Методическая разработка занятия для детской школы искусств «Основоположники абстракционизма в живописи ХХ столетия»
Пояснительная записка к презентации
Всероссийский конкурс педагогического мастерства для преподавателей ДМШ и ДШИ «Современный урок с мультимедиа»
Тема: «Основоположники абстракционизма в живописи ХХ столетия».
Форма проведения: урок.
Аудитория: учащиеся 5 класса художественного отделения Детской школы искусств.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, наглядные пособия в виде репродукций картин художников абстракционистов.
Цель: формирование у учащихся художественной компетентности зрителя на основе усвоения знаний теории изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятием – абстракционизм;
- выявить отличительные особенности абстракционизма от традиционного искусства;
- дать представление о творчестве художников - абстракционистов.
Развивающие:
- развивать у учащихся способности сопоставлять, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;
- развивать образное мышление;
- стимулировать познавательную деятельность, интерес учащихся к изобразительному искусству.
Воспитательные:
- воспитывать художественно-эстетический вкус и потребность в приобщении к ценностям мировой художественной культуры;
- формировать умение работать в группе, признавать право каждого на свое мнение;
- воспитывать умение высказывать свою точку зрения.
Методы: объяснительно-иллюстративный, монологический, наглядный, практический, словесный с элементами диалогового общения.
Ход урока:
ХХ век - это одна из самых сложных страниц в истории мировой художественной культуры. Не один век не знал таких трагических социальных потрясений, конфликтов, страшных мировых войн, революционных выступлений масс, национально-освободительных движений.
Особенностью искусства ХХ столетия стало противостояние 2-х линий художественного развития:
- искусства традиционного, связанного с реалистическими принципами прошлых веков и
- авангарда, для которого характерен отход от реалистического отражения действительности и поиск новых путей художественного творчества.
С традиционным искусством классической школой художественного творчества вы знакомы и обучаетесь ему в вашей школе, а об авангарде и его направлениях мы поговорим сегодня подробно.
- Что такое авангард? Авангардизм? Знакомо это понятие?
Авангардизм – в художественной практике ХХ века – это обобщенное название различных направлений (кубизм, футуризм, абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм, примитивизм, дадаизм, поп-арт и др.) которым присущ отказ от устоявшихся принципов и канонов живописи (линейной, воздушной, обратной перспективы, композиционных и колористических решений, объектов и моделей).
Главной целью художники-авангардисты стремились стереть границы между искусством и реальностью, вторгнуться в области, до того считавшиеся несовместимыми с искусством.
Сегодня мы с вами поговорим о беспредметном искусстве в живописи об – абстракционизме.
Абстракционизм (беспредметное искусство) — художественное направление, сформировавшееся в искусстве первой половины 20 века, полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира, произведения основаны исключительно на формальных элементах (линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация.)
Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского, П. Мондриана и К. Малевича.
(портрет Кандинского)
ФИЛЬМ (6 минут 36 секунд)
«Кандинский. Искусство будущего»
Василий Кандинский (1866-1944) русский живописец, график, один из основоположников абстрактного искусства, отрицающий всякую изобразительность. Его картины представляют красочные полотна, в которых бесформенные пятна пересекаются кривыми или извилистыми линиями, иногда напоминающие иероглифы.
Начало творческого пути художника можно сравнить с французским живописцем Полем Гогеном. Карьера художника начинается только после 30-ти лет. Что повлияло на такой выбор успешного юриста?
Во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии в 1889 году;
Во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896 г.), где он был потрясен картинами Клода Моне.
- Идейный вдохновитель какого художественного стиля?
Импрессионизм.
Все это сыграло решающую роль в дальнейшем пути творческого по своей натуре человека и начинается кропотливая работа, учеба, поиск нового смысла в искусстве живописи.
Многие ценители живописи сходятся на том, что картины Василия Кандинского наполнены жизнью. Яркие пятна, кривые линии, загадочные фигуры в картинах наползают, проникают друг в друга, создавая новые формы и образы, удивительным образом впечатывающийся в память зрителя.
Кандинский всегда тонко чувствовал особый символизм цвета. Все его работы содержат цветовые символы: белый цвет символизирует перерождение, новое начало; чёрный — смерть, паузу, угасание жизни; красный — мужество и самопожертвование, голубой – чистоту чувств, благородство, желтый –коварство, агрессию. Основываясь на этой цветовой символике Кандинский пытался заговорить о вечном – добре и зле.
Не только цвета, но и линии становятся особыми символами в его работах: горизонталь олицетворяет пассивность, слабость, трусость, страх, а вертикаль, напротив, очень активна и мужественна, бесстрашна, сильна.
«Казаки» (на экране)
Картина «Казаки» считается одной из лучших работ художника в абстрактном стиле.
