Методическая разработка экологической игры «Зеленая планета» (5–7 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ
«ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА»
Введение. ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
У КУРСАНТОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ «РУЛЕВЫЕ-МОТОРИСТЫ»
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА «КАСКАД»
(МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
На состоявшейся еще в 1992 году международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро ее участники свою тревогу за будущее планеты выразили в двух словах – БИОСФЕРА В ОПАСНОСТИ! От экологической катастрофы человечество отделяют какие-то 30-40 лет!
Осознание первопричины такого состояния окружающей среды привело к заключению, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы – потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать, прежде всего, в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему.
Не далек тот день, когда будущее окажется в руках сегодняшних детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизма и эгоизма. Воспитать нравственность в отношениях детей и подростков к людям и природе – значит, внести свой вклад в решение экологической проблемы.
Практика экологического воспитания в школе показывает, что основной упор в нем делается на усвоение экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии. Однако, эти предметы, судя по результатам опросов учащихся, зачастую не котируются у них в числе любимых. А низкий интерес школьников к материалу, несущему экологическую информацию, объясняется не только тем, что он не соответствует психологическим и возрастным особенностям детей (слишком высока планка, которую дети не в состоянии осилить), но и тем, что преподносится он учителями весьма формально. Замечено, что крайне редко школьные учителя прибегают к игре, как наиболее универсальному средству воспитания детей любого возраста. Убывает и разнообразие видов деятельности по мере взросления детей. Вовлечение учащихся в конкретную экологическую деятельность оказалось для учителей делом весьма трудным. Из ответов учащихся можно заключить, что школа либо вообще не дает им опыта природоохранной деятельности, либо этот опыт весьма скромный. Они не представляют, что может сделать каждый из них самостоятельно.
Поэтому мной, автором данной разработки, предпринята попытка сформировать комплекс или систему мероприятий по изменению позиции у подростков-курсантов объединения «Рулевые-мотористы» Детско-юношеского центра «Каскад» отношения к природе и экологическим проблемам от созерцательно-прагматического к деятельностному. Система включает в себя:
- целенаправленное экологическое просвещение на занятиях в объединении «Рулевые-мотористы»; включение экологического компонента в программу обучения курсантов (Например, 1 курс, тема №11 «Реки России» - «…Малые реки Прикамья, их экологическое состояние»; тема №22 «Обеспечение непотопляемости судна» - «Недопустимость разлива нефтепродуктов при повреждении отсеков»; тема №25 «Судовые помещения» - «Предотвращение загрязнения окружающей среды при эксплуатации судна» и т.д.).
- организация участия курсантов в городских акциях «Городские цветы», «Посади дерево», «Синица», «Вместо елки»; озеленение территории базы стоянки теплохода (цветочные клумбы, сосновые и рябиновые посадки);
- сотрудничество с природо – и рыбоохранными структурами: изготовление аншлагов, распространение памяток, листовок и печатных плакатов, помощь в изготовлении и установке искусственных нерестилищ и т.п.;
- создание экологических плакатов силами курсантов, установка их в микрорайоне, на пляже (на территории, прилежащей к базе стоянки теплохода) и т.п.
- участие курсантов в конкурсах, играх и других мероприятиях экологического характера, как городских, так и внутри ДЮЦ (например, игра «Зеленая планета», игра «Веселая рыбалка», конкурс экологической сказки, конкурс экологического плаката, выпуск газет ко Дню охраны окружающей среды, ко Дню рыбака и др.);
- организация позитивного досуга (в т.ч. семейного отдыха) курсантов в экологически чистых районах (например, бор Огурдино, многодневные походы по рекам Прикамья);
- анкетирование и тестирование курсантов; анкетирование взрослого окружения курсантов (родители, бабушки, дедушки, соседи) силами самих курсантов, обработка результатов;
- регулярное проведение экологических десантов на территории базы и ДЮЦ (субботники по уборке территории);
- формирование навыков экологического поведения во время многодневных походов.
Конечно, этим перечнем дел не исчерпываются возможности системы экологического воспитания в объединении «Рулевые-мотористы», как и всякая саморазвивающаяся система, она допускает изменения и (или) включение новых мероприятий в свою структуру.
