Развитие эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности
Муниципальный конкурс профессионального мастерства
педагогических работников учреждений общего,
дополнительного и дошкольного образования.
«Методическая разработка - 2020»
Развитие эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста
посредствам театрализованной деятельности
в условиях дошкольного учреждения
Автор: Павлова НаталияВикторовна
Воспитатель МБДОУ №15
Миасский городской округ
2020 г.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………........с.2
Глава l. Проблема развития эмоций и чувств детей старшего дошкольного возраста. …………………………………………………………………………с.4
Эмоционально чувственный мир человека……………………………..с.4
1.2. Развитие эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста. ……………………………………………………………………………………с.5
Глава 2.Методическая разработка по развитию эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………с.10
2.1. Цели, задачи и организация методической работы. …………………….с.10
2.2. Методика работы по развитию эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста. ………………………………………………………..с. 12
Заключение…………………………………………………………………......с.14
Список литературы…………………………………………………………….с.15
Приложение. …………………………………………………………………...с.16
Введение
Современный человек достиг невиданных высот…
Ему доступны тайны мироздания, он покорил космос и морские глубины, освоил технологию передачи звука на расстояние…
Но осталась непознанной самая большая загадка – он сам.
Современная наука о человеке знает практически все: физиологические возможности организма, потенциальные возможности мозга и т. д. Но жизнь
каждого конкретного индивида, его желания и интересы, взаимодействие с окружающим миром в целом уникальны и не поддаются четкому описанию. В этом прелесть и трагедия нашей жизни.
Человек – существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то или иное отношение, те или иные чувства. Что- нам нравится, вызывает восхищение, умиляет, успокаивает, а что - то раздражает, злит, тревожит, страшит. Такие реакции способно вызвать все, что нас окружает, начиная от звука проезжающего автомобиля и заканчивая облаком, пролетающем в вышине.
Почему? Однозначного ответа нет, факторов, влияющих на эмоциональный мир человека, множество: и темперамент, и воспитание, и состояние здоровья… Взрослый человек так или иначе может контролировать свои эмоции и чувства, что непосредственно связано с волевыми качествами личности. Ребенок на это же не способен в силу своей импульсивности и непосредственности. Это нормально и естественно. Надо развивать чувства ребенка, его эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, сострадание? Конечно, ведь каждый из нас не однократно на себе испытал
Самый страшный дефицит нашего времени – дефицит доброты! Это явление имеет непосредственное отношение к наиболее острой и глобальной проблеме современного мира – психологическому здоровью детей.
«Все мы вышли из детства», - сказал однажды Антуан де Сент-Экзюпери.
Более гениальной фразы трудно придумать. Но почему же тогда нам, взрослым, так трудно понять ребенка, понять его чувства, желания, осознать его реальные возможности? Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада. В связи с этим перед педагогами встает задача развития эмоций и чувств детей, умения их жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания. По мнению А.В. Запорожца, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы поставили перед собой задачу как можно эффективнее обеспечить развитие чувств дошкольников. Поэтому мы выбрали тему исследования: «Развитие эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности в условиях дошкольного учреждения.» В нашей работе речь пойдет об эмоциях детей, закономерностях их развития, будет представлена методика работы по развитию эмоций и чувств детей старшего дошкольного возраста. В приложениях представлены сценарии занятий с играми драматизациями и сценарии сказок.
Глава l. Проблема развития эмоций и чувств детей старшего дошкольного возраста
1.1 Эмоционально чувственный мир человека
Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает, - виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.
Эмоции и чувства-понятия синонимичные, но не равнозначные.
Чувство - сложное и постоянное эмоциональное переживание личности, относительно устойчивое и длительное. Чувство включает в себя широкий спектр эмоций.
Переживания чувств свойственны исключительно людям, являются социально обусловленными. Чувство собственного достоинства, стыд и гордость способен переживать только человек.
