12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Филимонова460
Клинический психолог (патопсихолог, нейропсихолог, психотерапевт)
Россия, Наро-Фоминск

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Филимонова Мария Игоревна

Клинический психолог (патопсихолог,

нейропсихолог, психотерапевт)

8 995 919 90 06 / treatbypsy@bk.ru


https://vk.com/klinische_psychologie



Введение


Текущее состояние мировой психологической науки можно оценить как период значительного прогресса в ее развитии. Научная психология постоянно обогащается новыми данными, улучшается ее концептуальный аппарат и методы исследования.

Актуальность изучения вопросов, связанных с оказанием психологической помощи, в частности процесса психологического консультирования, оправдана тем, что это одна из наиболее развивающихся областей практической психологии.

В настоящее время растет потребность населения в психологической помощи, вызванная рядом компонентов. Это глобальные метаморфозы в обществе и пересмотр стандартов психического здоровья; частые ситуации нестабильности, путаницы, неопределенности относительно завтрашнего дня; Новые критерии профессионального и личного самоопределения, адекватные происходящим изменениям; Новый звук конфликта «отцы и дети».

Все это позволяет говорить о значимости и социальной значимости изучения психологического консультирования в свете проблем современной психологической науки, то есть всего, что может помочь практикующим психологам работать более эффективно.

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, возникшей в результате психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, у которых нет клинических расстройств, но кто нуждается в психологической помощи и осознает эту потребность. Поэтому в психологическом консультировании психологи сталкиваются прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни, например, конфликтами на работе и дома, плохой академической успеваемостью, отсутствием уверенности в себе, склонностями к самоубийству и т. п.

Кроме того, психологическая консультация, как молодая область психологической практики, еще не имеет строго очерченных границ; в его поле зрения входит широкий круг проблем.

Сегодня теоретическому обеспечению психологического консультирования уделено большое внимание, его проблемы рассматриваются в работах таких авторов как Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, Э.Ф. Зеер, Р. Кочунас, Е.А. Климов, Н.Д. Линде, В.Ю. Меновщикова, А.П. Чернявская и другие.

Проблема заключается в противоречии между потребностью общества в психологическом консультировании по самому широкому кругу вопросов повседневной жизни среди населения и недостаточной рефлексией в теории всех методологических методов прикладной консультативной психологии. Консультативная психология накопила богатый эмпирический материал, но нет единого логического ядра, «единой теории процесса оказания психологической помощи», способной охватить и связать знания, накопленные отдельными школами, в целостную картину, объединив практикующих различных областей под их крылом.

Объект исследование – психологическое консультирование.

Предмет исследования – анализ методов психологического консультирования.

Цель данного реферата заключается в изучении особенностей психологического консультирования и его методов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить психологическое консультирование: понятие и задачи;

рассмотреть виды психологического консультирования;

изучить характеристику методов психологического консультирования.

Теоретической базой при написании данного реферата послужили труды учёных: В. И. Андреева [1], А.Г. Асмолова [2], В. С. Библера [3] и других.

Методологическую базу данного исследования составили методы анализа и синтеза научной литературы, научных статей по рассматриваемой теме.

Структура реферата включает в себя: введение, три параграфа, заключение и список использованной литературы.


1 Психологическое консультирование: понятие и задачи


Психологическое консультирование - довольно молодая область профессиональной деятельности каждого психолога. В Российской Федерации, эта деятельность представлена независимой сферой деятельности. Помимо знаний и навыков, она также требует тщательной профессиональной подготовки в области психологии. В современном мире психологическое консультирование является одним из незаменимых элементов университетских подготовительных программ [14, c. 51]. В ближайшем будущем планируется подготовка психологов-консультантов.

