Методическая разработка
по использованию авторского пособия «Смотри в круг!»
Содержание
Пояснительная записка.
Описание области применения дидактического пособия
Формы и приемы работы с пособием.
Примеры дидактических игр.
Литература.
Пояснительная записка
В современных условиях от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен быть более наглядным и динамичным. Одним из таких путей, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования.
Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении как программы дошкольного образования. Работая с детьми, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Поэтому детям дается в распоряжение другое коммуникативное средство, которое поможет облегчить общение и улучшить всестороннее развитие ребенка.
Таким коммуникативным средством являются графические модели с использованием кругов Эйлера.
Дидактическое пособие «Смотри в круг!» разработано и используется для индивидуальной работы с дошкольниками 4-5 лет, имеющие речевые нарушения. Длительность 15 минут, 2 раза в неделю.
Направления работы: совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие языковых средств по самостоятельному и адекватному оформлению связного высказывания в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации.
Актуальность использования данного пособия в работе с дошкольниками, имеющие различные речевые нарушения, состоит в том, что:
- дошкольник легко обучаем;
- применение наглядных моделей облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала; формирует приемы работы с памятью.
Практическая значимость предлагаемого пособия заключается в том, что содержит конкретные примеры работы использования метода наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера.
Большое внимание в работе с наглядными моделями уделяется тем изображениям, которые часто встречаются в социальном мире ребенка.
Происходит расширение словарного запаса ребенка и активизация когнитивной сферы ребенка формирование предпосылок для становления вербальной речи.
Пособие реализует цели и задачи развивающего обучения и воспитания, соответствует требованиям ФГОС ДО.
Цель: развитие познавательных и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Пособие направлено на решение следующих задач.
Познавательное развитие:
- развитие способности анализировать, сравнивать, выделять характерные,
существенные признаки предметов окружающего мира.
- развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
- развитие интереса, любознательности, познавательной мотивации.
Речевое развитие:
- расширение пассивного и активного словаря.
- развитие связной речи.
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать доброжелательное, конструктивное общение с педагогом.
Дидактическое пособие «Смотри в круг!» для развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья составлена с учетом следующих принципов:
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип развивающего обучения.
Описание пособия.
Многофункциональное, мобильное, полифункциональное дидактическое пособие представляет собой книжку-раскладушку с набором: предметные картинки развивающей направленности, схемы для составления сравнительного описания, пиктограммы, геометрические фигуры, цифры от1 до 5.
Данное пособие позволяет в недирективной форме общения поддерживать индивидуальность и инициативу ребенка в разных видах деятельности.
Игровое пособие позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления.
Ценность состоит в возможности применения педагогом данного пособия в процессе организации воспитательно-образовательного процесса с ребенком по многим лексическим темам, а также в создании условий для знакомства с домашними и дикими животными и их детенышами, овощами, фруктами, геометрическими фигурами и цветом, формой др.
Перспективный план на учебный год
(4-5 лет)
Месяц | Образовательная деятельность в режимных моментах (индивидуальная) | Материалы |
Сентябрь | Д.и. «Дома города и деревни» Цель: закрепить и расширить знания детей о городе; учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы; развивать любознательность. Закрепить умения классифицировать, обобщать, сравнивать. | Карточки с изображением домов, картинки с изображением материала из которого они сделаны. |
Д.и «Транспорт» Цель: закрепить умения классифицировать, сравнивать и обобщать предметы; развивать умения признаки сходства и различия, выражать их в речи и показывать на кругах. | Карточки с изображением транспорта и его частей. |
Д.и «Что сначала, что потом» Цель: закрепить умения классифицировать, сравнивать и обобщать предметы; развивать умения признаки сходства и различия, выражать их в речи и показывать на кругах. | Карточки с изображением растений, людей, деревьев, разные временные отношения. |
Д.и «Разложи по кругам» Цель: закрепить умения считать до 3; классифицировать, сравнивать и обобщать предметы. | Карточки с цифрами от 1 до 3; карточки с изображением различных предметов, животных, растений, количество которых от 1 до 3. |
Октябрь | Д.и «Геометрические фигуры» Цель: продолжать учить различать геометрические фигуры и выражать это в речи; формировать умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановке. | Карточки с квадратными предметами и с другими; предметами, которые похожи на геометрические фигуры. |
Д.и. «Мальчик- девочка» Цель: закрепить знания детей о строении тела, закрепить умение правильно располагать карточки в кругах. | Карточки с изображением частей тела, картинки их различия (цвет и размер) |
Д.и. «Животные» Цель: развивать умения выделять признаков сходства и различия и выражать их в речи, закрепить умение правильно располагать карточки в кругах. | Картинки с изображением животных их частей тела, того что едят, их детенышей, местом обитания. |
Д.и. «Времена года» Цель: продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать; расширить характерных признаках осени, закрепить умение правильно располагать карточки в кругах. | Карточки с изображением времен года и карточки с изображением их характерных признаков.
