Методическая разработка «Формирование экологического мировоззрения при изучении дисциплины "Физика"»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
Методическая разработка «Формирование экологического мировоззрения при изучении дисциплины «Физика»
Подготовила: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель 1 к.к.
Введение.
ФГОС среднего (полного) общего образования устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. В числе прочего от преподавателя требуется формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности обучающимися.
Содержание учебной дисциплины «Физика» позволяет включать вопросы по экологическому воспитанию обучающихся.
Целью данной работы является представление опыта по формированию экологического мировоззрения при изучении дисциплины «Физика».
Задачи:
- выделение в содержании рабочей программы тем, содержание которых позволяет актуализировать информацию по экологическому воспитанию;
- включение актуальной информации в содержание дидактических единиц рабочей программы.
Экологическое мировоззрение является совокупностью чувств, умений, знаний, навыков, которые составляют содержание отношений человека и природы [2].
Особое значение имеет выработка у обучаемых четкого представления о том, что в результате взаимодействия живой и неживой природы изменяется не только животный и растительный мир, но и окружающая их среда [2].
Экологический подход должен быть составной частью любого профессионального образования, его надо формировать у всех специалистов [2].
Представление опыта по формированию экологического мировоззрения обучающихся.
1. Выбор тем в рабочей программе для актуализации.
Многие темы рабочей программы прямо или косвенно содержат экологические вопросы.
Под экологией в большинстве случаев понимают любое взаимодействие человека и природы или, чаще всего, ухудшение качества окружающей среды, вызванное хозяйственной деятельностью [3].
Но также необходимо обращать внимание обучающихся на природоохранные мероприятия и на положительное влияние активных факторов. Например, не нужно считать радиацию неким «абсолютным злом». Естественный радиационный фон обеспечивает мутации в генах, что приводит к изменениям и эволюции живых организмов.
Экология, понимаемая как качество окружающей среды, воздействует на экономику и определяется ею, вторгается в социальную жизнь, влияет на внутреннюю и внешнюю политику государств и зависит от политики [3]. Поэтому целесообразно рассмотреть последствия техногенных катастроф, а также вопросы, связанные с применением (запретом применения) ядерного оружия.
Факторы, влияние которых не зависит от деятельности человека (например, метеоритная опасность), целесообразно рассмотреть с точки зрения возможных путей защиты от агрессивного воздействия.
Стоит уделить внимание практическому применению научных открытий в различных отраслях и сферах деятельности человека.
Рассматривая отрицательное техногенное воздействие на окружающую среду, целесообразно указать на возможные пути уменьшения этого влияния.
2. Включение актуальной информации в содержание рабочей программы.
Актуальная информация для формирования экологического мировоззрения обучающихся включается в содержание рабочей программы дисциплины «Физика» логично продолжая содержание тем (см. табл.). Важно, чтобы внесённая информация являлась естественным продолжением изучаемого материала, а не навязывалась преподавателем. Преподавателю необходимо эмоционально подвести учащихся к восприятию актуального материала.
Таблица «Актуализация информации для формирования экологического мировоззрения».
Название раздела, темы рабочей программы |
Содержание |
Актуальная информация |
Механика |
||
Закон сохранения импульса |
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. |
Воздействие реактивных двигателей на окружающую среду. |
Звук. |
Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. |
Воздействие ультразвука на живые организмы. |
Молекулярная физика. Термодинамика. |
||
Основы молекулярно-кинетической теории. |
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Тепловое движение. Масса и размеры молекул. |
Распространение различных веществ в атмосфере путём диффузии; зависимость степени загрязнения воздуха от высоты. |
Температура. |
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц вещества. |
Диапазон температур в природе; влияние температуры на биосферу. |
Влажность воздуха. |
Насыщенные и ненасыщенные пары, влажность воздуха. Измерение влажности воздуха. |
Значение влажности воздуха и её влияние на биологические системы, совместное действие температуры и влажности на живые организмы; влияние загрязнённости атмосферы на конденсацию пара в ней; борьба с градом; попытки воздействия человека на климат и последствия этого. |
Строение жидкостей. |
Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение жидкостей. Смачивание. Капиллярные явления. |
Физические основы засоления почвы и перспективные способы борьбы с ним; капиллярные явления в почве и растительном мире; использование явления смачивания для очищения жидкостей от примесей; коэффициент поверхностного натяжения жидкости как экологический параметр; охрана почвы и воды, их рациональное использование. |
Тепловые двигатели. |
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. |
Тепловые двигатели – источники загрязнения атмосферы; состав и токсичность выхлопных газов, зависимость их количества от мощности двигателя и качества применяемого топлива; тепловой баланс Земли и его влияние на климат Земли; защита воздуха от загрязнения. |
Электродинамика. |
||
Электрический заряд. |
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения элементарного электрического заряда. Закон Кулона. |
