12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вера Дмитриевна Зворыгина16
4

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дошкольные годы жизни маленького человечка - это один из активных периодов речевого развития. Овладение родным языком является необходимым при решении многих педагогических задач, поэтому, чем раньше проводится работа по речевому развитию детей, тем успешнее будет проходить образовательный процесс во всех направлениях развития. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе становления и играет большую роль в жизни человека. Она выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности [1].

Думая над вопросом о развитии речи у детей младшего дошкольного возраста, пришли к выводу, что помочь повысить уровень развития речи может театрализованная деятельность. Почему собственно театрализованная деятельность? Эта творческая деятельность одна из немногих результативных способов воздействия на детей, в котором более полно и ярко выражается принцип обучения: учить играя.

Организацию театральной деятельности в своей младшей группе начали с формирования предметно - развивающей среды. Приобрели и создали  различные виды театра: пальчиковый, стендовый театр (фанелеграф), конусный, театр Бибабо, театр масок и медалек.

На первом этапе представляли детям имеющиеся виды театра. Потом знакомили ребят с некоторыми способами игровых действий по образцу. Дети надевали маски и  инсценировали знакомые потешки или игры. Например  игру «Наседка и цыплята». Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки, желтые цыплятки.

Дети 3 - 4 лет с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но обыгрывать и развивать сюжет им ещё сложно.

Последовательно знакомим с основами актерского мастерства. Для этого совершенствуем внимание и восприятие; способствуем формированию навыков отображения различных эмоций, настроения, отдельных черт характера. Игры с ролью активизируют воображения детей и готовят их к самостоятельным творческим играм [2].

Особое внимание уделяется играм – имитациям. Такие игры могут передавать: эмоциональное состояние («Представьте себе…», «Потеряли котятки по дороге перчатки»,); образы знакомых персонажей из любимых  сказок (медведь идет по лесу «Маша и медведь», лиса крадется в дом «Волк и лиса»), действия человека (как дед тянул репку) или  животных ( по полянке прыгает зайка), птиц (прыгает воробей), голосовые имитации ( рычит медведь, воет волк,  мяукает кошка). Детям очень нравятся упражнения для развития дыхания («Шарик», «Ветер дует на листочек» и т. д), выразительной мимики ( «Есть лимон», «Сердитый дядя», «Вкусный арбуз и т.д). Проводим упражнения по дикции (артикуляционная  гимнастика, чистоговорки, смена  силы голоса).

Для становления диалогической речи разучиваем  диалоги героев сказок («Теремок», «Колобок»), инсценируем фрагменты сказок о животных  («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»). Дети с удовольствием участвуют в театрализованной деятельности, овладевая практическими навыками речевого развития. После первого показа сказки идет работа над ошибками. Привлекаем детей к проговариванию отдельных фраз, отрывков из сказки, использование героями мимики, жестов, движений. При следующих показах эпизода дети уже самостоятельно передвигают фигуру героя, и проговаривают его слова обращая внимание на проведенную работу. Часто бывает, что дети сами повторяют все, что мы делали вместе, используя маски – шапочки различных животных.

Используем куклы би - ба - бо в подвижных играх - на руку ребёнок  надевает куклу играют в подвижные игры «Коза рогатая», «Дети и волк», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы» и др. С куклами из пальчикового театра играем в пальчиковые игры. С куклами различного вида театра учим стихи, потешки, закрепляем знание сказок, учимся вести ролевой диалог. Учитываем интересы ребенка, он самостоятельно выбирает сказку, игру, вид театра. Одним нравится играть с пальчиками, другим надевать маски, третьим переставлять на фланелеграфе картинки.

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей -продолжительная работа, то участие родителей просто необходимо. Индивидуально раздаются задания, игры на развитие речи, интонационной выразительности. А также родителям рекомендуем интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, для самостоятельного обыгрывания в домашних условиях.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Использование кукольного театра стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства (мимику, жесты, позу) и интонации, соответствующие характеру героя и их поступков, формируется эмоционально насыщенная речь. Дети стараются говорить четко и понятно для окружающих [3].

Литература

1. Антипова, Е. А Театрализованная деятельность в детском саду / Е. А. Антипова. – Москва : ТЦ Сфера, 2006. -128с.

2. Дронова, Т. Н. Играем в театр / Т. Н. Дронова. – Москва : Просвещение, 2005.- 125

3. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д Маханева. -  Москва : Сфера,2001


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.