направление взгляда направлено на преподавателя, в зеркало.

В этом уроке я использую другие приемы обучения. Например, при исполнении любого из разделов данного этапа дети изначально выбирают себе место. Они встают туда, где им комфортно. Таким образом, я могу проанализировать наглядную картину позиционирования учащихся в этой группе и социума в целом, ведь коллектив это миниатюрная модель нашего социума. Наблюдая за детьми не одно занятие и не один год, я могу иметь представление о каждом ученике, знать его психо-эмоциаональную основу. И при обнаружении первых признаков внутреннего дисбаланса, я имею возможность корректировать ситуацию в классе. Внимательность к каждому ребенку – основа личностного подхода на наших занятиях.

- Также, совместно с классическими формами обучения, в уроке часто используется прием - смена мест учащихся. Смена по линиям, по группам, по составу групп, по расположению групп или линий и так далее. Применяются различные рисунки и ракурсы, то есть расположение учащихся в пространстве (по углам, в центре, в кругу, «из-за кулис» и другие). Такой прием добавляет динамики, неожиданности. Позволяет уйти от скучных форм исполнения, просыпается интерес. Также он позволяет «побывать» детям в разных частях зала, в том числе и в первой линии, которая является синонимом – ведущая, ответственная, лидирующая. Помогает налаживать коммуникации внутри коллектива, потому что дети могут оказаться в разных составах и учатся сотрудничать со всеми участниками коллектива, а не только с ограниченным кругом общения. Дети привыкают к нестандартным условиям (новое место, люди) и уже, в последующем, проще адаптируются к новым условиям на выступлениях (сцена, пространство, аудитория и другие). Отмечу, что к такому приему необходимо детей предварительно подготовить, потому что применение его на не подготовленных детей может дать обратные результаты.

- Добавление образа. Этот прием используется для того, чтобы дети исполняли тренажные задания не механическим способом. Не секрет, что когда человек концентрируется на физических упражнениях, он забывает про эмоциональную составляющую, и, наоборот. С помощью данного метода можно в разы повысить эффективность и продуктивность занятия. Благодаря тому, что ученик одновременно концентрируется на двух составляющих танцевального процесса, усвоение материала происходит гармоничнее, быстрее, увлекательнее.

6. Кросс

Динамическая часть в уроке, когда упражнения выполняются по длине зала с большим продвижением или амплитудой.

В данном уроке использовались:

Гранд батман, перекаты, комбинации из гимнастических элементов, силовые элементы, партерные элементы, большие и малые прыжки, вращения двух видов.

Методы: словесный, наглядный, повторения, коррекции и другие.

- Также здесь часто использую задания на синхронное исполнение в парах, тройках.

- Задания на развитие ритмического слуха и музыкальности, на отображение характера музыки.

- Предлагается много ассоциаций.

- Также обращаю внимание учащихся на исполнение друг друга, чтобы дети могли анализировать исполнение свое и другого человека, на основе дружбы и поддержки.

- Метод отдача-принятие: преподносится как игра для детей. Если ребенок видит, что у кого-то очень хорошо получилось упражнение, элемент, достигнута выразительность в танце, то необходимо подойти к этому ребенку и сказать комплимент, а затем коснуться его стоп и своей головы. А тот ребенок, к которому подошли, он спокойно делится своим знанием. То есть учащиеся таким образом выражают почтение друг другу. Учатся отдавать без жалости, гордости, со скромностью. Надо сказать, принцип «отдачи» порождает много хороших качеств в человеке. Также устанавливаются отношения. Формируются постепенно неформальные лидеры в классе.

7. Растяжка

В этой части урока учащиеся вовлекаются в процесс развития своих физических данных, в частности танцевального шага, выворотности, наработки красивого подъема стопы, гибкости суставов, растяжения групп мышц всего тела.

В данном уроке использовались:

Шпагат с правой и левой ноги, провис со скамейки в разных положениях; канат, провис со скамейки в разных положениях; парные растяжки; различные положения тела, позаимствованные из системы хатха-йоги направленные на развитие всего тела; упражнения для развития гибкости позвоночника; растяжение мышц рук.

 

- Ключевым методом здесь является - осознанность. То есть глубокое понимание процессов происходящих с физическим телом и ментальными процессами, отслеживание связи разум-тело.

- Также важным является прием – «погружения» в себя. Когда ребенок может абстрагироваться от внешней среды и полностью сосредоточиться на внутренних процессах.

- «Разговор» с телом. Этот прием применяется в кризисный момент, когда у ученика что-то не получается, то есть тело сопротивляется. И с помощью наводящих вопросов преподавателя ученик может решить свою проблему.

