Разработка экологического праздника «Прохождение экологической тропы»

0
0
Материал опубликован 17 October 2021

Методическая разработка. Экологический праздник

«Прохождение экологической тропы»

по экологии в средней группе.

Аннотация

 Мероприятие  рассчитано на детей средней группы детского сада. Проблема сохранения окружающей природы актуальна в любое время, а волшебная сила музыки может вылечить не только окружающий нас мир, но и сердце, и душу детей и взрослых.

     В этом празднике дети совершали путешествие по станциям в лес по экологической тропе созданной на территории детского сада, вспомнили правила поведения в лесу, задумались о чистоте нашей Земли, воспитывали гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, правильное поведение в природной среде.

    Данная методическая разработка может быть интересна педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования  тем, что материалы, изложенные в ней можно использовать не только в праздничных мероприятиях (досугах, развлечениях), но и на занятиях в ДОУ.

В реализации  данного праздника принимали  участие старший воспитатель, музыкальный руководитель (подбор музыки), воспитатель средней группы (проведение ОД по охране окружающей среды, правилах поведения в лесу).

Введение

Актуальность данной методической разработки.

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. Экологическое образование подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки: люди засоряют леса, реки и другие объекты природы. Решение проблемы сохранения природного наследия, педагог видит в совершенствовании технологии обучения, экологическом просвещении воспитанников посредством театрально-игровой деятельности и музыки.


Цель экологического образования в ДОУ – формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными  поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней. Результат экологического воспитания – экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя требование бережного отношения к ней.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среди прочих актуальных направлений воспитания подрастающего поколения предложены такие направления:

развитие предпосылок  ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;)

формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Эти направления реализуется в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического воспитания. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений (знаний) о природе как о чем-то ценном, т. е. здесь должны присутствовать и элементы экологического обучения.

Формирование у детей новых экологических стандартов позволяет педагогам ДОУ рассмотреть возможность внедрения экологии в процесс воспитания и обучения через интеграцию ОО, различные виды творческой деятельности, тематические воспитательные мероприятия, экологически - направленные занятия, обеспечивающие получение воспитанниками основ экологических знаний и навыков, необходимых для выполнения обязанностей по сохранению окружающей среды.

Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания в детском саду.

Основной педагогической идеей методической разработки является внедрение в процесс воспитания и развития дошкольников технологий формирований экологически правильного отношения к природе, а именно:

метод экологической идентификации - отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени;

метод экологической  эмпатии  - сопереживание и сочувствие природным объектам;

чтение стихов, слушание музыки, пение, танцевально-игровые упражнения и этюды.

диалог с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Диалоги осуществляются в различных вариантах – «секретные» («один на один» с природой) или «открытые» (устные обращения, вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов, средств изобразительного искусства, музыки, танца).

экологические упражнения — постоянно, систематически совершаемые действия, направленные на совершенствование умений и навыков общения с природой.

Данные методы легли в основу экологического праздника по теме: «Прохождение экологической тропы». В этом мероприятии использовались различные виды экологически ориентированной деятельности детей:

ценностно-ориентационная, направленная на приобретение опыта ценностных ориентации и оценочных суждений: сравнение эстетических и гигиенических качеств естественной и преобразованной природной среды, критическая оценка состояния окружающей среды; обсуждение последствий деятельности человека, возможных вариантов использования природы для удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей; соотнесение местных проблем охраны природной среды с глобальными, выбор решения из возможных альтернатив и соблюдение этических и правовых норм поведения, пропаганда природоохранных знаний и т. д.

практическая, направленная на формирование практических умений (труд в природе, природопользование, охрана природы)

игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому она пронизывает все другие виды экологически ориентированных деятельностей.

художественно-эстетическая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств объектов природы и произведений искусства, отражающих ее.

коммуникативная деятельность опосредуется другими видами деятельности и ими же порождается. Общаясь с миром природы, ребенок испытывает потребность высказаться, выразить свои ощущения, мысли в словесной форме.

При подготовке экологического праздника и в самом празднике музыкальный руководитель и воспитатель использовали следующие формы работы с воспитанниками:

Оформление  выставок работ детей; тематических выставок (по временам года, настроению и др., выставок детского творчества, уголков природы;

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций  к знакомым сказкам, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов и др., произведений искусства (классической и современной музыки)).

