12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Майкова Карина Владимировна103
Управление образования города Калуги

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительное образование

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги

Методическая разработка

Детям Земли – чистое завтра!

(для детей 10 – 14 лет)

Составитель:

Майкова Карина Владимировна

методист, педагог дополнительного образования МБОУДО ЦРТДиЮ Созвездие» г. Калуги

Калуга, 2018

О Г Л А В Л Е Н И Е

Оглавление………………………………………….. с. 2

Пояснительная записка …………………………. с. 3 - 4

Ход мероприятия………………………………… с. 4 - 7

Методические рекомендации……………………с. 8 - 9

Список литературы…………………………………с. 10

Приложение 1………………………………………. с. 11

Приложение 2………………………………………. с. 12

Приложение 3………………………………………. с. 13

Приложение 4………………………………………. с. 14

Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой подробное описание интерактивного внешкольного мероприятия, направленного на формирование эмпатии к экологическим проблемам Калужской области и всего человечества, воспитание ответственного отношения к их решению. Содержит методические рекомендации для успешной реализации предложенного сценария, предназначена для старших вожатых, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, заинтересованных в проведении занятий по данной теме, учителей естественнонаучного цикла, классных руководителей и завучей по воспитательной работе для проведения внеклассных мероприятий и классных часов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологическое воспитание в школе определяется как формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, которые помогут понять окружающую действительность, бережно к ней относиться, позволят заранее предусмотреть и попытаться не допустить отрицательное воздействие на природные богатства. Представленное мероприятие подводит учащихся к опыту самостоятельного общественного действия, помогает им осознать насущные проблемы, продумать пути их решения, предложить свои социальные инициативы и наметить пути их осуществления.

Актуальность методической разработки. Проблема формирования экологического сознания подрастающего поколения является актуальной, так как человечество осознало огромные риски расточительного отношения к природе, непонимания взаимосвязей жизни человека с окружающим миром, живой и неживой природы. Вопросы экологии выносятся на обсуждения лидеров ведущих развитых стран мира, 2017 год объявлен годом Экологии. Но без ответственного отношения каждого человека к сохранению окружающей природы трудно представить решение экологических проблем: исчерпывание природных ресурсов, утилизация мусора, загрязнение воздуха и воды, сохранение исчезающих видов флоры и фауны и др.

Уходя от глобальных решений мировых экологических проблем в данном мероприятии, мы остановились на том, что необходимо предпринять для решения экологических проблем в нашем регионе.

Ребятам были предложен список реально выполнимых дел для определения готовности к активной природоохранительной деятельности на уровне школы, важности предлагаемых мероприятий в решении экологических проблем Калужской области:

Озеленение школьных кабинетов и рекреаций.

Составление экологических паспортов кабинетов.

Изучение среды обитания в школе.

Трудовые десанты.

Работа в школьной теплице.

Озеленение школьного двора.

Уход за школьными клумбами.

Акция «Птичка», «Синичкин дом».

Работа зелёного патруля.

Выступление агитбригады «Ч.И.П. (Человек И Природа)».

Выпуск экологической газеты или «зелёная страничка» школьная стенгазета.

Оформление уголка «Наша природа» в школьном музее.

Презентация информационно-познавательных программ по экологии.

Работа экологического клуба «Мы и природа».

Школьная операция «Хозяин» (утепление кабинета, ремонт).

Изготовление и установка предупредительных экологических знаков.

Составление экологического кодекса учащихся.

Операция «Охотники за мусором».

Охранные походы в природу.

Экологические праздники «День Земли», «День воды».

Тематические классные часы «Лес – наше богатство», «Хлеб всему голова».

Научно-исследовательские конференции.

Конкурс экологических плакатов.

Экологические экскурсии. Кружки «Юный эколог», «Юный турист».

Операции «Зелёная аптека», «Лечебное лукошко». Санитарные уборки леса.

Экологическая игротека (викторины на природоведческие темы, КВН «Братья наши меньшие» и др.).

