Методическая разработка на тему «Терпение и труд» (4 класс)
М.Т. Студеникин «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»
Тема урока: Терпение и труд
Цель урока: способствовать формированию представления учащихся о роли труда в жизни человека.
Задачи урока:
1. Показать необходимость труда в жизни человека.
2. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.
3. Воспитывать терпение в труде.
Описание беседы
(включает методы коллегиального обсуждения, линкинга и парафраз)
Учитель: Ребята, скажите какое чувство вы испытываете, глядя на картину?
Дети: Мне жалко этих ребят.
Дети: Я чувствую, как им тяжело.
Учитель: А что вы видите?
Дети: Я вижу двух мальчиков и девочку, которые тянут сани с бочкой.
Учитель: Ещё что видите?
Дети: Я вижу собаку, которая бежит рядом.
Дети: А я вижу человека, который толкает бочку сзади, помогает.
Учитель: Значит, вы видите, что ребятам кто-то помогает. Скажите, как вам кажется, а могут они отказаться, сказать, что устали?
Дети: Мне кажется, нет. Наверное, их заставили.
Учитель: Я правильно вас поняла? Вы считаете, что детей заставили выполнять тяжкий труд. И они вынуждены мучиться.
Дети: Да.
Учитель: Кто эти дети?
Дети: Это дети бедняков.
Учитель: Что помогло вам это утверждать?
Дети: На них рваная одежда, старые стоптанные сапоги.
Учитель: А взрослый, который помогает?
Дети: Тоже бедный.
Учитель: Скажите, когда происходят события?
Дети: Это происходит зимой.
Учитель: Почему вы так решили?
Дети: Я вижу снег и сосульки на санях.
Учитель: Значит, вам кажется, что на улице очень холодно, раз уж выливающаяся вода замерзает сосульками на поверхности бочки. Почему тогда на ребятах нет рукавиц, им не холодно?
Дети: Им холодно, но они все терпят.
Учитель: Это происходит в наши дни?
Дети: Нет. Это, наверное, во время войны.
Учитель: Почему вы так думаете?
Дети: Тогда всем жилось тяжело.
Учитель: А вы можете сказать, где это происходит?
Дети: Наверное, в каком-то городе.
Учитель: Почему вы так решили?
Дети: Я вижу высокую стену, большие здания.
Учитель: Вы можете понять, что чувствуют эти ребята?
Дети: Усталость, холод, боль, голод…
Учитель: То есть, вы увидели выражения безысходных страданий, следы вечных побоев, жизнь этих бедняг описывается в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...
Учитель: Скажите, а зачем они это делают?
Дети: Чтобы не умереть с голоду. Наверное, им за это платят.
Учитель: Получается, что терпение и труд помогают выжить. А как бы вы назвали эту картину?
Дети: Трудное детство. Бедняки. Терпение и труд…
Учитель: Для чего художник написал эту картину?
Дети: Чтобы рассказать о трудной жизни бедных крестьян, поделиться своими чувствами.
Учитель: А вы знаете кто автор этой картины?
Дети: Нет.
Учитель: Василий Перов. Картина называется «Тройка».
В этой картине Василий Перов обращается к теме детского труда. Восхищается терпением этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом "промысле"!
Василий Перов использовал мрачные, неяркие, тёмные, серые цвета, чтобы передать трагичность сцены. Дополнительно нагнетает обстановку и мрачная пустынная улица города.
Учитель: Ребята вы можете сказать какова роль труда в жизни человека?
Дети: Человек без труда просто не выжил бы.
Учитель: А в чём роль терпения в труде?
Дети: Только перетерпев трудности можно добиться результата.
Учитель: Итак, вы сами сделали выводы: велика роль труда в жизни человека, труд кормит, согревает, воспитывает…, но велика и роль терпения в труде, не зря же говорят «Если долго мучиться, что-нибудь получится».
…
…