Методичеcкая разработка практического занятия по теме «Справочно-правовые системы (СПС) в профессиональной деятельности экономиста, бухгалтера. Основные функции и правила работы с СПС. Технология поиска информации в справочно-правовых системах «Консультант Плюс», «Гарант»»

0
0
Материал опубликован 12 September

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»








Методичекая разработка открытого урока

по теме


«Справочно-правовые системы (СПС) в профессиональной деятельности экономиста, бухгалтера. Основные функции и правила работы с СПС. Технология поиска информации в справочно-правовых системах «Консультант Плюс», «Гарант»»



по дисциплине: «Информационные технологии

в профессиональной деятельности»

специальность:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)







Разработала: преподаватель

Е.С. Золотавина









Мурманск, 2025


План-конспект открытого урока

 

Дисциплина: Информационные технологии в профессиональной деятельности

Группа: 3Б2

Дата проведения: 11.09.2025

Тема урока: «Справочно-правовые системы (СПС) в профессиональной деятельности экономиста, бухгалтера. Основные функции и правила работы с СПС Технология поиска информации в справочно-правовых системах «Консультант Плюс», «Гарант»».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: практическое занятие.

Цель урока: приобретение новых знаний, навыков, закрепление умений работы с компьютерными СПС.

Формы организации деятельности студентов: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока:  персональный компьютер, презентация, раздаточный методический материал.

1.   Программное обеспечение: ОС Windows, MS Office, СПС «Консультант Плюс», Microsoft Power Point.

Методическое обеспечение урока: дидактические электронные и печатные материалы по теме занятия.

Задачи урока

Обучающие:

Объяснить новый материал о различных справочно-правовых системах (СПС).

Развивающие:

-   Развивать познавательный интерес, внимание, самостоятельность.

Воспитательные:

-     Формировать коммуникативные навыки, развивать инициативу студентов, воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении заданий, соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических условий труда.

 Методы и приемы:

Наглядно-иллюстративные;

Словесные;

Практические;

объяснительно-иллюстративные;

частично-поисковые;

творчески-воспроизводящие.

Форма организации деятельности студентов на занятии:

Фронтальная работа (устно);

Групповая работа;

Самостоятельная работа (индивидуальная).

Оборудование: ПК, мультимедийный комплекс, презентации.

План урока по времени:

      1 пара – 90 минут.

 








Ход урока:

 

Этапы урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

3 мин

1.     Приветствие. Психологический настрой. 

2.     Проверяет посещаемость в группе.

3.     Сообщает о ходе занятия.

4.     Проверяет готовность к работе.

1.     Приветствие.

2.     Докладывает староста группы.

3.     Проверяют наличие учебных принадлежностей.

4.     Слушают.

2. Постановка темы и цели урока

2 мин

Формулирует тему и цель урока для студентов

1.    Слушают.

3. Изучение нового материала

25 мин

Объяснение нового материала с использованием презентации на тему «Справочно-правовые системы (СПС) в профессиональной деятельности экономиста, бухгалтера. Основные функции и правила работы с СПС».

Смотрят презентацию,

3 студента отвечают доклады (домашнее задание), рисуют в тетрадях таблицу, вносят в нее информацию.

5. Выполнение практической работы по новому материалу Технология поиска информации в справочно-правовых системах «Консультант Плюс», «Гарант»

30 мин

Преподаватель оказывает студентам консультативную помощь при выполнении практической работы

Групповое выполнение практической работы:

 

6. Закрепление изученного материала

20 мин

Преподаватель оказывает студентам консультативную помощь при выполнении практической работы

Создают отчет, отвечают на контрольные вопросы в рабочей тетради..

7. Итоги урока.

10 мин

1. Рефлексия.

2. Подводит итоги урока и дает оценку результатов. Оценивает каждого студента.  Комментирует действия и роль каждого студента.

3. Благодарность за работу. 

Принимают участие в оценивании урока, участвуют в обсуждении. Студенты высказывают свои предложения и замечания по проведению урока.

 

 




 



ОБЗОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПРАВОЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

Основные черты и возможности справочных правовых систем.