В комплект пособия входят
- положения экологических конкурсов и акций;
- методические разработки игр «Зеленая планета», «Веселая рыбалка» и «ЭкоНик»;
- образцы газет, посвященных Дню рыбака, Дню охраны окружающей среды;
- перечень литературы по экологическому воспитанию, имеющейся в ДЮЦ;
- материалы для распространения (плакаты, листовки), изготовленные силами курсантов (возможно тиражирование всех материалов – распечатка на принтере или ксерокопирование);
- методические рекомендации по изготовлению природоохранных аншлагов, искусственных нерестилищ;
- анкеты и тесты;
- фотоматериалы.
По условиям данного конкурса я представляю ТОЛЬКО ОДНУ разработку занятия в форме экологической игры «Зеленая планета»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ
«ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА»
Пояснительная записка
Цель игры: стимулировать экологическую социальную активность подростков (во всех трех уровнях – когнитивном («знаю, понимаю»); эмоционально-ценностном («принимаю, одобряю, люблю (или не…. и т.д.); деятельностном («умею, делаю, поступаю»).
Задачи игры:
Дидактические:
В игровой форме выявить уровень некоторых знаний и представлений по экологии и биологии;
Создать условия для формирования уважительного отношения к природе, мотивации к позитивному экологическому поведению;
Способствовать формированию коммуникативных навыков, соревновательного опыта, терпения и выдержки;
Способствовать развитию памяти, внимания, сообразительности, абстрактного мышления;
Создать условия для организации позитивного, познавательного досуга курсантов.
Игровая: Набрать в конкурсах наибольшее количество призовых жетонов, стать победителями в игре.
Педагогическая характеристика игры - интеллектуально-познавательная,
продуктивная, развивающая.
Количество участников - 2 команды по 4-8 человек.
Возраст участников - 10-13 лет.
Форма организации игры - командная
Игровая среда - комнатная, с ТСО (возможно проведение на природе).
Аннотация
Экологическая игра «Зеленая планета» проводится к Всемирному Дню охраны окружающей среды (5 июня).
Игра состоит из 9 конкурсов: «Не зевай!», «Перестрелка», «Загадочный», «От слова к слову», «Цветочный», «Превращения», «Эковикторина», «Песенный», «Экологический плакат». Правила проведения каждого конкурса даны в тексте игры.
Примечание:
- Рекомендуется создавать команды сборные (из воспитанников 1-2 курса, то есть учащихся 5-7 классов).
- Вопросы и задания конкурса подобраны с учетом возраста курсантов, этапом изучения биологической науки в школе (Раздел «Растения»).
- На первый взгляд, может показаться, что вопросы не достаточно сложные, но по замыслу автора эта игра носит не столько контролирующий характер, сколько развивающий и познавательный. Поэтому считаю такую подачу учебного материала приемлемой.
- Для проведения игры необходимо иметь: карту игрового поля, карточки с заданиями (образцы даны в Приложениях), 2 кубика, секундомер, призовые жетоны, 2 набора сигнальных карточек с цифрами 1-3.
- В содержание игры включен региональный компонент.
Список литературы:
- Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех детских праздников. М., «Творческий центр «Сфера», 2005. – 192с.
- Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224с., ил.
- Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192с., ил.
- Экология. Родители. Дети. Сборник материалов СТУЭК. Авторы-составители Баньковский Л., Дегтянникова З. Березники, 2000. – 392с., ил.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА»
1 конкурс – «Разминка «Не зевай!»
Задание: «Я сейчас прочитаю вам несколько слов, Вам нужно исключить лишнее слово. Будьте внимательны!»
Примечание: Рекомендуется делать провокационные паузы в конце строчек.
Яблоня, груша, малина, мимоза.
Пальма, сосна, облепиха, береза.
Вишня, черешня, лимон, апельсин.
Липа, клен, баобаб, мандарин.
Слива, осина, каштан.
Кофе, рябина, платан.
Дуб, кипарис, алыча.
Тополь, ольха, саранча.
