Методическая разработка «Использование фольклора для ознакомления учащихся детской школы искусства с народным календарем»
Пермский край
Кунгурский муниципальный район
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Комсомольская детская школа искусств»
Использование фольклора для ознакомления учащихся детской школы искусства с народным календарем
Методическая разработка
Жуковой Татьяны Флегонтовны преподавателя фортепиано
2020г.
Содержание
№ п/п | содержание | Стр. |
1 | Содержание | 2 |
2 | Введение | 3 |
3 | Глава 1. Понятие фольклора и народного календаря | 4 |
| 1.1 Понятие фольклора | 4 |
| 1.2 Календарный фольклор | 12 |
| 1.3 Народный календарь | 13 |
4 | Глава 2. Содержание музыкального репертуара и устного народного творчества | 15 |
5 | Заключение | 56 |
6 | Литература | 57 |
1.2 Календарный фольклор
Календарный фольклор – одна из самых поэтических страниц устного творчества т.к. он связан с образами природы, природными явлениями. Он приучает видеть, подмечать поэзию окружающей природы в любое время года, в него входят произведения, связанные с календарными датами. Это заклинания явлений природы, приговорки, календарные песенки посвящён-ные, например, Масленице, Святкам.
Исследователи детского фольклора начала 20 века и в частности Г.С.Виноградов указывали на то, что календарный фольклор постоянно исчезает не только из взрослой, но и из детской музыкальной среды. Детский музыкальный фольклор претерпел значительные изменения по сравнению со второй половиной 19 века. Вот как описывала заклинание весны детьми в Курской губернии в начале 19 века этнограф Р. Данковская: «В Курской губернии дети 9 марта отправлялись со специальным печеньем в виде птиц на огороды, где стоят стога соломы и припевали печальным напевом, после чего, схватив каждый своего «кулика», убегали без оглядки, с тем, чтобы вернувшись, повторить всё сначала. Дети бегали и пели так до позднего вечера. Съев головки «куликов» назавтра производили то же самое с их туловищами, которые к вечеру также съедались.
В календарном фольклоре есть такие широко распространенные жанры: колядки, веснянки, обращенные к различным явлениям природы: солнцу, дождю, ветру, радуге. Они сохраняют в себе отзвуки далеких язычес-ких времен. Близко к закличкам примыкает такой жанр календарного фольклора как приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Например, обращение к божьей коровке с просьбой полететь на небо, к улитке, чтобы она выпустила рога, к мышке, чтобы она заменила выпавший зуб новым и крепким, или приго-ворка исполнялась при вытряхивании воды, попавшей в ухо при купании.
В музыкальном отношении приговорки разнообразны как ни один жанр детского фольклора. В них отражается весь комплекс мелодических интонаций, близких разговорной речи. Есть приговорки, построенные на многократном повторении отдельных возгласов - диссонирующих интервалов. Древнейший музыкальный язык календарных песен сохраняет специфические особенности архаического мелодического склада: лаконизм изложения, узкий звуковой объём (весь детский календарный материал звучит в основном в пределах терции и кварты), тесную связь с живыми речевыми интонациями. Основу очень древних по - своему происхождению колядок, закличек и приговорок составляет многократное повторение секундовых интонаций. Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевым, способствует быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь, интонировать говорком.
Таким образом, музыкальный календарный фольклор неразрывно связан с годовым циклом календаря, народными обычаями.
1.3.Народный календарь
История современного календаря насчитывает тысячелетия. Потребность в измерении возникла уже в глубокой древности. Трудно было не заметить смену дня и ночи, изменения величины луны. Так появилось измерение времени - сутки и месяц. Лунный календарь появился впервые у народов, ведущих кочевой образ жизни, связанный со скотоводством. С переходом к оседлому образу жизни и земледелию возникла потребность в определении сроков сева и жатвы, зависящих от времени года. Было замечено, что эти сроки связаны с движением солнца. В результате появился солнечный календарь, а с ним и новый более длинный временной – солнечный год.
В древности существовало множество календарей. Вавилонский, древнегреческий, еврейский – это лунные календари; древнеегипетский, григорианский, римский – солнечные. Существовали также так называемые азиатские календари – древнекитайский, индийский, вьетнамский и др.
