Методическая разработка «Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии у обучающихся навыков устной разговорной речи на уроках английского языка»
Методическая разработка на тему:
«Использование информационно – коммуникационных технологий в развитии у обучающихся навыков устной разговорной речи на уроках английского языка »
Выполнила: Пухова Светлана Анатольевна,
учитель английского языка
МАОУВахтанская СОШ
п.Вахтан
2015г.
Методическая разработка
на тему:
«Использование информационно – коммуникационных технологий в развитии у обучающихся навыков устной разговорной речи»
Пояснительная записка
Вопрос о важности языкового образования на уровне средней школы уже давно не является дискуссионным. Признавая значимость языка не только как средства общения, но и средства познания, современные ученые, педагоги и методисты стремятся оптимизировать процесс обучения иностранным языкам и найти баланс между традиционными, классическими и современными, новаторскими формами обучения.
Главной задачей иноязычного образования считается «непрерывное развитие языковой личности ребенка и его способностей, формирование готовности к использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач» [Махмурян 2012: 8]. В качестве стратегической цели обучения иностранному языку в современной методической литературе рассматривается формирование так называемой «вторичной языковой личности», обладающей целым рядом компетенций, среди которых ключевой является коммуникативная [Гальскова, Гез 2008: 65]. Это, в свою очередь, ставит задачу формирования у обучаемых готовности к осмыслению социокультурного портрета страны изучаемого языка, этнической и социальной терпимости, речевого такта и социокультурной вежливости, склонности к поиску разного рода конфликтов.
Реализация вышеуказанной задачи возможна только в том случае, если процесс обучения осуществляется в контексте диалога культур. Нельзя не согласиться с исследователями, утверждающими, что такое обучение иностранным языкам является мощным фактором личностного развития учащегося. Не следует, однако, забывать и о том, что современный «диалог культур» невозможен без использования мультимедийных и цифровых технологий.
В представленной разработке рассматриваются некоторые формы использования мультимедийных технологий как одного из средств формирования коммуникативной компетенции при обучении английскому языку. Описанные методы, задания и упражнения, апробированы на практике и используются преподавателем в ежедневной деятельности.
Противоречия
- между достигнутым уровнем развития и учебно-коммуникативной задачей;
между требуемой и достигнутой мотивацией;
-между изложением материала в традиционных учебниках и индивидуализацией и модернизацией образовательного процесса в свете обновления лингвистического образования;
- между практически безграничным объемом культурных ценностей стран изучаемого языка и тем фактом, что процесс овладения иноязычной культурой ограничен уровнем цели и временными рамками;
-между объективно общественным характером иностранного языка как ценности и субъективно личностным смыслом деятельности по овладению им.
подбор различных упражнений и методических приемов работы с использованием мультимедийных технологий, способствующих развитию у обучающихся комплексных коммуникативных умений.
повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе инновационных образовательных технологий;
применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
осуществление компетентностного подхода в обучении на основе ИКТ;
осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в обучении;
адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучающегося;
формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы;
формирование активного, самостоятельного, творческого мышленияу обучающихся;
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
коммуникативной направленности;
обусловленности;
необходимости;
информативности;
функциональности обучения;
проблемность обучения;
индивидуализация и дифференциация обучения;
доступность и посильность.
Технология
1. Изучение литературы, которая использовалась при написании методической разработки.
2. Подбор материалов для написания методической разработки.
3. Использование опыта коллег.
4. Разработка системы подачи материала.
5. Практическое применение методической разработки.
6. Рефлексия.
7. Анализ результативности и определение перспектив деятельности.
Результативность
Приоритетной и перспективной целью для нас является повышение качества образования и развитие мотивации к изучению предмета на основе индивидуализации и дифференциации обучения, которые могут предоставить инновационные образовательные технологии. Применение мультимедийных технологий в процессе урока хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, а также проблемным и дифференцированным обучением.
Современный учитель стрит уроки таким образом, чтобы использовать все преимущества доступных ему мультимедийных технологий. Учебно-методические комплексы, такие какSpotlight,EnjoyEnglish, Millenium, и т.д. предполагают широкое разнообразие творческих заданий, что позволяет как учителю, так и обучающимся использовать цифровые ресурсы для решения образовательных задач в рамках учебной программы.
Приблизительно 40% учеников справляются с заданиями, презентуемыми при помощи мультимедиа в полном объеме. Не менее 30% обучающихся выполняют задание в основном правильно, оставшиеся 30% справляются с заданиями частично, с теми или иными лексическими, грамматическими и другими ошибками.