 

На сегодняшний день не осталось практически ни одной сферы человеческой деятельности, где бы не применялись информационные технологии и автоматизированные системы. Компьютерное оснащение стало обязательным для нормальных условий работы и жизни. Очевидно, что работать с большим объемом информации, например, осуществлять в нем быстрый поиск нужного материала, без компьютера практически невозможно.

Компьютерная справочная правовая система – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с эти массивом информации (производить поиск конкретных инструментов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.).

С другой стороны,  использование компьютеров в текущей работе с информацией имеет свои субъективные и объективные ограничения: значительная  часть специалистов привыкли работать с бумагой, и существуют объективные эргономические ограничения на восприятие информации с экрана. Практика показывает, что многие пользователи предпочитают распечатывать на бумаге найденные в компьютерных базах документы для дальнейшей работы.

Система предоставляет пользователю достаточно большой объем материалов, что весьма помогает ему в самостоятельной работе. Уникальные свойства именно компьютерных технологий дают возможность реализовать поиск документов в сотни раз быстрее и эффективнее, нежели при работе с бумажными фондами.

Очевидно, что уже в самом ближайшем будущем практически ни один специалист, работающий с правовой информацией, не сможет обойтись в своей деятельности без СПС.

Благодаря юридической обработке информации в СПС даже неподготовленный пользователь сможет сам без помощи специалистов разобраться в сложных ситуациях, другими словами, такие разработчики считают, что СПС в значительной мере смогут заменить юриста и аудитора.

Но все-таки, заменить настоящего профессионала ни одна СПС не сможет и является лишь необходимым инструментом в работе, помогающим специалисту при принятии решений.

Обзор рынка СПС в России.

В настоящее время на рынке СПС работает достаточно много компаний — разработчиков систем и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание СПС.

Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании:

КонсультантПлюс (АО «Консультант Плюс»);

ГАРАНТ (НПП «Гарант-Сервис»);

«Кодекс» (Центр компьютерных разработок).

(доклады студентов, слайды презентации, конспект в тетрадь в виде таблицы)

 

Название

Год создания

Преимущества

ГАРАНТ

 

 

КонсультантПлюс

 

 

Кодекс

 

 

Критерии выбора СПС.

Пользователь, в зависимости от сферы своей деятельности и в соответствии с кругом решаемых задач, может выбрать систему, содержащую всю необходимую и достаточную информацию.

Рассмотрим подробнее характеристики и параметры СПС.

1. Полнота информации в системе.

Говоря о полноте информации в СПС, подразумевается наличие в системе практически всех документов, необходимых данному пользователю.

2. Достоверность документов.

Достоверность документов – это соответствие текста документа, включенного в систему, оригинальному тексту документа.

3. Уровень юридической обработки документов.

Под юридической обработкой документов понимается совокупность юридических, информационных и технологических процедур по:

- определению места документа в системе Российского законодательства (классификация, юридическая сила, действие во времени и пространстве и т.д.);

- выявлению взаимосвязей между документами и фиксация этих связей при помощи специальных средств (гиперссылки, создание редакций документов и т.п.).

4. Уровень информационных технологий, реализованных в системе.

Под этим уровнем понимается соответствие программной оболочки СПС современному уровню разработки программных продуктов и требованиям операционных систем. Так, например, практически все современные СПС позволяют вести совместную работу с такими приложениями MS Office, как Word или Excel.

5.      Уровень сервиса при работе с системой.

Удобство в работе с программной оболочкой системы (стандартный интерфейс, руководство пользователя, возможность работы с СПС в сети). Сервисное обслуживание, поддержка и сопровождение системы, предоставляемое пользователю.

6. Оперативность. В понятие оперативности обычно включается суммарное время, которое затрачивает фирма-разработчик на доставку документа от источника и включение его в свои информационные базы, и время, которое тратится на передачу документа пользователю.

7. Стоимость. Стоимость системы и услуг по ее сопровождению является немаловажной характеристикой практически для всех пользователей.

8. Для оценки качества СПС очень важно выделить еще один универсальный признак, позволяющий даже неискушенному пользователю выделить качественные продукты: полноценное сервисное обслуживание СПС.

Отсутствие качественного сервиса — верный признак того, что компания не в состоянии серьезно работать на рынке и не вкладывает необходимые средства в развитие и обслуживание своих продуктов.

