12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Большакова Елена Владимировна88
Россия, Татарстан респ., Казань

Методы преодоления психологической инерции мышления учащихся.

Е.В.Большакова

Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение «Лицей №145» г. Казани

         Приступая к решению новой задачи, мы невольно пытаемся применить уже известные нам решения, методики или понятия. Память подсказывает пути, ранее используемые нами, то есть заставляет идти по "проторенной дорожке". Вот это-то и есть психологическая инерция. Причины появления психологической инерции достаточно хорошо описаны психологами, вот некоторые из них:

— Употребление специальных терминов,

— Пространственно-временные представления об объекте,

— Система ценностей,

— Традиции (профессиональные, национальные, территориальные и т.п.).

         Употребление привычных терминов в условиях задачи, заставляют нас мыслить понятиями, а термины незаметно "толкают" нас в направлении уже известных решений. Рассматривая, например, задачу с передвижением ледокола во льдах, мы уже невольно представляем определенную "технологию" передвижения во льдах. «ЛЕДОКОЛ»- значит, лед необходимо колоть. Хотя может быть его лучше резать, пилить, взрывать или двигаться подо льдом, надо льдом или сквозь лед?

         Пространственно-временные представления усугубляют психологическую инерцию, так как у всех школьников имеются ассоциации, связанные с тем или иным объектом или процессом.

         Система ценностей, т.е. ценностные представления о вещах и понятиях, накладывает на учащихся свое мировоззрение, которое мешает увидеть их в другом свете.

         Традиция оказывает еще большое влияние на стиль нашей жизни, на моду, на способы приготовления пищи, на вид и содержание окружающих нас предметов, на стиль работы и мышления.

Использование методов развития творческого воображения позволяет управлять психологической инерцией.

         Пути преодоления психологической инерции существуют различные. Психологи утверждают, что "с ней относительно легко справиться, просто помня о ней!" Постепенное снижение психологических барьеров осуществляется и благодаря систематическому развитию творческого воображения с помощью специальных упражнений и чтения научно-фантастической литературы.

         В качестве таких методов для тренировки воображения могут быть использованы некоторые методы активизации творческого процесса, например, такие как: мозговой штурм, морфологический анализ и метод фокальных объектов. Услышав впервые эти термины, я сначала сильно засомневалась, так страшно названия этих методов звучат для уха словесника. Оказалось же, на деле, что все, что так серьезно и научно называется, на самом деле, понятно и знакомо любому творческому педагогу, независимо от предмета, который он преподает.

         Обратимся к методу фокальных объектов.  Этот метод можно использовать при изучении многих тем. Суть его состоит в том, что признаки случайно выбранных объектов переносятся на нужный объект. М.Ф.О. содействует развитию фантазии.  Этот приём нетрудный, дети быстро овладевают им. На уроках русского языка при помощи этого метода можно, например, учить детей определять свойства, признаки предмета, учить грамматически правильно строить предложения. Например, при изучении темы «Причастный оборот» используем задание: Назовите словосочетания «причастие + существительное (главное слово прич.)», «причастие + существительное (главное слово сущ.)» Делаем вывод: существительное, связанное с причастием, может быть определяемым и зависимым. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Схемы для конструирования оборотов могут быть представлены разные: 1. Х, прич.+ завис.сл. 2. Прич.+ завис.сл.Х и т.д. Таким образом, используя метод фокальных объектов, мы не только изучаем тему урока, но и развиваем творческое мышление учащихся.

         По Чижевской Н.Э. морфологический анализ - это систематизированное комбинирование всех возможных вариантов и подвариантов системы (элемента), или, другими словами, последовательный перебор всех возможных для данной системы (элемента) состояний. Метод дает возможность не пропустить оригинальное, интересное решение, которое при простом переборе обычно может выйти из поля зрения. При этом необходимо построение морфологической таблицы.

         Построим, например, морфологическую таблицу для такой системы (элемента), как елочная игрушка. Для этого прежде всего определим, какие признаки имеет новогоднее украшение: цвет, форма, размер, состояние и т. д. У каждого из этих признаков имеется ряд значений. Например, цвет: красный, желтый, зеленый, желто-красный, коричневый  и т. д. Составляя таблицу признаков и их значений, мы пытаемся учесть все возможные варианты. Елочная игрушка

Цвет

красный

синий

серебристый

желто-красный

золотой

И т.д

Форма

овал

круг

многоугольная

Сложная, не поддающаяся описанию

бесформенная

 

Размер

5 см

7 см

10 см

15 см

20 см

И т.д

Страна-производитель

Россия

 

Китай

СССР

 

И т.д.

Моя елочная игрушка: Цвет — красный, форма — звезда, размер — 10см, страна-производитель — Россия.

То есть, конкретный элемент - это его конкретные признаки и конкретные значения признаков. Морфологический анализ, основан, как и все методы ТРИЗ, на системном подходе. Для проведения морфологического анализа необходимо сформулировать проблему, определить характеристики или параметры (А) и свойства (В) системы, затем в морфологический ящик занести все существенные элементы:

 

   

 

 

 

 

 

1

2

3

4

А

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой инерции мышления, препятствующей всестороннему глубокому рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса.

         Наиболее известным из них является "мозговой штурм", предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах.. "Мозговой штурм" является коллективным методом поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и "генераторов", а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Кроме этого, "мозговой штурм" предусматривает выполнение ряда правил:

Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.

Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.

Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.

Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей. Главная цель - получить как можно больше идей.

         Обязательными условиями проведения "мозгового штурма" является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе.

         "Мозговой штурм" достаточно универсальный метод, применение которого возможно в науке, технике, административной, торговой и рекламной деятельности.

         Одной из разновидностей "мозгового штурма" является "Обратная мозговая атака". Здесь процесс поиска решений разделен на три этапа. На первом этапе выявляются все возможные недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи. Вторым и третьим этапом являются этапы обычного "мозгового штурма". Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.