Внеклассное занятие по окружающему миру в 1 классе «Зимующие птицы»
МКОУ Островского района Костромской области
"Островская средняя общеобразовательная школа"
Внеклассное занятие
по окружающему миру в 1 классе
Зимующие птицы
Разработку подготовила
учитель начальных классов
Грохоткина И. Д.
Внеклассное занятие по окружающему миру.
Тема: Зимующие птицы.
Цель: Уточнить и расширить представления детей о разнообразии зимующих птиц.
Задачи.
Образовательная - расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека; активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
Развивающая- развивать мышление, воображение, наблюдательность; познавательный интерес к жизни зимующих птиц.
Воспитательная- воспитывать заботливое отношение, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Оборудование: изображения птиц: ласточка, снегирь, синица, скворец, воробей, ворона, галка, грач, сорока, соловей, трясогузка; на доске изображения деревьев, солнца.
Ход занятия.
I. Орг. момент. Рефлексия.
(Проверка настроения в начале занятия)
У каждого из детей по три карточки - настроения. Солнышко -настроение хорошее, солнышко заходит за тучку - чуть-чуть грустное, тучка с дождиком - хочется плакать.
II. Подведение к теме занятия.
- Чтобы узнать, о ком у нас пойдет речь на занятии, отгадайте загадки.
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока,
А зовут её ...(сорока).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
По ночам кочует -
Коноплю ворует. (Воробей)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...(снегири)
Чёрный, проворный,
Кричит "крак" -
Червякам враг. (Грач)
На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его - ... (скворец)
- Вы догадались, о ком мы сегодня поговорим? (О птицах)
- Да, о птицах. Птицы часть удивительной природы. Без птиц природа мертва. Их веселые звонкие песни, яркое оперение оживляют природу.
Птицы охраняют наши леса, поля, сады и огороды от вредных насекомых.
- Вспомните, каких птиц вы видите сейчас зимой?
- Как называют птиц, которые остаются на зиму? (Зимующие)
- Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
- Почему они улетают? (Некоторое птицы не переносят холода, зимой им недостаточно корма, поэтому они улетают в теплые края)
III. Игра "Разбери картинки"
- Посмотрите, сколько к нам " прилетело" сегодня птиц. (По всему классу на стенах развешаны изображения птиц.) Но прилетели к нам не только зимующие птицы, но и перелетные. Они отстали от своих стай и ждут - не дождутся, когда вы им поможете.
Всех птиц нужно разделить на две группы. Зимующих птиц разместить на деревьях, а перелетных - раз они улетают в теплые края- ближе к солнцу.
Зимующие Перелетные
снегирь соловей
воробей ласточка
галка трясогузка
воробей скворец
синица грач
сорока
дятел
- Молодцы!
- Как вы думаете, легко ли птицам, которые остаются зимовать, переносить холод и голод?
- Чем мы можем им помочь?
- Какой корм можно давать птицам?
- Давайте помогать птицам. У кого есть кормушки? У кого кормушек еще нет - повесьте.
Кормите птиц и тогда, летом и весной они будут радовать вас песнями и помогут вам в борьбе с вредными насекомыми.
Послушайте стихотворение, которое подготовили ребята. Оно называется "Покормите птиц" автор Александр Яшин.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть зерна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
IV. Физкультминутка.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар - кар!
Только к ночи умолкают
И все вместе усыпают:
Кар- кар- кар!
V. Логическая задача.
Однажды зимой в сад прилетели три птицы: синица, ворона и дятел. Они сели на три дерева: березу, рябину и яблоню. Синица села не на березу и не на яблоню, Ворона села не на яблоню. Какая птица на какое дерево села? (Синица села на рябину, ворона - на березу, дятел - на яблоню)
VI. Игра "Зимующие - перелетные"
В заключении проведем игру и посмотрим, хорошо ли вы запомнили зимующих и перелетных птиц.
Если я буду показывать и называть зимующих птиц - вы сидите, если перелетных - встаете.
Галка, грач, синица, дятел, снегирь, скворец, воробей, сорока, трясогузка, ворона.
VII. Рефлексия и подведение итогов
От птиц всем ребятам картинки - раскраски зимующих птиц