Современная система профориентации в школе

6
2
Материал опубликован 22 December 2020

Современная система профориентации в школе




Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Самостоятельный и ответственный профессиональный выбор – ключевое звено в подготовке кадров для новой экономики. Осознанный выбор профессии существенно увеличивает производительность труда и уменьшает текучесть кадров. В то же время, профессиональный выбор человека в современном обществе выступает предметом и результатом социального договора, участники которого – сам человек, члены его семьи, работодатели, образовательные организации, государство и общество. С этой точки зрения, профориентационная работа представляет собой не только подготовку человека к профессиональному выбору, но и организацию диалога и взаимодействия всех заинтересованных сторон.1

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

По данным Атласа новых профессий, созданного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с инновационным центром «Сколково», к 2030 году появятся 186 новых профессий и 57 исчезнут. Даже такие вроде бы вечные специальности, как врач и учитель, меняются под влиянием бурного развития технологий. Как в таком многообразии ребенку выбрать, чем заниматься в будущем?

Одним из главных трендов следующих лет станет готовность непрерывного обучения. «Один из главных навыков, который предстоит освоить каждому работнику, — умение учиться, то есть быстро усваивать и обрабатывать новую информацию. Из-за тренда на переквалификацию и быстрый вход в профессию крайне полезными навыками станут адаптивность и гибкость», — пояснили эксперты сервисов Работа.ру и «СберИндекс» о предварительных итогах 2020 года на рынке труда.2

По результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке министерства просвещения, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. И лишь 5% опрошенных уже определились с профессией. Эти цифры говорят о системной проблеме, которая должна решаться на разных уровнях: государства, рынка, общества и семьи.3

Постепенно появляется спрос на профориентацию, основанную на сильных сторонах ребенка, его интересах, одновременно учитываются не только определения жизненных планов человека, но и развитие общества в целом.

Профессиональное самоопределение не тождественно жизненному самоопределению. Дифференциация жизненного (личностного) и профессионального самоопределения в постиндустриальную эпоху будет сохраняться, несмотря на их тесную взаимосвязь и частичную интеграцию. В основе жизненного самоопределения современного человека  – ценности проживания и переживания, нового опыта, самовыражения, которые носят процессуальный характер и связаны с продуктивностью лишь в плане личностного развития человека. И напротив, профессиональное самоопределение базируется на ценности продуктивной деятельности, ориентированной на достижение определенного результата, который соответствует заранее заданным требованиям и обладает социально-экономической полезностью4.

Необходимым условием успешного самоопределения является сознание того, что «я сам» выбрал профессиональный путь. Последовательно в течение жизни у человека складывается определенное отношение к различным областям труда, формируется представление о профессиях, о своих возможностях, выделяются предпочтения в социально-экономических факторах оценки труда, в большей или меньшей степени определяется спектр возможных выборов. Нередко такие решения осуществляются по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» [70, с. 40].

Е.А. Климов,  доктор психологических наук,  понимает самоопределение не просто как «самоограничение», не как добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.

Выбор профессии принято рассматривать как взаимодействие двух сторон: школьника с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности школьника совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить проблему своего профессионального выбора призвана профориентация.

Профессиональная ориентация — это оказание помощи школьникам в выборе профессии, наиболее отвечающей его индивидуальным особенностям, склонностям и способностям.5

Профессиональное самоопределение старшеклассников - процесс сложный, сопряженный с особенностями развития личности подростка.

Структура профессионального самоопределения выглядит следующим образом:

1-й этап: (субъективное): понять состояние собственных потребностей, норм, способностей в контексте их соответствия или несоответствия. Если есть несоответствие, постараться его устранить или уменьшить;

2-й этап: (объективное): понять требования будущей профессии, степень информационной и технологической насыщенности процесса профессионального самоопределения;

3-й этап (соответствие субъективного и объективного): сопоставить состояние собственных потребностей, целей, норм, способностей с требованиями будущей профессии, стремиться к устранению несоответствия (проблемности) между объективными требованиями выбранной профессии и своим реальным состоянием как субъекта профессионального самоопределения.6

В МАОУ Лицей № 12 выстроена система профориентационной работы и профессионального самоопределения.