В качестве основной психологической практики консультирование направлено на оказание неотложной моральной помощи клиентам, которые сталкиваются с проблемами, требующими неотложных решений. Проведение устных консультаций может быть незаменимым фактом для решения психологических проблем в каждом отдельном случае. Все чаще психологическая консультация требуется для понимания любой полученной информации, для понимания и решения личных проблем человека. Все чаще люди, нуждающиеся в моральной поддержке или же для поддержания уверенности в себе, стали обращаться к профессиональным психологам за помощью.

Задачи психологического консультирования в каждом отдельном случае решаются индивидуально [1, c. 96]:

1. Сначала психолог выясняет, с какими проблемами столкнулся клиент, и что заставило его обратиться за профессиональной психологической помощью;

2. На следующем этапе оценивается сущность проблемы, возникшей для клиента и степени ее серьезности

3. Психолог-консультант наблюдает за особенностями личности и характером клиента, чтобы определить, как решить проблему;

4. Если клиент может самостоятельно справиться со своей проблемой, психолог должен дать ему все необходимые рекомендации, которые способствуют лучшему решению проблемных жизненных ситуаций;

5. Клиент, который обращается за профессиональной психологической помощью, должен пройти курс лечения, направленный на предотвращение возникновения таких ситуаций и ошибок в его жизни.

Клиент, пройдя полный курс, должен самостоятельно решать возникающие проблемы, используя элементарные психологические знания, полученные от психолога [6].

Таким образом, задачи психологического консультирования заключаются в том, чтобы оказать компетентную психологическую помощь клиенту в каждом отдельном случае.


2 Виды психологического консультирования


Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и обращаются за помощью по различным проблемам, то психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются за психологической помощью.

Выделяют следующие виды психологического консультирования [15]:

1. Интимно-личностное консультирование;

2. Семейное консультирование;

3. Психолого-педагогическое и психолого-управленческое консультирование;

4. Деловое консультирование.

Интимно-личностное консультирование осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями.

К семейному консультированию прибегают при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семьи и т.д.), до и после развода.

Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами.

Последний вид консультирования следует отличать от рекомендаций, предоставляемых учителям, ученикам, родителям, администрации и т.д., сущность которых сводится к тому, что психолог советует прибегать к конкретным действиям, изменениям поведения, отношений с целью влияния на других участников учебно-воспитательного процесса.

Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров.

3а продолжительностью сотрудничества психолога и клиента различают [11]:

1. Разовую консультацию. Это консультация, продолжительностью 45-60 мин. Она проводится в случаях, когда клиент обратился к психологу по поводу проблемы, с которой ему, прежде всего, нужна помощь других специалистов; когда психолог информирует клиента по вопросам, входящим в его компетентность, когда клиент обращается к психологу за поддержкой решения, которое он собирается принять в отношении определенной жизненной ситуации; когда клиент вдруг прийти не может;

2. Краткосрочное консультирование. Длится на протяжении 3-4 встреч. Чаще всего проводится в случаях, когда клиент нуждается в консультации просветительско-рекомендательного характера или с диагностической целью;

3. Среднесрочное консультирование. В течение 10-15 встреч осуществляется значительная психокоррекционная работа;

4. Длительное консультирование. Психолог работает с клиентом в течение года [14].

Проведение психологического консультирования выдвигает ряд требований к психологу-консультанту. Так, в частности, человек, который занимается психологическим консультированием, должно иметь высшее психологическое образование, достаточный практический опыт работы в качестве психолога-консультанта, подтвержденный соответствующими сертификатами.

Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен быть наделен рядом специальных личностных качеств: любить людей, быть проницательным, хорошим, терпеливым, ответственным и коммуникабельным. Р.Мей отмечал, что главное у психолога-консультанта — это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности».


3 Характеристика методов психологического консультирования


Основным типом психологических методов консультирования является беседа, собеседование, активное и эмпатическое слушание и наблюдение. В дополнение к этим фундаментальным методам в рамках психологического консультирования могут использоваться и другие методы, которые являются профессиональными практиками отдельных психологических школ и основаны на конкретных «личных» теориях [5].

