Методическая разработка «Знакомство с числом 7» для детей 5-7 лет

5
0
Материал опубликован 7 February 2022

Управление образования города Калуги

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги





Методическая разработка


«Знакомство с числом 7»

для детей 5-7 лет




Автор-составитель:

Малинина Елена Николаевна

Должность: педагог дополнительного образования





Калуга, 2022


Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, студентов педагогических факультетов, родителей дошкольников как пример проведения занятия по ознакомлению с математическими понятиями, освоения детьми основных правил и приемов счета. Помимо этого, в ходе занятия особое внимание уделяется формированию доброжелательной обстановки в детском коллективе, воспитанию у детей старшего школьного возраста культуры поведения, представлений о традициях гостеприимства.

Пояснительная записка

Представленное занятие входит в блок занятий «Знакомство с числами» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как измерить этот мир» социально-гуманитарной направленности, 2 год обучения. В ходе интерактивного занятия обучающиеся познакомятся с образованием и составом числа 7 посредством сказки «Белоснежка и семь гномов».

Актуальность методической разработки подтверждается ее многовекторностью: дошкольники не только усвоят новые математические знания и умения, они погрузятся в интерактивную сказочную ситуацию, где смогут проявить свои лучшие качества: доброжелательность, гостеприимность, вежливость, что, несомненно, отражает социальный заказ общества на воспитание юного поколения граждан России.

Новизна представленного материала выражена в том, что занятие является интерактивным, с применением театрализации, наглядного материала, ситуативно-ролевой игры, которая стимулирует познавательный интерес детей и их стремление проявить свои лучшие качества личности.

Тема: "Знакомство с числом 7".

Возраст учащихся: 5-7 лет.

Время проведения: одно занятие – 30 минут.

Необходимые ресурсы:

Кадры: педагог, волонтер для роли Белоснежки.

Помещение: класс с партами, стульями, и свободным местом для игр.

Материально-технические ресурсы: доска (интерактивная доска: экран, мультимедиа аппаратура, ноутбук, специальная программа), фотоаппарат; картинки для украшения, изображения сказочных героев; реквизит: костюм Белоснежки; цветные карандаши; магниты.

Дидактический материал:

числовой отрезок;

карточки с цветами ромашек и васильков по 7 штук для каждого ребенка.

Наглядный материал: презентация или изображение (картинки) Белоснежки, гномиков, колпачков;

Музыкальное оформление: «Песенка о сказке» (из м/ф «Волчья шкура», муз. С. Никитина, сл. Ю. Мориц).


Методические рекомендации на период подготовки к занятию

В помещении необходимо создать «сказочную атмосферу»: украсить окна, дверь, доску в сказочном стиле: изображение домика гномов или иллюстрации к сказке «Белоснежка и семь гномов», красивый колокольчик на двери.

Сказочную атмосферу создадут также и мелодии из фильмов-сказок или мультфильмов, например, «Песенка о сказке» (м/ф «Волчья шкура»).

Хорошо, если дети заранее, по договоренности с родителями, прочитают немецкую народную сказку «Белоснежка и семь гномов» (в обработке братьев Гримм), посмотрят одноименный мультфильм, сравнят со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Поэтому необходимо договориться с родителями, дать им необходимые рекомендации, на что обратить внимание детей (сколько было гномов и богатырей; какой характер у Белоснежки и царевны; похожи ли сказки, чем отличаются).

Методические рекомендации на период проведения занятия

Если дети не отгадают загадку о Белоснежке, можно обратить их внимание на изображение сказочных героев или показать небольшой отрывок из мультфильма. Часто дети дошкольного возраста отвлекаются, поэтому необходимо им напоминать, что, даже очутившись в сказке, мы должны помнить, что хотим достичь: научиться считать, правильно составлять число 7. Конечно, «гномики» будут не настоящие, но лучше, если на доске будут вывешены их изображения, чтобы можно было наглядно составить пары: гномик и его шапочка, убрать лишнего гномика или добавить колпачок.