Основная часть
Глава 1. Мультимедиа и Интернет
Роль эвристических методов обучения при формировании коммуникативной компетенции
Обучать иностранному языку прежде всего означает учить общаться, воспринимать и передавать полученную информацию. Применение компьютера в рамках интегрированного подхода к иностранному языку основывается на двух важнейших технологических достижениях – создании технологии мультимедиа и глобальной сети Интернет. Технология мультимедиа позволяет соединять различные способы передачи информации в едином источнике, а наличие гиперсреды (сети Интернет) делает мултимедиа очень мощным средством хранения и манипулирования информацией.
Исследователи [Андреева 2010: 4-5] указывают на целый ряд дидактических возможностей использования мультимедиа в процессе обучения иностранному языку:
создание более аутентичной учебной среды;
возможность интеграции различных навыков и речевых умений;
возможность для обучающихся в большей мере контролировать собственную учебную деятельность;
возможность сосредоточения внимания на значении языкового явления без ущерба форме и с учетом учебных стратегий обучающихся.
Существуют три области использования мультимедиа и сети Интернет, способные вывести обучение иностранным языкам на новый уровень: информация, коммуникация и публикация.
Неоспоримым достоинством использования мультимедиа и сети Интернет является возможность внедрения с их помощью эвристических методов в процесс обучения. Актуальность эвристического обучения обусловлена тем, что он предполагает «отказ от готовых знаний, от их репродукции» [Маглели 2011: 5]. Рост объема информации требует от современного человека инициативности, изобретательности, невозможных без умения работать творчески и самостоятельно. Эвристические формы и методы обучения обеспечивают создание учащимися новых для них образовательных продуктов в изучаемых предметах. Созданию таких образовательных продуктов всегда предшествует сопровождающая творческая работа: планирование, оценка, контроль, рефлексия.
Применение эвристических методов на уроках иностранного языка позволяет:
индивидуализировать обучение;
создавать проблемные ситуации;
повышать творческую и познавательную активность учащихся;
повышать мотивацию к творческой и учебной деятельности;
создавать комфортную среду обучения;
способствовать развития интеллектуального и творческого потенциала личности;
создавать условия для самостоятельной работы.
Использование сети Интернет и проектная методика
Особенно показательным в отношении применения эвристических методов является участие обучаемых в различных лингвистических Интернет-проектах, предполагающих создание собственного информационного продукта в рамках предлагаемых условий и заданной тематики.
Множество таких проектов для учеников разного уровня обученности предлагает сайт MES-english.com, созданный в помощь преподавателям английского языка и располагающий огромной коллекцией как готового к использованию раздаточного и иллюстрационного материала, так и возможностей для создания собственных образовательных ресурсов на основе имеющихся на сайте шаблонов и электронных оболочек.
Участие в интернет-проектах не только стимулирует обучаемых к творческой деятельности и поиску способов решения проблемных задач, но и позволяет поделиться опытом с учениками из других стран и увидеть их работы по той же тематике. Выбор проекта на сайтеMES-english.com несложен, поскольку в задании подробно указывается на тренировку каких лексических единиц и/или грамматических конструкций рассчитан тот или иной проект. В качестве примера приведем TheSuperHeroProject, в котором принимали участие ученики 6 класс.
The Super Hero Project target language: can, have, introductions, 3rd person singular.
The Supers are back! This project allows students the chance to guess at the powers of certain superheroes, report on a superhero from their country and then create a superhero of their choice. They will describe the superhero (his or her powers and characteristics,) where they live, what they like, don't like, weaknesses, secret identities, etc.
The target language for this activity is:
can - for ability
have - for description
language for introduction
3rd person singular
advanced - comparative, superlative and past tense narratives
Time: The project can be done quickly in a single lesson or spread out as small parts over 3 or 4 lessons. It also depends on how far you wish to go with the project.
Помимо этого сайт располагает целым набором ярких карточек с изображениями существующих и вымышленных супергероев. По желанию обучающиеся могут нарисовать собственного героя и придумать его описание. После окончания работы интересно сравнить описания одних и тех же героев, выполненные обучающимися из разных стран. Это позволяет перевести акцент на формирование социокультурной компетентности, предполагающее помимо всего прочего толерантное отношение к людям разных национальностей, понимание особенностей различных культур и традиций.
Самое простое применение Интернета – это его использование в качестве источника дополнительных материалов при подготовке к занятиям. Очевидно, что в этом случае используется лишь малая часть его возможностей, но даже в этом случае обучение иностранному языку позволяет учителю и ученикам иметь доступ к актуальной и аутентичной информации, которую не всегда можно получить из других источников. Это заметно повышает интерес обучающихся, усиливая мотивацию к изучению языка.
В данном случае важно, чтобы любое задание, связанное с поиском обучаемыми необходимой информации, приобретало в дальнейшем коммуникативную направленность.
Так, после работы над текстом об известном небоскребе EmpireStateBuilding обучаемым в качестве домашнего задания предлагается найти информацию о нескольких самых высоких зданиях в мире и записать ее в соответствии со следующим планом:
Name.
Country.