Наш современный календарь основан на древнеримском календаре. Само слово «календарь» - переводится с латинского языка и означает «долговая книга». Дело в том, что в древнем Риме было принято платить проценты по долгам первого числа каждого месяца. Этот день назывался «календы». Более 2 тысяч лет назад римляне уже присвоили некоторым месяцам определенные названия. В 988 году Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим событием пришло новое летоисчисление – юлианский (римский) календарь, основанный на солнечном годе, с римскими названиями месяцев. В течение многих веков началом года считали 1 марта. В 1492 году начало года было перенесено на 1 сентября, и так было более 200 лет. 20 декабря 1699 года Петр Первый подписал указ «Считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. Учинить стрельбу из малых пушек, пускать ракеты, зажигать огни». Последние изменения произошли в 1917 году, когда был опубликован переход к западноевропейскому календарю, так Новый год отмечается с 31 декабря на 1 января. В течение долго времени на Руси одновременно существовали 3 календаря: гражданский, церковный и народный, которые то совпадали, то расходились по датам. В прошлом столетии для основной массы людей, причины смены времен года и многие природные явления были окружены тайной. Люди видели, что приход весны как-то связан с прилетом птиц. Считалось, что весну на своих крыльях приносит жаворонок. Поэтому, желая обеспечить своевременный приход весны, люди выпекали из теста фигурки птиц, обращались к жаворонкам, ласточкам, куликам с просьбой поскорее вернуться в родные места.
С древних времен у славян сохранился обычай поклоняться солнцу, месяцу, граду. Особо почитались деревья, камни, водоёмы. Исключительное значение придавалось березе. Про неё говорили, что она обогревает, лечит, парит. Из её коры вырезали музыкальные инструменты(дудочки, свистульки), воспевали её красоту, наряжали на Троицу и водили хороводы.
С календарем связаны и такие праздники как Рождество, Пасха, Масленица, Троица. Наши предки любили и умели повеселиться под музыку свирелей, балалаек, гармошек.
С течением лет народный календарь претерпел ряд трансформаций, но по-прежнему оставался необходимым компонентом быта и культуры России. Использование устного народного творчества, музыкально-календарного фольклора продолжается и в наши дни на уроках и праздниках. Учащиеся с удовольствием участвуют в них: читают стихи, знакомятся с пословицами, поговорками, загадками, поют народные песни.
Следовательно, изучение народного календаря, связанных с ним календарных праздников, несомненно, является источником познавательного и нравственного развития учащихся.
Таким образом, использование такого направления народного творчества как фольклор является средством формирования патриотических чувств и развития духовности. В календарно – музыкальном фольклоре, устном народном творчестве сохраняются черты русского характера, традиции и обычаи народа. Использование пословиц, поговорок, загадок, примет, народных обычаев, традиций позволяет формировать у учащихся понимание того, что они часть великого народа.
Глава 2. Содержание музыкального репертуара и устного народного творчества
Выполнение практической части данной методической разработки заключалось на основе изучения имеющейся литературы по теме работы:
1.соотнести основные события и праздники народного календаря для каждого времени года и месяца с датами современного календаря;
2. подобрать примеры устного народного творчества: загадки, стихи, приметы, пословицы и поговорки для характеристики каждого времени года;
3.подобрать примеры музыкального фольклора для характеристики времен года, отражения основных календарных праздников.
Наработанный материал представлен в описательной части систематизирован по временам года и месяцам.
Осень:
-календарь день за днем;
-стихи;
-приметы;
-пословицы;
-загадки.
Музыкальный фольклор: Календарная песенка
Зима:
-календарь день за днем;
-стихи;
-пословицы и поговорки;
-загадки.
Музыкальный фольклор: А кто у нас белая. Авсень.
Весна:
-календарь день за днем;
-стихи;
-приметы.
Музыкальный фольклор: Шаловливые сосульки. Как на масленой неделе.
Как зима с весною повстречалася. Блины. Кулик.
Лето:
-календарь день за днем;
-стихи;
-приметы;
-пословицы;
-загадки.
Заключение
При выполнении данной методической работы использована опора на рекомендации Г. Науменко «Русское народное детское музыкальное творчество», О.Князевой и М. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Т. Обуховой «В круге жизни». Актуальность выбранной темы подтверждается содержанием собранного материала, который возможно использовать в учебном процессе.
В теоретической части раскрыты общие понятия фольклора, календарного и музыкально фольклора, народного календаря.
В практической части представлены календарные песни и примеры устного народного творчества. Песни – легко запоминаются, имеют простые мелодии. Примеры музыкального фольклора подобраны в соответствии с календарными праздниками. Значительный материал подобран по устному народному творчеству и в соответствии временам года: осень, зима, весна, лето. Данный материал можно использовать при составлении уроков, сценариев календарных праздников. Достаточно интересен материал по использованию старых названий месяцев, например: март - протальник, февраль – снежень, декабрь – студень. Возможно, продумать продолжение по накоплению и расширению объема произведений музыкального фольклора, истории создания календарных праздников.
После анализа результатов выполнения теоретической и практической части работы можно сделать вывод о достижении цели и решении основных задач методической разработки. Содержание методической разработки может быть использовано на уроках слушания музыки во 2 классе и эстетическом классе, календарный музыкальный материал на занятиях хора.
Литература:
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки , загадки и детский
фольклор. – М.,1995.
2. Бессонов Ф.Н. Детские песни. - М., 2001.
3. Виноградов Г.С. Детский народный календарь. – М., 1999.
4. Галлер К. Сборник детских народных песен. – М., 2004.
5. Капица О.И. Детский быт и фольклор. – М., 1984.
6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –
Санкт – Петербург.,1997.
7. Науменко Г.М. Радуга – дуга. Русские народные песни. – М.,2004.
8. Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество.-
М.,1988.
9. Науменко Г.М. Журавушки. Русские народные песни.- М., 1994.
10.Обухова Т.В. В круге жизни. – Пермь, 1993.
11.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1988.
12.Шейн. П.В. Русские народные песни. – М.,2005
АВСЕНЬ
Авсень, авсень, ты гулял по всем
По заулочкам, по проулочкам.
Кому песни поём,
Тому сбудется, не минуется.
Выходи боярин, выходи хозяин,
Принимай гостей со всех волостей.
А кто у нас белая (р.н.п)
1.А кто у нас белая,
да-а кто у нас белая, белая, белая, белая, белая.
2.Зима у нас белая,
да зима у нас белая, белая, белая, белая, белая.
3.На ней платье белое,
да на ней платье белое, белое, белое, белое, белое.
4.Ты прости, прощай зима, да ты прости, прощай зима.
Зимушка – матушка, зимушка студёная.
Как зима с весною повстречалися
Как зима с весною повстречалися
Как зима с весною распрощалися.
Ай, люли, люли повстречалися,
Ай, люли, люли распрощалися.
2. Как весна ручьями разливалася,
Как весна ручьями распускалася.
Ай, люли, люли разливалася,
Ай, люли, люли распускалася.
Как вставало рано солнце красное,
Как светило людям оно ласково,
Ай, люли, люли солнце красное,
Ай, люли, люли оно ласково.
4. Как весну мы славим за её дела,
Слава ей, что нам она тепло дала,
Ай, люли, люли за её дела,
Ай, люли, люли нам тепло дала.
Календарная песенка
1.Говорила осень хмурая:
Я пролью дожди унылые,
Прогоню в дорогу дальнюю
Птичьи стаи перелетные.
2.Говорила зима вьюжная:
Замету поля- дороженьки,
Напущу морозы лютые,
Заморожу реки быстрые.
3.Говорила весна-веснушка:
Я растаю снега белые,
Соберу цветы подснежники,
Подарю своей снегурочке.
Как на масляной неделе
Как на масляной неделе со стола блины летели,
и сыр, и творог, всё летело под порог.
2.Как на масляной неделе из печи блины летели
весело было нам, весело было нам.
Блины
1.Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели
Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.
2.В квашне новой растворили, 2 часа блины ходили
Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.
3.Моя старшая сестрица, печь блины-то мастерица
Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.
4.Напекла она поесть, сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.
5.На поднос она кладет и сама к столу несёт
Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.
6.Гости будьте же здоровы, вот блины мои готовы
Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои.
Кулик
Летит с - за моря кулик
Далеко разносит клик:
Несу девять ключей
Зиму, зиму запереть.
Не мал, не велик,
Прилетел к нам кулик,
С весенним деньком,
С большим замком.
Замок на клеть,
Чтобы зиму запереть.
Шаловливые сосульки
Шаловливые сосульки сели на карниз
Шаловливые сосульки посмотрели вниз
Посидели. Чем заняться?
Стали каплями кидаться.
Целый день идёт трезвон:
Кап – кап (2 хлопка),
Дон – дон (2 хлопка).
Кап – кап – кап (3 хлопка),
Дон – дон - дон (3 хлопка).
Кап – кап, дон – дон –дон !