1. Беседа.

Разговор (здесь мы говорим о разговоре не в филистерском представлении, а в концептуальной сфере психологии) строится с использованием разных методов и приемов, позволяющих психологу достичь желаемого результата. Его основной целью в этом случае является тщательный и скрупулезный сбор информации о психоэмоциональном состоянии его клиента и установление доверительных отношений с ним. Большое значение здесь имеет изменчивость в проведении диалога, утверждение мнения пациента, его мотивация к разговору, ясность и краткость речи психолога.

Беседа может использоваться как средство психотерапии, чтобы уменьшить беспокойство пациента. В этом случае он служит одним из способов перенести акцент на психологические проблемы субъекта и является своего рода фоном или, если хотите, «фоном» для всей психотехники, используемой специалистом.

Разговор может быть проведен спонтанно, интуитивно или, наоборот, структурирован в рамках предварительно скомпилированной программы, так сказать, «словесной стратегии». Такой заранее спланированный разговор называется интервью [10].

2. Интервью.

В рамках психологического консультирования существует несколько типов интервью:

стандартизован (на основе проверенной тактики и четкой стратегии);

частично стандартизованный (основанный на той же хорошо продуманной стратегии, но несколько более гибкий с точки зрения тактики);

бесплатное диагностическое интервью (у него есть заранее разработанная стратегия и абсолютно свободная «необремененная» тактика, которую можно постоянно трансформировать в зависимости от индивидуальных характеристик клиента) [10].

3. Активное слушивание.

Целью этого метода психологического консультирования является наиболее достоверное отражение информации о спикере. Этот метод обеспечивает более точное понимание друг друга участниками процесса, помогает создать дружескую атмосферу и эмоциональное сочувствие, а также помогает психологу-клиенту полностью понять его личную проблемную ситуацию. Активное прослушивание включает в себя использование ряда конкретных методов и методов:

искренний и всякий проявленный интерес к собеседнику (поза, взгляд имеет особое значение);

использование уточняющих вопросов («Вы имеете в виду это ...?», «Я правильно понял, что ...?»);

Повторите реплику собеседника («Вы сказали, что ...»);

«переформатирование» фразы собеседника («Другими словами ...»);

Суп «поддерживающие» реакции (так называемая «уг-реакция», выражаемая кивком или словесным «да-да» и т. Д.), Стимулирование собеседника к дальнейшему разговору («говорить, говорить», «это очень интересно», );

Подводя итог («Мы говорили о ...», «В общем, вы хотите сказать ...», «Мы можем заключить ...», «Подведение итогов ...»).

Метод «активного слушивания» обязательно включается в «вербовку джентльмена» психолога во время психологического консультирования. Владение им - это ответственность любого специалиста в области психологии, который утверждает, что он профессионал в своей области. Часто любитель психологии недооценивает важность этого метода. В таких ситуациях псевдоконсультант заменяет свою задачу точно отражать полученную от клиента информацию с его собственной интерпретацией его личностных качеств, мотивами своих действий и стремиться к «слепой» поверхностной оценке его личности. Использование такой методики активного прослушивания, например повторения, позволяет клиенту следить за тем, чтобы его внимательно слушали и понимали. Кроме того, он, кажется, слышит себя извне, что позволяет ему лучше осознавать ситуацию и свою роль в ней [2].

4. Эмпатическое слушание.

В эмпатических слушаниях основная задача психолога - точно отражать чувства клиента. Используется в случаях, когда собеседник должен поделиться своим опытом, и он проявляет инициативу. Эмпатический слух не предусматривает оценку и интерпретацию скрытых мотивов поведения клиента: самое главное здесь - точно отразить чувства и эмоции чувств собеседника, быть своего рода резонатором или даже пресловутым «жилетом», в который клиент может «кричать». Следующая триада является важным инструментом для эффективной коммуникации в процессе эмпатического слушания:

сопереживание или, если честно, сопереживание. Он состоит в желании понять собеседника на уровне чувств, испытывающих те же эмоции, которые испытывает другой человек;

отражение: способность видеть себя глазами собеседника, анализировать свои действия, поступки, психическое состояние;

Идентификация: ассимиляция другому человеку, идентификация себя с ним, способность перевести себя на место другого [13].