Year of construction.
Height.
Number of floors.
Interesting facts.
На следующем уроке обучаемым предлагается поработать в парах и узнать как можно больше о здании, информацию о котором нашел сосед. Результатом этой работы становится микро высказывание, которое может быть дополнено другими обучающимися. Такой вид работы нацелен не только на формирование коммуникативной, но также мотивационной, социальной и информационной компетентностей, входящих в число ключевых в современном образовании. Обучающиеся не только ищут необходимую информацию об интересующем их объекте в сети Интернет, но и учатся взаимодействовать друг с другом.
Современные педагоги-практики давно нашли способы преодоления некоммуникативной природы компьютера. Сегодня использование мультимедиа и сети Интернет рассматривается как средство стимулирования дискуссии на иностранном языке в рамках совместной (парной или групповой) деятельности, а также как средства выполнения различных проектов коммуникативной и лингвистической направленности.
Создание электронных образовательных ресурсов при помощи MicrosoftPowerPoint
С помощью мультимедиа учитель может создавать речевые ситуации, в рамках которых обучающие должны решать коммуникативные задачи. При помощи несложной в освоении программы MicrosoftOfficePowerPoint преподаватель может превращать обычные тексты в красочные и наглядные электронные образовательные ресурсы. Ученые выяснили, что при обучении иностранному языку, наша память работает тем лучше, чем больше органов восприятия задействованы при работе с языковой информацией. Именно презентации способны не только задействовать зрение и слух обучаемых, но и подтолкнуть к работе их воображение и интуицию. Кроме того, презентация может заканчиваться неким проблемным вопросом, побуждающим обучающихся к ведению дискуссии.
Представленная выше презентация называется «Chernobyl. Life in the zone of radiation apocalypse».Помимо визуального ряда она включает также текст и музыкальное сопровождение. Работа с презентацией предполагает несколько этапов.
Первый из них является подготовительным и нацелен на активизацию лексического материала, соответствующего тематике раздела (InthePast). Затем обучающимся предлагается вспомнить тематику текста предыдущего занятия (это текст о городе-призраке в США «MineralPark – TheGhostTown») и назвать какой-нибудь город-призрак на территории бывшего СССР. Опыт показывает, что обучающиеся без труда вспоминают Чернобыль и Припять.
Поскольку текст презентации полностью построен на изученном ранее лексическом материале, чтение и перевод нижеприведенного текста не составляют трудностей.
Chernobyl. Life in the zone of radiation apocalypse
Chernobyl is a town in northern Ukraine. It is situated on the river Pripyat.Chernobyl is famous for the great disaster that happened in 1986. In 1970 a power plant was built near Chernobyl. Power plant workers lived in Pripyat, a town which was bigger than Chernobyl. Almost 50000 people lived in Pripyat. On April, 27 1986 people left the town because of the explosion at the Power Plant. In 1986 many people went to Pripyat to rescue the Power Plant. Many of them got medals for this. Some people got so much radiation that they died.There are monuments to those brave and powerful people all over Russia and Ukraine. After the disaster the territory around the Power Plant became radioactive. People can’t live there, that is why the territory is deserted. Today buildings in the radiation zone are empty. Last year some tourist companies in Ukraine started to offer tours to Chernobyl and Pripyat. Tourists come there in order to see the deserted places and the Power Plant with the containment that covers its ruined part.
Заключительныйслайдставитпередобучающимисяпроблемныйвопрос «Wouldyouliketobeatouristtotheradiationzone?». В более слабых группах постановка этого вопроса предполагает ответы наиболее заинтересованных и подготовленных обучающихся. В сильных группах логическим завершением краткой групповой дискуссии является составление диалогов. Отметим, что распределение ролей в диалогах носит не условный, а вполне реальный характер. Среди обучающихся находятся как энтузиасты посещения таких аномально опасных мест, так и противники настолько необдуманных поступков. Современным подросткам, получающим основную долю информации о трагедии на Чернобыльской АЭС из компьютерных игр, становится интересно узнать подлинные факты об этом событии. Таким образом, выстроенная по подобному образцу работа стимулирует развитие коммуникативной, социальной, учебно-познавательной и мотивационной компетентностей.
Несмотря на то, что создание качественной презентации является достаточно трудоемким процессом, обучающиеся с большим энтузиазмом воспринимают задания, требующие поиска необходимой информации (или использования уже имеющейся), и ее представления в форме электронной презентации с устной защитой. Такая работа требует от обучающихся достаточно высокого уровня языковой подготовки, позволяющего им строить развернутые монологические высказывания.
Монологическое высказывание – это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать. В лингвистическом плане усилия обучающего и обучаемого должны быть направлены на отработку правильности структурно-грамматического, лексического и стилистического построения, в экстралингвистическом плане – на соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, заданной ситуации, теме.