Дети больше погрузятся в сказочную атмосферу, если Белоснежка будет «реальной»: роль Белоснежки может выполнить волонтер из числа родителей, педагогов или старших обучающихся. Необходимо напомнить ребятам о правилах гостеприимства: здороваться, говорить вежливо, дарить подарки-ромашки по очереди, не толкаясь и не ругаясь.

Нужно соблюдать правильный ритм занятия, следить, чтобы дети не устали, не отвлекались, если необходимо, то провести физкультминутку, чтобы все взбодрились.


Цель: сформировать представление о числе и цифре 7.

Задачи занятия:

познакомить ребенка с образованием и составом числа 7;

закрепить умение сравнивать и уравнивать двумя способами группы предметов по количеству;

способствовать развитию памяти, внимания, связной речи, логического мышления, воображение;

воспитать представления о культуре поведения на занятиях, правилах взаимодействия в группе сверстников;

сформировать представления детей о гостеприимстве на примере сказки.


Теоретический материал: понятия «число и цифра», «последующее и предыдущее число», «соседи числа».

Практика: дидактические игры на введение в игровую ситуацию: «Гости», открытие нового знания «Колпачки», «Цветы для Белоснежки».


План занятия:

Актуализация знаний;

Введение в игровую ситуацию;

Открытие нового знания;

Задание «Колпачки»;

Динамическая пауза: «Путешествие»;

Задание «Цветы для Белоснежки»;

Подведение итогов занятия, рефлексия.


Актуализация знаний. Педагог спрашивает детей, любят ли они сказки и хотят ли они попасть в сказку. Чтобы туда попасть надо ответить на вопросы: посчитать в прямом и обратном порядке до 6; назвать последующие и предыдущие числа; «соседей» числа; состав чисел до 6.

Введение в игровую ситуацию. Под песенку о сказке дети встают около своих стульчиков и повторяют слова: Раз, два, три, повернись,

И в сказке окажись.

Затем они должны угадать сказку: Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)


Задание «Колпачки». Белоснежка приготовила для гномиков подарки – сшила им колпачки. Дети должны помочь ей узнать, хватит ли на всех колпачков. (Сначала было 6 гномиков) Как это можно сделать? (1 – посчитать, 2 – составить пары). Тут прибежал еще один гномик, он опоздал. Дети должны ответить на вопросы: сколько же теперь стало гномиков? Как получилось 7? (6+1) Одинаково ли теперь количество гномиков и колпачков? Кого больше? Чего меньше? Что сделать, чтобы опять стало одинаково? (убрать одного гномика или добавить колпачок) Сколько теперь колпачков? Как получилось? С каким числом познакомились и как получили?


Динамическая пауза «Путешествие».

Мы шагаем друг за другом (шагаем на месте)

Лесом и зеленым лугом. (разводим руки в стороны)

Крылья пестрые мелькают, (машем руками, как крыльями)

В поле бабочки летают. (скрещиваем кисти рук, машем, изображаем летающих бабочек)

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружились. (делаем оборот вокруг себя)


Задание «Цветы для Белоснежки». Раздаем детям картинки цветов – по 7 ромашек и 7 васильков. Гномики решили отблагодарить Белоснежку и подарить ей букет цветов. Детям предлагаем составить букеты разными способами (6+1, 5+2, 4+3, 3+4, 2+5, 1+6)

В конце провожаем Белоснежку, прощаемся с ней, возвращаемся из сказки, проговаривая слова: Раз, два, три, повернись,

И дома окажись.


Подведение итогов занятия.

Дети отвечают на вопросы:

кто сегодня приходил в гости?

чем мы помогли гномикам?

что ты сегодня узнал нового, чему научился?

что тебе особо удалось, понравилось?

как нужно себя вести, если пришли гости?

как нужно действовать, если ты с друзьями хочешь кого-нибудь поблагодарить?

Методические рекомендации на заключительный период

Желательно посвятить подведению итогов занятия достаточно времени (5-7 минут), дать высказаться максимальному числу детей, так, например, чтобы на каждый вопрос отвечал не один ребенок, а 2-3 по очереди. В то же время, необходимо контролировать ответы детей, чтобы дошкольники не отвлекались, а отвечали по существу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.