Виды высших чувств в психологии
Высшие чувства в психологии – это особая группа чувств, отражающая эмоциональное отношение человека к действительности социума. Принято различать:
Нравственные чувства – это то, что личность испытывает при восприятии действительности, в сравнении с общепринятыми социальными нормами.
Эстетические чувства – это переживания, связанные с отношением индивида к прекрасному (либо безобразному).
Интеллектуальные чувства - связанны с возникающими переживаниями в процессе познавательной деятельности.
Эмоция – это более простая, субъективная реакция индивида на внешние и внутренние раздражители, связанная с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности. Эмоции в отличие от чувств кратковременны, переживаются человеком «здесь и сейчас».
Первичное впечатление носит всегда эмоциональный характер, являясь реакцией на какой-либо раздражитель.
Виды эмоций
Эмоции принято разделять на простые и сложные. К первым относятся эмоции, связанные с удовлетворением первичных потребностей. Они могут вызвать удовольствие или напротив неудовольствие, быть приятны и неприятны. Ко второй группе относят те переживания, которые в процессе жизнедеятельности индивида, превратились в более сложные и связаны с осознанием, пониманием их значимости.
К сложным фундаментальным эмоциям относят:
Радость;
Удивление;
Страдание;
Гнев;
Отвращение;
Стыд.
Формы проявления эмоциональных состояний:
Аффекты – сильные, кратковременные эмоциональные переживания индивида, возникшие неожиданно. Сопровождаются аффекты резкими, бесконтрольными изменениями сердечных ритмов, дыхания, нарушения функционирования секретных желез и т.д.
Стрессы – психологическое перенапряжение, реакция организма на неблагоприятное воздействие и нарушение эмоционального спокойствия человека.
Настроение – относительно длительное состояние, окрашивающее течение психических процессов в определенный период времени.
Страсть – устойчивое и доминирующее переживание, связанное со стремлением к объекту, которым может быть, как человек, так и предмет или идея. Это сложная эмоция, тесно связанная с волевыми качествами человека.
Эмоции, по своему влиянию на организм человека, разделяют на активные (стенические) и пассивные (астенические). Активные способны повысить жизнедеятельность, тогда как пассивные наоборот подавить жизненные процессы организма.
К стеническим относят положительные эмоции - восторг, радость и т.д. В момент переживания таких эмоций, у людей происходит расширение кровеносных сосудов, благодаря чему улучшается питание внутренних органов и мозга. Это в свою очередь способствует улучшению умственной и физической деятельности.
При астенических эмоциях (грусть, печаль и т.д.), происходят противоположные процессы. Сосуды сужаются, самочувствие ухудшается, может возникнуть одышка и озноб. Продуктивность в такие моменты падает и появляется апатия.
Затянувшиеся астенические эмоции способны тормозить все процессы, происходящие в человеческом организме. Чувства и эмоции влияют не только на психические процессы человека, но и на весь организм в целом.
1.2 Развитие эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны и специалисты-психологи, и педагоги, и воспитатели, и родители. М. В. Ермолаева и И. Г. Ерофеева считают: «Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания».
Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатияпо отношению к взрослым и детям [1, c 121].
С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр- драматизаций) способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.
При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:
умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;
умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.);
умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
На групповых занятиях работа идет параллельно по четырем основным направлениям:
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т. е. формирования личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.
Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
В занятиях используются следующие методические средства:
Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность — неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность — неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности — неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.
Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:
принятие своего имени;
принятие своих качеств характера;
принятие своего прошлого, настоящего, будущего.
Коммуникативные игры:
игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;
игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
игры, обучающие умению сотрудничать.
Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
Задания с использованием «терапевтических» метафор. Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи».
Релаксационные методы — использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально- кинестетические техники.
Использование эмоционально-символических методов. Эта группа методов базируется на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции. Можно использовать две основные модификации эмоционально-символических методов, предложенных Дж. Алланом:
групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения);
направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.
При прослушивании «терапевтических» метафор целесообразно использовать рисование (детям предлагается изобразить любую картинку, навеваемую метафорой).