На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы.

Цели и задачи методической разработки.

Цель методической разработки:

развитие творческих способностей детей на основе эмоционально-образного восприятия окружающего мира и воспитание любви к природе через музыкальные образы, эмоциональной отзывчивости в исполнительской деятельности.

Задачи:

1. Способствовать формированию осознанно - правильного отношения к планете Земля. Приобщать к развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе.

2. Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.

3. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу.

4. Создать атмосферу доверия и творчества, предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками и другими гостями.

5. Доставлять детям радость от участия в общем празднике.

Основная часть методической разработки.



Тема: «Прохождение экологической тропы».

Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа, по которой мы отправимся в небольшой  парк с разными деревьями и кустарниками. Совершим  наше  увлекательное путешествие по экологической тропе. А принимал нас у себя в гостях  старичок - Лесовичок  ( воспитатель ).

Программное содержание. Расширить представление детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные сведения о взаимосвязи человека и природы.

Материал. Объекты экологической тропы: берёза, клумба, скворечник на дереве, кормушка для птиц, пень. Банка берёзового сока.


Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматриванием деревьев, растущих на участке. Беседы о насекомых. Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Берёзка». Слушание русской народной песни «Во поле берёзка стояла». Рисование дерева.


Цель: Обогащение и систематизирование экологических знаний  у дошкольников  средствами экологической  тропы  ДОУ.

Задачи:

Образовательные:

-учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей);

- расширять представления детей о весенних изменениях в природе;

- закрепить приметы весны, названия весенних месяцев;

- закрепить знания о черёмухе; отметить, какие изменения произошли с ней весной;

- расширять и систематизировать знания о перелетных птицах;

-продолжать учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования.

Развивающие:

прививать любовь к поэтическому слову;

-развивать познавательно – исследовательскую деятельность, умение делать выводы;

-развивать у детей стремление видеть и ценить прекрасное.

Воспитательные:

- воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, правильное поведение в природной среде.

Словарь: первоцвет, ранняя, поздняя весна, пробуждение природы, крона.
Оборудование: письмо, семена цветов.

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, художественная литература.

Предварительная  работа: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Основные виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Ожидаемый результат: знают  характерные  признаки времен года и соотносят с каждым сезоном особенности жизни людей, птиц, растений; устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями; знают правила поведения в природе и соблюдают их.

Ход   занятия:

Воспитатель: Ребята! Сегодня  хозяин тропинки – старичок - Лесовичок   пригласил нас в гости и приготовил сюрприз. Вот какое письмо он недавно прислал:

«Дорогие мои маленькие друзья!Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне. Я, хозяин волшебной тропинки, приглашаю вас в путешествие, в конце которого вас ждет сюрприз. Итак, в путь! Желаю вам удачи!"

- Воспитатель: Дети,а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие.
- Вы знаете, что такое тропа? (Ответы детей). Правильно, тропа, тропинка-это пешеходная дорожка. Как вы думаете, что такое экологическая тропинка? (Выслушиваются ответы детей.)

Пройдя по ней,вы узнаете много нового и интересного о природе нашего края : о деревьях, о кустарниках,травах ,птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку и как человек должен заботится о природе,охранять всё живое.

                                                    Здесь мало увидеть,

                                     Здесь нужно всмотреться,

                                     Чтоб ясной любовью

                                     Наполнилось сердце. (Н.Рыленков)


 Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из них живут природные существа-растения: травы, деревья, кустарники; животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать круглый год.
- Сегодня на нашей тропе нас ждут очень интересные станции. Ну, что, отправляемся в путь?! 


1 станция: « Природа - наш  друг»

Воспитатель: Ребята, тропа наша  необычная. У неё есть хозяин. Посмотри-

те внимательно, вот на пеньке сидит старичок. Это хозяин тропы, старичок-

Лесовичок. Он приготовил для вас разные задания.

 Старичок - Лесовичок: Ребята, ответьте на 1-й вопрос:

- Что такое Природа?

(дети отвечают на вопрос)

2-й вопрос: Вспомните правила поведения в природе.

(называют правила поведения)

- Молодцы! Вы правильно сказали, действительно  природа - это

наш дом. Природа  - это то, что нас окружает: лес, небо, река, деревья, кусты...

Природа даёт человеку всё необходимое для  его жизни - пищу, жильё, одежду.

