12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сагида1076
Россия, Татарстан респ.
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»
9

Методическая разработка урока по декоративной композиции на тему «Стилизованный пейзаж»

Методическая разработка урока по декоративной композиции

На тему «Стилизованный пейзаж»

 

Разработчик: СиразиеваСагидаФавзиевна-Преподаватель

дополнительного образования МАО ДО г. Набережные Челны

 «Детская художественная школа№1»  Татарстан.

 

Предмет: декоративная композиция

Методическая тема педагога: «Творческий подход к декоративной композиции (стилизованный пейзаж)»

Тип урока: комбинированный.

Цель:

  • формирование художественно-творческой активности личности.
  • воспитание интереса к предмету,
  • знакомство с декоративно-стилизованным пейзажем и художниками, работающими в стиле декоративного пейзажа.
  • создание условий для творческого самовыражения в композиции.
  • совершенствовать мастерство в декоративном письме.

Обучающие задачи занятия:

  • формировать основу интеграции теоритических знаний в практическое применение.
  • обобщать и закрепить имеющиеся знания о цветовом тональном контрасте.
  • обобщать и закрепить имеющиеся знания о способах стилизации композиции.
  • закрепить понятие о технике декоративной живописи.
  • совершенствовать практические умения учащихся при создании учебных композиций и творческой работы.

Воспитывающие задачи занятия:

  • воспитывать стремление к самообразованию, к творческой и профессиональной самостоятельности.
  • формировать потребность в достижении успеха путем постановки задачи правильного метода, анализа собственной работы;
  • привить потребность в реализации и возможности стать самим собой;
  • воспитывать социальную компетентность путем сотрудничество, внимательного, бережного отношения своим товарищам в коллективе.

Развивающие задачи занятия:

развитие визуальной культуры личности учащегося через пейзаж, как жанр изобразительного искусства.

Знание истории искусства и художников, работающих в этом стиле.

Повторяемые (изучаемые) темы:

  • Стилизация природных форм.
  • применение цветовой гармонии, понятие монохром, двух тоновая композиция и. т.д.

Необходимые знания и умения к этому моменту:

  • Понятия о пейзаже, как о жанре изобразительного искусства.
  • Понятие о законах композиции.
  • элементарное понятие о стилизации.
  • понятие о цветоведении.
  • Умение компоновать на листе в соответствие с заданием.
  • умение выполнить работу аккуратно.

Оборудование для педагога:

Ноутбук, мультимедиа-оборудование, наглядные пособия «Пейзаж» и последовательность выполнения пейзажа, наглядное пособие «Виды стилизации» (разработки педагога), образцы лучших ученических работ по тематике, презентация к уроку.

Оборудования для учащихся:

Бумага формата А2, карандаш, стирательная резинка, гуашь, кисти, баночка для воды.

 

План занятия:

1-ая часть

  1. Приветствие и проверка отсутствующих-2 минуты
  2. Определение цели и постановка задач для учащихся и для педагога–2 минуты

2-ая часть:

  1. погружение в тему: показ презентации с помощью мультимедийного оборудования–40 минут
  2. подведение итога погружения-з минуты

3-ая часть:

1.Объяснение темы практической работы. Закрепление нового материала и повторение пройденного материала. Демонстрация наглядных пособий и работ учащихся на тему«Пейзаж» и «Стилизованный пейзаж-10 минут

2.Практическая работа учащихся (учебные эскизы)-30минут

3.Подведение итогов работ учащихся (эскизов)-5 минут

4-ая часть:

Выполнение самостоятельной работы на заданную тему-2часа 35 минут

5-ая часть: вернисаж, рефлексия, подведение итогов занятия-

10 минут

Форма проведения первой организационной части занятия-

Педагог отмечает присутствующих, проверяет наличие

необходимых материалов к уроку.

Форма проведения второй вводной части занятия – лекционная,

Применением техники введения эвристической беседы.

Педагог демонстрирует слайды презентации  стилизованно-декоративной живописи с образцами работ художников с помощью мультимедийного оборудования, задает открытые вопросы, перефразирует высказывания. Подводит итогпо материалу стилизованный пейзажв декоративной композиции. Учащиеся учатся вглядываться в произведение, эмоционально воспринимать увиденное, слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы.

Форма проведения третьей части занятия - сообщение новогоматериала, практическая работа, выполнение эскиза композиции.

Педагог, опираясь на имеющиеся знания, объясняет новую тему.Вводит новые понятия, рассказывает, показывает вариантыдетских работ на тему стилизации.(демонстрация учебных слайдов)дает практическое задание, индивидуально работает с каждым учащимся, отвечает на возникающие вопросы, задает уточняющие вопросы контролирует (отмечает ход работы каждого ученика) указывает на ошибки, если одна и та же ошибка повторяется у нескольких учеников, заостряет внимание на этот момент объясняет,вносит коррективы. Подводит итог выполнения эскизов.Учащиеся смотрят, слушают, переспрашивают, задают уточняющие вопросы, усваивают информацию, отвечают на вопросы.Выполняют эскиз, производят самооценку и саморефлекцию.Рассматривают работы других учащихся, учатся анализировать,высказывают свое мнение, отстаивают собственное ведение и творчество.

Форма проведения четвертой части задания - творческая работа на формате А2.

Педагог индивидуально работает с каждым учащимся, подсказывает

Контролирует, отмечает ход работы у каждого ученика.

Учащиеся создают творческую работу на заданную тему.

Форма проведения пятой части занятия-рефлексия, мини выставка.

Подведения итогов, обобщение усвоенных знаний, самооценивание,и саморефлекция на основе полученного опыта и результата работы.

Ход урока:

1-ая часть организационный момент. Приветствие. Отметка присутствующих на уроке. Проверка всех необходимых материалов,необходимых для урока: бумага А2 и А4, карандаши, стирательная резинка, гуашь, кисти различного размера, баночка для воды.

2-ая часть. Вводная. Введение в тему: погружение, насыщение и осмысление о декоративном пейзаже и стилизации.(Презентация)

Педагог: Сегодня мы свами вновь поговорим о пейзаже.

1-ый слайд. В переводе с французского языка, слово пейзаж (paysage) означаетприрода. Именно так именует в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого – воспроизведение естественной или измененной человеком природы.  Пейзаж- это конкретное художественное произведение в живописи и в графике.

2-ой слайд. Стилизация в декоративном пейзаже.

Пейзаж, как и натюрморт, занимает в декоративной композиции одно из ведущих мест и несет в себе определенные сложности в  изображении.Наряду с условностями и обобщениями пейзаж должен передать состояние природы и быть выстроенным по законам композиции. Только тогда он будет выразителен и интересен зрителю. Очень показателен в плане стилизации японский пейзаж19-ого века.

4-ый слайд. Хокусай Кацуцика

Хокусай Кацуцика – выдающийся мастер. Он родился в предместье Эдо, в районе Кацуцика, от названия которого  произошёл самый известный псевдоним художника - КацуцикаХокусай. Всего у него было около 50 псевдонимов, что свидетельствует о напряженной творческой работе и упорном поиске собственного стиля. В искусстве был единственный смысл и цель его жизни.  Недаром многие свои произведения Хокусай подписывал – «художник одержимый рисунком». Критически воспринимая свои достижения, и постоянно стремясь к совершенствованию, он говорил,что родился в 50лет, имел в виду обрел творческую зрелость только этому времени,но и в старости не был удовлетворен достигнутом.

5-8 слайды. Иллюстрации творческих работ Хокусая Кацуцика.

9-ый слайд. ХиросигоАндо (1797-1858)

ХиросигоУтагава (ХиросигоАндо)-выдающийся мастер пейзажа. Родился в Эдо в семье самурая АндоГэньэмона служившего в пожарной команде сегуна.С детства мечтал стать художником, но в 13 лет, когда умер отец, мальчик вынужден был  занять его пост,который передавался по наследству.Однако два года спустя Хиросиге  все же поступил в ученики к известному мастеру УтагаваТоехиро. Но только в 27лет, после того как он передал своему дяде наследственную должность, художник смог полностью отдаться живописи.

С самого начало в творчестве Хиросиго определились две темы, которые он в том или ином виде варьировал в течение жизни. Дорого Токайдо (главный тракт средневековой Японии) и виды Эдо.(Восточной столицы).

Хиросиговнес в жанр пейзажа: мягкий лиризм, естественность и простоту, стремился создать эмоциональный образ природы передать ее изменчивое настроение. Годами пришел к обобщению  над наблюдениями и желанию интерпретаций явлений.(Сто знаменитых видов Эдо). Постижение сущности природы, ее души, отраженный в человеческом восприятии- вот та задача, которую решал художник.

10-11 слайды иллюстрации произведений ХиросигоАндо.

12 слайд. Стилизация в пейзаже может быть доведена до крайней условности, как, например в пейзажах Рауля Клее и Амедео Модильяни.

14 слайд.Клее Пауль Швейцарский живописец и график. Пауля Клее с полным правом можно назвать пионером модернизма. В основу его работ заложены  наблюдения природы, будь то ландшафт, ботаника, космос…

Одному приятелю, художнику и  педагогу он посоветовал: «Изучайте естественные пути Создателя, возникновения, функции, формы. Это -  наилучшая школа, исходя из природы, вы, может быть придете к собственным формам.»

15-19 слайды иллюстрации работ Пауля Клее.

20 слайд. АмедеоМодильяни итальянский художник и скульптор, один из самых известныххудожников конца 19-ого и начало 20-ого века. Яркий представитель экспрессионизма. В его творчестве присутствует отголоски примитивизма и абстракции. Собственно экспрессионизм в творчестве Модильяни проявляется в выразительной чувственности его картин, в их большой эмоциональности.

21-22 слайды иллюстрации картин Амедео Модильяни.

23 слайд. Персидская живопись известная на западе как  иранская миниатюра, заслуженно знаменита во всем мире. Портреты, изображения фигур святых лиц или событий не запрещались, но воспринимались неодобрительно исламскими религиозными традициями. Перспектива, объем, освещенность - эти термины долгие время были неизвестно иранским художникам. Каллиграфия,цветочные и геометрические композиции были основой всех иллюстраций. Иллюстрировались тексты из Корана, научные труды, эпические поэмы, легенды воспевающие достижения и подвиги правителей и героев.

24-17 слайды иллюстрации иранских миниатюр.

Подведение итогов  вводной части занятия:

Педагог: Мир пейзажа интересен и многообразен, сегодня мы открыли

его малую часть. Прекрасные виды природы, декоративно- стилизованные

может вызвать восторг, восхищение, также сложные

ассоциации, далеко уходящие от материальной сути природы.

Мы познакомились пейзажным жанром искусства Японии, Ирана

определили характерную для Японского пейзажа декоративность.

Стилизованность и крайнее упрощение  характерно для художников

как Пауль Клее и Амедео Модильяни. К стилизациии декоративности

 стремились в своих творческих поисках Пабло Пикассо,Поль Сезанн,

 Ван Гог, Поль Гоген, Жорж Барак.

Кто-то из художников хочет рисовать реальную действительность,

Другие хотят уйти в мир абстрактных идей, некоторые хотят сочетать

в своих полотнах разные техники и направления. Каждый из вас

уже не один раз рисовал пейзаж. Занимались мы и стилизацией

 природных форм на уроке композиции. Давайте ребята вспомним,

 чем отличается декоративный пейзаж от реалистического пейзажа?

Учащиеся отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предложения;

Например:

-Декоративный пейзаж придуманный, но может отталкиваться от

настоящего пейзажа;

-Он более красочный и яркий;

-в декоративном пейзаже не изображается объем предмета;

-Светотень может быть в форме украшения;

3-ая часть урока.

Педагог: Прежде чем приступить к воплощению своей творческой идеи

нужно познакомиться с правилами построения в декоративной композиции.

Что означает слово композиция?

Учащиеся: отвечают.

Педагог: точно, слово композиция в переводе с латинского языка

 - сопоставление,связывание. Вам нужно выполнить эскиз.

 Существует два основныхспособа организации декоративной

композиции.

1. Внимание на одном отдельном объекте как на самом главном,

подчинение ему всех отдельных частей. Главный объект может

 служить доминантой. Доминанта –это композиционный центр, он

может не совпадать с реальным центром листа.

2. Видение всех объектов в целом, без выделения отдельной части.

В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного существует

 единый ансамбль.

Но какой бы способ построения вы не выбрали, необходимо помнить

отом, что всякая правильно выстроенная композиция является

 уравновешенной.Статическое равновесие возникает при

симметричном расположение фигур на плоскости относительно

 вертикальной  и горизонтальной осей.Совсем не обязательно,

 что симметрия была полной зеркальной.

2.Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении

Фигур на плоскости, то есть при их сдвиге влево, вправо, вверх и вниз.

4- часть занятия.

Педагог: Используя новую тему и ранее изученный материал

создаем два варианта эскиза для творческой работы. Берем формат А4

и делаем карандашные варианты поиска композиции.

Учащиеся самостоятельно придумывают эскизы композиции декоративно- стилизованного пейзажа.

Педагог: Наблюдает, индивидуально работает с каждым учащимся,

отвечает на возникшие вопросы, задает уточняющие вопросы,

контролирует, указывает на ошибки, если одна и та же ошибка

повторяется у нескольких учеников, заостряет на этом внимание,

еще раз объясняет, вносит коррективы.

Подведение результатов эскизов.

Педагог: Вы создали два варианта эскизных наброска творческой

декоративно – стилизованной композиции. У вас получились хорошие

композиции, которые говорят, что вы усвоили  тему урока.

Выберите один понравившийся вам эскиз, на ваш взгляд самый удачный.

Теперь приступаем к заключительной части занятия - выполнению

 творческой работы. На основе выбранного эскиза создайте творческую

работу. Помним, что мы создали эскизы стилизованно.

 – декоративного пейзажа, следовательно, основное условие

 четкость и точность контурных линий. Предлагаю для каждого пятна

 создать отдельныйколер и закрывать им плоскость.

Помните о цветовом и тональном контрасте. Приступайте.

Учащиеся: Переносят композицию с эскиза на формат А2.

Создают свой декоративный пейзаж. Если есть необходимость

 советуются с педагогом.

Подведение итогов занятия:  Мы с вами говорили о   стилизации

декоративной композиции. Заострили внимание на понятиях стиль

и стилизация. Разбирали на образцах истории искусства  понятие

 декоративности. Вспомнили художников работающих в декоративном

стиле. Вы вспомнили правила и два способа построения композиции

 и приемы декоративного письма. Выполнили эскизы и создали

 свой декоративный пейзаж. Спасибо вам за плодотворную работу.

 

Образцы работ учащихся с урока:

ХабиевКамиль 15 лет (4 класс)Преподаватель Сиразиева С.Ф.
Мехоношина Ольга 14 лет.(4 класс) Преподаватель СиразиеваС.
 
Ахунова Эльмира 14 лет (4класс) Преподаватель Сиразиева С.Ф
Мехоношина Ольга 14 лет.(4 класс) Преподаватель Сиразиева С.Ф.
Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.