Методическая разработка занятия по ОРКСЭ на тему: «Труд и лень»
Русская православная церковь
Московский Патриархат
Полномочный представитель Президента Российской Федерации
В Московской области
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики , воспитания
И работы с детьми и молодёжью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20» городского округа Щёлково
Лихтенберг Нина Михайловна
Название работы:
Методическая разработка занятия по предмету ОРКСЭ
по теме « Труд и лень» ( внеурочная деятельность)
1 класс
Номинация: «Лучшая методическая разработка по предметам: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), Основы православной веры (для образовательных организаций с религиозным (православным) компонентом).
Московская область
2023г
Цель: формировать представления о понятиях: труд, лень;
показать значение труда в жизни человека;
воспитывать желание быть созидателем.
Задачи урока: уяснить понятия :труд и лень;
научиться объяснять и применять в жизни пословицы о труде и лени;
анализировать труд свой и других;
закрепить значимость тщательного труда в любой профессии.
Планируемые результаты:
Предметные УУ
-осознать, что труд важная часть жизни человека.
-усвоить , что труд должен быть тщательным.
Метапредметные:
Познавательные:
анализировать , сравнивать, делать выводы, работать с информацией, уметь давать оценку своему поведению в повседневной жизни.
Регулятивные:
Соотносить цели и результат своей деятельности, аргументировать свою точку зрения
Коммуникативные:
Строить монологическое высказывание, работать в малых группах, вести диалог,
Личностные:
Осуществлять эмоциональный отклик на прочитанное, услышанное;
выполнять задания;
развивать этические чувства;
анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях;
формировать бережное отношение к труду как к духовной ценности.
Ключевые понятия: труд, лень.
Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО, окружающий мир
Ресурсы:
1.Азбука 1 класс.Учебник для общеобразовательных организаций В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин… Просвещение , 2018г.
2.Мищенкова Л.В. Уроки нравственности , или «Что такое хорошо , и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1. М.:Издательство РОСТ 2013.
3.Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебник .Просвещение, 2021г
Ход занятия
Этап самоопределения к деятельности. | -Здравствуйте , ребята! Сегодня вас ждет очень важное занятие. - А теперь положите руку на сердце и повторите за мной слова: Я есть любовь, Я есть воля, Я есть сила, Я есть добро, Я есть все прекрасное. Я есть человек, Все зависит от меня, Все в моих руках. | ||||||
Актуализация знаний и мотивация | -Давайте посмотрим мультфильм « Ох и Ах».( смотрят фрагмент) -Какими вы увидели главных героев мультфильма? -Трудолюбивый и ленивый. - А с каким настроением они выполняли свою работу? -Трудолюбивый - с радостью , весело, легко, а ленивый – нехотя, с грустью… - На какого героя вам бы хотелось походить? -Ответы детей… | ||||||
Постановка учебной задачи | -Можете сформулировать тему сегодняшнего занятия? О чем сегодня будем говорить? - О труде и лени. -Что же такое труд? Что такое лень? | ||||||
1 Открытие нового знания 5.1 . Первичное закрепление во внешней речи. 4.2 Открытие нового знания 5.2 . Первичное закрепление во внешней речи. | -Ребята, взгляните на экран. Все буквы перемешались. Давайте составим из них слово. -Труд -А кто-нибудь знает , что такое труд? - ( высказывания детей) - Обратимся к словарю В.Даля и сравним ваши ответы. «Труд» - это занятие, упражнение, дело: всё то , что требует усилий , старания и заботы; всякое напряжение телесных и умственных сил. - «Труд - это работа над собой» С христианской точки зрения: Труд - это и средство пропитания. Апостол Павел сказал: « Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Бог трудился, создавая наш мир , и людям завещал трудиться. « Труд-дело светлое» Н.Лесков Знакомство с пословицами о труде. -О труде люди придумали немало пословиц. 1.Без хорошего труда нет плода. 2.Не поклонясь до земли , и грибка не подымешь. Работа в парах: - На парте у вас разобранные пословицы. Ваша задача соединить начало и конец пословицы. Объясните их смысл.