Название картины русского художника взято вовсе не из воздуха, а основано на реальных событиях: во время Первой русской революции в Москву торжественно въехали казаки. Впечатлённый этим въездом, художник создал это полотно.
Как большинство абстрактных произведений, с первого взгляда кажется, что на картине изображён набор непонятных линий, фигур и цветов. Однако это не так, у живописца всё на своём месте.
Здесь мы действительно видим пятерых казаков, их можно распознать по их красным шапкам, желтым рукавицам и длинным острым саблям. Вверху слева двое на лошадях с шашками. Внизу справа на фоне голубого взгорья ещё трое в красных папахах. Двое из них держат чёрные пики, воздетые вверх, третий – голубую саблю (шашку), опустив её вниз. Выглядят мужчины благородно и важно.
- На переднем плане картины мы видим казака снявшего папаху, как вы думаете что это за ситуация?
Параллельные линии слева могут быть ка стреляющими, окутанными дымом орудиями. Так и оградой.
Образ радуги повторяется в творчестве художника достаточно часто. Здесь радуга соединяет пространство заднего плана левой части картины с голубым холмом, на котором стоит дворец. Здесь радуга символизирует мост, ведущий в обители богов.
Очертания холмов, линия горизонта, силуэты скачущих верхом казаков соединяются с общей динамикой полотна, его отдельных форм, линий, пятен. Мазок художника характеризуется особой свободой, непринужденностью. Все это помогает композиции ожить в сознании зрителя, она легка и по-своему реалистична. Вместе с тем, картина очень строга, но в то же время, очень проста, она лишена торопливости, суеты.
Подводя итог сказанному, следует сказать, что художник, накладывая мазки один за другим, создавал эту картину легко, свободно и даже слегка небрежно, без вычурности, без излишнего лоска. Зритель, глядя на «казаков», чувствует эту лёгкость, свобода охватывает его существо, и он становится невольным участником событий, изображённых на полотне.
«Вибрация» (на экране)
Композицию «Вибрация» можно считать более взвешенным и цельным произведением. Композиция полна геометрических фигур, треугольник взаимодействует с кругом. Напряжение создается за счет драматического противопоставления форм и цветовых решений, что по признанию художника ему удалось сделать.
Мотив шахматной доски привычен для Кандинского, здесь он использовал яркие основные цвета. Резко контрастирующие с приглушенной палитрой остальной части картины.
В вибрации использует художник изображен кругов, и эта фигура, по признанию художника, превратилась в наиболее востребованную, т. к. именно в круге он нашел «неисчерпаемые скрытые возможности».
Также Кандинский был уверен, что его «Вибрацию» можно сравнить с работой Микеланджело, где Адаму протягивался палец Бога. Сравнивая сюжеты указанных работ, художник проводил параллели, сравнивая палец Бога на картине Микеланджело, и треугольник с кругом – в собственной работе.
(на экране) работы «В сером», «Вверх», «Композиция 21А».
Еще один представитель абстракционизма, который пришел к своей беспредметности через геометрическую стилизацию природы это Пит Мондриан.
Портрет Пита Мондриана
(на экране)
Пит Мондриан(1872-1944)- нидерландский художник, один из основоположников абстрактной живописи. Его живописный стиль заключается в создании универсального образа мира, посредством комбинаций геометрических фигур прямоугольников разных цветов, отделенных друг от друга жирной черной линией, сеткой.
Мондриан говорил, что чувственный мир обрекает человечество на бесконечные страдания, в которых каждый человек заперт противоречивостью своей натуры над чистым мышлением. Люди обречены страдать до тех пор, пока не смогут взглянуть по-иному на мир вокруг и внутри себя самих, отказавшись от внешней материальности.
Художник был одержим культом равновесия вертикальных и горизонтальных линий, он утверждал. Что нет ничего конкретнее, чем линия, цвет и плоскость. В такой манере появилось множество композиций.
Сейчас мы их посмотрим.
«Композиция с большой красной плоскостью»
(на экране)
Сразу отвечу на возникающий вопрос - это картина? А на что тут смотреть?
Да, конечно, картина - правда, не совсем обычная. Многие художники вместо повседневной жизни выбирают что-то более интересное и привлекательное - и тогда мы видим роскошные пейзажи, парадные портреты, сюжеты с фантастическими существами (драконами и т. д.). А иногда художник предпочитает представить мир более простым, чем он есть. Именно так поступил Мондриан.
- Что же изображает эта картина?
Ничего определенного. Однако она побуждает зрителя задуматься о намерениях художника. Предположим, он не хотел изображать готовые, законченные вещи, а показал то, из чего их можно было бы собрать или построить. Это похоже на игру, когда из отдельных разноцветных кусочков составляют то, что захотелось…
- Может быть, художник не умел рисовать по-настоящему?