За эти бесценные дары мы тоже отдаём природе свою любовь и защиту.

   Но каждый человек должен уметь вести себя в природе правильно, пом-

нить о правилах поведения, чтобы не нанести природе вред. Вы  эти правила

 все назвали, и теперь я уверена, что вы не навредите ни насекомым, ни

деревьям, ни птицам, ни животным. Продолжаем наше путешествие дальше.

2 станция: «Все такие разные, но нам очень  нужные»

Воспитатель: Ребята, в природе все растения, животные и даже люди

связаны между собой. Если не будет кого-то одного, не будет жизни для дру-

гого (пример: животные - растения). Человек тоже использует растения для своей  жизни - они дают ему пищу, кров, обогащают  кислородом воздух, летом укрывают от жары, зимой спасают от холода. Но и человек старается правильно использовать дары природы: охраняет леса парки, восстанавливает растительные ресурсы.

    Вот и рядом с нашим детским садом растут разные растения. Посмотрите и назовите знакомое дерево, кустарник.

(Воспитатель дополняет ответы детей: сирень, берёза, клён, ель, рябина)

Воспитатель: А чтобы выросло такое большое  дерево или куст, нужно

всего одно такое маленькое семечко (показывает  разные виды семян).

Ещё семена являются кормом для птиц, особенно в холодное время года.

  Для  нормального  роста  растений нужны свет, тепло, вода. И птицы, которые  живут в парке, в лесу тоже помогают растениям.

Воспитатель:  Вот мы и пришли. Что это за дерево? Кто догадался? Давайте поздороваемся. Она нас очень ждала и приготовила письмо, давайте прочитаем и выполним желания и задания березки.
- Вы согласны? (Да)
Письмо берёзы:
« Милые мои, наконец-то вы ко мне пришли. Уж как я вас ждала, как ветвями качала, листиками шелестела, надеялась, что вы меня услышите. Я, берёза, очень рада вашему приходу, так как очень люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола).
 Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда по стволу палкой бьют или царапают кору . Мне ведь бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. 
Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она — шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют и эти просьбы.)
- А теперь, ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Дети отвечают.)
- А для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу».) 
- Спасибо, ребятки. Вы молодцы. А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, — это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают свои предположения.) А почему шевелятся мои листочки? 
Молодцы, мои славные путешественники. Не забывайте обо мне»

Старичок-Лесовичок: Ребята, а вы знаете как птицы помогают растениям? (ответы детей)

 Воспитатель: Птицы – наши главные помощники леса. Уничтожая  вредителей  леса, они  спасают деревья, кустарники, травы от их гибели. Писатель Б.Заходер  написал стихотворение « Про всех на свете», послушайте:

                                  Все-все-все на свете,

                                  На свете нужны!

                                  И мошки

                                  Не меньше нужны ,чем слоны.

                                  Нельзя обойтись

                                  Без чудищ нелепых

                                  И даже без хищников

                                  Злых и свирепых!

                                                                              Нужны все на свете,

                                                         Нужны все подряд-

                                                         Кто делает мёд,

                                                         Кто делает яд.

                                                         Плохие дела

                                                         У кошки без мышки,

                                                         У мышки без кошки

                                                         Не лучше делишки.

- Молодцы! Продолжаем наш путь дальше  по тропинке.

3 Станция: «Терем-теремок»

Воспитатель: Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.)

- Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы  думаете, на пне кто-нибудь живет?

(Ответы детей.)

- В этом пне тоже идет жизнь. В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке.

(Ответы детей.)

-Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

(Дети рассматривают пень.)

Старичок - Лесовичок: Я предлагаю вам сейчас вам немножко отдохнуть.

Физкультминутка:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят, (дети берут листочки и разбегаются в разные стороны)

Собирайтесь, не ленитесь (сбегаются в круг и улыбаются друг другу),

И друг другу улыбнитесь.

Листья желтые летят,

Словно зонтики кружат ( поднимают листики к верху и кружатся),

Ветер дунул: раз-два-три,

Оторвались от земли ( разлетелись в разные стороны),

И взлетели высоко,

Но до неба далеко.

Покружились и опять

Опустились наземь спать (садятся на корточки).

Воспитатель: А вот еще дерево.(Показывает на рябину). Кто знает, как оно называется?

Дети: рябина!

Воспитатель: правильно. Как вы догадались, что это рябина?

