Методическая разработка на тему «Терпение и труд» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 8 January 2019

М.Т. Студеникин «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»

Тема урока: Терпение и труд

Цель урока: способствовать формированию представления учащихся о роли труда в жизни человека.

Задачи урока:

1. Показать необходимость труда в жизни человека.

2. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.

3. Воспитывать терпение в труде.

 

Описание беседы

(включает методы коллегиального обсуждения, линкинга и парафраз)
 

Учитель: Ребята, скажите какое чувство вы испытываете, глядя на картину?

Дети: Мне жалко этих ребят.

Дети: Я чувствую, как им тяжело.

Учитель: А что вы видите?

Дети: Я вижу двух мальчиков и девочку, которые тянут сани с бочкой.

Учитель: Ещё что видите?

Дети: Я вижу собаку, которая бежит рядом.

Дети: А я вижу человека, который толкает бочку сзади, помогает.

Учитель: Значит, вы видите, что ребятам кто-то помогает. Скажите, как вам кажется, а могут они отказаться, сказать, что устали?

Дети: Мне кажется, нет. Наверное, их заставили.

Учитель: Я правильно вас поняла? Вы считаете, что детей заставили выполнять тяжкий труд. И они вынуждены мучиться.

Дети: Да.

Учитель: Кто эти дети?

Дети: Это дети бедняков.

Учитель: Что помогло вам это утверждать?

Дети: На них рваная одежда, старые стоптанные сапоги.

Учитель: А взрослый, который помогает?

Дети: Тоже бедный.

Учитель: Скажите, когда происходят события?

Дети: Это происходит зимой.

Учитель: Почему вы так решили?

Дети: Я вижу снег и сосульки на санях.

Учитель: Значит, вам кажется, что на улице очень холодно, раз уж выливающаяся вода замерзает сосульками на поверхности бочки. Почему тогда на ребятах нет рукавиц, им не холодно?

Дети: Им холодно, но они все терпят.

Учитель: Это происходит в наши дни?

Дети: Нет. Это, наверное, во время войны.

Учитель: Почему вы так думаете?

Дети: Тогда всем жилось тяжело.

Учитель: А вы можете сказать, где это происходит?

Дети: Наверное, в каком-то городе.

Учитель: Почему вы так решили?

Дети: Я вижу высокую стену, большие здания.

Учитель: Вы можете понять, что чувствуют эти ребята?

Дети: Усталость, холод, боль, голод…

Учитель: То есть, вы увидели выражения безысходных страданий, следы вечных побоев, жизнь этих бедняг описывается в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...

Учитель: Скажите, а зачем они это делают?

Дети: Чтобы не умереть с голоду. Наверное, им за это платят.

Учитель: Получается, что терпение и труд помогают выжить. А как бы вы назвали эту картину?

Дети: Трудное детство. Бедняки. Терпение и труд…

Учитель: Для чего художник написал эту картину?

Дети: Чтобы рассказать о трудной жизни бедных крестьян, поделиться своими чувствами.

Учитель: А вы знаете кто автор этой картины?

Дети: Нет.

Учитель: Василий Перов. Картина называется «Тройка».

В этой картине Василий Перов обращается к теме детского труда. Восхищается терпением этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом "промысле"!

Василий Перов использовал мрачные, неяркие, тёмные, серые цвета, чтобы передать трагичность сцены. Дополнительно нагнетает обстановку и мрачная пустынная улица города.

Учитель: Ребята вы можете сказать какова роль труда в жизни человека?

Дети: Человек без труда просто не выжил бы.

Учитель: А в чём роль терпения в труде?

Дети: Только перетерпев трудности можно добиться результата.

Учитель: Итак, вы сами сделали выводы: велика роль труда в жизни человека, труд кормит, согревает, воспитывает…, но велика и роль терпения в труде, не зря же говорят «Если долго мучиться, что-нибудь получится».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.