Методическая разработка авторского пособия "Смотри в круг!"

2
0
Материал опубликован 15 July в группе

t1721044105aa.gif

Методическая разработка

по использованию авторского пособия «Смотри в круг!»

t1721044105ab.gif


Содержание

Пояснительная записка.

Описание области применения дидактического пособия

Формы и приемы работы с пособием.

Примеры дидактических игр.

Литература.

Пояснительная записка

В современных условиях от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен быть более наглядным и динамичным. Одним из таких путей, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования.

Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении как программы дошкольного образования. Работая с детьми, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Поэтому детям дается в распоряжение другое коммуникативное средство, которое поможет облегчить общение и улучшить всестороннее развитие ребенка.

Таким коммуникативным средством являются графические модели с использованием кругов Эйлера.

Дидактическое пособие «Смотри в круг!» разработано и используется для индивидуальной работы с дошкольниками 4-5 лет, имеющие речевые нарушения. Длительность 15 минут, 2 раза в неделю.

Направления работы: совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие языковых средств по самостоятельному и адекватному оформлению связного высказывания в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации.

Актуальность использования данного пособия в работе с дошкольниками, имеющие различные речевые нарушения, состоит в том, что:

- дошкольник легко обучаем;

- применение наглядных моделей облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала; формирует приемы работы с памятью.

Практическая значимость предлагаемого пособия заключается в том, что содержит конкретные примеры работы использования метода наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера.

Большое внимание в работе с наглядными моделями уделяется тем изображениям, которые часто встречаются в социальном мире ребенка.

Происходит расширение словарного запаса ребенка и активизация когнитивной сферы ребенка формирование предпосылок для становления вербальной речи.

Пособие реализует цели и задачи развивающего обучения и воспитания, соответствует требованиям ФГОС ДО.

Цель: развитие познавательных и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Пособие направлено на решение следующих задач.

Познавательное развитие:

- развитие способности анализировать, сравнивать, выделять характерные,

существенные признаки предметов окружающего мира.

- развитие памяти, внимания, воображения, мышления.

- развитие интереса, любознательности, познавательной мотивации.

Речевое развитие:

- расширение пассивного и активного словаря.

- развитие связной речи.

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать доброжелательное, конструктивное общение с педагогом.

Дидактическое пособие «Смотри в круг!» для развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья составлена с учетом следующих принципов:

- принцип личностно-ориентированного подхода;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип развивающего обучения.

Описание пособия.

Многофункциональное, мобильное, полифункциональное дидактическое пособие представляет собой книжку-раскладушку с набором: предметные картинки развивающей направленности, схемы для составления сравнительного описания, пиктограммы, геометрические фигуры, цифры от1 до 5.

Данное пособие позволяет в недирективной форме общения поддерживать индивидуальность и инициативу ребенка в разных видах деятельности.

Игровое пособие позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления.

Ценность состоит в возможности применения педагогом данного пособия в процессе организации воспитательно-образовательного процесса с ребенком по многим лексическим темам, а также в создании условий для знакомства с домашними и дикими животными и их детенышами, овощами, фруктами, геометрическими фигурами и цветом, формой др.


Перспективный план на учебный год

(4-5 лет)

Месяц

Образовательная деятельность

в режимных моментах

(индивидуальная)

Материалы

Сентябрь

Д.и. «Дома города и деревни»

Цель: закрепить и расширить знания

детей о городе; учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы; развивать любознательность. Закрепить умения классифицировать, обобщать, сравнивать.

Карточки с

изображением домов,

картинки с

изображением

материала из которого

они сделаны.

Д.и «Транспорт»

Цель: закрепить умения

классифицировать, сравнивать и обобщать предметы; развивать

умения признаки сходства и различия, выражать их в речи и показывать на кругах.

Карточки с

изображением

транспорта и его частей.

Д.и «Что сначала, что потом»

Цель: закрепить умения классифицировать, сравнивать и обобщать предметы; развивать умения признаки сходства и различия, выражать их в речи и показывать на кругах.

Карточки с

изображением

растений, людей,

деревьев, разные временные отношения.

Д.и «Разложи по кругам»

Цель: закрепить умения считать до 3; классифицировать, сравнивать и обобщать предметы.

Карточки с цифрами от 1 до 3; карточки с изображением различных

предметов, животных,

растений, количество которых от 1 до 3.

Октябрь

Д.и «Геометрические фигуры»

Цель: продолжать учить различать геометрические фигуры и выражать это в речи; формировать умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановке.

Карточки с квадратными предметами и с другими; предметами, которые похожи на

геометрические фигуры.

Д.и. «Мальчик- девочка»

Цель: закрепить знания детей о строении тела, закрепить умение правильно располагать карточки в кругах.

Карточки с изображением частей тела, картинки их различия (цвет и размер)

Д.и. «Животные»

Цель: развивать умения выделять признаков сходства и различия и выражать их в речи, закрепить умение правильно располагать карточки в кругах.

Картинки с изображением

животных их частей

тела, того что едят, их детенышей, местом обитания.

Д.и. «Времена года»

Цель: продолжать учить

классифицировать, сравнивать и обобщать; расширить характерных признаках осени, закрепить умение правильно располагать карточки в кругах.

Карточки с изображением времен года и карточки с изображением их характерных признаков.


Ноябрь

Д.и. «Ягоды, грибы»

Цель: закрепить умения классифицировать, сравнивать и обобщать; расширить

представления детей о лесных грибах и ягод; закрепить умение правильно располагать карточки в кругах.

Карточки с изображением леса, ягод и грибов, особенные черты их внешнего вида и произрастания.

Д.и. «Разложи по кругам»

Цель: закрепить умения

считать до 3; классифицировать, сравнивать и обобщать предметы.

Карточки с цифрами от

1 до 4; карточки с

изображением

различных

предметов, животных, растений, количество

которых от 1 до 4.

Д.и. «Геометрические фигуры»

Цель: продолжать учить различать

геометрические фигуры и выражать это в речи; продолжать развивать умение классифицировать, сравнивать и обобщать.

Карточки с овальными

предметами и с другими

предметами, которые

похожи на

геометрические фигуры.

Д.и. «Найди домик для «пары»»

Цель: закрепить умения

классифицировать, сравнивать и обобщать.

Тематические картинки

парных предметов.

Декабрь

Д.и. «Овощи, фрукты»

Цель: закрепить умения

классифицировать, сравнивать и обобщать.

Карточки с

изображением овощей,

фруктов, ягод, их общих

характеристик.

Д.и. «Геометрические фигуры»

Цель: продолжать учить различать

геометрические фигуры и выражать это в речи.

Карточки с

прямоугольными

предметами.

Д.и. «Солнышко»

Цель: закреплять знания о месте

расположения частей лица, умение

ориентироваться на собственном теле.

Карточки с

изображением частей лица.

Д.и. «Счет»

Цель: Находить сходства и различия и

правильно располагать в кругах. Продолжать учить классифицировать,

сравнивать и обобщать.

Карточки с разным

количеством (1-4)

предметов.

Январь

Д.и. «Геометрические фигуры»

Цель: Находить сходства и различия геометрических фигур и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать.

Карточки с геометрическими фигурами. Картинки с предметами похожими на геометрические фигуры.


Д.и. «Счет»

Цель: Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать.

Карточки с разным количеством (1-5) предметов.


Д.и. «Профессии»

Цель: закрепить знания детей о профессиях; продолжать учить знать, что нужно для работы. Находить сходства и различия и правильно располагать в кругах.

Картинки с изображением профессии и инструменты для каждой профессии.


Д.и. «Времена года»

Цель: продолжать учить

классифицировать, сравнивать и обобщать. Расширить характерных признаках зимы, самостоятельно находить их.

Карточки с изображением времен года и карточки с изображением их характерных признаков.


Февраль

Д.и. «Счет»

Цель: Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать.

Карточки с разным количеством (1-5) предметов.


Д.и. «Животные»

Цель: Находить сходства и различия животных и правильно располагать на кругах.

Карточки с изображением

животных, их частей тела, где живут, чем питаются и т.д

Д.и. «Что такое спорт?»

Цель: закрепить умения классифицировать и обобщать, находить сходства и различия и выражать их в речи.

Карточки с изображением различного вида спорта и что для спорта нужно, какую пользу он приносит и т.д

Д.и. «Счет»

Цель: Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать.

Карточки с разным количеством (1-5) предметов.


Март

Д.и.«Птицы»

Цель: Находить сходства и различия и правильно располагать в кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. Продолжать учить различать птиц (перелетные, зимующие)

Картинки с изображением птиц


Д.и. «Геометрические фигуры»

Цель: продолжать учить различать геометрические фигуры и выражать это в речи; Формировать умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановке и среди других. Правильно располагать их в кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать.

Карточки с геометрическими фигурами и с другими предметами, которые похожи на геометрические фигуры


Д.и. «Птицы»

Цель: Учить находить признаки сходства и различие домашних птиц. Правильно располагать их в кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать.

Карточки с изображением птиц, их частей тела, где живут, чем питаются и т.д


Д.и. «Птицы и животные»

Цель: Учить находить признаки сходства и различие домашних птиц и животных. Правильно располагать их в кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать.

Карточки с изображением птиц и животных, их частей тела, где живут, чем питаются и т.д


Апрель

Д.и. «Рыбы»

Цель: Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. Продолжать учить различать рыб, их места обитания

Картинки с изображением рыб и их местом обитания.


Д.и. «Животные»

Цель: закрепить знания детей о животных разных странах, продолжать учить различать хищных от травоядных животных. Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах.

Картинки с изображением животных экзотических стран, (что едят, где живу, особенности внешнего вида и т.д)


Д.и. «Весна»

Цель: Расширить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать.

Карточки с изображением времен года и их характерные признаки, карточки животных и птиц.


Д.и. «Времена года»

Цель: Расширить представление детей о характерных признаках времен года, учить находить эти признаки самостоятельно, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать.

Карточки с изображением времен года, животных и птиц, символы-обозначения природных явлений (дождь, солнце, ветер и т.д)



Май

Д.и. «Насекомые»

Цель: Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать.

Картинки насекомых, части их тела, место обитания, чем питаются и т.д.


Д.и. «Времена года»

Цель: Расширить представление детей о характерных признаках 4 времен года, учить находить эти признаки

самостоятельно, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах.

Карточки с изображением 4 времен года, животных и птиц, символы-обозначения природных явлений

(дождь, солнце, ветер)


Д.и. «Будь здоров!»

Цель: закрепить начальные знания о здоровом образе жизни, закрепить правила личной гигиены, закреплять знания у детей о полезных продуктах и видах деятельности.

Карточки с изображением вредных и полезных продуктов.


Д.и. «Геометрические фигуры»

Цель: Находить сходства и различия геометрических фигур и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать.

Карточки с геометрическими фигурами. Картинки с предметами похожими на геометрические фигуры.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.