|
Ноябрь | Д.и. «Ягоды, грибы» Цель: закрепить умения классифицировать, сравнивать и обобщать; расширить представления детей о лесных грибах и ягод; закрепить умение правильно располагать карточки в кругах. | Карточки с изображением леса, ягод и грибов, особенные черты их внешнего вида и произрастания. |
Д.и. «Разложи по кругам» Цель: закрепить умения считать до 3; классифицировать, сравнивать и обобщать предметы. | Карточки с цифрами от 1 до 4; карточки с изображением различных предметов, животных, растений, количество которых от 1 до 4. |
Д.и. «Геометрические фигуры» Цель: продолжать учить различать геометрические фигуры и выражать это в речи; продолжать развивать умение классифицировать, сравнивать и обобщать. | Карточки с овальными предметами и с другими предметами, которые похожи на геометрические фигуры. |
Д.и. «Найди домик для «пары»» Цель: закрепить умения классифицировать, сравнивать и обобщать. | Тематические картинки парных предметов. |
Декабрь | Д.и. «Овощи, фрукты» Цель: закрепить умения классифицировать, сравнивать и обобщать. | Карточки с изображением овощей, фруктов, ягод, их общих характеристик. |
Д.и. «Геометрические фигуры» Цель: продолжать учить различать геометрические фигуры и выражать это в речи. | Карточки с прямоугольными предметами. |
Д.и. «Солнышко» Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле. | Карточки с изображением частей лица. |
Д.и. «Счет» Цель: Находить сходства и различия и правильно располагать в кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. | Карточки с разным количеством (1-4) предметов. |
Январь | Д.и. «Геометрические фигуры» Цель: Находить сходства и различия геометрических фигур и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. | Карточки с геометрическими фигурами. Картинки с предметами похожими на геометрические фигуры.
|
Д.и. «Счет» Цель: Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. | Карточки с разным количеством (1-5) предметов.
|
Д.и. «Профессии» Цель: закрепить знания детей о профессиях; продолжать учить знать, что нужно для работы. Находить сходства и различия и правильно располагать в кругах. | Картинки с изображением профессии и инструменты для каждой профессии.
|
Д.и. «Времена года» Цель: продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. Расширить характерных признаках зимы, самостоятельно находить их. | Карточки с изображением времен года и карточки с изображением их характерных признаков.
|
Февраль | Д.и. «Счет» Цель: Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. | Карточки с разным количеством (1-5) предметов.
|
Д.и. «Животные» Цель: Находить сходства и различия животных и правильно располагать на кругах. | Карточки с изображением животных, их частей тела, где живут, чем питаются и т.д |
Д.и. «Что такое спорт?» Цель: закрепить умения классифицировать и обобщать, находить сходства и различия и выражать их в речи. | Карточки с изображением различного вида спорта и что для спорта нужно, какую пользу он приносит и т.д |
Д.и. «Счет» Цель: Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. | Карточки с разным количеством (1-5) предметов.
|
Март | Д.и.«Птицы» Цель: Находить сходства и различия и правильно располагать в кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. Продолжать учить различать птиц (перелетные, зимующие) | Картинки с изображением птиц
|
Д.и. «Геометрические фигуры» Цель: продолжать учить различать геометрические фигуры и выражать это в речи; Формировать умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановке и среди других. Правильно располагать их в кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. | Карточки с геометрическими фигурами и с другими предметами, которые похожи на геометрические фигуры
|
Д.и. «Птицы» Цель: Учить находить признаки сходства и различие домашних птиц. Правильно располагать их в кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. | Карточки с изображением птиц, их частей тела, где живут, чем питаются и т.д
|
Д.и. «Птицы и животные» Цель: Учить находить признаки сходства и различие домашних птиц и животных. Правильно располагать их в кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. | Карточки с изображением птиц и животных, их частей тела, где живут, чем питаются и т.д
|
Апрель | Д.и. «Рыбы» Цель: Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. Продолжать учить различать рыб, их места обитания | Картинки с изображением рыб и их местом обитания.
|
Д.и. «Животные» Цель: закрепить знания детей о животных разных странах, продолжать учить различать хищных от травоядных животных. Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах. | Картинки с изображением животных экзотических стран, (что едят, где живу, особенности внешнего вида и т.д)
|
Д.и. «Весна» Цель: Расширить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. | Карточки с изображением времен года и их характерные признаки, карточки животных и птиц.
|
Д.и. «Времена года» Цель: Расширить представление детей о характерных признаках времен года, учить находить эти признаки самостоятельно, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. | Карточки с изображением времен года, животных и птиц, символы-обозначения природных явлений (дождь, солнце, ветер и т.д) |
|
|
Май | Д.и. «Насекомые» Цель: Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. | Картинки насекомых, части их тела, место обитания, чем питаются и т.д.
|
Д.и. «Времена года» Цель: Расширить представление детей о характерных признаках 4 времен года, учить находить эти признаки самостоятельно, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Находить сходства и различия и правильно располагать на кругах. | Карточки с изображением 4 времен года, животных и птиц, символы-обозначения природных явлений (дождь, солнце, ветер)
|
Д.и. «Будь здоров!» Цель: закрепить начальные знания о здоровом образе жизни, закрепить правила личной гигиены, закреплять знания у детей о полезных продуктах и видах деятельности. | Карточки с изображением вредных и полезных продуктов.
|
Д.и. «Геометрические фигуры» Цель: Находить сходства и различия геометрических фигур и правильно располагать на кругах. Продолжать учить классифицировать, сравнивать и обобщать. | Карточки с геометрическими фигурами. Картинки с предметами похожими на геометрические фигуры.
|