Ничего подобного! Мондриан в совершенстве владел и рисунком, и живописью; он прекрасно умел рисовать "как следует" и занимался этим много лет. Но это не приносило ему удовлетворения - он искал чего-то другого. Мало-помалу он удалял из своих картин все, что казалось ему лишним и ненужным.
В какой-то момент на полотне остались только три цвета и прямые линии - и результат вполне удовлетворил художника.
- Мондриан рисовал по линейке?
Вполне возможно. Это строго выверенная, тщательно продуманная картина. Он вымерял расстояния с помощью полосок прозрачной бумаги, намечал линии углем и только потом брался за кисть.
Красный, синий, желтый… Почему именно эти три цвета?
Это очень важные цвета. Смешивая их в разном соотношении, можно получить много других - зеленый, фиолетовый, оранжевый, а также бесконечное количество оттенков. Но в то же время сами эти три цвета из других составить нельзя. Поэтому их называют основными цветами.
Тут есть еще черный и белый
Без черного и белого нельзя сделать цвет темнее или светлее.
Черные линии организуют картину, разделяя пространство на прямоугольники, различные по размеру, вытянутые вертикально или горизонтально. Белые вставки создают ощущение пустоты, света, воздуха; с ними легче дышится.
Разноцветные прямоугольники насыщены цветовой энергией. Так, красный может ассоциироваться с огнем, кровью, закатом… Черные линии придают изображению устойчивость, удерживают его в равновесии.
В этой геометрической композиции черная решетка энергично рассекает фон; отдельные ее ячейки заполнены яркими основными цветами. Мондриан выработал стилевую систему, исключавшую трехмерное пространство и криволинейные очертания.
- Почему картина не обведена общей черной линией?
Если бы художник ввел такую линию, она превратилась бы в ограду и заперла картину крепко-накрепко. Мондриан не замыкает пространство - он держит все цвета в свободном состоянии, не ограничивая наше поле зрения. Двери остаются открытыми - мы можем перемещаться по картине по своему усмотрению: входить в нее, скользить по ней, выходить, когда захочется… Изучив картину как следует, мы, может быть, отчетливее представим себе пространство, в котором находимся сами, и формы, которые нас окружают. В каком-то смысле это тренировка для глаз и для ума.
«Бродвей Буги-Вуги»
(на экране)
В его работах линия и цвет заменяют Мондриану персонажей. Картины похожа на планы квартиры.
Действительно, тут есть что-то общее. А может быть, и карта города с улицами и проспектами…
Пожалуй, это тоже правда. Приблизительно такие очертания можно увидеть с высоты птичьего полета; никаких указаний на масштаб или размеры нет. Кстати, спустя много лет после создания этой картины (и других в том же роде) Мондриан попал в США и пришел в полный восторг от Нью-Йорка. Планировка города, с разветвленной сетью улиц, пересекающихся под прямым углом, оказалась удивительно похожа на его картины. Этот мир художник сразу ощутил как свой.
«Нью-Йорк 1»
(на экране)
Все картины Мондриана похожи друг на друга, они основаны на одном и том же беспредметном принципе, но соотношение цветов и пропорции полос и прямоугольников в каждой работе свои. На некоторых белый занимает почти все пространство, и полотно кажется легким и безмятежным. На других линии расположены густо, как прутья тюремной решетки, и картина производит гнетущее впечатление - от нее буквально хочется бежать. Используя самые простые средства, художник умеет пробудить у зрителей.
- Как вы думаете в нашем современном мире идеи Мондриана нашли воплощение?
Творчество Мондриана оказало воздействие не только на следующие поколения художников, но и на архитекторов и дизайнеров более поздних периодов. Сейчас, через шестьдесят пять лет после его смерти, это влияние проявляется повсюду: в интерьерах и мебели, в книжной и журнальной графике, в рекламе, в моде.
- что же такое абстрактное искусство?
- чем смысл безпредметной живописи?
-согласны ли вы с тем, что «видеть абстрактную картину – это всегда видеть новое…»?
- какой новый мир открыли вам эти картины?
- что хотели сказать своими работами художники?
Абстрактное искусство – не есть что-то чуждое, непонятное. Оно несет в себе смысловое значение, содержит в себе послание для нас. Оно гласит: заботься, взращивай, развивай, преодолевай, воспитывай, насаждай, лелей. Оно приглашает нас улыбаться, реагировать, кричать, стараться, добиваться. Мы не можем повернуться к абстракционизму спиной, ведь оно, прежде всего, говорит нам – БУДЬ, а значит – существуй, ЖИВИ, твори!
7
Наталья Бадьянова