Методическая разработка «Знакомство с числом 7» для детей 5-7 лет
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Методическая разработка
«Знакомство с числом 7»
для детей 5-7 лет
Автор-составитель:
Малинина Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Калуга, 2022
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, студентов педагогических факультетов, родителей дошкольников как пример проведения занятия по ознакомлению с математическими понятиями, освоения детьми основных правил и приемов счета. Помимо этого, в ходе занятия особое внимание уделяется формированию доброжелательной обстановки в детском коллективе, воспитанию у детей старшего школьного возраста культуры поведения, представлений о традициях гостеприимства.
Пояснительная записка
Представленное занятие входит в блок занятий «Знакомство с числами» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как измерить этот мир» социально-гуманитарной направленности, 2 год обучения. В ходе интерактивного занятия обучающиеся познакомятся с образованием и составом числа 7 посредством сказки «Белоснежка и семь гномов».
Актуальность методической разработки подтверждается ее многовекторностью: дошкольники не только усвоят новые математические знания и умения, они погрузятся в интерактивную сказочную ситуацию, где смогут проявить свои лучшие качества: доброжелательность, гостеприимность, вежливость, что, несомненно, отражает социальный заказ общества на воспитание юного поколения граждан России.
Новизна представленного материала выражена в том, что занятие является интерактивным, с применением театрализации, наглядного материала, ситуативно-ролевой игры, которая стимулирует познавательный интерес детей и их стремление проявить свои лучшие качества личности.
Тема: "Знакомство с числом 7".
Возраст учащихся: 5-7 лет.
Время проведения: одно занятие – 30 минут.
Необходимые ресурсы:
Кадры: педагог, волонтер для роли Белоснежки.
Помещение: класс с партами, стульями, и свободным местом для игр.
Материально-технические ресурсы: доска (интерактивная доска: экран, мультимедиа аппаратура, ноутбук, специальная программа), фотоаппарат; картинки для украшения, изображения сказочных героев; реквизит: костюм Белоснежки; цветные карандаши; магниты.
Дидактический материал:
числовой отрезок;
карточки с цветами ромашек и васильков по 7 штук для каждого ребенка.
Наглядный материал: презентация или изображение (картинки) Белоснежки, гномиков, колпачков;
Музыкальное оформление: «Песенка о сказке» (из м/ф «Волчья шкура», муз. С. Никитина, сл. Ю. Мориц).
Методические рекомендации на период подготовки к занятию
В помещении необходимо создать «сказочную атмосферу»: украсить окна, дверь, доску в сказочном стиле: изображение домика гномов или иллюстрации к сказке «Белоснежка и семь гномов», красивый колокольчик на двери.
Сказочную атмосферу создадут также и мелодии из фильмов-сказок или мультфильмов, например, «Песенка о сказке» (м/ф «Волчья шкура»).
Хорошо, если дети заранее, по договоренности с родителями, прочитают немецкую народную сказку «Белоснежка и семь гномов» (в обработке братьев Гримм), посмотрят одноименный мультфильм, сравнят со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Поэтому необходимо договориться с родителями, дать им необходимые рекомендации, на что обратить внимание детей (сколько было гномов и богатырей; какой характер у Белоснежки и царевны; похожи ли сказки, чем отличаются).
Методические рекомендации на период проведения занятия
Если дети не отгадают загадку о Белоснежке, можно обратить их внимание на изображение сказочных героев или показать небольшой отрывок из мультфильма. Часто дети дошкольного возраста отвлекаются, поэтому необходимо им напоминать, что, даже очутившись в сказке, мы должны помнить, что хотим достичь: научиться считать, правильно составлять число 7. Конечно, «гномики» будут не настоящие, но лучше, если на доске будут вывешены их изображения, чтобы можно было наглядно составить пары: гномик и его шапочка, убрать лишнего гномика или добавить колпачок.
