Методическая разработка внеклассного занятия «Мое здоровье» для детей 8-10 лет
Внеклассное занятие "Мое здоровье"
Тема занятия: «Мое здоровье».
Продолжительность занятия: 40 минут (1 академический час).
Аудитория: дети 8 – 10 лет.
Оптимальное число участников занятия: 10-15 человек.
Формы проведения: игра, упражнение.
Цель: формирование у детей навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- способствовать формированию ценностного отношения детей к своему здоровью.
- показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека.
- развивать у детей потребность в соблюдении правил ЗОЖ.
Ожидаемый результат: занятие будет способствовать формированию у детей ценностного отношения к собственному здоровью.
План занятия:
1. Упражнение «Правила работы в группе». Упражнение "Формула здоровья", Игра «Ромашка», Игра «Плот».
2.Здоровый образ жизни. Упражнение «Наши привычки», игра «Съедобное - несъедобное», Упражнение “Ваше здоровье в ваших руках”.
3.Оборудование и материалы:магнитная доска, магниты, таблички для игры «Кроссворд», лепестки «Ромашки», ватман.
Ход занятия
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас пройдет необычное занятие, но для начала давайте вспомним правила работы в группе.
1. Упражнение «Правила работы в группе»
Цель: закрепление правил работы в группе.
говорим вежливо;
называем по имени;
говорим по очереди, не перебивая друг друга;
внимательно слушаем;
если непонятно, переспросите;
четко высказываем свое мнение;
соблюдаем порядок на парте;
уважаем мнение каждого.
Педагог-психолог предлагает участникам по очереди прокомментировать по одному правилу.
2. Упражнение "Формула здоровья"
Ребята, сейчас я предлагаю вам расшифровать каждую букву слова "Здоровье".
ЗДОРОВЬЕ - это...
Закаливание, зарядка
Движение, деятельность, доброта, дружба
Опрятность, организованность
Развитие, разнообразное, рациональное питание
Отдых
Витамины
Ь (свой вариант)
Естественность
Педагог-психолог:
Где бы ни пришлось нам работать и жить
Будем здоровьем своим дорожить.
За силой наших легких следит страна.
Выносливых и ловких нас ждет она.
Закаленный в тренировках, буду сильный, буду ловкий.
Охрана здоровья - большое дело, силы ему отдать нужно смело.
К этой работе любовью горят весь наш класс дружных ребят!
Давайте посмотрим, что же говорит народная мудрость о здоровье.
3. Игра «Ромашка»
Цель: с помощью народных пословиц сформулировать понятие «здоровье».
Описание упражнения: на доске размещается цветок «Ромашка» с отрывными лепестками. На каждом лепестке написана одна пословица. Детям предлагается объяснить смысл народных пословиц о здоровье.
Материалы: магниты, магнитная доска, лепестки цветка.
Ход: Посмотрите, у меня есть замечательный цветок – ромашка. На каждом его лепестке надпись. Давайте прочтем их (дети объясняют значение каждой пословицы).
1.«Здоровье не купить». Здоровье дано нам природой, если человек теряет его, то вернуть его будет очень трудно, придется много лечиться.
2.«Болезнь человека не красит». Больной человек всегда плохо выглядит, становится раздражительным, капризным.
3.«Труд – здоровье, лень - болезнь». Каждый человек должен трудиться. Здоровый человек трудится с удовольствием, с желанием, у него все хорошо и быстро получается.
4.«Здоровье дороже богатства». Бездумно растраченное здоровье, не вернут никакие врачи, сколько бы ты не заплатил.
5.«Береги платье снову, а здоровье смолоду». Для того чтобы сохранить здоровье, его необходимо беречь каждый день, каждую минуту, соблюдать правила ЗОЖ (Данная пословица остается до конца занятия).
Подведение итогов: Теперь, когда мы знаем смысл народных мудростей, давайте подведем итог: что значит слово «Здоровье» и, какого человека можно назвать здоровым.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (определение ВОЗ).
Здоровый человек это человек не только со здоровым телом, но и человек, у которого замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми.
Чтобы представить, насколько значимо для нас наше здоровье давайте поиграем в одну игру. Прошу выйти добровольных участников (4 – 5 человек).
4. Игра «Плот»
Цель: продемонстрировать ценность здоровья для каждого человека.
Описание упражнения: Участникам предлагается большой лист ватмана, на который они все должны поместиться, не заступая на пол. Величина листа подбирается в зависимости от величины группы. На «плоту» нужно продержаться 30 секунд. Затем к «плоту» подплывает «акула» и небольшой кусочек ватмана вырезается. Задача повторяется. И так до тех пор, пока не останется четвертая часть ватмана.