Монолог представляет собой относительно развернутый вид речи, при котором относительно мало используется невербальная информация, характерная для диалога. Это активный и произвольный вид речи, для осуществления которого говорящий должен иметь какое-то содержание и уметь построить на его основе высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что означает планируемость и программирование не только отдельного высказывания или предложения, но и всего сообщения.
Возможности использования интерактивной доски в процессе обучения иностранному языку
С развитием современных информационных технологий, развивается и уровень оснащённости образовательных учреждений. На сегодняшний день в школах имеются широкие возможности для использования на уроках интерактивных досок в сочетании с мультимедийным проектором. Такая доска может использоваться не только как экран для демонстрации презентаций и фильмов на английском языке, но и в качестве «поля» для выполнения разного рода интерактивных заданий. Скептики считают, что в этом качестве интерактивная доска просто заменяет бумагу и не несет никакой образовательной ценности: «Собственно говоря, это самые обычные упражнения, разница лишь в том, что их видят не на бумаге, а на мониторе» [Будунова, Зураева 2007: 6].
Соглашаясь с тем, что многие упражнения на подстановку или заполнение пропусков, просто копируют традиционные задания на бумаге, мы не поддерживаем точку зрения об абсолютной избыточности интерактивной доски. Задача учителя – выстроить работу с интерактивной доской таким образом, чтобы стимулировать обучаемых к активной языковой деятельности, не делая доску единственным и центральным «персонажем» урока.
Известно, что обучение устному общению строится на базе трех типов упражнений: языковых, условно-речевых и собственно речевых. Использование интерактивной доски особенно актуально на этапе языковых упражнений, подготавливающих обучаемых к производству диалогических или монологических высказываний. Обычные упражнения на отработку лексического и грамматического материала превращаются в наглядные задания, стимулирующие интерес и мотивацию учащихся. Это можно увидеть в приведенных ниже примерах.
На официальном сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru) собрана обширная база данных, содержащая порядка сотни готовых электронных образовательных ресурсов (ЭОРов), нацеленных на развитие различных речевых умений и видов речевой деятельности. Использование таких ресурсов возможно только при наличии интерактивной доски.
Интернет является не только огромной базой данных, но и позволяет современному человеку осуществлять коммуникацию на очень далеком расстоянии. Письменная коммуникация традиционно считалась эффективным средством лучшего овладения иностранным языком. Интернет и здесь открывает новые возможности, предлагая два вида письменной коммуникации: синхронную (Chat) и асинхронную (E-mail).
Синхронная коммуникация представляет собой нечто среднее между письменной и устной. Ее участники, обмениваясь письменными сообщениями в режиме реального времени, пользуются языком, характерным для устного общения.
Поскольку диалог является межличностным общением, в нем нет отправителя и получателя, а есть два коммуниканта, и каждый из них в процессе диалогического общения становится то отправителем, то получателем информации. В коммуникативном акте принимают участие два лица, между которыми происходит многократный обмен мнениями. Эту постоянную смену говорящего и слушающего лингвисты считают отличительной чертой диалога.
Для диалогической речи характерна эллиптичность, которая вызвана условиями общения. Сокращенность проявляется на всех уровнях языка и касается в основном лексически избыточных элементов. Другой отличительной чертой диалогической речи является ее спонтанность, поскольку содержание разговора и его структура зависят от реплик собеседников. Спонтанный характер диалогического высказывания обусловливает использование разного рода клише и разговорных формул, а также нечеткую «свободную» оформленность фраз.
Все эти признаки характерны и для синхронной коммуникации в режиме on-line. Но Chat больше подходит для индивидуального изучения языка, в аудитории этот вид деятельности трудно реализуем. Кроме того, для участия в таком виде коммуникации необходимо достаточно высокое знание языка.
Асинхронная письменная коммуникация позволяет работать над текстом тщательно, поскольку возможность продумать, исправить, переписать свой текст особенно важна на начальной и средней ступенях изучения иностранного языка. Использование ресурсов сети Интернет посредством стимулирования обучаемых к письменному общению с зарубежными товарищами дает возможность сделать процесс изучения иностранного языка более аутентичным, приближенным к реалиям стран изучаемого языка.
Особую роль в обучении английскому языку играют игры. Это универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить процесс обучения в увлекательное занятие. Большим преимуществом игр является также и возможность вовлечения учащихся всех уровней подготовленности в ход урока. Слабый по языковой подготовке ученик может одержать верх над более сильным, используя сообразительность и находчивость.
Игра, как известно, - основной вид деятельности ребёнка. Она является своеобразным общим языком для всех ребят. Одновременно игра – это инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на обучающих. Это мощный стимул к овладению языком.