- Совокупность приемов может объединиться в устойчивый навык – настрой на себя. Этот термин, как правило, используется как экспресс подсказка в условиях быстрой настройки учащихся на выступление. Однако он требует определенного времени наработки и предшествующих этому заданий.

8. Перерыв

Дети могут отдохнуть несколько минут, привести себя в порядок, переодеться, попить воды, сделать все необходимые для них действия, чтобы «перезагрузиться» и подготовиться к следующей части урока. Часто это бывают минуты неформального позитивного общения, дети делятся чем-то, рассказывают истории, вдохновляют друг друга и так далее.

 

 

9. Показ домашнего задания

Используется здоровьесберегающий принцип. Дети показывают свои домашние задания тогда, когда тело полностью готово к работе. Показ бывает сольный, в малых группах и всей группой одновременно. Обязательные методы – коррекция, обратная связь, работа над ошибками, поощрение, вдохновение, позитивный пример.

10. Творческие задания

На этом этапе реализуется основная доля исследовательской и экспериментальной работы учащихся и преподавателя. Сам раздел в уроке можно определить как инновацию. Для этого этапа были разработаны новые методы обучения хореографическому искусству, которые имеют форму заданий. Все задания перекликаются с темой, целью и задачами урока, а также способствуют развитию учащихся в области сотрудничества и личностного роста. Посредством подобных заданий постепенно выстраивается структура спектакля и становится продуктивным процесс постановки.

Задание 1: Представить себя стеной. Использовать мелкие движения в своем теле, пробовать мелкие перемещения.

Задание 2: Бег по кругу. Обгонять с разными ассоциациями (соперничество, безразличие, концентрироваться на центре круга, побывать в центре толпы и на перефирии и так далее).

Задание 3: Выбросы (как рыба из воды, как выстрел, как взрыв и так далее).

Задание 4: Разбор техники отталкивания от стены. Работа с весом тела. Внимательность при работе в хаотично выстроенной группе.

Задание 5: «Удиви жюри». Необходимо сделать прыжок в центре зала. Смотреть в глаза и дать эмоциональную окраску.

Задание 6: «Картинка». 2 человека выходят на центр зала и не сговариваясь делают по команде педагога позу. Задание на эмпатию и сочетамость поз.

Задание 7: Танцевальная импровизация. Сольно и групповая.

Задание 8: Прыжок+уход в пол+выход на руку+прыжок. Дети сочиняют все сами. Используется прием импровизации.

Задание 9: Отработка комбинаций для спектакля.

Задание 10: Вопросы по спектаклю. Дети задают любые вопросы, связанные со сценарием, ролям, движенческим аспектам, театральным нюансам и так далее.

11. Репертуар

Повторение, отработка и коррекция танцевальных номеров, которые входят в репертуар данного класса.

Хореографический номер «Искаженное время».

12. Заключение

Этот этап характеризуется как результат проведенного занятия. Как правило, после такого насыщенного урока, учащиеся и преподаватель остаются наполненными. Конечно, физическая усталость дает о себе знать, но ощущение внутренней заряженности вдохновляет всех участников процесса. Так как рефлексия присутствовала во всех этапах урока, то здесь преподаватель кратко обобщает всю деятельность, свои впечатления, дает домашнее задание и спрашивает у учеников об их достижениях, тех которые были для них самыми важными на сегодня. Сохраняется позитивный настрой от общения друг с другом. Важным моментом является - благодарность. Можно выделить это понятие как отдельный метод обучения и сотрудничества. Потому что он является фундаментальным при формировании нравственной личности. Все участники процесса благодарят друг друга за урок. В конце занятия преподаватель и учащиеся делают друг другу поклон и договариваются о следующей встрече.

 

 

 

 

 

Итоги

 

Все цели и задачи этого урока решены в полном объеме. Тема урока раскрыта на протяжении всего занятия посредством новых методов обучения современному танцу, таких как, нестандартные творческие задания, рефлексия, хорошая организация урока, благодарность, командно-образующие задания, ценностно-ориентированное обучение, поощрение, настрой, осознанность, анализ, отдача-принятие и многих других.

В ходе урока улучшились технические навыки учащихся, а их образное раскрепощение предстало в новом облике, раскрылся потенциал некоторых учеников. Позитив и вдохновение так же можно отнести к эффективным методам работы с учащимися, они пронизывают весь учебный процесс. И здесь ключевая роль отводится преподавателю, потому что действует закон – что внутри, то и снаружи. Поэтому подчеркиваю важность развития всех участников учебного процесса – и учащихся, и преподавателя, и родителей, и организации в целом. Только в таких условиях возможно достичь устойчивого положительного результата в профессиональной и личной жизни, а также привнести неоценимый вклад и пользу всему обществу.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.