Статья «Театрально-психологическая студия – как форма психологической поддержки обучающихся с признаками одаренности в сельской школе»

3
0
Материал опубликован 8 April 2019 в группе

Театрально – психологическая студия – как форма психологической поддержки обучающихся, с признаками одаренности, в сельской школе.

 

Современные стандарты образования большое внимание уделяют одаренности обучающихся. По стране открываются центры поддержки и развития одаренности, в образовательных учреждениях выявляют и поддерживают учеников с признаками одаренности.

Сельские школы не исключение. МБОУ «Опытненская СОШ» с 2014 по 2019 годы являлась региональной инновационной площадкой в направлении «Психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных учеников». В рамках работы площадки проведена работа по подбору диагностического инструментария педагога-психолога и выделены педагогические способы выявления учеников с признаками одаренности. Проведена работа по поддержки и развитию таких учеников на различных научно-практических конференциях, фестивалях, соревнованиях, концертах и т.д.

В данной статье я бы хотела рассказать о форме психологической поддержки обучающихся с признаками одаренности. Эта форма работы была применена в стенах нашей сельской школы и пришлась по душе ученикам.

Начнем с того, что одаренный ребенок отличается от остальных, с психологической точки зрения.

Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем. По мнению Ж.Ш. Терасье, одаренные дети и подростки часто страдают от так называемой диссинхронии в темпах развития интеллектуальной, аффективной и моторной сферы; под «диссинхронией» понимается эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитием другого. [1]

Одаренный ребенок – необычный ребенок, очень часто он не похож на большинство сверстников. Часто у учеников, с признаками одаренности возникают трудности социализации, самооценки и повышается тревожность.

Помочь преодолеть эти трудности в нашей школе решили через вовлечение учеников с признаками одаренности в театрально-психологическую студию.

Что же такое театрально – психологическая студия? Это объединение театральной деятельности и сказкотерапии.

Ученые, которые исследовали влияние театральной деятельности на учеников (А.П. Ершова, Л.В. Артемова, А.П. Аникеева), считают, что театр оказывает положительное воздействие на коммуникативную и личностную сферу развития личности. [3]

Попытка обоснования театральной работы с детьми с психолого-педагогической точки зрения была предпринята Л.С. Выготским. Ученый сформулировал основные направления детской театральной деятельности, способствующие развитию личности ребенка. Кратко смысл принципов заключается в том, что каждый ребенок способен быть актером и важно поддерживать в нем интерес игры в театр. [2]

Коллективная основа театрального воспитания - это эффективное средство решения задач социально-художественного развития, а также формирования коммуникативных умений. Ведь на основе театра происходит реализация основных потребностей человека. Кроме развития общих способностей, театральная деятельность способствует развитию специальных умений и навыков, обеспечивающих освоение комплекса коммуникативных позиций.[6]

Сказку, как отражение глубинной психики человека, исследовали такие психологи, как Фромм, Берн, Беттельхейн, Юнг и др. Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами: Выготским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии. [7]

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. [5] Сказки бывают: художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В сказочном сюжете зашифрованы большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает каждый человек. Часто ученики замыкаются на какой-то своей проблеме и не способны выйти за ее пределы, осмыслить ситуацию под другим, более общим углом. Сказка в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части личности, которые помогают найти собственный выход из проблемного состояния. [4]

Сказочная среда (неопределенность места действия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от конкретной, тупиковой на данном этапе проблемы, с другой – дает возможность идентифицировать себя с героями сказок, тем самым усиливая потенциальные возможности человека помогает преодолеть то, что на данном этапе тормозит его развитие.

Наша театрально – психологическая студия объединяет в себе психотерапевтический эффект театральной деятельности и сказкотерапии.

В работе студии 2 блока: психотерапевтическая работа и работа по развитию речи.

Педагог – психолог проводит психологические занятия, а развитием речи занимается учитель русского языка и литературы.

Театрально - психологическая студия работает как кружковая деятельность. Участники студии - обучающиеся с признаками одаренности как творческой, так интеллектуальной и спортивной, в возрасте от 10 до 14 лет. Главная цель работы студии не развитие одаренности, а психологическая поддержка, поэтому вид одаренности не имеет большого значения.

Психологическая поддержка обучающихся, с признаками одаренности ведется через психологические игры и тренинги, но большая психотерапевтическая работа проходит через проигрывание психотерапевтических сказок Т.Д Зинкевич – Евстигнеевой и О.В. Хухлаевой.

В работе студии используются терапевтические сказки, направленные на коррекцию личностных особенностей (самооценки, тревожности, принятию себя и других). А так же, улучшается коммуникация участников студии. Ребята учатся высказывать свое мнение и отстаивать свою позицию. Разбираются в тайнах своего внутреннего мира, учатся любить себя и принимать свою непохожесть на большинство.

Театрально - психологическая студия, для обучающихся с признаками одаренности, в сельской школе работает первый год, но уже заметны результаты деятельности. Самооценка и самопринятие улучшилось у всех участников студии в разной степени. Уменьшилась тревожность, связанная с публичными выступлениями и необходимостью высказываться. У ребят, которые испытывали трудности коммуникации и социализации, появился круг дружеского общения и поддержки. Диссинхрония развития становится менее ощутимой.

При постановке спектаклей по сценариям психотерапевтических сказок, зрители (ученики школы) ощущают на себе психотерапевтический эффект когда вместе с актерами погружаются в сказочную среду, а затем с педагогом - психологом анализируют просмотренную сказку.

В заключение хотелось бы отметить, что театрально – психологическая студия является интересной, новой и эффективной формой работы педагога - психолога сельской школы по психологической поддержке обучающихся с признаками одаренности.

Программа по реализации театрально - психологической студии в сельской школе была направлена на конкурс «Здоровое поколение» союза охраны психического здоровья в г. Москва, где стала победителем и обладателем денежного гранта на реализацию.

 

Литература:

Бабаева Ю.Д. Динамический подход к идентификации одаренности / материалы 4 Всероссийского съезда Российского психологического общества – М., 2007.

Выготский Л. С. Психология искусства М., 1986.

Генералова И. А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация // Начальная школа: плюс-минус. №5, с. 84. – 2008.

Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика. М., 2001.

Защиринская О. В., Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. М., 2003.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль., 1997.

Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 2005.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.