Методическая разработка «День леса» (1–5 класс)
Методическая разработка
«День леса»
Цель: воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за нее путем формирования экологической культуры, сознания и мышления; закрепление знаний о правилах поведения в лесу.
Задачи:
- создание условий для экологического образования;
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и в обществе;
- воспитание гуманного, эмоционально – положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- развитие эмоций, чувства эмпатии к объектам природы
Ход мероприятия
Стих 1 А
Краснеют на солнце
Сосен стволы,
Разносится всюду
Запах смолы;
А ландышей белых
Кисти висят;
Как тонок и нежен
Их аромат.
По лесу иду я,
Песню пою,
И слушают сосны
Песню мою.
Сквозь ветви густые
Солнце глядит;
Зяблик в ответ мне
Песней звенит...
О чем это стихотворение ?
21 марта во всем мире отмечается Международный день леса, который был основан по инициативе ООН в 1971 году. Процессы сокращения площади лесов и их деградации стали международными проблемами, требующими совместного решения всеми странами мира.
Основная задача Международного дня леса – повышение осведомленности жителей нашей планеты о значимости лесных экосистем, их защиты, воспроизводства, и восстановления.
Вы любите ходить в лес ? Я вас приглашаю в путешествие по лесу.
Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир леса, окунемся в его тайны и сделаем для себя новые открытия. Но прежде, чем отправится в путешествие, нам с вами нужно вспомнить правила поведения в лесу.
(Правила напечатаны и вывешены на доске или выведены на экран через проектор).
«Нельзя ломать деревья» Выходят дети, поочередно называют правила.
«Нельзя рвать цветы»
«Нельзя жечь костёр»
«Нельзя разорять гнёзда»
«Осторожно – муравей, осторожно – мухомор»
Тихо в лесу и сумрачно. Но остановись и прислушайся, присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Лес – это многоэтажное здание. В лесу растут деревья, кусты, травы. А вот знаете вы их или нет? Сейчас мы это и проверим
Наша первая остановка называется «Лесные деревья».
Приходи ко мне в лесок! Я раскидист и высок. У меня среди ветвей Много крепких желудей (Дуб) | Вот любимица Руси - Всех и каждого спроси. Белоствольная краса Украшает нам леса. (Береза) |
Вся в иголочках и в шишках, Я хвоинками шуршу, А к девчонкам и мальчишкам В Новый год я прихожу (Елка) | еревца в лесу стоят, Даже в тихий день дрожат. Вдоль извилистой тропинки Шелестят листвой... (осинки) |
Ветви в воду опустила И о чем-то загрустила. Посмотрите, как красиво Над рекой склонилась... (ива) | Над ее густой листвой В зной гудит пчелиный рой. А зимою всех от гриппа Вкусным медом лечит... (липа) |
2 А, 2 Б – доклады о деревьях
А теперь давайте переставим буквы в словах и узнаем следующую нашу остановку «ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ»
1. Медведи этой лесной ягодой больше всего любят лакомиться:(малина)
2. Синяя ягодка. Растет в лесу на кочках и укрывается листочком:(голубика)
3. Растет в лесу маленькая, душистая сестрица клубники: (земляника)
4. Черная принцесса во бору на кусточке, в заболоченном месте любит расти. ( черника)
5. Родственница малины из заболоченного леса ( морошка)
3 А, 3 Б – доклады о ягодах
Следующая наша остановка «Грибная полянка»
Игра «Почему гриб так называется»
Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.) Как вы думаете, почему он так назван?
- Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.) Как вы думаете, почему он так назван?
- Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)
- Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)
- Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)
- Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)
- Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)
- Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?
- Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (Свинушка.) Почему его так называют? (Потому, что он в пятнах, «грязный, как свинушка».)
- Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)
- Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)
- Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)
- Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)
4А, 4 Б – доклады о гибах
Вед. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота простой и безыскусной русской природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.
Вед: Следующая остановка «Лесные жители»
Вы знаете, что все животные и птицы делятся на диких и домашних. Проведем игру. Я буду читать стихи о животных и птицах. А вы должны хлопать в ладоши, если речь идет о диких животных, тишина, если о домашних.
Игра:
1. За березовым пеньком зайка спит под лопухом.
2. Выбегай поскорей посмотреть на снегирей.
3. На базаре спозаранок накупил баран баранок.
4. На этой неделе грачи прилетели.
5. Из-за белой Руси летели гуси.
6. Ежик ежится у елки, укололся об иголки.
7. По полю, дорожка бежит, по дорожке лошадка бежит.
8. Стоит волк под горой, подпершись кочергой.
9. На елке зеленой, на троне, как царь, сидит неподвижно красавец - глухарь.
10. Сидит котик на крылечке, ловит котик рыбку.
5 А, 5 Б – доклады о животных
Остановка «Лекарственные растения»
Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных
зонах. Многие из них полезны для человека и животных.
Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные
растения. Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство.
1.Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки,
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг, лечит раны ног и рук (подорожник)
2.В поле сестрички стоят, желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички - белые реснички (ромашки)
3. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший …. (одуванчик)
4.Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит.
Не огонь, а жжется! (крапива)
5.Когти – коготочки, стерегут цветочки.
И ограда в саду, и закуска дрозду,
И от хвори настой – душистый, густой (шиповник)
6. Цветёт он майскою порой, его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят (ландыш)
7. Травка очень душиста, ароматные листья.
Поскорей собирай и заваривай чай!
А найдёшь возле хаты, называется – (мята).
6 А, 6 Б – доклады о лекарственных растениях
Вед: Наша жизнь неотделима от природы. Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. Она дает нам все для жизни, но и требует от нас бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.
Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отношению к ней. Это приносит большие беды.
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет — сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как уже исчезли многие виды.
7 А, 7 Б – доклады об охране леса
Вед. Забота о сохранении и умножении богатств природы — долг каждого жителя планеты Земля. В частности, наша с вами обязанность — беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «легкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывают кислород. Леса — это также дом для многих животных, не будет леса — погибнут и они. Каждый час на планете уничтожают 24 км2 тропических лесов. Это может привести к необратимым изменениям в климате планеты, в распределении осадков и температур. Вот как важно, ребята, беречь и охранять наши леса!