Дети: на ней красные ягодки.

Старичок - Лесовичок: Молодцы,  осенью на рябине, висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягодки очень любят птицы.

Ягоды сладковато – горьковатые, но после мороза ягоды становятся  вкуснее. В зимнее время помогают птицам прокормиться и продержаться до весны. Продолжаем наше путешествие дальше. А чтобы узнать, куда наш путь идёт, отгадайте загадку:

Между веток новый дом

Нет  двери в доме том.

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка.

(Это скворечник)

4 Станция: «Друзья  леса – птицы»

Дети находят дерево, на котором висит скворечник.

-Ребята, вы знаете, кто живет в этом домике?

Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». Где же птицы?»

(Ответы детей)

 -Скворцы, как и другие птицы, улетели в теплые края. Они прилетят весной и снова займут свои домики, будут откладывать яйца и выводить птенцов, а нас радовать пением.

5 станция: «Природа и человек»

    Воспитатель: В природе все растения, животные, насекомые, птицы и даже человек связаны между собой. А что ещё необходимо животным ,растениям, людям для жизни? (воздух, солнце, вода, почва)

Чтобы наша земля радовала нас, чтоб не исчезали ,не вымирали растения, животные, птицы нам с вами нужно беречь, любить и охранять природу. Писатель Б.Заходер написал вот такое стихотворение:

                                           -Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

                              Мы всё - таки очень друг другу нужны.

                              А если нам кто-нибудь лишним покажется,

                              То это, конечно, ошибкой кажется...

                              Все-все-все на свете,

                              На свете нужны

                              И это все запомнить должны!

6 станция: «Что за дерево?» Игра «Угадай-ка!»

- Посмотрите, ребята, какое дерево! Это дерево называют –клён. Как можно ещё про него сказать? (огромное, большое, раскидистое, живое, зелёное...). Это дерево растёт на нашем участке уже много лет, поэтому оно такое огромное. Ведь с каждым годом оно набирает силу. Значит, дерево живое, здоровое. Но и дерево, как и человек, тоже может заболеть. Причиной болезни могут стать маленькие насекомые-тля, жуки-короеды, прожорливые гусеницы. Если летом засуха не хватает воды, если оголились и засохли корни... Само дерево не может справиться с такими болезнями, поэтому деревьям нужно помогать, защищать их: спиливают больные, засохшие ветки, окрашивают стволы весной, прикармливают птиц.

Воспитатель: А какие птицы прилетают на наше дерево? Я загадаю загадки, а вы отгадаете.

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)

Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона-это... (ворона)

Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая... (синица)

Озорной мальчишка
Сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)

Старичок - Лесовичок: Хочу на прощанье свами поиграть. Как вы думаете трудно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу вас в деревья (делает волшебный знак рукой). Ваша кожа превратилась в кору, а руки-в ветки. Поднимите руки-ветки, пошелестите пальчиками-листочками. Расставьте ноги шире - это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Какие замечательные деревья выросли в моём саду! Жалко вас расколдовывать. Но пора стать снова маленькими человечками (расколдовывает).

 Старичок-Лесовичок: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что нового вы узнали? А теперь мой сюрприз!

Кто знает, на каких деревьях растут конфеты и баранки?

 В моём саду есть такие деревья, и на них недавно выросли такие

волшебные плоды. Найдите такие деревья.

 А я пойду, отдохну. До свидания!

Затем ребята вместе с воспитателем возвращаются в группу.
Воспитатель. Ребята, мы с вами прогулялись по экологической тропинке, много видели интересного, а теперь давайте нарисуем то, что видели – кто ёлку в снежной шубе, кто берёзку, а кто снегирей на рябине.
Дети садятся за столы и рисуют.
Воспитатель собирает рисунки и делает выставку.


                                                 Список литературы:

1. Программа «От рождения до школы» (под редакцией  Н. Е. Вераксы ,

 Т. С. Комаровой,   М. А. Васильевой -2014г.) по образовательной  области «Художественно-эстетическое развитие»,  «Познавательное развитие».

2. «Экологическое воспитание дошкольников.

Книга для воспитателей детского сада». С. Н. Николаева. – М.

3. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду.    Средняя группа (4-5лет).

4. Интернет - ресурсы: сайты: маам. ру, про школу, музыка для дошкольников.









Комментарии
Комментариев пока нет.