Развитие самопознания детей старшего дошкольного возраста посредством ведения портфолио

0
0
Материал опубликован 17 January 2017

Секция «Социально-психологическое пространство ДОО как условие развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями»

Тезисы выступления по теме «Развитие самопознания детей старшего дошкольного возраста посредством ведения портфолио»

Подготовила: Мухаметдинова Татьяна Николаевна,

воспитатель МБДОУ детский сад № 277

Аннотация: В данной статье рассмотрена технология портфолио как способ активизации самопознания ребенка дошкольного возраста. Раскрываются практические подходы ведения портфолио ребенка старшего дошкольного возраста.

Одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие ребенка. Педагогу в условиях системных изменений важно направить свои усилия не столько на усвоение дошкольником суммы знаний, сколько на всестороннее развитие его личности, на усвоение ребенком способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире.

Помочь ребенку раскрыть себя, найти то, что отличает его от других, призвана технология «Портфолио». Портфолио рассматривается в качестве «копилки» личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду». Этот способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить интересные значимые события, которые произошли в жизни дошкольника: положительные эмоции, творческие успехи, впечатления от прогулок, конкурсов, награды, забавные высказывания.

А.Прутченков отмечает важность того, чтобы ребенок сам приложил определенные усилия к ведению портфолио, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Таким образом, деятельность по оформлению и ведению портфолио способствует формированию «Образа Я» ребенка, становлению рефлексивной позиции, развитию самопознания и самооценки.

Ведение портфолио  позволяет воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные  проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопления субъективного опыта.

Практически у всех воспитанников старшей группы нашего детского сада есть портфолио. Работа по его созданию ведется второй год. Этапы введения портфолио в образовательный процесс детского сада представлены следующим образом.

На начальном этапе были изучены теоретические основы ведения портфолио ребенка в детском саду. Рассмотрены статьи А.Прутченкова, опыт работы в данном направлении педагогов различных регионов. Исследованы особенности формирования «Образа Я»  у дошкольников.

Разработано содержание каждого раздела портфолио. Модель портфолио дошкольника разработана педагогами детского сада и закреплена локальным актом «Положение о портфолио ребенка в детском саду». Педагогическая работа по ведению портфолио осуществляется на основе тематических страниц. Структура портфолио дошкольника представлена в трех содержательных разделах.

Раздел 1. Условное название «Ознакомительный». Содержит сведения о ребенке и родителях, в т.ч. ФИО ребенка, место и дата рождения, ФИО родителей, место их работы, должность, домашний адрес, телефон, группа здоровья (хронические заболевания), особые сведения (ведущая рука, родной язык, индивидуальные поведенческие проявления).

Раздел 2. Условное название «Содержательный». Представлен подразделами: 2.1. Интересы дошкольника. 2.2. Достижения ребенка (в различных сферах деятельности). 2.3. Продукты детской деятельности (рисунки, фото результатов деятельности, аппликации, речетворчество).

Раздел 3. Условное название «Рефлексивный». Содержит выводы об успехах дошкольника в различных видах деятельности.

Важно отметить, что работа над портфолио - не разовая акция.  А.Прутченков рассматривает портфолио как важный способ активизации самосознания ребенка на протяжении длительного времени. «Нужно приучить ребенка к постоянной работе по сбору папки личных достижений, поскольку это технология всматривания в себя, которая потребуется ему на протяжении всей последующей жизни. Нужно, чтобы ребенок осознал, что в дальнейшей жизни будет требоваться эта постоянная работы по пополнению своей папки личных достижений». Следовательно, задача детского сада, «приучить» ребенка и его родителей к ведению портфолио, т.е. сформировать потребность в регулярном обращении к папке личных достижений, фиксации успехов.

С этой целью разработана педагогическая технология ведения портфолио ребенка. Определено место работы по ведению портфолио в образовательном процессе детского сада – в рамках непосредственно образовательной деятельности, совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности ребенка. Составлен перспективный план образовательной работы по разделу «Социально-коммуникативное развитие», отражающий задачи, содержание и формы работы по ведению портфолио дошкольника.

Определены оптимальные формы работы с детьми и их родителями по ведению портфолио ребенка. Каждый квартал учебного года посвящен заполнению определенной страницы. Содержание работы по заполнению каждой страницы предполагает тематическую беседу с детьми и родителями. Планируется и проводится целый ряд образовательных ситуаций с детьми, которые способствуют лучшему пониманию содержания страниц и, при этом, решают образовательные задачи какого-либо раздела программы. С помощью наклеивания фотографий, раскрашивания соответствующих картинок, условных обозначений деятельности, рисунка отобразить свои умения дети совместно с родителями заполняют тематическую страницу. Один из принципов, который необходимо учитывать при заполнении тематических страниц, - отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы они нравилась ребенку.

Оформление страницы, это логическое завершение определенной целенаправленной педагогической работы по заданной теме. По завершению работы, проходит презентация детьми своей страницы. Этому разделу следует уделить особое внимание. Ее можно проводить в день рождения ребенка, либо на выпускном празднике. Дети очень рады продемонстрировать собственные достижения сверстникам, родителям и воспитателям. Важно не допустить соревновательности. Каждый ребенок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это.

Организовано взаимодействие с родителями по ведению портфолио ребенка. Выявлены  оптимальные формы работы с детьми и их родителями по ведению портфолио ребенка.

Деятельность по ведению портфолио предполагает активное включение родителей в образовательную деятельность детей, да и образовательная программа ДОУ предполагает совместную деятельность педагогов и воспитанников, и взаимодействие с семьями воспитанников.

Родители сами принимают решение, нужно их ребенку портфолио или нет. Однако, задача педагогов способствовать формированию у родителей потребности в оказании помощи своему ребенку в оформлении портфолио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей детей. С этой целью организованы семинары, индивидуальные консультации на тему «Портфолио воспитанников детского сада».

 Рефлексия и трансляция опыта. За текущие два года изучена эффективность работы по ведению портфолио ребенка. Стоит отметить, что у детей старшей группы сформированы адекватные представления о себе, собственных достижениях. Дети способны представлять сверстникам и близким взрослым собственных достижений. У них присутствует интерес к достижениям и успехам сверстников.

Родители проявляют инициативу и ответственность за ведение портфолио ребенка.

В детском саду сбалансирован образовательный процесс. В арсенале педагогов появилась педагогическая технология эффективного взаимодействия с детьми.

Работа по развитию самопознания старших дошкольников требует дальнейшего осмысления и систематизации, а педагогическая деятельность по ведению портфолио, по заполнению каждой страницы, требует предварительной подготовки, определения задач и форм работы с детьми. Ведение портфолио дошкольника, способствует не только развитию самооценки, но и в целом формированию личностных качеств ребенка, его социальному развитию, и является актуальным в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации