12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лихтенберг Нина Михайловна10

Русская православная церковь

Московский Патриархат

Полномочный представитель Президента Российской Федерации

В Московской области

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики , воспитания

И работы с детьми и молодёжью до 20 лет

«За нравственный подвиг учителя»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20» городского округа Щёлково







Лихтенберг Нина Михайловна





Название работы:

Методическая разработка занятия по предмету ОРКСЭ

по теме « Труд и лень» ( внеурочная деятельность)

1 класс









Номинация: «Лучшая методическая разработка по предметам: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), Основы православной веры (для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом).





Московская область

2023г



Цель: формировать представления о понятиях: труд, лень;

показать значение труда в жизни человека;

воспитывать желание быть созидателем.


Задачи урока: уяснить понятия :труд и лень;

научиться объяснять и применять в жизни пословицы о труде и лени;

анализировать труд свой и других;

закрепить значимость тщательного труда в любой профессии.

Планируемые результаты:

Предметные УУ

-осознать, что труд важная часть жизни человека.

-усвоить , что труд должен быть тщательным.

Метапредметные:

Познавательные:

анализировать , сравнивать, делать выводы, работать с информацией, уметь давать оценку своему поведению в повседневной жизни.

Регулятивные:

Соотносить цели и результат своей деятельности, аргументировать свою точку зрения

Коммуникативные:

Строить монологическое высказывание, работать в малых группах, вести диалог,

Личностные:

Осуществлять эмоциональный отклик на прочитанное, услышанное;

выполнять задания;

развивать этические чувства;

анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях;

формировать бережное отношение к труду как к духовной ценности.



Ключевые понятия: труд, лень.

Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО, окружающий мир

Ресурсы:

1.Азбука 1 класс.Учебник для общеобразовательных организаций В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин… Просвещение , 2018г.

2.Мищенкова Л.В. Уроки нравственности , или «Что такое хорошо , и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1. М.:Издательство РОСТ 2013.

3.Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебник .Просвещение, 2021г

Ход занятия



Этап самоопределения к деятельности.

-Здравствуйте , ребята! Сегодня вас ждет очень важное занятие.

- А теперь положите руку на сердце и повторите за мной слова:

Я есть любовь,

Я есть воля,

Я есть сила,

Я есть добро,

Я есть все прекрасное.

Я есть человек,

Все зависит от меня,

Все в моих руках.


Актуализация знаний и мотивация

-Давайте посмотрим мультфильм « Ох и Ах».( смотрят фрагмент)


t1685953336aa.jpg


-Какими вы увидели главных героев мультфильма?

-Трудолюбивый и ленивый.

- А с каким настроением они выполняли свою работу?

-Трудолюбивый - с радостью , весело, легко, а ленивый – нехотя, с грустью…

- На какого героя вам бы хотелось походить?

-Ответы детей…


Постановка учебной задачи

-Можете сформулировать тему сегодняшнего занятия? О чем сегодня будем говорить?

- О труде и лени.

-Что же такое труд? Что такое лень?


1 Открытие нового знания

















5.1 . Первичное закрепление во внешней речи.














































































4.2 Открытие нового знания







































































5.2 . Первичное закрепление во внешней речи.

-Ребята, взгляните на экран. Все буквы перемешались. Давайте составим из них слово.

-Труд

-А кто-нибудь знает , что такое труд?

- ( высказывания детей)


- Обратимся к словарю В.Даля и сравним ваши ответы.

«Труд» - это занятие, упражнение, дело: всё то , что требует усилий , старания и заботы; всякое напряжение телесных и умственных сил.

- «Труд - это работа над собой»

С христианской точки зрения:

Труд - это и средство пропитания.

Апостол Павел сказал: « Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

Бог трудился, создавая наш мир , и людям завещал трудиться.


« Труд-дело светлое»

Н.Лесков


Знакомство с пословицами о труде.

-О труде люди придумали немало пословиц.

