Методическая разработка урока по теме «Стыд, вина и извинение» (4 класс)

0
0
Материал опубликован 1 March 2016 в группе

Методическая разработка урока по теме

«Стыд, вина и извинение» (модуль Основы светской этики)

Цель: формирование осознанного нравственного поведения детей через знакомство с понятиями «стыд», «вина», «извинение».

Задачи:

  • познакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение;
  • развивать ответственность за свои поступки;
  • развивать умение высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим.

Оборудование: видеоролик «Воробей»,толковый словарь; учебное пособие для обучающихся «Основы светской этики», мультимедиа, презентация, карточки для игры-практикума.

Основные понятия и термины: стыд, вина, извинение.

Ожидаемые результаты:

1.Учащиеся смогут давать определения терминам: стыд, вина, извинение.

2. Смогут высказывать собственное мнение.

2. Составят для себя памятки как просить прощение и прощать других.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с видео и иллюстрированным материалом, работа со словарём С.И.Ожегова, работа в группах, рефлексия.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла, ведь все на земле начинается с улыбки.

 

II.Проверка домашнего задания (предыдущая тема «Золотое правило нравственности»)

Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания. Рассказы учащихся (по желанию), их дополнение и обсуждение.

-О чём гласит золотое правило нравственности?

(Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе)

-Как это правило действует в жизни? (слайд 1)

 

III. Новая тема.

Актуализация знаний.

-Как вы думаете, что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?

 

грусть

чувства

тяжесть на душе

 

стыд


 

огорчение

вина

(слайд 2)


 

Подготовка к восприятию нового материала.

Послушайте рассказ Л.Н. Толстого «Косточка»

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал. (слайд 3)

- Почему Ваня покраснел?

- Почему он не признался сразу, что съел сливу?

- Почему Ваня решил признаться в конце?

- А вы когда нибудь совершали такие поступки, за которые вам было стыдно?

- Что вы при этом чувствовали?

- А было так, что о вашем не очень хорошем поступке никто не знал, но вы все равно переживали, что поступили плохо?

 

Работа с новыми терминами.

-Ребята, как вы думаете, что такое «стыд» и что такое «вина»? Одинаковы ли эти понятия?

(ответы учащихся)

-Давайте обратимся к словарю. (Ребята находят в словарях определение терминов «стыд» и «вина»)

Стыд – чувство сильного смущения перед окружающими от сознания предосудительности поступка (от стыда сгореть, ни стыда, ни совести) (Ожегов С.И.)

Давайте запишем это определение.

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? (да)

- Какие поступки вызывают такое чувство?

(когда сделал что-то плохое, обидел друга)

- Приведите примеры из своей жизни. (слайд 4)

Вина – 1.Проступок, преступление. 2. причина, источник чего-либо неприятного.

Вина –это переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой.

Запишем определение.

Давайте сравним понятия «стыд» и «вина». Стыд– это ответственность за поступок перед людьми, а вина- это ответственность перед собой. (слайд 5)

 

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Воробей»

- Скажите какие чувства испытывает сын? (чувства стыда и вины за свой поступок).

- А что он сделал, осознав свою вину?(Он извиняется).

- Как он это делает?

-Давайте дадим определение слову Извинение

Вина, извинение – однокоренные слова. Издавна слово «извини» (прости) значило «сними с меня вину», «отпусти меня свободным», чтобы не чувствовал неудобство и горечь, избавление от чувства вины перед человеком, которого обидел.

Обратимся к словарю.

Извинение – основание для оправдания. (слайд 6)

Запишем термин.

- Расположите слова по порядку, объясни взаимосвязь.

 

ПРОЩЕНИЕ ИЗВИНЕНИЕ СТЫД ВИНА

IV. Физкультминутка. Говорящие руки Я называю различные чувства, а вы, молча, только с помощью жестов попытаетесь их выразить: радость, удивление, уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие.

 

V. Первичное закрепление

1. Практикум-игра «Корзина ситуаций».

-В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них.

Дети по желанию выбирают ситуации, обсуждают в группе или в парах и проигрывают их. Остальные группы поднимают одну из трех карточек: 

1 карточка – «солнышко» – согласны,  поступили бы также.
2 карточка – «облако» – не согласны, так не поступили бы.
3 карточка – «солнышко и тучка» – согласны, но добавили бы ещё кое-что. Ребята могут прокомментировать свое мнение.

1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Макара.
2 ситуация. Свете в автобусе  подружка случайно наступила на ногу  и пошла дальше. Света обозвала подругу.
3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. 
4 ситуация. Марина опоздала на урок. 
5 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил об этом только на следующее утро.
6 ситуация. Валентина нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы.

2. Способы извинения
- Вспомните сюжет видеоролика, который мы смотрели в середине урока, Каким образом сын попросил прощение у отца?

- А теперь давайте рассмотрим 5 шагов к правильному извинению

Комментирование учителя

Каждый может выдать ложное извинение, и это принесет больше вреда, чем пользы. Делайте это искренне.

Если Вы занимаетесь объяснением того, почему Вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что Вы и не извиняетесь вовсе. Это значит, что Вы не готовы принять ответственность. Не оправдывайте свои действия.

. Если Вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей матери: «Извини за то, что поздно пришел». Это будет пустым и безрезультатным извинением. Примите обязательство измениться.

Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришел, чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о наших отношениях». Выражайте свои извинения осторожно.

Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые будут встречать Вас холодно, а некоторые будут реагировать откровенно враждебным способом. Будьте готовы к неловкости и неудобству.


-Извинение – это признак силы, также, как и умение прощать. 
-Как называют человека, который может простить, забыть обиды? 

-Давайте прочитаем последний абзац на с.45 
Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.
Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души.  Эдуард Севрус

 

VI. Закрепление основных понятий урока.

2.Игра «Доскажи словечко»

Легче на душе становится, когда тебя …. (прощают)

Прощение дает нам свободу от чувства…(вины)

3.Работа в группах. Составление пословиц и объяснение их.

 

но лучше всего стыд перед  самим  собой

Когда человек краснеет

Доброму человеку бывает стыдно

начинается его более благородное я

в своей ошибке

Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны

Нет стыда признаться человеку

даже перед собакой

Стыд перед людьми — хорошее чувство

тем беспечнее к ним относишься

 

V. Домашнее задание.

1.Подберите сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях .

2.Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.
 

VI. Итог урока. Рефлексия.

Прочитайте высказывание Л.Н. Толстого. Как вы понимаете эти слова?

«Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой.

Как вы понимаете эти слова?

- О каких чувствах мы говорили на уроке? (стыд, вина, извинение)

- А сейчас подведём итог нашего занятия. Посмотрите на слайд и продолжите предложения:

Я знал, что … .

Я узнал, что … .

Мне осталось непонятно …

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.