По мнению психолога А.А.Леонтьева, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Всё это вместе взятое составляет мотивацию учения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приёмы и методы обучения, удовлетворяющие потребности школьников в новизне изучаемого материала, в разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
Отличительной чертой коммуникативных, в том числе ролевых, игр и их преимуществом перед другими видами работ, направленных на развитие устного общения, является то, что в данных упражнениях речевая деятельность рассматривается в социальном контексте с учетом темы разговора, отношений между партнерами по общению, места и времени действия, что способствует приближению процесса обучения к реальной жизни.
Проведение любой игры предполагает наличие трех этапов:
подготовительного, включающего предварительную работу учителя и учащихся по выбору темы, отбору языковых средств, подготовке атрибутов игры;
этапа проведения игры, успешность которого во многом зависит от тщательности работы проведенной на подготовительном этапе;
этапа контроля игры, который может следовать сразу же за игрой или проводиться на последующих уроках.
Использование средств мультимедиа и сети Интернет наиболее актуально и продуктивно на этапе подготовки к игре, требующем от учителя подбора достаточно большого объема информации. При этом необходимо не только найти необходимые данные по теме, но и подготовить наглядные псобия, карточки, фрагменты фильмов, в поиске которых сегодня не обойтись без сети Интернет.
Помимо этого, сеть Интернет в сочетании с интерактивной доской может использоваться и во время проведения игры. Так, обучающимся может быть предложено выступить в качестве гидов по одному из городов мира и провести интерактивную экскурсию с использованием карты. Большую помощь в проведении таких игр оказывает сайт www. panoramicearth.com, содержащий интерактивные туры по многим столицам мира. При этом ученик может не только следовать предлагаемому на сайте маршруту, но и конструировать его самостоятельно в рамках предлагаемых условий.
Глава 2. Электронные ресурсы
В арсенале каждого учителя есть целый набор методов, приемов, техник, которыми он пользуется при обучении лексике и грамматике. С развитием компьютерных и интернет технологий в нашем распоряжении появилось множество электронных приложений, являющихся неплохим подспорьем для учителя при обучении различным аспектам, лексике и грамматике в частности. Хотелось бы поделиться собственным опытом в этой области.
Рассмотрим наиболее известные и эффективные электронные ресурсы к различным УМК.
Одним из самых ярких и наиболее распространенных в данный момент УМК по английскому языку является «Spotlight» и его электронное приложение, выпущенное компанией «Просвещение» совместно с ABBYYLingvo. Несмотря на то, что электронное приложение к учебнику с аудиокурсом предполагает в основном самостоятельную работу обучающихся во внеурочное время, в школах это приложение очень активно и продуктивно используется во время уроков. Причин тому несколько.
Во-первых, распорядок дня современных детей очень насыщен и зачастую у них нет достаточного количества времени, чтобы выполнить задания. Кроме того, есть дети, которым недоступно выполнение заданий с электронных ресурсов в домашних условиях.
Во-вторых, вомногих классах иностранного языка есть не только интерактивные доски, но и лингафонные кабинеты. Ученики под наблюдением преподавателя могут работать как самостоятельно, так и в группах или парах, выполнять не только само-, но и взаимопроверку.
Наиболее часто электронное приложение используется на этапе отработки новых слов и выражений. По сути, подобную работу можно провести и без использования электронного приложения и даже не прибегая к интерактивной доске. Однако современные ученики гораздо охотнее включаются в работу над заданиями с применением современных компьютерных технологий. Кроме того, наличие материалов ABBYYLingvoTutor облегчает работу учителя, снимая необходимость самостоятельно готовить задания подобного рода на отработку лексики. Количество времени, затрачиваемое на такую работу, может зависеть от цели урока (если это формирование или совершенствование лексических навыков, оно может быть несколько больше), но как правило составляет не более 5-7 минут. Предлагаемые в приложении слова высвечиваются на интерактивной доске (перевод при этом закрыт), учащиеся выходят к доске, самостоятельно вписывают перевод, читают и переводят лексическую единицу. Остальные обучающиеся группы в это время письменно составляют предложения с использованием данного слова. После этого учитель предлагает обменяться тетрадями и проверить правильность выполнения задания по двум параметрам: грамматическая структура предложения и орфографическая точность написания интересующей лексической единицы.
Если речь идет об уроке, на котором учащиеся только знакомятся с новыми словами или учитель проводит первичную проверку закрепления лексического материала, очень полезным оказывается обращение к формам обсуждаемого слова. Это помогает быстро вспомнить, например, степени сравнения прилагательных или формы причастий. Работа с этим материалом электронного приложения обычно строится следующим образом: ученикам предлагается не только прочитать, написать и перевести слово, но и определить, какая это часть речи и предположить, какие формы будут указаны при нажатии на знак А.