3 Справочная правовая система (СПС)

КонсультантПлюс

Включает все законодательство Российской Федерации: от основополагающих документов до узкоотраслевых актов.

Для удобства поиска информации все документы содержатся в Едином информационном массиве.

Структурной единицей Информационного банка системы является документ.

Любой документ, кроме непосредственно текста, имеет определенные идентификационные характеристики (реквизиты), которые отличают данный документ от других.

Работа со справочно-правовой системой Консультант Плюс сводится к следующему: составление запроса на поиск документа или группы документов и их поиск; использование процедур обработки (например, сортировки, фильтрации и т.д.) найденных документов; применение механизма гиперссылок, поиска и создания папок и закладок при работе с текстом документа; чтение, редактирование, печать, сохранение текста документа в файл или экспорт данных в текстовый редактор MS Word или табличный редактор MS Excel.

 



Ход выполнения практической части работы

 

1 Открыть сайт http://www.consultant.ru. СПС «КонсультантПлюс». Ознакомиться со структурой и возможностями Стартового окна информационно-справочной системы «КонсультантПлюс».

2 Просмотреть всю информацию в разделе «Горячие» документы. Для чего предназначен этот раздел? Выбрать несколько документов (3) за сегодняшний день (скопировать названия в отчет).

3 Выбрать тематическую рубрику «Образование. Научная деятельность. Культура». Выбрать документы по теме «Образование» за последние 5 дней (скопировать названия в отчет).

5 Вернитесь на главную страницу. Ознакомьтесь с общим построением справочно-информационной правовой системы «КонсультантПлюс». Найдите в разделе «Актуальная справочная информация» информацию «Праздничные (нерабочие) дни, профессиональные праздники и памятные дни" (составить список праздников за январь)

6 Вернитесь на главную страницу. Находясь на главной странице перейдите по ссылке к Некоммерческой интернет-версии системы КонсультантПлюс. Нажмите кнопку «Начать работу». Изучите поочередно все подпункты основного меню системы. Зайти в «Карточку поиска», рассмотрите все её элементы.

 

Сейчас вашему вниманию предлагается решить ряд практических задач из области финансово-экономических знаний, связанный с реальными ситуациями.

Для этого воспользуемся методичками, где вам предложено описание различных способов решения  проблем и практические задания  разной сложности

1.      Быстрый поиск документа без известных реквизитов

Первый пример выполняем совместно (преподаватель выполняет вместе со студентами, выводя решение на доску).

Пример 1. Необходимо найти документы, в которых содержится информация о правилах регистрации счетов- фактур с исправлениями.

Технология выполнения:

1.                  Выбрать вкладку Карточка поиска.

2.                  В поле Текст документа ввести - Регистрация счетов-фактур с исправлениями.

3.                  Построить список документов.

4.                  Открыть документ.

Пример 2 Найти документ, которым направлено разъяснение о том, облагается ли повышенная стипендия налогом. При этом неизвестно, кем принят этот документ: то ли Минобразованием РФ, то ли Рособразованием, то ли Минобрнауки РФ

Технология выполнения:

1Карточка поиска раздела «Законодательство».

2.В поле «Принявший орган» последовательно выберем значения: МИНОБРНАУКИ РОССИИ, РОСОБРАЗОВАНИЕ, МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ, отмечая их каждый раз галочкой.

3. Соединим их логическим условием ИЛИ.

4. В поле «Текст документа» введем: СТИПЕНДИЯ НАЛОГ.

5. Построим список документов

6. Будет найдено Письмо Рособразования от 15.03.2005 № 16-55-69ин/04-06 <Об освобождении от налогообложения стипендий>, из которого мы узнаем, что студенческие стипендии НДФЛ не облагаются.

Самостоятельно:

-  Найти документы, в которых сказано о том, где расположен и из чего состоит штрих-код налоговых деклараций и иных документов, предоставляемых в налоговые органы.

-     Найти правила ввоза в РФ валюты и ценных бумаг.

II. Быстрый поиск документов по практическому вопросу с помощью «Правового навигатора».

Пример 1.

Найти классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Технология выполнения:

1.   Выбрать вкладку Правовой навигатор.

