Методическая разработка урока по теме
«Стыд, вина и извинение» (модуль Основы светской этики)
Цель: формирование осознанного нравственного поведения детей через знакомство с понятиями «стыд», «вина», «извинение».
Задачи:
- познакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение;
- развивать ответственность за свои поступки;
- развивать умение высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим.
Оборудование: видеоролик «Воробей»,толковый словарь; учебное пособие для обучающихся «Основы светской этики», мультимедиа, презентация, карточки для игры-практикума.
Основные понятия и термины: стыд, вина, извинение.
Ожидаемые результаты:
1.Учащиеся смогут давать определения терминам: стыд, вина, извинение.
2. Смогут высказывать собственное мнение.
2. Составят для себя памятки как просить прощение и прощать других.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с видео и иллюстрированным материалом, работа со словарём С.И.Ожегова, работа в группах, рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла, ведь все на земле начинается с улыбки.
II.Проверка домашнего задания (предыдущая тема «Золотое правило нравственности»)
Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания. Рассказы учащихся (по желанию), их дополнение и обсуждение.
-О чём гласит золотое правило нравственности?
(Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе)
-Как это правило действует в жизни? (слайд 1)
III. Новая тема.
Актуализация знаний.
-Как вы думаете, что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?
грусть
чувства
тяжесть на душе
стыд
огорчение
вина
(слайд 2)
Подготовка к восприятию нового материала.
Послушайте рассказ Л.Н. Толстого «Косточка»
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал. (слайд 3)
- Почему Ваня покраснел?
- Почему он не признался сразу, что съел сливу?
- Почему Ваня решил признаться в конце?
- А вы когда нибудь совершали такие поступки, за которые вам было стыдно?
- Что вы при этом чувствовали?
- А было так, что о вашем не очень хорошем поступке никто не знал, но вы все равно переживали, что поступили плохо?
Работа с новыми терминами.
-Ребята, как вы думаете, что такое «стыд» и что такое «вина»? Одинаковы ли эти понятия?
(ответы учащихся)
-Давайте обратимся к словарю. (Ребята находят в словарях определение терминов «стыд» и «вина»)
Стыд – чувство сильного смущения перед окружающими от сознания предосудительности поступка (от стыда сгореть, ни стыда, ни совести) (Ожегов С.И.)
Давайте запишем это определение.
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? (да)
- Какие поступки вызывают такое чувство?
(когда сделал что-то плохое, обидел друга)
- Приведите примеры из своей жизни. (слайд 4)
Вина – 1.Проступок, преступление. 2. причина, источник чего-либо неприятного.
Вина –это переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой.
Запишем определение.
Давайте сравним понятия «стыд» и «вина». Стыд– это ответственность за поступок перед людьми, а вина- это ответственность перед собой. (слайд 5)
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Воробей»
- Скажите какие чувства испытывает сын? (чувства стыда и вины за свой поступок).
- А что он сделал, осознав свою вину?(Он извиняется).
- Как он это делает?
-Давайте дадим определение слову Извинение
Вина, извинение – однокоренные слова. Издавна слово «извини» (прости) значило «сними с меня вину», «отпусти меня свободным», чтобы не чувствовал неудобство и горечь, избавление от чувства вины перед человеком, которого обидел.
Обратимся к словарю.
Извинение – основание для оправдания. (слайд 6)
Запишем термин.
- Расположите слова по порядку, объясни взаимосвязь.
ПРОЩЕНИЕ ИЗВИНЕНИЕ СТЫД ВИНА
IV. Физкультминутка. Говорящие руки Я называю различные чувства, а вы, молча, только с помощью жестов попытаетесь их выразить: радость, удивление, уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие.
V. Первичное закрепление
1. Практикум-игра «Корзина ситуаций».
-В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них.
Дети по желанию выбирают ситуации, обсуждают в группе или в парах и проигрывают их. Остальные группы поднимают одну из трех карточек:
1 карточка – «солнышко» – согласны, поступили бы также.
2 карточка – «облако» – не согласны, так не поступили бы.
3 карточка – «солнышко и тучка» – согласны, но добавили бы ещё кое-что. Ребята могут прокомментировать свое мнение.
1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Макара.
2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайно наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.
3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.
4 ситуация. Марина опоздала на урок.
5 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил об этом только на следующее утро.
6 ситуация. Валентина нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы.
2. Способы извинения
- Вспомните сюжет видеоролика, который мы смотрели в середине урока, Каким образом сын попросил прощение у отца?
- А теперь давайте рассмотрим 5 шагов к правильному извинению
Комментирование учителя
Каждый может выдать ложное извинение, и это принесет больше вреда, чем пользы. Делайте это искренне.
Если Вы занимаетесь объяснением того, почему Вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что Вы и не извиняетесь вовсе. Это значит, что Вы не готовы принять ответственность. Не оправдывайте свои действия.
. Если Вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей матери: «Извини за то, что поздно пришел». Это будет пустым и безрезультатным извинением. Примите обязательство измениться.
Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришел, чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о наших отношениях». Выражайте свои извинения осторожно.
Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые будут встречать Вас холодно, а некоторые будут реагировать откровенно враждебным способом. Будьте готовы к неловкости и неудобству.
-Извинение – это признак силы, также, как и умение прощать.
-Как называют человека, который может простить, забыть обиды?
-Давайте прочитаем последний абзац на с.45
Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.
Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души. Эдуард Севрус
VI. Закрепление основных понятий урока.
2.Игра «Доскажи словечко»
Легче на душе становится, когда тебя …. (прощают)
Прощение дает нам свободу от чувства…(вины)
3.Работа в группах. Составление пословиц и объяснение их.
но лучше всего стыд перед самим собой
Когда человек краснеет
Доброму человеку бывает стыдно
начинается его более благородное я
в своей ошибке
Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны
Нет стыда признаться человеку
даже перед собакойСтыд перед людьми — хорошее чувство
тем беспечнее к ним относишься
V. Домашнее задание.
1.Подберите сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях .
2.Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Прочитайте высказывание Л.Н. Толстого. Как вы понимаете эти слова?
«Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой.
Как вы понимаете эти слова?
- О каких чувствах мы говорили на уроке? (стыд, вина, извинение)
- А сейчас подведём итог нашего занятия. Посмотрите на слайд и продолжите предложения:
Я знал, что … .
Я узнал, что … .
Мне осталось непонятно …