Игра «Планета нашего класса» (5–7 классы)
Игра "Планета нашего класса"
Личность – тайна одного,
Любовь – тайна двух,
а всеобщий коллектив
как исторический организм,
Вечно стремящийся себя утвердить, -
Это тайна не одного,
не двух и не трех,
но тайна всего человечества.
А.Ф.Лосев
Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.
Задачи:
- Сформировать у детей через личные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим.
- Дать возможность детям почувствовать свое формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей.
- Выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.
- Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.
Оборудование: набор наклеек с разными рисунками, ватман с изображением голубой планеты, звезды, макеты материков, набор магнитов, магнитофон, кассета с инструментальной музыкой, мягкая игрушка, памятка «черты характера».
Ход занятия.
1 этап. Создание материков.
Вводная часть.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вновь встретиться с вами. Сегодня я проведу у вас занятие и надеюсь, что мы поймем друг друга и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой.
Упражнение «Знакомство».
Психолог: Давайте познакомимся поближе. Встаньте вкруг. Сейчас мы будем передавать по кругу мягкую игрушку. Получив ее, пожалуйста, назовите свое имя и то, что вы больше всего любите делать, свое хобби.
Итак, мы с вами немножко познакомились.
Упражнение «Аплодисменты по кругу».
Психолог: Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Быть может, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение.
У вас замечательный класс, и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из одноклассников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты.
Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются…»
Рефлексия.
Какие чувства вы испытывали в ожидании аплодисментов? Что чувствовали, когда аплодисменты звучали для вас?
Основная часть.
Деление на группы, работа в группах
Психолог: прошу занять место за столами соответствующего цвета и продолжим знакомство.
Сегодня нам предстоит интересная работа, чтобы лучше ее выполнить, предлагаю разбиться на группы.
Сделаем мы это с помощью цветных карточек. Выберите себе карточку любого цвета. Спасибо! Прошу занять место за столом соответствующего цвета и продолжим.
Ребята, мы знакомы с вами слишком короткое время, и вы для меня одна большая загадка. Приоткроем занавес вашей души и постараемся разгадать, какой каждый из вас и какие вы все вместе? Пожалуйста, на визитке, рядом со своим именем, напишите качество характера, которое начиналось с той же буквы, что и ваше имя. Пусть участники группы помогут друг другу в подборе таких качеств.
Если не нравится качество характера, начинающееся с буквы имени или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества.
При затруднении выдать памятку «Черты характера» (Приложение.).
Каждый из группы представляет своего соседа.
Психолог: Спасибо! Итак, сделан первый шаг, чтобы загадка «Какой я? И какие мы вместе?» была разгадана.
Игра «Создаем материки».
Психолог рисует на доске круг.
Как вы думаете, на что это похоже?
После ответов детей психолог дорисовывает (наклеивает) звезды за кругом.
Что же это теперь? Да, это ПЛАНЕТА. Затем вывешивает заготовленный заранее ватман с изображенной на нем голубой планетой. На этом макете планеты будут отражены основные моменты создаваемого проекта.
Антуан де Сент-Экзюпери, который рассказал удивительную историю о Маленьком Принце, написал в своей книге, что их даже в телескоп трудно разглядеть.
Сегодня я предлагаю вам создать планету, которую не может открыть ни один астроном на свете.
ЭТО ПЛАНЕТА МОЕГО КЛАССА.
Так будет называться проект, который мы с вами сегодня создадим.
На вашей планете будут материки и океаны, озера и реки, пустыни и горы. И в вашей власти, каково будет их количество – это зависит только от вашей фантазии.
Ребята, я знаю, что с некоторыми своими одноклассниками вы учитесь не первый год, а с другими близко познакомились только в этом учебном году. Общаясь, вы узнаете друг друга, поэтому вполне уместен на планете МАТЕРИК ОБЩЕНИЯ.
В школе главной вашей работой является учеба. Следующий материк – МАТЕРИК УЧЕНИЯ.
У каждого из вас есть свои интересы: спорт, музыка, кинофильмы, коллекционирование – это МАТЕРИК ИНТЕРЕСОВ.
Вы любите развлекаться: вместе гулять, кататься на велосипеде, на санках с горки, ходить друг к другу в гости – у нас будет МАТЕРИК РАЗВЛЕЧЕНИЙ.
Даже взрослые люди не скрывают того, что любят мечтать. Пусть на нашей планете будет МАТЕРИК МЕЧТЫ.
А теперь я попрошу по одному представителю от каждой группы подойти к столу, чтобы выбрать макет материка, который будет создавать ваша группа.