Хотелось бы отметить, что ненавязчивое и довольно сдержанное оформление программы также является ее большим плюсом. Обучающиеся не отвлекаются на лишние цветовые эффекты и сосредоточенно работают над заданием. Важно также и то, что вместе с системой упражнений мы получаем и сам словарь ABBYYLingvo, правда, включающий только словарь общей лексики, которого вполне достаточно для обучающихся.
На данный момент широко используется грамматический тренажер Round-up. Этот тренажер имеет 7 уровней (от Starter до уровня 6), каждый из которых соотносится с программой учебников Spotlight для разных классов. Так, Round-up 1 охватывает материал 5 и частично 6 класса, в 7 классе может использоваться Round-up 3 и некоторые разделы из тренажера четвертого уровня. Недостатком УМК Spotlight для 5, 6, 7 классов является ощутимая нехватка упражнений на отработку грамматики, поэтому Round-up оказывается в этом случае незаменимым помощником.
Каждый из уровней включает 19-20 разделов, состоящих из трех упражнений и игры. Если сравнивать с набором упражнений в LingvoTutor, то типы заданий в Round-up достаточно разнообразны и включают задания на множественный выбор, на подстановку нужных грамматических форм, поиск ошибок, составление предложений, соотнесение высказываний. Кроме того, многие задания (особенно на первых уровнях) сопровождаются иллюстрациями, что вызывает у учеников особенный интерес. Задания, предлагаемые в разделе «Игра» иногда требуют не только знания грамматических правил, но и внимания, сконцентрированности, чего нередко не хватает современным ученикам.
Конечно, ни один даже самый хороший тренажер не может удовлетворить всех потребностей учителя. В таких случаях на помощь приходят различные тестовые оболочки, при помощи которых мы можем сами конструировать задания и использовать их как на этапе отработки тех или иных навыков, так и с целью их проверки, если в нашем распоряжении есть компьютеры или ноутбуки.
Одной из самых популярных и простых в освоении и применении является тестовая оболочка HotPotatoes, с которой, наверняка, многие знакомы. При помощи этой программы можно создать 10 типов различных упражнений на разных языках с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.
Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может рассматриваться как самостоятельная программа):
1. JQuiz – Викторина – вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий).
2. JCloze – Заполнение пропусков.
3. JMatch – Установление соответствий (3 типа заданий).
4. JCross – Кроссворд.
5. JMix – Восстановление последовательности.
Существует дополнительный блок, JMasher, который позволяет объединять созданные упражнения в тематические блоки, уроки и учебные курсы.
Для тех, кто впервые приступает к работе с программой, ее разработчиками подготовлен интерактивный учебник на английском языке, работая с которым можно выполнить упражнения, созданные с помощью программы, и самостоятельно создать одно из заданий.
Создание упражнения включает несколько этапов:
ввод данных;
настройка конфигурации упражнения
преобразование данных в упражнение – формат веб-страницы (HTML) – для последующей работы обучающихся и сохранение упражнения;
сохранение файла данных упражнения в формате конкретного блока программы (для возможного внесения изменений).
Кроме того, созданные упражнения и ответы можно
распечатывать;
объединять в тематические блоки и уроки.
Если вы предполагаете использовать созданные упражнения для контроля знаний, HotPotatoes предусматривает возможность установление лимита времени на выполнение задания.
Если у вас нет возможности работать с подобными заданиями в интерактивном режиме, вы можете заранее создать, например, кроссворд и распечатать его для своих учеников. Делать это можно не только с помощью тестовых оболочек, но также и он-лайн. В связи с этим хотелось бы рассказать об одном из моих любимых сайтов, предоставляющем учителю множество возможностей для создания собственных образовательных ресурсов на основе имеющихся на сайте шаблонов и электронных оболочек. При помощи этого сайта можно не только создавать кроссворды и головоломки, но и вовлекать учеников в работу над лингвистическими проектами. Участие в интернет-проектах не только стимулирует обучаемых к творческой деятельности и поиску способов решения проблемных задач, но и позволяет поделиться опытом с учениками из других стран и увидеть их работы по той же тематике.
Выбор проекта на сайтеMES-english.com несложен, поскольку в задании подробно указывается, на тренировку каких лексических единиц и/или грамматических конструкций рассчитан тот или иной проект.
После окончания работы над проектом интересно сравнить собственный продукт с теми, которые выполнены обучающимися из разных стран и представлены на сайте. Это позволяет перевести акцент на формирование социокультурной компетентности, предполагающей помимо всего прочего толерантное отношение к людям разных национальностей, понимание особенностей различных культур и традиций.
Интернет предоставляет нам также возможности для создания так называемых «облаков слов», которые можно использовать, например, в качестве опоры для речевой разминки Предлагая обучающимся, например, создать словосочетания или предложения их имеющихся в облаке слов, мы повышаем их внимание и мотивацию. Эти визуальные конструкции нетрудно создать в режиме он-лайн при помощи таких ресурсов как Tagxedo, Wordle, Worditout и включить в презентацию. Облака слов представляют собой особенным образом сгруппированные лексические единицы. Это могут быть как бесформенные скопления слов, так и визуально яркие образы, форма которых определяется замыслом преподавателя. Так, при обсуждении проблем экологии облако слов может иметь форму дерева или животного. При этом в облако слов можно превратить любой линейный текст.