- Работа должна доставлять удовольствие, приносить пользу людям. (На экран выводится картинка с изображением Кирилла и Мефодия) Обратимся к учебнику Азбуки , часть 2 , стр.88. -О ком этот рассказ? - О Кирилле и Мефодии , двух братьях. - Можно ли сказать , что это трудолюбивые люди и почему? -Были трудолюбивы, создали славянскую азбуку. Это огромный труд. Благодаря им мы теперь можем писать и читать на родном языке. ( На экран выводится картинка с изображением « Труды преподобного Сергия») - Познакомьтесь с репродукцией В.М. Нестерова « Труды преподобного Сергия. Фрагмент триптиха. -Что можете рассказать по картине? -(Ответы детей). -А где в нашей жизни мы можем видеть труд людей? -В строительстве, в росписи и т.д.( ответы детей) Только труд делает человека человеком. Только труд приносит радость и себе, и окружающим. -Назовите антоним к слову ТРУД . - Лень. -А что такое лень? -(Высказывания детей). Обратимся к словарю. -Отсутствие желания трудиться, действовать, склонность к безделью. -Эти пословицы придумали лентяи. 1.От работы не будешь богат, а будешь горбат. 2.Работа не волк, в лес не убежит. 3.Лень , как болезнь, от неё человеку становится только хуже. - Как же избавиться от лени? - (Высказывания детей…) -А в христианстве считается , что ТРУД - это и лекарство, которое прописано человеку Богом. Послушайте сказку « Как вылечиться от лени?» Жил да был обыкновенный мальчик. Однажды подарили ему молоток. А молоток тот был не простой, а волшебный, говорящий. — Молоток, молоток, давай работать — полку для книг прилаживать! — говорит ему мальчик. Молоток в ответ: — Что ты, что ты! Разве не видишь, какая у меня ручка белая? От работы она испачкается. Разве не видишь, какая у меня голова гладкая? От работы она исцарапается. Год прожил Молоток — ни одного дела не сделал. Заладил своё: жаль ручку белую пачкать! Однажды мальчик смотрит — вся голова у Молотка покрылась странными рыжими пятнами. Лежит он в ящике — кряхтит: — 0-хо-хо! Совсем дело худо. Доктора скорей! Прибежал доктор в белом халате. Осмотрел больного, головой покачал — пилюли горькие-прегорькие прописал. Не помогло. Прибежал другой доктор в белом халате — микстуру прописал кислую-прекислую. Не помогло. Третий доктор глянул на больного — говорит: — Случай тяжёлый! Это страшная-престрашная болезнь, по-нашему, по-учёному называется «ржавчинус безделиус». С ней только доктор в синем халате может справиться. Обратитесь в столярную мастерскую. Прибежал из столярной мастерской доктор в синем халате. — Не волнуйтесь, — говорит, — вылечим! Как схватит Молоток за белую ручку, да как примется гвозди заколачивать! С десяток гвоздей прибил — ржавчины поубавилось. Ещё десяток — Молоток ещё чище стал. Поработал часок — Молоток совсем выздоровел. Пропали рыжие пятна, словно их не было: от труда стёрлись. На прощание доктор в синем халате прописал Молотку и его друзьям-инструментам (а может, не только инструментам?) такой рецепт: Чтоб инструменты не болели, -Чему учит эта сказка? -Трудиться каждый день, чтобы не стать ленивым. -Какими пословицами вы будете пользоваться в своей жизни? 1.Труд кормит, а лень портит. 2.Терпенье и труд всё перетрут. 3.Без хорошего труда нет плода. | ||||||
6. Включение в систему знаний. | -Давайте вспомним , какие произведения учат нас не лениться. Оформляем выставку книг. Шарль Перро «Золушка» Самуил Маршак « Двенадцать месяцев» Русская народная сказка « Морозко» С.Маршак « Лодыри» | ||||||
| - Каждая профессия связана с трудом? - Трудиться нужно прилежно. Труд должен приносить пользу . Игра «Угадай профессию» -Я буду зачитывать слова, а вы должны назвать профессию. 1.Самолёт, небо, высота ( летчик) 2.Сумка, газета , письмо ( почтальон) 3.Комбайн, поле, зерно ( комбайнёр) 4.Дом , кирпич, цемент ( строитель) 5.Книги, полки, читатель ( библиотекарь) 6.Градусник, витамины, белый халат (врач)… -Составьте небольшое высказывание на вопрос «Кем бы тебе хотелось быть по профессии?» . Почему? Как бы жизнь не летела- Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле Делай доброе дело- Тем живём на земле -У вас еще нет профессии, но , думаю, никого из вас нельзя назвать ленивыми, ведь вы тоже трудитесь. Подметаете пол, моете посуду- значит трудитесь. Ходите в магазин за хлебом, ремонтируете книги, пришиваете себе пуговицу-и тут трудитесь. Но самый главный труд всех детей –учёба в школе. Он вовсе не так –то лёгок, не так-то прост. Недаром же слова «труд» и « трудно» родные братья. Чем добросовестнее вы учитесь в школе, тем легче вам будет освоить выбранную профессию. «Народная мудрость» 1.Дерево ценят по плодам, а человека по делам. 2.Маленькое дело лучше большого безделья. Как бы жизнь не летела- Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле Делай доброе дело- Тем живём на земле Как бы жизнь не летела- Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле Делай доброе дело- Тем живём на земле- | ||||||
7. Домашнее задание: | Подумайте, какое доброе дело вы можете сделать на благо других. | ||||||
8. Рефлексия деятельности | - Ребята, наш урок подходит к концу, вы сегодня очень хорошо старались и работали. - Давайте же вспомним тему нашего урока? - А чем мы сегодня занимались? -Продолжите предложение: 1. Сегодня на уроке я узнал … 2. Больше всего мне понравилось …, потому что… 3. Своей работой на уроке я доволен (не доволен, не совсем), потому что … . - Мне было приятно с вами работать. До свидания! |
Оборудование: проектор , экран, ноутбук, толковый словарь, карточки с пословицами, азбука 1 класс 2 часть., художественная литература: Шарль Перро «Золушка»,Самуил Маршак « Двенадцать месяцев», Русская народная сказка « Морозко»,С.Маршак « Лодыри».
Источники:
1.Запись мультфильма «Ох и Ах» https://yandex.ru/video/preview/8132779054298642477
2.Плакат с изображением Кирилла и Мефодия ( на доске) https://www.yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B8&pos=1&img_url=http%3A%2F%2Fimages.myshared.ru%2F6%2F726697%2Fslide_3.jpg&rpt=simage&lr=10765
Азбука, 1 класс,В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин…, 2 часть, Просвещение , 2018г , стр. 88. ( у каждого)
3.Картинка с репродукцией В.М. Нестерова “ Труды преподобного Сергия» .Фрагмент триптиха.( на экране) https://www.yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F&pos=7&img_url=http%3A%2F%2Fpresent5.com%2Fpresentation%2F-76018148_325176282%2Fimage-19.jpg&rpt=simage&lr=10765
4. Сказка « Как вылечиться от лени» .
Мищенкова Л.В. Уроки нравственности , или «Что такое хорошо , и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1. М.:Издательство РОСТ 2013.