2 конкурс – «Перестрелка»
Задание: «Наш город претендует на звание самого зеленого города Пермского края, потому что на улицах Березников растет много деревьев и кустарников. Вам дается 1 минута для того, чтобы вы вспомнили и записали названия дикорастущих деревьев и кустарников нашего города. Внимание! Садовые культуры не записывать. Напомню, это: облепиха, малина, смородина, крыжовник, жимолость, груша, слива, вишня, алыча, яблоня садовая, ирга. Готовы? Минута пошла!..
А сейчас команды зачитают по одному названию, вычеркивая уже названные. Побеждает команда, которая вспомнит и назовет последнее название».
Ответы: тополь, береза, клен, дуб, липа, осина, ель, сосна, лиственница, пихта, ясень, кедр, ольха, шиповник, ива, рябина, яблоня дикая, черемуха, можжевельник, акация, сирень, бузина, калина, боярышник, крушина, верба, вяз, волчье лыко, конский каштан, кизильник, туя, таволга, ракитник, чубушник.
3 конкурс – «Загадочный»
Задание: «Конкурс о наших «зеленых друзьях» – растениях. У каждой команды есть 2 кубика. Первый – трехцветный – определяет категорию загадки. Красный цвет – «деревья», зеленый – «кустарники», синий – «травянистые растения». Вторым кубиком (с цифрами) вы определяете порядковый номер загадки. Побеждает команда, отгадавшая наибольшее количество загадок.»
Примечания:
- Повторно выпадающий номер загадки заменяется загадкой из резерва той же категории.
- Тексты загадок смотри в Приложении 1.
4 конкурс – «От слова к слову»
Задание: «Каждая команда получает карточку, на которой написаны пять пар слов. Вам необходимо в каждой паре переставить буквы так, чтобы получились названия пяти овощей».
тур пешка петрушка рот кафель картофель
лак сев свекла клан жаба баклажан
наст репка пастернак
Примечание: Образец карточек для копирования смотри в Приложении 2.
5 конкурс – «Цветочный»
Задание: «Команды по очереди открывают на игровом поле ячейки с загадками о цветах. Если команда даст правильный ответ, она ставит на этой ячейке свой значок, если ответ будет неправильный – то в ячейке появится значок противоположной команды. Побеждает команда, первой выставившая три своих значка в ряд в любом направлении (по горизонтали, по вертикали или по диагонали)».
Примечание: Тексты загадок и образец игрового поля смотри в Приложении 3.
6 конкурс – «Превращения»
Задание: «Каждая команда получает карточку со словами. Изменяя в них одну букву, получите названия деревьев. На выполнение задания вам отводится 1 минута.»
ЗУБ - ДУБ ЛУПА - ЛИПА КЛИН - КЛЕН
ТУР - ТУЯ ОСЕНЬ - ЯСЕНЬ ОЛЬГА - ОЛЬХА
СЛАВА - СЛИВА КАФТАН - КАШТАН
КАДР - КЕДР ЛИМАН - ЛИМОН
Примечание: Образец карточек для копирования смотри в Приложении 4.
7 конкурс – «Эковикторина»
Задание: «У каждой команды есть набор сигнальных карточек с цифрами 1-3. После того, как прозвучит вопрос, вы можете посовещаться, но не более 5 секунд, и поднять карточку с цифрой правильного, на ваш взгляд, ответа. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество призовых жетонов.»
Примечание: Текст викторины с вариантами ответов даны в Приложении 5.
8 конкурс – «Песенный»
Задание: «Каждая команда по очереди должна вспомнить и пропеть (или хотя бы назвать) строчки из песен, где присутствуют растения или животные. Побеждает команда, которая вспомнит и назовет последнюю песню.»
9 конкурс – «Экоплакат»
Задание: «Вам предоставляется все необходимое для создания экологического плаката: бумага, фломастеры, карандаши и краски. Плакаты мы разместим в нашем микрорайоне во Всемирный день охраны окружающей среды. Время на оформление – 20 минут». Оценивается содержательность (полнота реализации экологической идеи) и творчество в оформлении». (При проведении на природе – возможно дополнение плаката элементами природных материалов (чешуйки шишек, веточки, листья и т.п.)
Подведение итогов и награждение.