Вам самим предстоит решить, чем наполнена жизнь каждого материка. Создавая макет своего материка, назовите географические объекты именами интересов, развлечений, мечтаний, учебной деятельности, общения. При этом постарайтесь вспомнить пристрастия не только вашей группы, но и всего класса.
Затем каждая группа представит свой материк, остальные выскажут свои дополнения и предложения.
Ребята в группах рисуют на макетах материков пустыни, реки, горы, озера и другие географические объекты. Решения могут быть очень разнообразными.
(Звучит легкая инструментальная музыка).
Презентация материков.
По одному представителю от каждой группы выходят к доске и представляют макет своего материка. Ребята высказывают свои предложения и дополнения. Материки размещаются на планете.
Ребята, вы создали ПЛАНЕТУ СВОЕГО КЛАССА. Ваша фантазия и умение творчески работать в сотрудничестве друг с другом помогли вам в этом.
Игра «Палец вверх».
Эта игра демонстрирует результат хорошо выполненной работы. Один из участников начинает игру. Подходя к кому-либо, называет его имя и показывает большой палец. Тот, к кому обратились, выбирает следующего ученика и приветствует таким же образом.
2 этап. «Что я чувствую»
Психолог. Материки омываются океанами и морями. В нашей жизни такими океанами-морями являются наши чувства и эмоции. Это то, что создает настроение каждого и всех вместе. Вспомните, что вы испытываете, когда у вас плохое настроение? А когда хорошее?
Умеете ли вы передавать и угадывать чувства другого человека? А теперь вспомните, какие чувства чаще всего вы испытываете, приходя в класс, общаясь с друзьями в классе.
Решите, какими из них вы назовете океаны и моря на вашей планете.
Группы совещаются, выбирают названия чувств, подчеркивая их на памятках.
Затем по одному человеку от группы делают надписи на планете.
Психолог. Картина будет более полной, если мы добавим в нее ваши достоинства, умения, способности.
Пусть это будут острова.
На макетах-заготовках островов пусть каждый напишет свои самые сильные умения, способности, дарования, которые он готов подарить классу, чем может поделиться со всеми.
Участники команды должны помочь определиться каждому, вспомнить его лучшие умения.
Затем острова наклеиваются на материк с комментарием и комплиментами ведущего.
Игра «Добрые слова»
Психолог. Как много, я думаю, интересного вы уже узнали сегодня. И дети, и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в свой адрес.
Я предлагаю вам в связи с этим поиграть в игру, где вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Встаньте все в один большой круг.
Ведущий просит одного из играющих надеть темные очки, сказав, что они волшебные.
Посмотри на своего соседа справа, а он или она пусть посмотрится в твои очки и произнесет следующие слова: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?»
«Очки» (то есть человек в очках) от их имени должен сказать что-нибудь доброе и приятное. Очки передаются тому, кто в них смотрелся, а его сосед произносит заклинание.
Замечательно! Старайтесь почаще хвалить друг друга, говорить комплименты. Так вы поднимете настроение своим друзьям. А если у друга замечательное настроение, то и вы испытываете приятные эмоции.
3 этап. «Я, и мы, и все кто рядом»
Работа продолжается в группах (можно сменить составы групп).
«Оживим нашу планету!»
Психолог. Ребята, достаточно ли полной получилась картина вашего класса? Из созданного проекта видно, что жизнь в классе бьет ключом, она наполнена достижениями и успехами.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. (Звучит музыка.) 2—3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стали растением. Внимательно присмотритесь, кто вы: цветок, дерево? Запомните это.
А какие растения вокруг вас? Какие из них вас затеняют, а какие излучают тепло и свет? Поверните ваши листочки и веточки к солнцу, подставьте их под теплый дождик. А теперь вернитесь в класс. Потянитесь немного и откройте глаза.
Давайте же теперь заселим и оживим нашу «Планету». Отберите из готовых фигурок растение, которое более всего похоже на то, которое вы представили. (Или изобразите свое растение на чистой заготовке.) Напишите на нем свое имя, фамилию или инициалы.
Закончив работу, поместите (с помощью клея) свое растение на «Планете», где ему более всего удобно, комфортно, уютно, где бы оно чувствовало себя обласканным и озаренным светом.
Итак, планета вашего класса наполняется жизнью. Это здорово!
Игра «Паутина»
Занятие продолжается. Ведущий предлагает всем участникам проекта вновь собраться в круг.
Психолог. В следующей игре мы все вместе составим одну большую паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из вас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые вы испытываете к своим одноклассникам.
Ведущий обматывает конец цветной нити вокруг своей ладони.