Почти 80% тестируемых отметили в этом списке не менее 10 пунктов. Наиболее часто выбранные детьми пункты: озеленение школьных кабинетов и рекреаций; трудовые десанты; операция «Охотники за мусором»; охранные походы в природу; экологические праздники «День Земли», «День воды»; тематические классные часы «Лес – наше богатство», «Хлеб всему голова»; экологическая игротека; уход за школьными клумбами; акция «Птичка», «Синичкин дом»; работа зелёного патруля; выступление агитбригады «Ч.И.П. (Человек И Природа)» - показывают, что дети видят проблемы и готовы их попытаться решить. Следовательно, педагогам необходимо больше уделять внимание экологическим вопросам в рамках своих учебных заведений и совместно с детьми находить пути их решения.

Представленное мероприятие направлено на приобщение учащихся к изучению и осмыслению окружающего мира и места человека в нем, возникающих экологических проблем. Участники не только акцентируют экологические проблемы нашего региона, но и намечают пути решения, используя личный опыт. Именно в интерактивной структуре мероприятия заключается новизна данной методической разработки.

Цель: формирование экологического сознания и чувства сопричастности к экологическим проблемам нашей области.

Задачи:

развить познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

привлечение внимания детей и подростков к актуальным экологическим проблемам региона;

вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой;

воспитать у детей стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;

Категория участников: группа 15-20 человек 10-14 лет.

Время проведения: 1 час.

Материально-техническое обеспечение:

1) столы и стулья для каждой команды;

2) видео техника;

3) канцтовары: ручки, листы белые (А 4);

4) раздаточный материал: карточки «за», «против»; экологическая карта Калужской области и вырезки из журналов с изображением прекрасных уголков природы; распечатанные высказывания для принятия решения; карточки «ХОРОШО» и «ПЛОХО»;

5) стенды – 2 шт., кнопки – гвоздики.

Ход мероприятия:

Вступительное слово.

Сегодня мы отмечаем день Земли. Нам очень интересно будет узнать, какое решение примет каждый из вас после нашей встречи: требуется ли нашей планете Земля помощь и готовы ли встать на защиту нашего дома? В конце мероприятия мы с вами примем решение, что же необходимо предпринять, чтобы хоть малой каплей помочь природе сохранить свою красоту и свои дары.

Земля находится в большой опасности. День за днём, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы. И виноваты в этом мы, люди. Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды. Осознаем ли мы, что кладовые Земли не бесконечны, что мы не имеем права брать и брать у неё всё: воду, газ, уголь, древесину, нефть, урожай с полей? Когда же мы будем платить ей за это не мусором, вырубленными лесами, грязными реками, а любовью и помощью.

(Слайд 1)

Песня «Зажгите свечи».

Ведущий:

20-21 марта проходит Международная акция, посвященная Всемирному Дню Земли. Дата провозглашена Генеральным секретарем ООН в марте 1971 года. Этот праздник отмечается ежегодно в день весеннего равноденствия, то есть астрономического наступления весны, и символизирует пробуждение природы и начало нового цикла жизни. По традиции в этот день трогать землю нельзя, она должна отдыхать от пахоты и возделывания. «Земля только одна» - напоминает призыв Организации Объединенных наций.В этот день в штаб-квартире ООН звучит Колокол Мира, как символ дружбы и солидарности народов. Первый Колокол Мира был отлит из монеток, которые собрали дети 60 стран в надежде, что ядерная трагедия Хиросимы больше не повторится. С 1998 г. данная дата официально отмечается в России. Символом Дня Земли является флаг с изображением одной из первых фотографий нашей планеты из Космоса. Это знак осознания Земли как общего космического дома, понимания того, что только общими усилиями можно решить глобальные экологические проблемы.

(Слайд 2)

Заполнение карты Калужской области

Ребята перед Вами экологическая карта Калужской области, которую вы должны будете заполнить. Какой должен быть наш край, каким мы хотим его видеть в будущем – все в ваших руках. На столах журналы, вырезки газет, распечатанные листы с изображением природы Калужского края, ее достопримечательности, изображения экологических катастроф, последствиях деятельности промышленности. Вырежете и прикрепите на карту все то, что, по вашему мнению, должно сохраниться в будущем и выбросите в мусорную корзину то, что мешает сохранению природы Калужской области.

Подведем итоги. Что же Вы выбрали для нашего края? (Цветущие поля; чистое небо со стаями птиц; леса, населенные зверьми, птицами, насекомыми; возделанные поля). Что же Вы отправили в мусорную корзину? (Загазованные города; заводы с дымящимися трубами; курящих людей; заброшенные, заросшие лишайниками дома; свалки мусора).

Ведущий:

Проблема отходов признается учеными одной из самых главных и трудных. Отходы – это все, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Был проведен опрос у маленьких детей о разных видах отходов. Вот что они ответили.

Игра «Детские высказывания». - Угадай о чем идет речь.

Навоз

1. Его производит обыкновенная корова.

2. При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.

3. Его необходимо компостировать.

Пластмасса

1. У меня очень много игрушек сделано из нее.

2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

Бумага

1. Ее изобрели китайцы.

2. У нас ее получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из нее получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют и пишут.

Стекло

1. Его делают из песка

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

Газовые отходы

1. Этого почти не видно.

2. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.

3. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

4. В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

Машинное масло

1. Это легче воды.

2. Это может плавать в воде и не тонет.

3. В речке этого много, когда в ней моют машины.

4. Это мешает дышать рыбам.

5. Это надо удалять с поверхности воды.

Заполнение стенда - принятие решения

Ведущий:

Мы много говорили об отрицательном влиянии на природу, но что мы с Вами можем предпринять для сохранения природных богатств. На столах у Вас лежат вырезки с фразами. Разделите их на три группы: 1 –что Вы можете сейчас реально сделать для сохранения окружающей среды, 2 – что Вы можете сделать в будущем, 3 – что оказывает отрицательное влияние на природу.

Вырезки с фразами:

- Загрязнять воду и воздух заводами и фабриками

+ Развешивать кормушки и домики для птиц

- Браконьерство

+ Устанавливать очистительные фильтры на трубах заводов

+Создавать заповедники

+Сажать деревья и кустарники

+Создать красную книгу растений родного края

-Разрушать памятники природы и культуры

+Оборудовать и очищать места отдыха

-Ломать растения, срывать цветы

+Оберегать и подкармливать животных и птиц

- Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда

+Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам

+Благоустраивать и озеленять пришкольные территории

+Проводить массовые акции «День окружающей среды», «День земли» и др.

+ Бережно использовать природные ресурсы (вода, электроэнергия …)

+ Проводить праздники экологической направленности в начальной школе

- Оставлять полиэтиленовые «сугробы» и «горы» консервных банок в местах отдыха в лесах и на обочинах дорог

- Заражать землю химикатами

- Вырубать леса

Ведущий:

Каждая команда прикрепляет на стенд «ХОРОШО» фразы 1 группы, а на стенд «ПЛОХО» фразы 2 группы. Высказывания не должны повторяться. (Ребята прикрепляют на стенд).

Требуется ли нашей планете Земля помощь? Готовы ли Вы встать на защиту нашего дома? Каким образом мы можем это сделать? Какое решение мы принимаем?(Все, что мы можем реально сделать на уровне школ: развешивать кормушки и домики для птиц; сажать деревья и кустарники; оберегать и подкармливать животных и птиц; оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам; проводить массовые акции «День окружающей среды», «День земли» и др.; бережно использовать природные ресурсы (вода, электроэнергия и т.д.); проводить праздники экологической направленности в начальной школе; благоустраивать и озеленять пришкольные территории). Оставшиеся высказывания прикрепляются на стенд «ПЛОХО».

Песня «Расскажите птицы»(музыка и слова И. Николаева)

Ведущий:

Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас! Приложи силы к тому, чтобы предотвратить экологическую катастрофу. Пусть это будет посаженное твоими руками дерево или сохраненный уголок природы, вовремя потушенный пожар или костёр, заботливо расчищенный ручеек, защищенные гнёзда и муравейники. Давайте жить в согласии с природой, не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений! Вместе: Благополучие и процветание Земли в Ваших руках, ребята!

(Слайд 3)

 

Методические рекомендации

 

Подготовка мероприятия.