Воздействие статических зарядов на человека; защита от статического электричества. |
Электрическое поле. |
Электрическое поле. Напряжённость поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. |
Влияние электрических полей на человека. |
Электрический ток. |
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. |
Воздействия электрического тока на человека; техника безопасности при обращении с электрическим током; первая помощь при поражении электрическим током. |
Полупроводники. |
Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. |
Экологические преобразователи внутренней и световой энергии в электрическую, использование энергии Солнца. |
Электрический ток в газах. |
Газовый разряд, типы самостоятельного разряда и их применение. Плазма. |
Ионизация атмосферного воздуха; биологическое действие лёгких и тяжёлых ионов; понятие об электрофильтрах. |
Электрический ток в жидкостях. |
Электролитическая диссоциация, электролиз и его применение, закон Фарадея. |
Очистка воды при электролизе (электрофлотационный метод очистки). |
Магнитное поле. |
Магнитное поле тока. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. |
Магнитное поле Земли и приспособление к нему организмов; влияние искусственных магнитных полей на человека; магнитная очистка воды от примесей; сепарация. |
Переменный ток. |
Вынужденные электромагнитные колебания, модель генератора переменного тока. |
Воздействие переменного тока на человека; техника безопасности при обращении с электрическим током; первая помощь при поражении электрическим током. |
Производство, передача и потребление электроэнергии. |
Производство, передача и потребление электроэнергии. |
Влияние работы ТЭС на окружающую среду; меры защиты окружающей среды от тепловых и химических загрязнений. Техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, её последствия. |
Электромагнитные волны. |
Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Изобретение радио. |
Биологическое воздействие электромагнитных волн сверхвысокой частоты и защита о них. |
Шкала электромагнитных колебаний. |
Электромагнитные излучения различных диапазонов и их применение. |
«Парниковый» эффект, биологическое действие ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучений и защита от них; применение ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучений в медицине для диагностики и лечения. |
Строение атома и квантовая физика. |
||
Фотоэффект. |
Фотоэффект. Уравнение фотоэффекта. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. |
Фотохимические реакции; фотосинтез; роль зелёных растений в жизни земной природы; значение лесов для населения планеты. Экологические преобразователи внутренней и световой энергии в электрическую, использование энергии Солнца. |
Лазер. |
Принцип действия и использование лазера. |
Применение лазеров в медицине для диагностики и лечения. |
Радиоактивность. |
Открытие радиоактивности, свойства радиоактивных излучений, закон радиоактивного распада. |
Радиоактивные превращения и их значение; применение радиоактивных изотопов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине. |
Ядерные реакции. |
Энергетический выход ядерных реакций. Сохранение заряда и массы частиц в ядерных реакциях. |
Излучения, возникающие при ядерных реакциях, и действия их на природную среду. |
Ядерная энергетика. |
Деление ядер урана. Ядерный реактор. Термоядерные реакции Ядерная энергетика. |
Последствия радиационных катастроф; проблемы утилизации радиоактивных отходов; губительность применения ядерного оружия. |
Ионизирующие излучения. |
Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Поглощённая доза излучения, эквивалентная доза. |
Воздействие ионизирующих излучений на клетку; влияние радиации на наследственность, меры защиты от излучения; значение радиоактивных излучений для эволюции живых организмов. |
Эволюция Вселенной. |
||
Солнечная система. |
Состав и структура Солнечной системы. Образование планетных систем. |
Падения метеоритов (болидов) на Землю и их последствия. Защита от метеоритной опасности |
Солнце. |
Внутреннее строение Солнца. Солнечная атмосфера. Солнечно-земные связи. |
Солнце – источник жизни на Земле; влияние солнечной активности на живую и неживую природу Земли; связь солнечной активности и техногенных катастроф. |
Заключение.
Экологическое мировоззрение - объективная потребность и необходимость интегрированного человечества. В процессе становления человеческого общества происходит изменение экологической парадигмы. В усиливающемся процессе освобождения человека от стихий природы тем не менее происходит все более глубокое взаимодействие общества и природы как подсистем единой целостной системы [2].
Экологическое мировоззрение как совокупность научных и обыденных знаний об отношении общества с природой, формируется в процессе усвоения личностью экологической культуры эпохи и тесным образом связано с материально-техническим производством [2].
Поэтому формирование экологического мировоззрения невозможно в рамках только одной учебной дисциплины. Необходим комплексный подход при взаимодействии всего педагогического коллектива учебной организации.
В данной работе представлен лишь вклад преподавателя в общее дело.
Литература.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
- www.dissercat.com Формирование экологического мировоззрения студентов технических вузов, Чернышова Л. Г.
- Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: учеб. общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.]; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд – во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. – 304с.