1.Без хорошего труда нет плода.

2.Не поклонясь до земли , и грибка не подымешь.

Работа в парах:

- На парте у вас разобранные пословицы. Ваша задача соединить начало и конец пословицы. Объясните их смысл.


Что посеешь,

рыбку из пруда

Без труда не вытащишь

то и пожнёшь

Кто любит трудиться,

тому без дела не сидится


- Работа должна доставлять удовольствие, приносить пользу людям.


(На экран выводится картинка с изображением Кирилла и Мефодия)

Обратимся к учебнику Азбуки , часть 2 , стр.88.


t1685953336ab.jpg

-О ком этот рассказ?

- О Кирилле и Мефодии , двух братьях.

- Можно ли сказать , что это трудолюбивые люди и почему?

-Были трудолюбивы, создали славянскую азбуку. Это огромный труд. Благодаря им мы теперь можем писать и читать на родном языке.


( На экран выводится картинка с изображением « Труды преподобного Сергия»)


- Познакомьтесь с репродукцией В.М. Нестерова « Труды преподобного Сергия. Фрагмент триптиха.


t1685953336ac.png


-Что можете рассказать по картине?

-(Ответы детей).


-А где в нашей жизни мы можем видеть труд людей?

-В строительстве, в росписи и т.д.( ответы детей)


Только труд делает человека человеком. Только труд приносит радость и себе, и окружающим.


-Назовите антоним к слову ТРУД .

- Лень.

-А что такое лень?

-(Высказывания детей).


Обратимся к словарю.

-Отсутствие желания трудиться, действовать, склонность к безделью.


-Эти пословицы придумали лентяи.


1.От работы не будешь богат, а будешь горбат.

2.Работа не волк, в лес не убежит.

3.Лень , как болезнь, от неё человеку становится только хуже.


- Как же избавиться от лени?

- (Высказывания детей…)


-А в христианстве считается , что ТРУД - это и лекарство, которое прописано человеку Богом.


Послушайте сказку « Как вылечиться от лени?»


Жил да был обыкновенный мальчик.

Однажды подарили ему молоток.  А молоток тот был не простой, а волшебный, говорящий.

Молоток, молоток, давай работать — полку для книг прилаживать! — говорит ему мальчик.

Молоток в ответ:

Что ты, что ты! Разве не видишь, какая у меня ручка белая? От работы она испачкается. Разве не видишь, какая у меня голова гладкая? От работы она исцарапается.

Год прожил Молоток — ни одного дела не сделал. Зала­дил своё: жаль ручку белую пачкать!

Однажды мальчик смотрит — вся  голова у Молотка покрылась странными рыжими пят­нами. Лежит он в ящике — кряхтит:

0-хо-хо! Совсем дело худо. Доктора скорей!

Прибежал доктор в белом халате. Осмотрел больного, головой покачал — пилюли горькие-прегорькие прописал. Не помогло.

Прибежал другой доктор в  белом халате — микстуру прописал кислую-прекислую.

Не помогло.

Третий доктор глянул на боль­ного  — говорит:

Случай тяжёлый! Это страшная-престрашная болезнь, по-нашему, по-учёному называется «ржавчинус безделиус».

С ней только доктор в синем халате может справиться. Об­ратитесь в столярную мастер­скую.

Прибежал из столярной мас­терской доктор в синем хала­те.

Не волнуйтесь, — гово­рит, — вылечим!

Как схватит Молоток за белую ручку, да как примется гвозди заколачивать!

С десяток гвоздей прибил — ржавчины поубавилось.

Ещё десяток — Молоток ещё чище стал.

Поработал часок — Моло­ток совсем выздоровел. Пропа­ли рыжие пятна, словно их не было: от труда стёрлись.

На прощание доктор в синем халате прописал Молотку и его друзьям-инструментам (а мо­жет, не только инструмен­там?) такой рецепт:

Чтоб инструменты не болели,
Они должны забыть про лень:
Им находиться нужно в деле
Хоть два часа, но каждый день!