2.    В строке «Найти слова» набрать - ОС Классификация.

3.    Отметить - Классификация ОС. Амортизационные группы.

4.    Построить список документов.

Пример 2

Гражданин А. добирался на работу транспортом предприятия. Выходя из автобуса, поскользнулся и травмировал ногу. Выясните, за счет каких источников финансируется выплата пособия по временной нетрудоспособности в этом случае (несчастный случай на производстве)

Технология выполнения

1. Выбираем "Правовой навигатор".

2. В строке набираем «БОЛЬНИЧНЫЙ НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ»

3. В группе понятий «БОЛЬНИЧНЫЙ ЛИСТ» выбираем ключевое понятие «БОЛЬНИЧНЫЙ ЛИСТ ПРИ ТРАВМЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕ».

4. Строим список документов.

Самостоятельно:

-      Найти тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, действующие в настоящее время.

-     Нужно определить, каким образом оплачивается сдельная работа в выходные или праздничные дни

III. Поиск документов по практическому вопросу с помощью «Быстрого поиска»

Пример 1 Необходимо найти Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Технология выполнения

1. В строке Быстрого поиска зададим: ЗАКОН О ГОСРЕГИСТРАЦИИ ЮРЛИЦ

2. Строим список документов. Искомый документ будет находиться вверху списка

Пример 2

Выясним, какова продолжительность отпуска для сдачи госэкзаменов работникам-студентам, обучающимся по очной форме обучения

Технология выполнения

1.    В строке Быстрого поиска зададим: ОТПУСК ДЛЯ СДАЧИ ГОСЭКЗАМЕНОВ

2.    Откроем Трудовой кодекс РФ

В  ст. 173 «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения» дан ответ на вопрос

Самостоятельно:

-     Найдите описание образца международного водительского удостоверения. Дополнительно выясните, можно ли для такого документа сфотографироваться в головном уборе.

-    Найдите Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

Первый пример выполняют вместе с преподавателем, (технология выполнения так же занесена в рабочие тетради)

Второй и третий пример выполняют вместе с комментариями отвечающих студентов и показом решения  на доске. Решение записывают в рабочие тетради.

 4 и 5 (6) примеры выполняют самостоятельно (При возникающих трудностях обращаются к преподавателю)

После выполнения показывают результат преподавателю и записывают  решение в тетрадь..

 

Контрольные вопросы

1.      Назначение системы «Консультант Плюс»?

2.      Какие виды информации можно найти в программе «Консультант Плюс»?

3.      Какие инструменты поиска существуют в программе?

4.      Как быстро найти кодекс, документ?

5.      С помощью какого инструмента СПС можно найти ответ, на конкретный правовой вопрос? Подобрать документы для решения профессиональной задачи?

 

1 ответ: КонсультантПлюс является справочно-правовой системой, назначение такой программы в хранении и пополнении законодательной базы, а так же большое количество консультационной информации по её применению.)

2 ответ

а) Федеральное и региональное законодательство субъектов РФ

б) Решения высших судов, всех арбитражных судов

в) Путеводители КонсультантПлюс для бухгалтеров и кадровых специалистов, консультации в форме «вопрос-ответ», схемы бухгалтерских проводок, материалы прессы, книги

г) Необходимые для делопроизводства типовые формы: договоры, акты, заявления, инструкции и т.п.

3 ответ Карточка поиска, Правовой навигатор, Быстрый поиск

4 ответ.

Воспользоваться ссылкой на нужный кодекс уже со Стартовой страницы или с помощью Карточки поиска, зная реквизиты документа

5 ответ. С помощью Правового навигатора.

6 ответ. Делают предположения о возможных вариантах



Список информационных источников

 

1.     Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности:[Электронный ресурс]- М.: Проспект, 2021 г.(Федеральная Государственная информационная система «Национальная электронная библиотека», http://нэб.рф)

2.     festival.1september.ru/articles/647754/

3.     https://kopilkaurokov.ru/informatika/uroki/spravochnyie-pravovyie-sitiemy-garant-konsul-tant-plius

4.     https://mirznanii.com/a/308571/algoritm-raboty-programmy-konsultant-plyus



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации