Публикация «Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка»

1
0
Материал опубликован 8 November 2015 в группе

МКОУ Судайская средняя школа

ДОКЛАД

«Информационно – коммуникационные технологии

на уроках иностранного языка»

Учитель: Лебедева Е.Н.

2014-2015 уч.год

«Информационно – коммуникационные технологии на уроках иностранного языка»

Стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования.  Качественное  владение иностранным языком необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство.

В условиях современной интеграции Европейских государств повышается мобильность их граждан, связанная с поиском работы, учебы или отдыха. В этой ситуации возрастает роль иностранного языка. Чем больше языковзнаешь, тем легче адаптироваться в обществе, тем шире спектр человеческих возможностей, тем выше интеллект.

Государственный стандарт образования РФ предъявляет к выпускникам общеобразовательной школы высокие требования в знаниях иностранного языка.

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.

Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.

Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет. Возникают противоречия: с одной стороны, наличие современных технических возможностей получения информации, с другой стороны, учащиеся используют компьютер чаще всего для игры, для прослушивания сомнительной музыки, для виртуального общения. Второе противоречие: требование широкого использования ИКТ - технологий, и слабое обеспечение школы техническими средствами.

Отсюда возникает проблема: как привить учащимся интерес к работе с ИКТ с целью получения полезной информации.

Данная проблема заставила меня задуматься и навела на решение заняться разработкой темы «ИКТ на уроках иностранного языка».

Актуальность данной темы заключается в том, что ИКТ с каждым днём становятся неотъемлемым средством общения всё большего количества людей. По данным всемирного центра Интернет - статистики около полутора миллиарда людей, т.е. каждый четвёртый житель планеты, принимает участие в образовательном, профессиональном и личном общении посредством ИКТ на повседневной основе. Эти цифры свидетельствуют о том, что в современном мире уже практически невозможно полноценно осуществлять профессиональную и межличностную деятельность без ИКТ. Например, заявки на общероссийские и международные олимпиады, конкурсы и гранты распространяются, заполняются и подаются посредством сети Интернет; поисковые системы сети Интернет являются для учащихся наиболее эффективным средством выбора учебного заведения для получения высшего образования. От того, насколько эффективно удастся им позиционировать свои интересы и представлять себя, будет зависеть их личное благополучие и процветание всей страны. Актуальность заключается также в поиске новых форм и средств обучения иностранному языку при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе.

Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется “ подать” себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и олимпиадах, на ЕГЭ устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особой подготовки. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернет в обучении иностранного языка, презентаций.

Задачи учителя: активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.

Цель моей работы такова:

раскрыть роль ИКТ  в успешном овладении иностранным  языком

повысить интерес к предмету

активизировать познавательную деятельность

. Для реализации этой цели я ставлю следующие задачи:

-изучить литературу по данной теме
-
изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения иностранного языка исследования по данной проблеме;

- изучить передовой педагогический опыт;

- опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты и сделать выводы;

- подготовить материал для передачи опыта.

Используя информационные ресурсы сети Интернет на уроках иностранного языка, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;

совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;

пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определённый этап развития культуры народа, социального  и политического устройства общества.

Решать эти задачи я буду с помощью таких механизмов, как:

формирование ИКТ -компетентности педагога.

внедрение в урочную деятельность информационно-коммуникационных технологий.

создание и использование в образовательном процессе электронных презентаций, текстовых, графических, анимационных редакторов.

организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ и ресурсов информационной среды.

направленная поддержка одаренных учащихся, индивидуальная помощь отстающим.

развитие материально-технической базы.

обобщение и распространение опыта работы.

Образовательный потенциал нового технического средства обучения эффективно используется на уроке иностранного языка в осуществлении наглядной поддержки обучения речи. Примером тому служит использование презентации Power Point, преимущества которой можно отметить в:

сочетании разнообразной текстовой, аудио – видеонаглядности;

презентация – как своеобразная интерактивная мультимедийная доска, которая позволяет наглядно семантизировать новый лексический и грамматический материал, осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;

возможности управления вниманием учащихся за счёт эффектов анимации и гиперссылок;

поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;

формировании компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

Отличие презентации Power Point от традиционных средств наглядности в том, что она:

интерактивна (способна изменяться и реагировать на действия пользователя)

мультимедийна (используется комплекс эффектов: текст, звук, графика)

информация представлена комплексно (возможность управления показом презентации в различном режиме).

С внедрением информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения заметно возросла мотивация к предмету. Ученики получили возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Компьютерные программы дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усвоения материала идёт гораздо быстрее и легче. Успешно используется индивидуальная форма работы. Компьютер дает возможность каждому ребёнку индивидуально поработать над грамматическим материалом под руководством учителя или без него. Интернет технологии делают образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. Используя информационно-коммуникативные технологии на уроках, удаётся включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда, нацелить ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности. Мои учащиеся начальной школы и среднего звена любят яркие, красочные, занимательные игры, которые имеют звуковое и музыкальное сопровождение. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет свои умения и способности. Интересно проходит работа над новой лексикой с использованием обучающих программ.

Внедрение в учебный процесс информационных технологий не исключает традиционные методы обучения. Они гармонично сочетаются  с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование информационно-компьютерных технологий позволяет многократно повысить эффективность обучения, качество обучения и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного  языка.

Мультимедийные технологии.

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин “мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными.

Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий.

Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка является проектная деятельность. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Учащиеся используют Интернет для сбора материала для проектов.

Одной из возможностей использования мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно провести урок иностранного языка в компьютерном классе, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию учитель может подготовить сам или поручить создание презентации учащимся. Эта презентация может быть использована во время проведения разных форм уроков или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация – это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность. Мои учащиеся старших классов выполняют проектные задания, слайдовые презентации на немецком языке на электронных носителях. Конкурс компьютерных презентаций во время проведения в школе Недели иностранных языков по определённой теме становится традиционным.

Другой положительный результат использования презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.

Применение презентаций на уроке дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее важных элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера и т.д. Так, например, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме этого в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Такой прием в большей мере воздействует на зрительную память, что позволяет лучше усваивать материал.

Но подготовка такого вида программ требует определенной подготовки учителя, а именно: умение работать не только в Microsoft Word, но и в Microsoft Power Point. (можно указать еще и другие программы) При определенном опыте создание презентаций в Microsoft Power Point может занять от одного до трех часов в зависимости от сложности материала, но ценность ее заключается в том, что ее можно использовать на протяжении длительного периода времени. Наиболее продуктивными являются презентации, в которых после объяснения материала вставляются упражнения на закрепление. Такие упражнения учащиеся могут выполнять самостоятельно, а также коллективно, если презентация выведена на большой экран.

Еще одним очень важным и удобным способом использования ПК при изучении иностранного языка является всемирная сеть Интернет. произносительные навыки.

ИКТ технологии делают учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он раскрывает свой творческий потенциал, проявляет фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Недаром эта технология относится к технологиям XXI века.

Таким образом, применение ИКТ - технологий на уроках иностранного языка приводит к повышению интереса учащихся, к успешному изучению иностранного языка, развитию коммуникативной   компетенции, к устойчивой мотивации.

  Владение навыками ИКТ - технологий проявляется в том, что ученики с большим интересом относятся к таким видам деятельности, как: активное участие в Неделях иностранного языка, написание творческих работ, проведение различных конкурсов. Применение данной технологии дает хороший результат в формировании навыков и умений, о чём свидетельствует то, что мои ученики постоянно принимают участие в различных конкурсах, очных и заочных олимпиадах по предмету, в научных конференциях.

Каковы же перспективы решения проблемы?

Подводя итоги данной работы, хочу подчеркнуть, что использование ИКТ делает процесс обучения более эффективным и интересным, способствует развитию личностных качеств обучаемых. Использование новых технологий – назревшая необходимость в образовательном процессе, закономерный этап развития педагогических технологий и неотъемлемая часть современной школы.

В зависимости от конкретных учебных задач компьютерные технологии могут быть использованы как в индивидуальной, так и групповой работе; как непосредственно в классе, так и дома; как в проектной деятельности, так и на регулярных занятиях.

ИКТ - технологии дают возможность каждому ученику эффективно реализовать себя в разных аспектах. При отборе материала учащиеся учатся ориентироваться в информационном диапазоне, выделять главное, актуальное, интересное, а, значит, развивают исследовательские способности анализировать, сравнивать, прогнозировать. Учащиеся реализовывают себя в языковом аспекте, развивая  лексический и речевой потенциал. Очевидно одно: использование ИКТ – технологий будет способствовать применению учащимися иностранного языка в образовательной познавательной деятельности.

Литература

Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002.

Н.Д.Гальскова Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков. ИЯШ, №6,2009                                                                                                        

Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием. ИЯШ, №3,2008.                  

Ефременко А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка. ИЯШ, №8, 2007.         

Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени. ИЯШ,№5, 2005

Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 1997.

Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. ИЯШ, №3, 1997

Телицина Т. Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, №2. 2002.

10. П.В.Сысоев Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно - коммуникативных технологий. ИЯШ, №1, 2010В.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.