-Чему учит эта сказка?

-Трудиться каждый день, чтобы не стать ленивым.


-Какими пословицами вы будете пользоваться в своей жизни?


1.Труд кормит, а лень портит.

2.Терпенье и труд всё перетрут.

3.Без хорошего труда нет плода.




6.

Включение в систему знаний.

-Давайте вспомним , какие произведения учат нас не лениться.

Оформляем выставку книг.


Шарль Перро «Золушка»

Самуил Маршак « Двенадцать месяцев»

Русская народная сказка « Морозко»

С.Маршак « Лодыри»



t1685953336ad.jpgt1685953336ae.jpgt1685953336af.jpg


t1685953336ag.jpg




- Каждая профессия связана с трудом?

- Трудиться нужно прилежно. Труд должен приносить пользу .


Игра «Угадай профессию»

-Я буду зачитывать слова, а вы должны назвать профессию.


1.Самолёт, небо, высота ( летчик)

2.Сумка, газета , письмо ( почтальон)

3.Комбайн, поле, зерно ( комбайнёр)

4.Дом , кирпич, цемент ( строитель)

5.Книги, полки, читатель ( библиотекарь)

6.Градусник, витамины, белый халат (врач)…


-Составьте небольшое высказывание на вопрос «Кем бы тебе хотелось быть по профессии?» . Почему?


Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живём на земле


-У вас еще нет профессии, но , думаю, никого из вас нельзя назвать ленивыми, ведь вы тоже трудитесь. Подметаете пол, моете посуду- значит трудитесь. Ходите в магазин за хлебом, ремонтируете книги, пришиваете себе пуговицу-и тут трудитесь. Но самый главный труд всех детей –учёба в школе. Он вовсе не так –то лёгок, не так-то прост. Недаром же слова «труд» и « трудно» родные братья.

Чем добросовестнее вы учитесь в школе, тем легче вам будет освоить выбранную профессию.


«Народная мудрость»

1.Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

2.Маленькое дело лучше большого безделья.



Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живём на земле

Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живём на земле-


7. Домашнее задание:



Подумайте, какое доброе дело вы можете сделать на благо других.


8. Рефлексия деятельности


- Ребята, наш урок подходит к концу, вы сегодня очень хорошо старались и работали.

- Давайте же вспомним тему нашего урока?

- А чем мы сегодня занимались?

 -Продолжите предложение:

1. Сегодня на уроке я узнал …

2. Больше всего мне понравилось …, потому что…

3. Своей работой на уроке я доволен (не доволен, не совсем), потому что … .

- Мне было приятно с вами работать. До свидания!






Оборудование: проектор , экран, ноутбук, толковый словарь, карточки с пословицами, азбука 1 класс 2 часть., художественная литература: Шарль Перро «Золушка»,Самуил Маршак « Двенадцать месяцев», Русская народная сказка « Морозко»,С.Маршак « Лодыри».



Источники:

1.Запись мультфильма «Ох и Ах» https://yandex.ru/video/preview/8132779054298642477

2.Плакат с изображением Кирилла и Мефодия ( на доске) https://www.yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B8&pos=1&img_url=http%3A%2F%2Fimages.myshared.ru%2F6%2F726697%2Fslide_3.jpg&rpt=simage&lr=10765

Азбука, 1 класс,В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин…, 2 часть, Просвещение , 2018г , стр. 88. ( у каждого)

3.Картинка с репродукцией В.М. Нестерова “ Труды преподобного Сергия» .Фрагмент триптиха.( на экране) https://www.yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F&pos=7&img_url=http%3A%2F%2Fpresent5.com%2Fpresentation%2F-76018148_325176282%2Fimage-19.jpg&rpt=simage&lr=10765

4. Сказка « Как вылечиться от лени» .

Мищенкова Л.В. Уроки нравственности , или «Что такое хорошо , и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1. М.:Издательство РОСТ 2013.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.