Этап школьного образования (точнее, период обучения в 8-9-х и затем в 10-11-х классах) является центральным для профессионального самоопределения, поскольку именно на этом этапе осуществляется первичный профессионально-образовательный выбор обучающегося.

Цели сопровождения профессионального самоопределения на этапе школьного образования:

1-7 класс – последовательное формирование профориентационных компетенций, обеспечивающих готовность успешному к профессионально-образовательному выбору;

8-9 класс – комплексное сопровождение профессионально-образовательного выбора, завершающееся определением профиля обучения в старшей школе либо профессии/специальности среднего профессионального образования;

10-11 класс – комплексное сопровождение профессионально-образовательного выбора, завершающееся определением специальности/направления подготовки в профессиональной образовательной организации либо вузе.

Организация профориентационной работы в МАОУ Лицей № 12 строится в соответствии со Стратегией развития профессиональной ориентации в Красноярском крае до 2030 года. Деятельной образовательной организации в данном направлении предполагает широкое и постоянно растущее многообразие технологий, форм и методов современной профориентационной работы.

1. Методы профессиональной активизации, или «точки входа»
в профориентационный процесс, катализирующие у молодого человека интерес к своему профессиональному будущему.

2. Методы профессионально-образовательного информирования, обеспечивающие адресатов (обучающихся и их родителей) информацией, необходимой для ориентации в профориентационно значимом пространстве, осознанного построения личного профессионального плана.

3. Практикоориентированные технологии профориентационной работы, предусматривающие включение самоопределяющегося человека
в практическую деятельность и профессиональный контекст, создание им профориентационно значимого продукта и формирование у него личностно значимого опыта участия в трудовой деятельности.

4. Профориентационное наставничество, как особая технология сопровождения профессионального самоопределения, обеспечивающая персонализованную поддержку самоопределяющегося человека, его навигацию в профориентационно значимой среде.

5. Диагностико-консультативные формы и методы работы.

6. Технологии профориентационного нетворкинга, основанные
на организации коммуникативных площадок различной тематики и формата, в том числе онлайн, обеспечивающих социальный диалог всех основных участников и интересантов профориентационного процесса.

В работе с обучающимися различные формы и методы работы
не только используются автономно, но и интегрируются в программы сопровождения профессионального самоопределения, что отвечает принципу продолжительности и непрерывности, а также встраиваются в различные типы образовательных и учебных программ, реализуемых на разных ступенях образования (например, школьный курс технологии; элективные и предпрофильные курсы; программа «Моё самоопределение»).

Современные цифровые технологии не только обеспечивают возможность дистанционной профдиагностики, профинформирования, профконсультирования, профориентационного наставничества, но и позволяют скорректировать индивидуальные образовательные маршруты учащихся. В помощь образовательной организации федеральный проект «Билет в будущее», помогающтй выявить, насколько осознанно подросток выбирает свой профессиональный путь.



1 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ДО 2030 ГОДА http://www.krskstate.ru/zakonprojekts/documents/0/doc/71510.

2 https://news.mail.ru/society/44634458/?frommail=1

3 https://trends.rbc.ru/trends/education/5dbaa6cc9a79474002964e21

4 Концепция профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи (ключевые тезисы, разработанные ФИРО РАНХиГС в 2019 г.) https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/v_budushchee_s_uverennostyu/posind_samoopr.pdf

5 Бухтоярова, Н. А. Система профориентации в школе / Н. А. Бухтоярова, О. Н. Романова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4215/

6 Бухтоярова, Н. А. Система профориентации в школе / Н. А. Бухтоярова, О. Н. Романова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4215/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Соглашусь с вами,Алена Михайловна,очень важную тему вы затронули! Профориентация в школе очень нужна!

22 December 2020

Спасибо, Елена Николаевна.

23 December 2020