5. Наблюдение

Под наблюдением в рамках психологического консультирования понимается преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических процессов и явлений с целью изучения их изменений в определенных ситуациях и поиска истоков этих явлений. Психолог должен уметь наблюдать как вербальное, так и невербальное поведение своего клиента. В последнем случае очень важно знать разные типы невербальных языков [6].


Заключение


Психическое здоровье является самым важным результатом и ресурсом личного развития. Это основа любой деятельности человека, включая его профессиональный успех.

Современная психология предлагает эффективные способы поддержания, сохранения и развития психического здоровья человека, среди которых наиболее развитым является психологическое консультирование. В процессе психологического консультирования обращается внимание на более глубокие аспекты личности, ее ментальные конфликты. Содержание психологического консультирования заключается в том, чтобы работать с конкретным запросом, исходящим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом.

Психологическое консультирование можно определить как прямую работу с людьми, направленную на преодоление трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенный способ построения разговора. Психологический смысл консультирования - помочь человеку понять причины проблем в социальном взаимодействии: в личных, семейных и профессиональных контактах.

Консультирование - это сложный динамический процесс, разворачивающийся во времени, во многих случаях с участием других людей в этом взаимодействии, доступных для наблюдения и внешнего вмешательства. В этой связи мы можем говорить о открытости ситуации психологического консультирования, его структуре, контексте и динамике.

Психологическое консультирование - это оказание конкретной помощи взрослым и детям, которые обращаются, чтобы понять характер их трудностей, анализировать и решать психологические проблемы, связанные с их собственными характеристиками, преобладающими обстоятельствами жизни, отношениями в семье, среди друзей, в школе.

В целом психологическое консультирование (за некоторыми исключениями) уделяет большое внимание достижению психологического комфорта и поддержания психического здоровья (как клиента, так и консультанта), а также подчеркивает повышенную личную ответственность клиентов за ход их собственная жизнь, а окончательный отчет - это возможность жить без помощи консультанта.


Список использованной литературы


1. Андреев, В.И.. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Казань. Центр инновационных технологий. – 2015. 315 c.

2. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК". – 2013. -768 с.

3. Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность. Философское размышление о жизненных проблемах. Москва. – 2008 - 57 с.

4. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. Москва: Междунар. пед. акад.- 2012. - 209 с.

5. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. — М.: Высшая школа, 2013. — 64 с.

6. Елизаров А. Н. Использование романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» для профилактики деструктивных родительско-юношеских конфликтов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2012. - №4. – С. 31 – 39.

7. Зинченко, В.П. (2001). Размышление о душе и ее воспитании. М.: РАО. 34 с. 8. Зинченко Ю.П. Системный характер исследования безопасности в психологии // Материалы II Международного симпозиума. – М., 2011. – 25с.

9. Лубовский Д.В.Введение в методологические основы психологии Издательства: МОДЭК, МПСИ, 2013. - 224 с.

10. Меновщиков В.Ю.Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2014. — 109 с.

11. Никандров В. В. Н62 Методологические основы психологии. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2008. — 235 с.

12. Слободчиков, В.И. Реальность субъективного духа. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия, 2-е изд. СПб.: Питер. 2009. – 403 с.

13. Толстая С. Методы арт-терапии при работе с людьми, пережившими психотравмирующее событие. Chi-sinau, CEP USM, 2016. 213 с.

14. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.: Издательская корпорация "Логос". – 2016. - 320 с.

15. Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л.Психологическое консультирование и психотерапия. Ме¬тоды, теории и техники: практическое руководство. — М.:, 2009 - 487 с.











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.