12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Кузнецова Алина Валентиновна3224
Россия, Свердловская обл., Первоуральск
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
5

Формирование экологического мировоззрения при изучении дисциплины «Физика»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

 

Методическая разработка «Формирование экологического мировоззрения при изучении дисциплины «Физика»

Подготовила: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель 1 к.к.


Введение.

ФГОС среднего (полного) общего образования устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. В числе прочего от преподавателя требуется формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности обучающимися.

Содержание учебной дисциплины «Физика» позволяет включать вопросы по экологическому воспитанию обучающихся.

Целью данной работы является представление опыта по формированию экологического мировоззрения при изучении дисциплины «Физика».

Задачи:

  • выделение в содержании рабочей программы тем, содержание которых позволяет актуализировать информацию по экологическому воспитанию;
  • включение актуальной информации в содержание дидактических единиц рабочей программы.

Экологическое мировоззрение является совокупностью чувств, умений, знаний, навыков, которые составляют содержание отношений человека и природы [2].

Особое значение имеет выработка у обучаемых четкого представления о том, что в результате взаимодействия живой и неживой природы изменяется не только животный и растительный мир, но и окружающая их среда [2].

Экологический подход должен быть составной частью любого профессионального образования, его надо формировать у всех специалистов [2].

Представление опыта по формированию экологического мировоззрения обучающихся.

 

1. Выбор тем в рабочей программе для актуализации.

Многие темы рабочей программы прямо или косвенно содержат экологические вопросы.

Под экологией в большинстве случаев понимают любое взаимодействие человека и природы или, чаще всего, ухудшение качества окружающей среды, вызванное хозяйственной деятельностью [3].

Но также необходимо обращать внимание обучающихся на природоохранные мероприятия и на положительное влияние активных факторов. Например, не нужно считать радиацию неким «абсолютным злом». Естественный радиационный фон обеспечивает мутации в генах, что приводит к изменениям и эволюции живых организмов.

Экология, понимаемая как качество окружающей среды, воздействует на экономику и определяется ею, вторгается в социальную жизнь, влияет на внутреннюю и внешнюю политику государств и зависит от политики [3]. Поэтому целесообразно рассмотреть последствия техногенных катастроф, а также вопросы, связанные с применением (запретом применения) ядерного оружия.

Факторы, влияние которых не зависит от деятельности человека (например, метеоритная опасность), целесообразно рассмотреть с точки зрения возможных путей защиты от агрессивного воздействия.

Стоит уделить внимание практическому применению научных открытий в различных отраслях и сферах деятельности человека.

Рассматривая отрицательное техногенное воздействие на окружающую среду, целесообразно указать на возможные пути уменьшения этого влияния.

 

2. Включение актуальной информации в содержание рабочей программы.

Актуальная информация для формирования экологического мировоззрения обучающихся включается в содержание рабочей программы дисциплины «Физика» логично продолжая содержание тем (см. табл.). Важно, чтобы внесённая информация являлась естественным продолжением изучаемого материала, а не навязывалась преподавателем. Преподавателю необходимо эмоционально подвести учащихся к восприятию актуального материала.

Таблица «Актуализация информации для формирования экологического мировоззрения».

Название раздела, темы рабочей программы

Содержание

Актуальная информация

Механика

Закон сохранения импульса

Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Воздействие реактивных двигателей на окружающую среду.

Звук.

Звуковые волны. Ультразвук и его использование в

технике и медицине.

Воздействие ультразвука на живые организмы.

Молекулярная физика. Термодинамика.

Основы молекулярно-кинетической теории.

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Тепловое движение. Масса и размеры молекул.

Распространение различных веществ в атмосфере путём диффузии; зависимость степени загрязнения воздуха от высоты.

Температура.

Абсолютная температура как мера средней

кинетической энергии частиц вещества.

Диапазон температур в природе; влияние температуры на биосферу.

Влажность воздуха.

Насыщенные и ненасыщенные пары, влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.

Значение влажности воздуха и её влияние на биологические системы, совместное действие температуры и влажности на живые организмы; влияние загрязнённости атмосферы на конденсацию пара в ней; борьба с градом; попытки воздействия человека на климат и последствия этого.

Строение жидкостей.

Модель строения жидкости. Поверхностное

натяжение жидкостей. Смачивание. Капиллярные

явления.

Физические основы засоления почвы и перспективные способы борьбы с ним; капиллярные явления в почве и растительном мире; использование явления смачивания для очищения жидкостей от примесей; коэффициент поверхностного натяжения жидкости как экологический параметр; охрана почвы и воды, их рациональное использование.

Тепловые двигатели.

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

КПД тепловых двигателей.

Тепловые двигатели – источники загрязнения атмосферы; состав и токсичность выхлопных газов, зависимость их количества от мощности двигателя и качества применяемого топлива; тепловой баланс Земли и его влияние на климат Земли; защита воздуха от загрязнения.

Электродинамика.

Электрический заряд.