Рассмотрим основные преимущества используемых методов при развитии основ произвольности психической регуляции у детей дошкольного возраста.
Игры-драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Участие детей в игре является добровольным. Элементами игр выступают специальные упражнения, объединенные в группы и направленные на развитие умений произвольной регуляции в различных сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (мысли и образы), чувства (эмоции и переживания) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент этой триады.
Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. В последовательности психогимнастических упражнений важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных, дробных и цельных, едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний, вращений тела и прыжков, свободного продвижения в пространстве и столкновения с предметами), сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением [10, c 240].
Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.
Игровое и психологическое содержание этих упражнений призвано решать следующие задачи:
фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя мышечные ощущения;
анализировать и словесно описывать мышечные ощущения при проявленных эмоциях;
повторно воспроизводить эмоции, контролируя ощущения.
Коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты — пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.
Мимические и пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.
Психомышечная тренировка нацелена на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, улучшение самочувствия и настроения, закрепление положительных эмоций, стимулирующих и упорядочивающих психическую и физическую активность детей, приводящих в равновесие их эмоциональное состояние.
Элементы психологического тренинга позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, окружающую ребенка, а также найти выход из нее как с положительным, так и с отрицательным результатом. В данном случае ребенок наглядно может убедиться в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений. Причем ребенок сам может повлиять на исход ситуации, выбирая для себя наиболее подходящий.
Обучающие способы, приемы и содержание заданий по развитию эмоций:
Рассматривание собственной мимики перед зеркалом. Сознательное изменение выражения лица и ответ ребенка на вопрос взрослого: «Что теперь чувствуешь?» — отрабатывается связь между мимическим проявлением и эмоциональным самочувствием (прямая и обратная).
Игра «Артисты немого кино» — проводится перед зеркалом; возможны разные формы игры: задается текст или эмоциональный звуковой образ, который сопровождается мимическими и Пантомимическими эмоциями «артиста»; воспроизводится определенная мимическая эмоция, и под нее ребенок подбирает ситуацию, соответствующего персонажа и т. д. Активное использование видеотехники.
«Мимический диктант» —специальный текст (например, «сценарий фильма») сопровождается мимикой, вокализациями-звукоподражаниями и пантомимикой ребенка; проводится перед зеркалом.
Тот же «мимический диктант», но записанный на видеопленку; ребенок может сравнить свою экспрессию с эмоциональной выразительностью других детей (только при желании ребенка). Неудачи не отмечаются, удачи вызывают положительную оценку взрослого; здесь же обрабатывание разных видов походки, особое выделение благородства движений и походки, обучение способам связи собственного внутреннего самочувствия и выражения его в походке (красота, легкость, собранность и т. д.).
Эмоциональный аутотренинг через эмоциональную идентификацию (отождествление) с любым персонажем — поскольку в подобной ситуации ребенок всецело сосредоточен на взаимодействии и общении с персонажем, взрослый голосом и поступками персонажа может открывать ребенку его эмоциональный образ, который для него чаще всего отсутствует, корректировать его, поддерживать позитивные стороны, снимать неуверенность в проявлении своих эмоций, подчеркивать их эстетические стороны и т. п.
Рассказывание сказок, историй (извлеченных из литературных источников, придуманных взрослым или самим ребенком) от первого лица, где вместо главного персонажа — «Я»; воспитатель при этом старается задержать ребенка на передаче своих внутренних переживаний. Такой рассказ в группе может подхватываться детьми по цепочке, но каждый, продолжая сюжет, говорит только от себя (здесь ребенку открывается возможность сравнить свои собственные переживания с переживаниями других детей и взрослого) и т. д.
Проигрывание ситуаций и сюжетов, где от ребенка требуется произвольная регуляция эмоций: хладнокровие, эмоциональная выдержка, овладение своим страхом или неуместным весельем, преодоление неуверенности.