Но даже самые инновационные ресурсы нельзя использовать сверх меры. На уроке преподаватель должен достигать конкретной цели, направленной,в итоге, на развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Понять, достигнута ли цель, поможет, в том числе, рефлексия.
Глава 3. Рефлексия
Содержание языкового образования сегодня ориентировано на воспитание и развитие обучающихся средствами иностранного языка. Иностранный язык в современной школе становится не только целью, но и средством обучения, в связи с чем можно говорить об особенной роли предмета «Иностранный язык» в системе школьного образования.
Своеобразие уроков иностранного языка определяется еще и тем, что они являются «по сути единственными моделирующими реальные события и многообразные ситуации общения в условиях класса» [Шопина 2012:http]. Уроки иностранного языка — благодатная почва для формирования личностного развития. Учащиеся не только овладевают умениями говорения и понимания чужого языка, но и знакомятся с психологическими, культурными, нравственными особенностями народов стран изучаемого языка. В связи с этим особенно актуально говорить о важности психологического комфорта на уроках.
Психологи выводят следующую формулу успешного обучения: М + 4П + С, где М — мотивация, 1П — прием (поиск) информации, 2П — понимание информации, 3П — припоминание информации, 4П — применение информации, С — систематичность знаний.
Мотивация, являющаяся отправной точкой в данной формуле, представляет собой не просто побудительные силы, движущие ученика к цели, а является комплексным понятием, включающим, по версии Е.П. Ильина [Ильин 2002: 68]:
удовольствие от самой деятельности;
значимость для личности непосредственного результата деятельности;
мотивирующую силу вознаграждения за деятельность.
При этом даже при высоком уровне мотивации учеников не всегда легко создать на уроке оптимальные условия для создания ситуации успеха и реализации потенциальных способностей обучающихся.
С точки зрения нейропедагогики [Шопина 2012:http] процесс обучения должен включать три этапа:
Мотивационный, предполагающий подготовку ученика для решения учебной задачи.
Организационный, включающий создание условий для успешного решения учебной задачи.
Функциональный, являющийся этапом непосредственной учебной деятельности.
Результативный, или рефлексивный, подразумевающий осознанное отношение к результату своего учебного труда.
Недостаточное внимание к одному из этих этапов может привести к трудностям в процессе обучения, к снижению заинтересованности со стороны учеников и, как следствие, к снижения качества обучения. В данной работе хотелось бы более подробно остановиться на четвертом из представленных этап, а именно на этапе рефлексии, являющемся важной частью любого урока иностранного языка.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
С общетеоретических позиций понятие рефлексии рассматривается многими исследователями среди которых А.В. Карпов, В.Е. Лепский, В.А. Лефевр, Г.П.Щедровицкий и др.
В зависимости от функций рефлексии выделяются следующие ее типы:
Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Предполагает способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
Ретроспективная рефлексия служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.
Проспективная рефлексия включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.Рефлексия — то, что ты взял с урока, понял и изложил собственными словами. Она возникает на всех этапах учебной и педагогической деятельности, проявляясь в различных формах и видах этой деятельности (мышлении, решении учебных задач, кооперации и коммуникации, самосознании и др.).
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Выделяются следующие функции рефлексии на уроке:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
«Синквейн» - это стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных в определенной форме:
В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное). Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета. Четвертая строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету. Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).
Использование синквейна особенно актуально в конце какой-либо лексической или грамматической темы и позволяет наглядно увидеть, что же стало для учеников наиболее запоминающимся, интересным или трудным во время прохождения данного материала.
Приведем примеры синквейнов, составленных учениками 6 класса по окончании прохождения модуля «Праздники. Обычаиитрадиции».
Feasts.Feasts.
Colourful, active.Traditional, interesting.
Decorate, celebrate, exchange gifts. Celebrate, compete, perform.
Have a good time! It is very interesting.
Happiness! Celebration.
Данный модуль включал несколько разделов, относящихся к семейным праздникам и подготовки к ним; традиционным британским и американским праздникам; некоторым необычным праздникам разных народов мира. Представленные синквейны вполне наглядно показывают, какой из разделов оказался наиболее интересным для составлявших их учеников.
В качестве рефлексии в конце урока в разных классах предлагается заполнять следующие анкеты.