Ход: педагог-психолог приглашает 5 добровольных участников. Легенда – команда отважных мореплавателей терпит кораблекрушение, но в последний момент успевает высадиться на спасательный плот. Все хорошо: море спокойное, светит солнышко. Отважные моряки смотрят вдаль с надеждой увидеть землю. Но вместо земли они замечают, что к ним стремительно приближается акула.
Задача для моряков: как можно дольше удержаться на плоту.
Задача для акулы: постепенно «отламывать» часть плота.
Подведение итогов: большое спасибо всем участникам. У нас была отважно сражавшаяся команда моряков и злая акула. Но это была игра и в нашей жизни такого, конечно же, не произойдет.
А теперь на одну секунду давайте представим, что плот это организм человека. А голодная акула – это болезни и вредные привычки. Так очень легко увидеть, как они могут пошатнуть здоровье.
Вопрос: Давайте подумаем, а что же такое привычка человека. (Мнения детей).
Привычка – это какое-либо действие, которое человек выполняет постоянно. Но в состоянии его контролировать, при желании способен отказаться от него.
Привычки бывают разные. Вредные привычки, про которые мы с вами уже говорили, мешают человеку сохранять здоровье.
А есть полезные привычки, и их намного больше. Эти привычки помогают каждому из нас беречь здоровье.
Вопрос к аудитории: А какие это привычки? (Мнения детей).
Для того чтобы лучше разобраться в том какие из привычек полезны, а какие вредны для здоровья, хочу предложить задание.
5. Упражнение «Наши привычки»
Цель: раскрыть понятия вредных и полезных привычек для здоровья человека.
Описание упражнения: педагог-психолог предлагает детям в подгруппах (4-5 человек) одинаковые комплекты картинок с изображением «вредных» и «полезных» привычек человека. Дети должны разделить их, объяснить свое решение.
Подведение итогов: каждая команда предлагает по одной из привычек. Дети комментируют свой выбор. Педагог-психолог корректирует ответы детей.
Скажите, а каких привычек у вас больше? Наверное, полезных? Давайте проверим.
6. Игра «Съедобное - несъедобное»
Цель: выяснить, какие действия человека относятся к ЗОЖ.
Описание упражнения: Педагог-психолог произносит какое-либо действие. В зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, дети выполняют условные знаки.
Инструкция: Ребята я буду произносить какое-либо действие. Ваша задача, в зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, говорить ПОЛОЖИТЕЛЬНО или ОТРИЦАТЕЛЬНО.
Примеры фраз:
Надо трудиться
Соблюдать чистоту
Закаляться
Делать зарядку
Весело жить
Смеяться
Заниматься спортом
Гулять побольше
Одеваться по погоде
Мыть руки
Мало двигаться
Ходить зимой без шапки
Грустить
Унывать
Есть много сладкого
7. Упражнение “Ваше здоровье в ваших руках”
Цель: Воспитание потребности у детей заботиться о своем здоровье.
Притча «Мудрец и бабочка». «В одном селении жили два умных человека, один был добр и справедлив, и его уважали, к нему шли за советом и разрешением конфликтов, другой был хитер и зол, люди, несмотря на его ум, не шли к нему за помощью. Злобный старец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца таким способом: он поймал бабочку, собрал жителей, позвал мудреца и спросил что он сам держит в руках. Добрый старец ответил – бабочку. “Живая она или мертвая?” – был следующий вопрос. И старец ответил: “Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках!”
Мораль такова: ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И я надеюсь, что оно будет правильным. Просто хочется, чтобы вы понимали, как здорово быть свободным и здоровым. Каждый отвечает за себя сам, помня, что здоровье и тело у него одно-единственное и другого не будет. Вы уже в том возрасте, когда способны думать о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра.
Представьте бабочку в руках – это ваше здоровье. Оторвите крыло у бабочки. Жалко. А это наше здоровье.
Если вы надорвете крыло, то увидите, что если его и склеить, на нём останется трещина. Так и ваше здоровье, если к нему не относится бережно, оно не будет прежним. Здоровье, ни вернуть не за какие деньги.
Подведение итогов: вы хорошо справились с заданием. Теперь я вижу, что вы здоровые ребята. А для того, чтобы сохранить свое здоровье необходимо вести здоровый образ жизни.
ЗОЖ – это все, что помогает нам сохранить и укрепить здоровье.
Список использованной литературы
1.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Н.В. Елкина. – Ярославль: 1997.
2.Твое здоровье. Укрепление организма. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. – С.-Пб.: 1998.
3.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.: З.Я.Рез. – М.: 1990.
4.Г. К. Зайцев. Уроки Знайки. Воспитай себя.– С –Пб.: 1999.
Реабилитационная программа «Перекресток». Авторы-сост. А.В. Терентьева, О.И. Ивашин, В.В. Москвичев. – М.: 2000.