Создание «автопортрета» — рисунок, «фотография» (рисование своего портрета в игре в фотографию). В семье — игра-упражнение «Какой Я»: ребенок диктует взрослому «Письмо незнакомому другу», в котором «описывает» свои особенности и воссоздает свой эмоциональный образ.
Продуктивная деятельность ребенка представляет огромные возможности для его обучения.
Самое близкое окружение ребенка — это его игрушки, любимые и заброшенные. Используя игрушку в занятиях, взрослый может провести с ребенком игру-беседу «Разговор с игрушками по душам». В этой игре можно задать ребенку следующие вопросы:
«Почему та или иная игрушка (или кукла) такая грустная, веселая или довольная?»
«Что переживала, чувствовала игрушка в определенный момент совместной жизни с ребенком?»
«Что можно сделать для куклы, чтобы она засмеялась, обрадовалась?» и т. д.
Пусть кукла устами ребенка ответит, что она думает о своем хозяине или хозяйке.
Ребенок в этой игре выступает в двух ролях — своей собственной и куклы.
Эту игру-беседу важно строить, исходя из особенностей отношения ребенка к игрушке.
Глава 2. Методическая разработка по развитию эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Цели, задачи и организация методической работы.
В первой главе мы рассмотрели теоретические и психологические аспекты проблемы развития эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому целью нашей работы является развитие эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность и игры – драматизации.
Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить эмоциональное состояние ребенка, наличие агрессивности.
2. Сформировать интерес и желание принимать участие в играх – драматизациях и спектаклях.
3. Развивать умение употреблять элементы художественно – образных выразительных средств имитационных движений.
Методическая разработка проводится с детьми старшей группы МБДОУ № 15 города Миасса.
В своей работе мы пытались найти оптимальный путь решения проблемы развития эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.
Работа была построена в несколько этапов:
1. Изучение эмоционального состояния детей.
2. Занятия, включающие этюды на выражение различных эмоций, подготовка к спектаклям, спектакли – сказки.
Особое внимание было уделено определению уровня эмоционального состояния ребенка.
Для определения уровня эмоционального состояния ребенка мы использовали графическую методику «Кактус» (модификация М.А. Панфиловой).
Цель методики: определение эмоционального состояния ребенка, наличие агрессивности, ее направления и интенсивность. При проведении диагностики ребенку выдавался лист бумаги стандартного размера и цветные карандаши.
Задание для детей: «на листе белой бумаги нарисуй кактус такой, какой ты себе представляешь».
При анализе результатов мы учитывали характер иголок (размер, расположение, количество), цвета, учет линий, нажим.
В рисунках проявлялись следующие качества детей:
- Агрессия – наличие сильно торчащих иголок. Длинные, близко расположенные друг от друга иглы показывают высокую степень агрессивности.
- Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.
- Эгоцентризм (стремление к лидерству) – крупный рисунок, центр листа.
- Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.
- Открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
- Скрытность, осторожность – расположение зигзага по контуру или внутри кактуса.
- Оптимизм – использование ярких цветов.
- Тревога – использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
- Экстравертированность– наличие на рисунке других кактусов и цветов.
- Интровертированность – на рисунке изображен один кактус.
- Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветного горшка на рисунке изображение комнатного растения.
- Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы.
Рисунки (см. приложение 1).
По результатам мы можем сделать выводы:
У детей ярко выражена агрессивность (10 детей – 62,5%)
Импульсивность – 8 – 50%
Неуверенных детей в группе – 6 человек – 37,5%
Скрытных детей – 4 – 25%
Согласно полученным данным мы составили план работы по развитию эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности и игр – драматизаций в условиях дошкольного учреждения.
2.2 Методика работы по развитию эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста
В этом разделе мы основное внимание уделили развитию эмоций и чувств у детей старшего дошкольного возраста через игры – драматизации.
Проанализировав результаты диагностики, мы составили план работы с детьми, мы включили в план занятия, включающие этюды на выражение различных эмоций, небольшие игры – драматизации, подготовка к спектаклям (изготовление необходимых атрибутов, декораций, подбор музыки, чтение сказок и т.п.). спектакли – сказки.