В связи с тем, что все мы воспринимаем информацию по-разному, в зависимости от того какой канал восприятия является ведущим: аудиальный, визуальный или кинестетический во время игры желательно задействовать все каналы. Для визуалов это наличие красочной презентации, для аудиалов – озвучивание вопросов и заданий, для кинестетиков – карточки, с которыми они могут взаимодействовать.

Необходимо подготовить карточки с высказываниями в соответствии с количеством команд участников, в достаточном количестве канцтовары, ножницы.

Следует подобрать в интернете картинки с изображением отрицательного и положительного влияния человека на природу. Можно использовать старые журналы, из которых можно будет вырезать подтверждения отрицательного и положительного влияния человека.

Обязательно должно быть продумано музыкальное оформление мероприятия: песни, танцы, музыкальный фон во время проведения конкурсов.

Слайдовая презентация должна соответствовать тематике мероприятия, а так же знакомить детей с символом Дня Земли. Показ этого слайда позволит обратить внимание детей на глобальность и актуальность экологических проблем, рассказать о Международной акции, посвященной Всемирному Дню Земли.

Проведение мероприятия.

Для разбивки детей на команды могут использовать жетоны разных цветов, выданные на регистрации, могут формироваться по мере прибытия участников.

При заполнении карты ребята сначала подбирают и вырезают соответствующие картинки, а затем каждая команда по одной картинке прикрепляют на карту с пояснением своего выбора. В такой же последовательности в мусорную корзину выбрасываются подтверждения отрицательного воздействия на природу. Педагогу необходимо обобщить и сделать вывод. Обратить внимание детей на красоту нашего края.

Рефлексия.

Рефлексия содержания материала воспитательного мероприятия используется для выявления уровня осознания пройденного. Можно использовать прием незаконченного предложения. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Для подведения итогов можно воспользоваться упражнением «Плюс – минус-интересно». Упражнение позволяет выявить сильные и слабые стороны мероприятия, обозначить интересы участников, проанализировав, наметить новые пути реализации поставленных задач воспитательного мероприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бурдина С.В. Береги живое. Игровой дидактический материал. − Киров: Весна, 2004.

Василенко Г.И., Еременко Н.И. и д.р. Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе. Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам. – Волгоград: Учитель, 2006.

Грехова Л.И. В союзе с природой. Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольного образования и учителей начальной школы. Эколого – природоведческие игры – занятия и развлечения с детьми. – Москва: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999.

Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/авт.-сост. И.Г. Норенко. – Волгоград. Учитель, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фразы для заполнения стендов «ХОРОШО», «ПЛОХО»

«ХОРОШО»

ОЧИСТКА, БЛАГОУСТРОЙСТВО И СОХРАННОСТЬ РОДНИКОВ

ПОСАДКА ДЕРЕВЬЕВ, ОХРАНА ЛЕСОВ

БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ПРИШКОЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

БЕРЕЖНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ (ВОДА, ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ…)

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРМУШЕК, СБОР КОРМОВ ДЛЯ ПОДКОРМКИ ПТИЦ

ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ АКЦИЙ «ДЕНЬ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ», «ДЕНЬ ЗЕМЛИ» И ДР.

ПРОВЕДЕНИЕ ЮННАТСКИХ ПРАЗДНИКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРОВЕДЕНИЕ МЕСЯЧНИКА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

«ПЛОХО»

ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

СТОЧНЫЕ ВОДЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ И КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ РЕК И МОРЕЙ МУСОРОМ, НЕФТЬЮ, ПЕНОЙ СТИРАЛЬНЫХ ПОРОШКОВ, УГОЛЬНОЙ ПЫЛЬЮ

ВЫРУБКА ЛЕСОВ

ЗАРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ХИМИКАТАМИ

ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЕ «СУГРОБЫ» И «ГОРЫ» КОНСЕРВНЫХ БАНОК В МЕСТАХ ОТДЫХА В ЛЕСАХ И НА ОБОЧИНАХ ДОРОГ

ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ ПО ВИНЕ ЧЕЛОВЕКА


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Слайды для заставки

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Карта Калужской области


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Фотоотчет

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.