Приложение 1
«Загадочный»
Деревья
1. Её всегда в лесу найдешь – 2. Есть у родственницы ёлки
Пойдем гулять и встретим: Неколючие иголки,
Стоит колючая, как ёж, Но, в отличие от ёлки,
Зимою в платье летнем. Опадают те иголки.
(Ель) (Лиственница)
3. В белом сарафане 4. Чей пух по городу летает?
Под платком зеленым Среди июля – снегопад.
Тужит на поляне Прохожие его ругают,
Стройная Алена. А это ветер виноват.
(Береза) (Тополь)
5. С моего цветка берет 6. Я из крошки-бочки вылез
Пчелка самый вкусный мед Корешки пустил и вырос,
А меня все ж обижают: Стал высок я и могуч,
Кожу тонкую сдирают. Не боюсь ни гроз, ни туч.
(Липа) Я кормлю свиней и белок –
7. У меня длинней иголки Ничего, что плод мой мелок.
Чем у ёлки. (Дуб)
Очень прямо я расту 8. Ничто не летело,
В высоту. Ничто не пугало,
Если я не на опушке, А вся встрепенулась
Ветви – только на опушке. И вся задрожала.
(Сосна) (Осина)
Кустарники
1. Без лилового цвета - 2. Как это скучно –
Ни весны, ни лета: Сто лет без движенья
Лиловый кустик В воду глядеть на свое отраженье.
Весну отпустит, Свесила гибкие ветви с обрыва
А лето позовет. Нежная, тихая, грустная…
(Сирень) (Ива)
3. Очень густо он растет, 4. Куст в колючках, словно ёж,
Незаметно он цветет. А раздвинь колючки –
А когда проходит лето, И жемчужины найдешь,
Мы едим его конфеты, Поищи получше,
Не в бумажке, а в скорлупке - Их выращивал садовник
Берегите, дети, зубки! Те жемчужины - …
(Орешник) (Крыжовник)
5. У маленькой елки 6. – Черная?
Колючие иголки. - Нет, красная!
Шарики синие, - А почему белая?
Словно бы в инее. - Потому что зеленая!
(Можжевельник) (Красная смородина)
Травянистые растения
1. Этот злак – огонь полей, 2. Вот за огородами
Нет сорняков его страшней. Поднялась уродина.
(Пырей) Кто ее сорвать захочет -
3. Я красна, я кисла Как ужаленный, отскочит.
На болоте я росла, (Крапива)
Дозревала под снежком 4. Четыре листа в виде креста,
Ну-ка, кто со мной знаком? И черный глаз глядит на нас.
(Клюква) (Вороний глаз)
5. Сам страдалец, он не прочь 6. Били меня, били, били, колотили,
И чужой беде помочь. И в росе мочили, и в тепле сушили,
Может верно послужить, И на клочья рвали, а потом чесали,
Если кто поранится: А потом крутили, да еще мотали,
Стоит листик приложить - А потом белили, да еще качали,
Ранка и затянется. Напоследок сшили и на стол постлали.
(Подорожник) (Лен)
7. В поле росла, 8. С ним сдружились мы давно
Под жерновом была, Дарит он нам толокно,
Из печки на стол И муку, и кашу, и печенье…
Караваем пришла. Благодарим за угощенье!
(Рожь) (Овес)
9. Где сбегают травы в яр, 10.Первым вылез из земли
Красовался белый шар. На проталинке.
Ветерок, смешной проказник, Он мороза не боится,
Что-то шару прошушукал - Хоть и маленький.
И с него взлетело (Подснежник)
Сразу триста парашютов.
(Одуванчик)
Приложение 3
«Цветочный»
Игровое поле
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | |
«Цветочные загадки»
1. Он стоит на ножке длинной, 2. Тот, кто на поле бывает,
Будто в парке балерина. Тот, наверно, замечал,
Как букет, цветок один - Как вьется розовый цветок,
Темно-красный … (Георгин) Он называется … (Вьюнок)
3. Ручьями очищается 4. Ковер цветастый на лугу,
И хвоя, и валежник, Налюбоваться не могу!