Все занятия были построены с учетом возрастных особенностей детей, эмоционального состояния, с использованием художественной литературы для старшего дошкольного возраста, рекомендованной программой…
Педагогическая работа в соответствии с поставленными задачами состояла из 2-х этапов:
Первый этап был направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста понимания различных эмоциональных состояний и форм их внешнего выражения в жестах, мимике, позах. На данном этапе было проведено занятие «Знакомство с эмоциями». На этом занятии мы использовали пиктограммы, детские фотографии для определения эмоций. Дети узнали, какие эмоции бывают, как мы их выражаем в игровой форме, попробовали их изобразить на лице, на листе бумаги. (см. приложение 2).
Следующее занятие включали этюды на выражение различных эмоций с использованием атрибутов для перевоплощения в другой образ (гриб – боровик, плакса, и др.).
Все занятия были распределены по блокам:
1 блок: «Настроение»
2 блок: «Наши страхи»
3 блок: «Радость, ласка, доброта»
В каждом блоке более 2-3 занятий.
Мы вместе с родителями оформили уголок с основными эмоциями, научились их выражать мимикой, жестами и движениями
см. приложение 3.
Продолжили работу по художественной литературе (сказки, стихотворения). Рисовали героев сказок. см. приложение 4. Играли в настольный театр. Устраивали мини-спектакли с вязанными героями и из бумаги. см. приложение 5. А также мы читали произведения, разбирали персонажей (характер, движения, мимика, интонация, голос, эмоции), распределяли роли, вместе с родителями готовили декорации, костюмы, подбирали музыку для каждого героя произведения и показывали итоговые сказки- спектакли для детей других групп и родителей. Провели занятие на тему: Корней Чуковский и его сказки (см. приложение 6)
Мы также вне занятий играли в настольные игры, игры-ряженья, музыка-терапия, рисуночная терапия, подвижные игры (см. приложение 7)
Таким образом, разработанная нами методика помогает более эффективно развивать чувства и эмоции детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, – все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Важнейшим результатом такой целенаправленной, определенным образом организованной деятельности является улучшение эмоционального климата в отношениях детей с взрослыми, со сверстниками, а также обогащение, расширение и коррекция (в случаях необходимости) эмоционального опыта дошкольника. Все, о чем было написано в нашей работе, подчинено задаче воспитания активного и гармонически развитого человека, целенаправленного формирования у него социальных эмоций и чувств.
Раннее и дошкольное детство - это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют всеми остальными его психическими функциями.
В развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста эффективным средством является театрализованная деятельность, как художественно-образное педагогическое средство воздействия на внутренний эмоциональный мир ребенка.
Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов
[Текст]/Г.С. Абрамова – М.: Академия, 1999. – 95с.
2.Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения[Текст]/Г.М. Бреслав – М.: Педагогика, 1990. – 144с.
3.Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей с детьми от 2 до 5 лет.
4.Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. А.Д. Кошелевой[Текст]/А.В. Запорожец – М.: Просвещение, 1985. – 176с.
5.Изард, К. Психология эмоций[Текст]/К. Изард –.: СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2000. – 462с.
6.Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения[Текст]/М.И. Лисина – М.: Педагогика, 1986. – 89с.
7. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников: пособие для работников ДОУ[Текст]/В.М. Минаева – М.: Аркти, 2003. – 45 с.
8.Семаго, Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика Эмоциональные лица [Текст]/ Н.Я. Семаго– М.: АПКиППРО, 2007. – 17с.
9. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип[Текст]/Г.А. Урунтаева- М.: Академия, 2001. - 336с.
10. Щетинина, А.М. Формирование эмоционально-перцептивных
способностей у детей дошкольного возраста: Монография[Текст]/А.М.
Щетинина – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. – 124с. 62.
Кияйкина Наталья Федоровна