Анкета для проведения рефлексии (5-6 классы)
1. На уроке я работал |
активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался |
коротким / длинным |
4. За урок я |
не устал / устал |
5. Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был |
понятен / не понятен |
7. Задание на самоподготовку мне кажется |
легким / трудным |
Она позволяет суворовцу осуществить самоанализ, дать качественную оценку уроку. Некоторые пункты можно изменять, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
Для оценивания суворовцами своей активности и качества своей работы на уроке, ребятам 7-8 классов предлагается на полях своей тетради, условно отмечать свои ответы:
« - » - ответил по просьбе преподавателя, но ответ неправильный;
« + » - ответил по просьбе преподавателя, ответ правильный;
« / » - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
« ! » - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
« 0 » - не ответил.
В 9-11 классах можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу.
Анкета для проведения рефлексии (9-11 классы)
Плюс |
Минус |
Интересно |
Записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей |
Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций |
Учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопрос к преподавателю |
Помимо заданий, носящих только рефлексивный характер, на уроках иностранного языка целесообразно использовать упражнения, сочетающие элементы рефлексии с развитием внимания и памяти, воображения, отработкой текущего лексического и грамматического материала. Приведем примеры некоторых из таких заданий:
Помимо заданий, носящих только рефлексивный характер, на уроках иностранного языка целесообразно использовать упражнения, сочетающие элементы рефлексии с развитием внимания и памяти, воображения, отработкой текущего лексического и грамматического материала. Приведем примеры некоторых из таких заданий:
1.Что со мной произошло. Учащиеся коротко (в трех предложениях) рассказывают друг другу о том, какие интересные события в их жизни произошли накануне. Затем, меняясь в парами, пересказывают друг другу услышанное. Тренируются грамматические и лексические структуры, внимательность, память.
2. Печатная машинка. Распределить среди учащихся группы карточки с буквами алфавита. Предложить «напечатать» слова, поднимая в определенной очередности карточки. Для упражнения целесообразно брать активную лексику урока. Обучает взаимодействию, тренирует способность быстро реагировать, помогает запомнить написание слов
3. Ассоциации. Команды подбирают ассоциативный ряд к какому-нибудь слову из активной лексики, другая команда должна догадаться, о чем идет речь. Можно дать задание дополнить ассоциограмму противоположной команды
4. Кто есть кто. Упражнение на сопоставление понятий (черт характера, форм поведения) и их определений. Позволяет обратиться к анализу поведенческих реакций, самоанализу характера. Очень важно для подростков.
5. Интонации и настроение. На карточках обозначены различные эмоциональные состояния. Дается фраза, которую нужно произнести с учетом указанного настроения. Можно дополнить задание – нужно угадать какое состояние попытался изобразить ученик. Это упражнение помогает научиться понимать эмоциональное состояние других людей и правильно реагировать.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Педагоги подтверждают, что обучая детей грамотному проведению рефлексии на уроках, мы добиваемся значимого роста показателей личностных результатов обучения. Таким образом, развивая через рефлексию учащегося его осознанную мотивацию к обучению, мы можем существенно и целенаправленно влиять на формирование его компетентностей, которые отныне становятся новыми критериями качества образования
Заключение
Представленная в данной разработке информация отражает различные возможности использования мультимедиа и сети интернет для формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку. Сегодня в арсенале любого педагога имеется целый ряд информационно-коммуникационных технологий, возможности использования которых зависят как от образовательной среды и ее технической оснащённости, так и от творческого потенциала самого учителя.
В рамках компетентностного подхода, осуществляемого в современном образовании, использование мультимедийных средств позволяет комплексно развивать ключевые компетентность обучаемых.
В заключении следует подчеркнуть, что использование современных компьютерных и мультимедийных средств в процессе обучения иностранному языку будет продуктивным и действенным только когда данный процесс будет строго контролироваться преподавателем, проходить поэтапно и включать в себя грамотный подбор системы специально разработанных приемов и упражнений, которые соответствуют целям и задачам обучения.
Список использованной литературы
Андреева Н.В. Мультимедиа в обучении иностранному языку: от опыта использования к разработке курсов дистанционного обучения // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. – Вып.10. – Тверь: ТвГУ, 2010. – С. 4–13.
Будунова Д.М., Зураева А.В. Использование возможностей сети интернет в обучении английскому языку // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. – Вып.5. – Тверь: ТвГУ, 2007. – С. 4–6.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Академия, 2008. – 336 с.
Даньшина А.В. Формирование ключевых компетентностей учащихся // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // http://festival.1september.ru
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
Маглели А. Эвристические методы обучения иностранному языку как условие творческой самореализации учащихся // English. - №7, 2011. – С. 5–7.
Махмурян К. Новые образовательные стратегии – говорит Москва // Иностранные языки. – Вып. 3. – М.: Просвещение, 2012. – С. 8–11.
Шопина М. Психологический аспект урока иностранного (английского) языка // Иностранные языки. – Вып.3, 2012 // http://iyazyki.ru/2012/04/psihology-english/#more-4545