Вы видите, что я сделала? Я выберу того, кто будет следующим в паутине, передам ему клубок со словами «Ты мне нравишься, потому что...». (Возможно, открыл утром вежливо дверь или помог вчера решить трудную задачу по математике.) Выслушав обращенные к нему слова, уже следующий играющий обматывает ладонь нитью и обращается с такими же словами к другому участнику игры «Ты мне нравишься, потому что...». Постарайтесь запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.
Последний, кто получит клубок, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый из вас, наматывая на клубок часть своей нити, произносит сказанные ему слова и имя человека, сказавшего эти слова.
«Наша планета и ее спутники»
Психолог. Я думаю, что в вашей жизни найдутся еще люди, которым следует сказать, что они вам нравятся. Люди, которые вам помогают, сочувствуют, радуются, переживают за вас. Это «спутники» вашей жизни. Посовещайтесь и напишите их имена на макетах спутников и поместите вокруг планеты вашего класса.
Затем дети отвечают на вопросы: чьи имена поместили на спутниках, почему вспомнили именно об этих людях, кто на самом деле является для них примером или просто советчиком и помощником?
Дорогие ребята, посмотрите! Ваша планета живет! Она дышит, она действует, радуется, огорчается и стремится к новым достижениям. Но без озарения ее вашими самыми лучшими качествами жизнь на ней не была бы вполне успешной. На звездочках еще раз напишите те свои качества, о которых говорили на первом занятии, поместите их во Вселенной вокруг вашей планеты, таким образом, осветив и озарив ее.
Звучит музыка.
Упражнение «Скульптура»
Психолог. Наше время на исходе. Я хочу предложить вам игру, правила которой не так-то просто объяснить. Зато я могу показать, как в нее играют. Возьмите, пожалуйста, каждый ручку или карандаш...
Один из вас начинает игру: он кладет ручку посреди класса на пол. Второй кладет свою ручку рядом с предыдущей так, чтоб они соприкасались друг с другом. Третья ручка или карандаш должны соприкасаться с одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все ручки.
Большое спасибо, вы мне очень помогли. Теперь мне гораздо проще объяснить суть игры. Сейчас мы уберем ручки в сторону, а вы сами займете их место. Вам нужно будет встать так, чтобы в результате получилась скульптура. При этом каждый из вас должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы (ладошками, плечами, коленями...).
Запомните эту картину! А теперь пройдитесь по классу.
Звучит музыка.
И снова займите то же самое положение, в котором вы находились только что.
4 этап. Заключительный.
Наше занятие заканчивается. Думаю, сегодня вам удалось узнать друг о друге, а может быть, и о себе что-то новое.
Рефлексия занятия.
- Что тронуло вас во время наших встреч?
- Что понравилось, что не понравилось?
- Что порадовало, что огорчило?
- Что было приятно, неприятно?
Упражнение «Спасибо за приятный день» (ритуал прощания)
Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятный час!»
Список литературы
- К.Фопель / Как науч ить детей сотрудничать // М.: Генезис, 2001
- Е.Вахромов / Построй свою Вселенную // Школьный психолог, № 48-2001
- Э.Савинова / Я + ты = мы // Программа практикума по эмоциональному сплочению членов группы (класса)// Школьный психолог, № 11 – 2006
«Черты характера»
Азартный
Аккуратный
Активный
Благородный
Благосклонный
Быстрый
Вежливый
Веселый
Внимательный
Волевой
Гениальный
Гибкий
Голосистый
Гордый
Деликатный
Деловой
Дерзкий
Добродушный
Доброжелательный
Егоза
Жалостливый
Железный характер
Заботливый
Звонкоголосый
Изящный
Интересный
Искренний
Капризуля
Красивый
Ласковый
Ловкий
Любопытный
Милый
Молодец
Мужественный
Надежный
Напористый
Настойчивый
Необычный
Опрятный
Отважный
Отзывчивый
Открытый
Отчаянный
Порядочный
Правдивый
Преданный
Работящий
Радостный
Разумный
Робкий
Самостоятельный
Сердечный
Стойкий
Счастливый
Талантливый
Терпеливый
Трудолюбивый
Уважительный
Удачливый
Умный
Упорный
Фантазер
Храбрый
Человеколюбивый
Чудесный
Чуткий
Шаловливый
Щедр
Памятка «Назови моря и океаны именами своих чувств»
Доверие |
Печаль |
Симпатия |
Спокойствие |
Уважение |
Любовь |
Радость |
Скука |
Страх |
Уверенность |
Обида |
Раздражение |
Согласие |
Счастье |