Дети больше погрузятся в сказочную атмосферу, если Белоснежка будет «реальной»: роль Белоснежки может выполнить волонтер из числа родителей, педагогов или старших обучающихся. Необходимо напомнить ребятам о правилах гостеприимства: здороваться, говорить вежливо, дарить подарки-ромашки по очереди, не толкаясь и не ругаясь.
Нужно соблюдать правильный ритм занятия, следить, чтобы дети не устали, не отвлекались, если необходимо, то провести физкультминутку, чтобы все взбодрились.
Цель: сформировать представление о числе и цифре 7.
Задачи занятия:
познакомить ребенка с образованием и составом числа 7;
закрепить умение сравнивать и уравнивать двумя способами группы предметов по количеству;
способствовать развитию памяти, внимания, связной речи, логического мышления, воображение;
воспитать представления о культуре поведения на занятиях, правилах взаимодействия в группе сверстников;
сформировать представления детей о гостеприимстве на примере сказки.
Теоретический материал: понятия «число и цифра», «последующее и предыдущее число», «соседи числа».
Практика: дидактические игры на введение в игровую ситуацию: «Гости», открытие нового знания «Колпачки», «Цветы для Белоснежки».
План занятия:
Актуализация знаний;
Введение в игровую ситуацию;
Открытие нового знания;
Задание «Колпачки»;
Динамическая пауза: «Путешествие»;
Задание «Цветы для Белоснежки»;
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Актуализация знаний. Педагог спрашивает детей, любят ли они сказки и хотят ли они попасть в сказку. Чтобы туда попасть надо ответить на вопросы: посчитать в прямом и обратном порядке до 6; назвать последующие и предыдущие числа; «соседей» числа; состав чисел до 6.
Введение в игровую ситуацию. Под песенку о сказке дети встают около своих стульчиков и повторяют слова: Раз, два, три, повернись,
И в сказке окажись.
Затем они должны угадать сказку: Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)
Задание «Колпачки». Белоснежка приготовила для гномиков подарки – сшила им колпачки. Дети должны помочь ей узнать, хватит ли на всех колпачков. (Сначала было 6 гномиков) Как это можно сделать? (1 – посчитать, 2 – составить пары). Тут прибежал еще один гномик, он опоздал. Дети должны ответить на вопросы: сколько же теперь стало гномиков? Как получилось 7? (6+1) Одинаково ли теперь количество гномиков и колпачков? Кого больше? Чего меньше? Что сделать, чтобы опять стало одинаково? (убрать одного гномика или добавить колпачок) Сколько теперь колпачков? Как получилось? С каким числом познакомились и как получили?
Динамическая пауза «Путешествие».
Мы шагаем друг за другом (шагаем на месте)
Лесом и зеленым лугом. (разводим руки в стороны)
Крылья пестрые мелькают, (машем руками, как крыльями)
В поле бабочки летают. (скрещиваем кисти рук, машем, изображаем летающих бабочек)
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились. (делаем оборот вокруг себя)
Задание «Цветы для Белоснежки». Раздаем детям картинки цветов – по 7 ромашек и 7 васильков. Гномики решили отблагодарить Белоснежку и подарить ей букет цветов. Детям предлагаем составить букеты разными способами (6+1, 5+2, 4+3, 3+4, 2+5, 1+6)
В конце провожаем Белоснежку, прощаемся с ней, возвращаемся из сказки, проговаривая слова: Раз, два, три, повернись,
И дома окажись.
Подведение итогов занятия.
Дети отвечают на вопросы:
кто сегодня приходил в гости?
чем мы помогли гномикам?
что ты сегодня узнал нового, чему научился?
что тебе особо удалось, понравилось?
как нужно себя вести, если пришли гости?
как нужно действовать, если ты с друзьями хочешь кого-нибудь поблагодарить?
Методические рекомендации на заключительный период
Желательно посвятить подведению итогов занятия достаточно времени (5-7 минут), дать высказаться максимальному числу детей, так, например, чтобы на каждый вопрос отвечал не один ребенок, а 2-3 по очереди. В то же время, необходимо контролировать ответы детей, чтобы дошкольники не отвлекались, а отвечали по существу.