Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме «Природные зоны. Степь» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок окружающего мира 4 класс УМК «Гармония»
Разработан учителем начальных класоов МБОУ "Гимназия №5 г. Морозовска"
Валько Е.А.
"Природные зоны России. Степь".
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.
Задачи урока: познакомить со степной зоной, ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения, создать условия для воспитания бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.
Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.
Предметные УУД: получить представление о степной зоне; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны степей, хозяйственной деятельности населения.
Оборудование:
карта "Природные зоны», карточки с названиями изученных зон, фотографии изученных зон, презентация, карточки опоры, информационные карты с материалом энциклопедий и справочников, интернет.
СЛАЙД
Орг. момент
Где-то бушует вьюга,
Где-то метет метель,
Где-то полгода длится
Долгий полярный день.
Где-то жара и пекло-
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Где-то реки, озера,
Где-то край топких болот,
Где-то с ясного неба
И капля дождя не идет.
Где-то сосны и ели,
Густой и тенистый лес,
Где-то мхи и лишайник-
Край пустоты окрест …
- О чем это стихотворение?
(о природных зонах)
- А что такое ПЗ? (дети дают определение)
2. Создание проблемы
- Угадайте по описанию узнать природную зону? И найти соответствующее фото и покажите на карте?
Зима в этой природной зоне - это долгая ледяная ночь. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники; деревья толщиной с карандаш стелятся по земле. Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения. (Тундра)
Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. На территории ведутся научные исследования (Арктика)
Безморозный период, с температурой выше +10оС, непродолжительный. Большие могучие деревья, обильная растительность, многообразие животного мира. Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах. (Лес)
Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь - до самого края неба простирается гладкая равнина. Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)
- Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?
- Мы изучали эту ПЗ?
- Как Вам удалось так легко узнать эту ПЗ?
- Давайте вспомним по какому плану изучаем ПЗ? (на доске составляю кластер)
расположение, климат степь занятия населения, экологические проблемы
растительный мир животный мир
3. Изучение новой темы
- Я предлагаю вам сегодня быть исследователями и поработать в научных группах.
- Давайте вспомним правила работы в группе
У Вас есть задание и алгоритм ответа.
1 группа – географы. - Какова Ваша задача?
(выяснить географическое положение и климат зоны степь)
2 группы – ботаники. - Что Вы будете изучать? (растительный мир зоны степь, и особенности и представителей.)
3 группа – зоологи. – В чем заключается ваша работа? (изучить животный мир и представителей.)
4 группа - экологи. - Что будете Вы исследовать?
- Предлагаю группам приступить к выполнению заданий. А степной жаворонок известит об окончании работы
- Группа – географы Вам слово.
1 группа - географы
Карточка-помощница. Используя учебник с. 140-141, карту природных зон ответь на вопросы и заполни таблицу.
1.Где расположена зона степей? (показать на карте природных зон) горы, возвышенность. лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры). Определить, какое время года наиболее благоприятно для этой природной зоны Какие почвы преобладают в этой зоне? Степная зона расположена _____________________________________, на карте на обозначена _________________________ Снеговой покров _____________________________________________________________ |
Лето___________________ и____________________________________________
Часто дуют иссушающие почву___________________, иногда возникают______________
Главная причина безлесья этой зоны ________________________________
В степи, как и в лесу, верхний слой почвы покрывает подстилка из ___________________________________________________________. Главное отличие степей от других природных зон – это ________________________________________
Лето |
жаркое, сухое |
Зима |
суровая, холодная |
Особенности зоны |
Дожди ливневые |
ветры-суховеи |
|
бураны |
|
Почва богата перегноем |
- Особенность климата зоны степь в том, что больше солнечного света и тепла, но меньше осадков.
СЛАЙД
Группа 2 – ботаники
Карточка – помощница.
Используя учебник с. 142-143., дополнительную литературу, ответь на вопросы и заполни таблицу.
1. Какие растения растут в степи? Почему в степи мало деревьев?
2. Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? (рассказать о корнях, стеблях листьях,листьях)
3.Какие группы растений преобладают в степной зоне?
4.Какое время года и почему благоприятно для степных растений?
Особенность растений. (Форма листьев, особенности корня) 2. Перечислите растения |
Засухоустойчивые. Колючки или мелкие листья, чтобы меньше было испарение. Представлены луковичные корневые растения. Безлесье, мало деревьев Травяной покров сплошной. фото |
- Благоприятное время для растений – это весна. В это время они спешат использовать весеннюю влагу, за короткий срок отцвести и созреть, пока не наступило засушливое лето.
СЛАЙД
Группа 3 - зоологи
Карточка – помощница зоологов
Ответьте на вопросы, используя учебник 144-145, энциклопедию
1) Какие группы животных обитают степи?
3. Как птицы приспособились к условиям степи? (чем питаются нехищные птицы, чем питаются хищные птицы, каковы их оперение, окраска)
6. Перечислите животных, которые обитают в степной зоне.
7. Как они приспособились к условиям степной зоны? (чем питаются хищные животные, чем питаются травоядные животные, какие у них мех, окраска)
1. Группы животных, обитающих в степи? 2.Чем питаются? 3.Как приспособились к условиям степи? 2. Назовите представителей |
- Из-за того, что растительный мир не так многобразен большинство животных - травоядные
СЛАЙД
Группа 4 - экологи
Карточка – помощница экологов.
- Ответьте на вопросы, используя учебник с146-147, дополнительную литературу.
1. Назовите основные занятия населения степной зоны.
2. Какие культуры возделывают на полях, в садах, на бахчах?
3. Назовите экологические проблемы степной зоны.
4 Что делается для охраны природы?
1.Перечислите основные занятия населения. 2.Экологические проблемы. 2. Какие животные и растения занесены в Красную книгу? |
а) земледелие б) скотоводство в) сельское хозяйство е) садоводство д) промышленность а) браконьерство б) вытаптывание кормовых трав в) засуха, пожары |
- Я предлагаю вашему вниманию фильм об удивительной природной зоне в которой живем и мы с Вами.
фильм
- Особенно весной степь очень красива, хотелось бы сохранить ее красоту.
В результате деятельности человека некоторые виды животных и растений на грани исчезновения.
СЛАЙД
В Ростовской области для охраны растительного и животного мира созданы природные заповедники, заказники. Один из них это уникальный степной заповедник «Ростовский», который располагается на острове Водный озера Маныч-Гудило. Здесь же из века в век гнездятся перелетные птицы, занесенные в «Красную книгу»: журавли, дикие гуси и кулики.
Хорёк степной , Выхухоль, Филин, Колпица, Журавль красавка, Дрофа, Шмель степной, Богомол обыкновенный, Узорчатый полоз, Гадюка степная, Зайчик земляной, или тарбаганчик, тюльпан, валерьяна лекарственная, пион узколистый, кувшинка белая, ландыш майский, Ковыль красивейший, Василек русский,
- Что мы можем сделать для охраны природы? (рассказывает ученик)
Не бросай мусор в лесу.
Не рви цветы.
Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Подкармливай птиц.
Бережно используй воду.
Сажай деревья и цветы.
Мы, дети, будущее Дона
Земли любимой сохраним дары.
Освободим от грязи рек затоны,
Посадим лес и вырастим цветы.
Мы одолеем мусор, будь уверен
Прекрасный и богатый
край Донской!
- С какой ПЗ познакомились? Я предлагаю составить синквейн.
Рефлексия. Синквейн.
СЛАЙД
Д/З с.140-147 отвечать на вопросы.
узнай как охраняют природу в нашем крае.
Сафронова Елена Леонидовна
Алина Яковлевна Корогод