Методическая разработка урока математики по теме «Окружность. Круг» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока. 5 класс. ФГОС.
Тема урока: Окружность и круг
Учитель: Забелина Лариса Ивановна
Школа: МОУ «Лихославльская СОШ№1»
Класс 5В
Цели урока:
Обобщить занния об окружности, круге, совершенствовать умения
Задачи урока:
- обобщить сведения о внешней и внутренней области замкнутых фигур
- расширить знания об окружности и круге
- научиться определять на рисунке центр, радиус, диаметр окружности, круга
-научиться использовать соотношения между радиусом и диаметром окружности в вычислениях
-совершенствовать умение производить построения с помощью циркуля
-развивать пространственное представление учащихся
- воспитывать самоконтроль, коммуникативные качества
- развивать правильную математическую речь
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре, групповая работа.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Проектор, ПК, презентация
Учебная литература:
учебник для общеобразовательных учреждений «Математика» для 5 класса, автор Бунимович Е.А. ,
рабочая тетрадь «Математика» для 5 класса; учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций, часть 1; авторы Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В. и др.
Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь – тренажер. 5 класс, пособие для учащихся общеобразовательных организаций авторы Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В. и др.
План урока.
Организационный момент
Проверка Домашнего задания
Целеполагание
Актуализация знаний.
Изучение нового материала
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Этапы урока |
Материал ведения урока, деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
|
1 |
Организационный момент |
Проверка наличия учащихся в классе, готовности учащихся к уроку |
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. |
Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации |
2 |
Проверка домашнего задания Сл2,3 |
№37 Проверим устно Вопросы: Как называются линии на рисунке? Сколько звеньев имеет ломаная? Как найти длину ломаной? Чему равна длина каждой ломаной? Что можете сказать о ломаной? №39 Обсуждаем устно |
- дети читают задание и отвечают на вопросы, рассказывают, как выполнили задание; проводят самоконтроль. Учащийся объясняет решение. Остальные учащиеся слушают, проверяют решение, оценивают его правильность. |
Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска Личностные УУД: - развитие грамотной речи Регулятивные УУД: - организация деятельности, самоконтроль результатов своего труда, взаимоконтроль. |
3 |
Целеполагание Сл 4 |
На слайде изображены несколько фигур. Укажите замкнутые, незамкнутые фигуры. Какие замкнутые линии вам ещё известны?
На доске изображена окружность. Наносит точки вне, внутри, на окружности. Что можете сказать о линии, изображенной на доске?
Покажите внутреннюю, внешнюю область линии. Как называется линия? Как думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Называет тему урока, дополняя ответ учащихся ( Окружность и круг) |
Рассматривают фигуры, отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос( называю треугольник, четырехугольник, окружность) Наблюдают Высказывают свои мнения об окружности(замкнутая, незамкнутая), указывают точки, лежащие внутри, вне и на окружности. Выходят к доске, показывают внешнюю, внутреннюю области линии. Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос, формулируют тему урока Оформляют тетрадь для дальнейшей работы. |
Познавательные:УУД: -поиск и выделение необходимой информации; Личностные УУД: - развитие грамотной речи Регулятивные УУД: -организация деятельности, взаимоконтроля |
4 |
Актуализация знаний. Сл.5 |
Информация о свойствах окружности, использовании окружности в творениях художника, в архитектуре, в средствах передвижения, использовании колеса и т.д. |
Слушают учителя, наблюдают, дополняют рассказ учителя своими наблюдениями из жизни |
Личностные УУД: -формирование способности анализировать материал - развитие связной речи |
5 |
Изучение нового материала Сл |
Окружность – удивительно гармоничная фигура, древние считали её самой совершенной фигурой. Все точки окружности находятся на одинаковом расстоянии от одной точки, которую называют центром. Вопрос: кто знает с помощью какого инструмента можно изобразить окружность? Показывает и рассказывает, какой инструмент используют для вычерчивания окружности на доске, в тетради, рассказывает устройство циркуля. Обращает внимание на технику безопасности при работе с циркулем. Чертит окружность. Показывает на окружности центр, проводит радиус, диаметр окружности. Проведите еще два радиуса, диаметр окружности. Фигура, ограниченная окружностью называется кругом. Центр, радиус и диаметр круга совпадают с центром, радиусом и диаметром окружности. Рабочая тетрадь № 35
Вопрос: что вы заметили? Как связаны между собой радиус и диаметр? Вывод: Диаметр состоит из двух радиусов, радиус в 2 раза меньше диаметра. |
Слушают учителя Отвечают на вопрос Рассматривают устройство циркуля Наблюдают за действиями учителя, Выполняют чертеж в тетради Слушают, наблюдают. Выполняют задание индивидуально, проводят диаметр и радиус. Измеряют их. Анализируют проведенные измерения. Приходят к выводу о соотношении между радиусом и длиной. |
Познавательные УУД: -актуализация сведений из личного опыта; Личностные УУД: - анализ материала, -развитие речи -умение рассуждать Регулятивные УУД: -умение организовать свою деятельность, |
6 |
Закрепление изученного материала Сл. |
Учебник №42 Работа в группе: учебник №43 Проверка решений, заслушивание ответов.
Индивидуальная работа: рабочая тетрадь№19 Учитель контролирует выполнение задания, оказывает помощь. Работа в паре: учебник №44 Обсуждение решения задания. Дополнительное задание: учебник №51(один рисунок по желанию) |
Читают условие задачи, выполняют задание в тетради Читают условие задачи, анализируют условие, выполняют задание в тетради Чтение у задания, анализ условия. Построение окружностей по условию задачи. Обсуждают выполнение задания, проводят прямые на заготовленных карточках. Выполняют задание индивидуально в тетради. |
Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; Личностные УУД: - умение применять знания на практике; Регулятивные УУД: -умение организовать свою деятельность, оценить работу в группе Коммуникативные УУД: - формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам; - развитие диалогической речи -умение сдерживать эмоции. |
7 |
Подведение итогов урока. |
Оценка работы учащихся на уроке |
Слушают оценку своей деятельности, оценивают свой труд на уроке. |
Регулятивные УУД: -умение организовать свою деятельность, оценить свою работу Личностные УУД: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности |
8 |
Домашнее задание Сл 10 |
С.20,21 читать. с.21 В и З (п.1-4); № 41, 45, 50, |
Оформление записи в дневнике, слушают пояснение к заданиям |
|
9 |
Рефлексия |
Поднимите руки, кто считает, что научился чертить окружность? вычислять радиус? диаметр? Как связаны радиус и диметр окружности? Приведите примеры тел в форме окружности, круга. Поднимите руки, кому необходима будет помощь при выполнении домашнего задания? Кто считает, что рассмотренные задания не понятны? И нужно будет подумать? почитать текст в учебнике? |
Контролируют свою деятельность на уроке |
Презентация к уроку по теме "Окружность.Круг" для 5 класса.
PPTX / 4.29 Мб