И первым появляется Надел нарядный сарафан
В проталине … (Подснежник) Красивый бархатный … (Тюльпан)
5. На кустах в саду растет 6. Как зовут меня, скажи –
Запах сладкий, словно мед, Часто прячусь я во ржи,
Но нередко льются слезы Скромный полевой цветок,
Тех, кто рвет руками … (Розы) Синеглазый … (Василек)
7. Все знакомы с нами: 8. Если летом на болоте
Яркие как пламя, Нежные цветы найдете,
Полюбуйтесь дикими Не теряйте ни минутки,
Алыми … (Гвоздиками) Полюбуйтесь на … (Незабудки)
9. Ветка в гроздья разодета 10. Стоит цвет-семицвет,
Фиолетового цвета. Глазки-разноглазки.
Это в жаркий летний день И все знают, нас зовут
Расцвела в саду … (Сирень) … (Анютины глазки)
11. То фиолетовый, то голубой, 12. В огороде у дорожки
Он на опушке встречался с тобой. Стоит солнышко на ножке,
Названье ему очень звонкое дали, Только желтые лучи
Хотя зазвенеть он сумеет едва ли. У него не горячи.
(Колокольчик) (Подсолнечник)
13. Я белый и розовый цветок луговой 14. Горел в траве росистой
Совсем не заметишь меня за травой. Фонарик золотистый,
Но пчел привлекает душистый мой сок, Потом померк, потух
А ну, угадай-ка, какой я цветок? И превратился в пух.
(Клевер) (Одуванчик)
15. Есть зеленые уроды 16. Нам запах свежести лесной
Из колючей злой породы. Приносит позднею весной
(Кактус) Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной.
(Ландыш)
Приложение 2
«От слова к слову»
тур + пешка = _____________ рот + кафель = _____________ лак + сев = ________________ клан + жаба = _____________ наст + репка = ____________ |
Приложение 4
«Превращения»
ЗУБ - ___________ ЛУПА - __________ КЛИН - _________ ОСЕНЬ - _________ ТУР - ___________ ОЛЬГА - _________ СЛАВА - ________ КАФТАН - _______ КАДР - __________ ЛИМАН - ________ |
Приложение 5
«Эковикторина»
1. Что обозначает слово «Экология»?
- наука о животных и растениях
- наука об охране природы
- наука о взаимоотношениях растительного и животного мира, в т.ч. человека
2. Когда возникла эта наука?
- в 1866г.
- в 1924г.
- в 1712г.
3. Кто считается ее основателем?
- английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин
- немецкий биолог Эрнст Геккель, в труде «Происхождение и морфология организмов»
- русский биолог-селекционер Иван Владимирович Мичурин
4. За сколько лет перегнивают, разлагаются следующие материалы, производные жизни человека:
- бумага – 1-3 года, резина – более 100 лет, полиэтилен и пластмасса – вообще никогда
- бумага – 3-5 лет, резина – 20-25 лет, полиэтилен и пластмасса – более 50 лет
- бумага – 1-3 года, резина – более 50 лет, полиэтилен и пластмасса – более 100 лет
5. Как называется сборник исчезающих видов животных и растений?
- «Красная книга»
- «Зеленая книга»
- «Черная книга»
6. Какие способы утилизации (переработки) бытовых и производственных отходов вы знаете? (Балл присваивается, если команда назовет не менее 3 способов)
- сжигание
- захоронение
- перегной (компостирование)
- переработка в одновидовые продукты (н-р, металлолом, макулатура, полиэтилен)
- производство новых товаров (н-р. строительных материалов)
7. Наш земляк, знаменитый ученый, селекционер, озеленитель нашего города, ему установлен памятник в Треугольном сквере:
- Алексей Леонидович Решетов
- Валентин Леонидович Миндовский
- Иван Федорович Коновалов
5 июня 201г.
Кузнецова Галина Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна
Кузнецова Галина Ивановна
Куликова Ирина Геннадьевна
Кузнецова Галина Ивановна
Юлия Васильевна Воробьева
Спицына Любовь Ивановна
Кузнецова Галина Ивановна
Кузнецова Галина Ивановна
Юлия Васильевна Воробьева
Панов Егор Игоревич
Кузнецова Галина Ивановна
Панов Егор Игоревич
Кузнецова Галина Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна
Кузнецова Галина Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кузнецова Галина Ивановна