Взаимодействие заряженных тел. Электрический

заряд. Закон сохранения элементарного

электрического заряда. Закон Кулона.

Воздействие статических зарядов на человека; защита от статического электричества.

Электрическое поле.

Электрическое поле. Напряжённость поля.

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Влияние электрических полей на человека.

Электрический ток.

Постоянный электрический ток. Сила тока,

напряжение, электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка цепи.

Воздействия электрического тока на человека; техника безопасности при обращении с электрическим током; первая помощь при поражении электрическим током.

Полупроводники.

Полупроводники. Собственная и примесная

проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.

Экологические преобразователи внутренней и световой энергии в электрическую, использование энергии Солнца.

Электрический ток в газах.

Газовый разряд, типы самостоятельного разряда и их применение. Плазма.

Ионизация атмосферного воздуха; биологическое действие лёгких и тяжёлых ионов; понятие об электрофильтрах.

Электрический ток в жидкостях.

Электролитическая диссоциация, электролиз и его

применение, закон Фарадея.

Очистка воды при электролизе (электрофлотационный метод очистки).

Магнитное поле.

Магнитное поле тока. Постоянные магниты и

магнитное поле тока. Сила Ампера.

Магнитное поле Земли и приспособление к нему организмов; влияние искусственных магнитных полей на человека; магнитная очистка воды от примесей; сепарация.

Переменный ток.

Вынужденные электромагнитные колебания, модель

генератора переменного тока.

Воздействие переменного тока на человека; техника безопасности при обращении с электрическим током; первая помощь при поражении электрическим током.

Производство, передача и потребление электроэнергии.

Производство, передача и потребление электроэнергии.

Влияние работы ТЭС на окружающую среду; меры защиты окружающей среды от тепловых и химических загрязнений. Техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, её последствия.

Электромагнитные волны.

Электромагнитные волны. Скорость

электромагнитных волн. Изобретение радио.

Биологическое воздействие электромагнитных волн сверхвысокой частоты и защита о них.

Шкала электромагнитных колебаний.

Электромагнитные излучения различных диапазонов

и их применение.

«Парниковый» эффект, биологическое действие ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучений и защита от них; применение ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучений в медицине для диагностики и лечения.

Строение атома и квантовая физика.

Фотоэффект.

Фотоэффект. Уравнение фотоэффекта. Технические

устройства, основанные на использовании

фотоэффекта.

Фотохимические реакции; фотосинтез; роль зелёных растений в жизни земной природы; значение лесов для населения планеты. Экологические преобразователи внутренней и световой энергии в электрическую, использование энергии Солнца.

Лазер.

Принцип действия и использование лазера.

Применение лазеров в медицине для диагностики и лечения.

Радиоактивность.

Открытие радиоактивности, свойства радиоактивных

излучений, закон радиоактивного распада.

Радиоактивные превращения и их значение; применение радиоактивных изотопов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине.

Ядерные реакции.

Энергетический выход ядерных реакций. Сохранение

заряда и массы частиц в ядерных реакциях.

Излучения, возникающие при ядерных реакциях, и действия их на природную среду.

Ядерная энергетика.

Деление ядер урана. Ядерный реактор.

Термоядерные реакции Ядерная энергетика.

Последствия радиационных катастроф; проблемы утилизации радиоактивных отходов; губительность применения ядерного оружия.

Ионизирующие излучения.

Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Поглощённая доза излучения,

эквивалентная доза.

Воздействие ионизирующих излучений на клетку; влияние радиации на наследственность, меры защиты от излучения; значение радиоактивных излучений для эволюции живых организмов.

Эволюция Вселенной.

Солнечная система.

Состав и структура Солнечной системы. Образование планетных систем.

Падения метеоритов (болидов) на Землю и их последствия. Защита от метеоритной опасности

Солнце.

Внутреннее строение Солнца. Солнечная атмосфера.

Солнечно-земные связи.

Солнце – источник жизни на Земле; влияние солнечной активности на живую и неживую природу Земли; связь солнечной активности и техногенных катастроф.

Заключение.

Экологическое мировоззрение - объективная потребность и необходимость интегрированного человечества. В процессе становления человеческого общества происходит изменение экологической парадигмы. В усиливающемся процессе освобождения человека от стихий природы тем не менее происходит все более глубокое взаимодействие общества и природы как подсистем единой целостной системы [2].

Экологическое мировоззрение как совокупность научных и обыденных знаний об отношении общества с природой, формируется в процессе усвоения личностью экологической культуры эпохи и тесным образом связано с материально-техническим производством [2].

Поэтому формирование экологического мировоззрения невозможно в рамках только одной учебной дисциплины. Необходим комплексный подход при взаимодействии всего педагогического коллектива учебной организации.

В данной работе представлен лишь вклад преподавателя в общее дело.

Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
  2. www.dissercat.com Формирование экологического мировоззрения студентов технических вузов, Чернышова Л. Г.
  3. Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: учеб. общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.]; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. – 304с.
Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.