Методическая разработка календарно-тематического планирования дополнительного образования детей дошкольного возраста «Я живу в Петербурге» (история и культура Санкт-Петербурга)
Пейчева Наталья Викторовна,
учитель-логопед ГБДОУ № 81
Приморского района
г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка календарно-тематического планирования дополнительного образования детей дошкольного возраста.
«Я живу в Петербурге »
(история и культура Санкт-Петербурга).
Дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная задача дошкольного образования — гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Собственно, поэтому данный уровень образования заслуживает особого внимания и правильной организации учебного процесса.
В общих положениях закона о принятии ФГОС ДО определены основные принципы дошкольного образования, согласно которым
Процесс обучения и вся образовательная деятельность в целом должна строиться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Особенностью данного подхода также является то, что ребенок сам принимает активное участие в содержании образовательного процесса.
Ребенок — полноценный участник образовательных отношений. Исходя из этого, между детьми и взрослыми (педагогами) должно быть полное содействие и сотрудничество.
Во всех видах деятельности должна поощряться инициатива детей.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны сотрудничать с семьёй.
Детей дошкольного возраста необходимо активно приобщать к социальным и культурным нормам, а также к семейным и общественным традициям.
В целом положения федерального стандарта, принятого в 2013-м году, существенно не изменились. Однако внесены некоторые дополнительные требования касательно содержания образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие программы должны обязательно включать в себя:
Планируемые результаты для освоения учебного курса;
Содержание учебного предмета;
Тематический план.
Подобные изменения коснулись также рабочих программ, рассчитанных на внеурочную деятельность.
В наш век компьютерных разработок, инноваций, нанотехнологий, путешествий в космические просторы, богатства души и окружаюшего мира, перемещаются на задний план картины мироздания. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой “накладывание” имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы для обучающихся детей с ОВЗ (ТНР) ГБДОУ № 81 комбинированного вида Приморского района Санкт- Петербурга для оказания дополнительной услуги (кружок «Юный петербуржец»). В качестве парциальной программы используется вариант программы «Мы входим в мир прекрасного», предложенной сотрудниками ГРМ (для детей старшей и подготовительной группы).
Цель:
Ориентировать дошкольника в процессе их приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея.
Задачи.
Воспитание у дошкольников основ музейной культуры.
Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.
Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Внедрение элементов музейной педагогики в педагогический процесс (знакомство с музейными профессиями, понятиями, шедеврами искусства, видами музеев, жанрами живописи; коллекционная, поисковая, экспериментальная деятельности.).
Принципы формирования рабочей программы согласно ФГОС ДО
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности : сотрудничество с семьями , формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка различных видах деятельности , возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Целевые ориентиры:
- активизировать проявления интереса к произведениям искусства разных видов и жанров и к средствам их выразительности, музейным памятникам, развивать умение детей выражать свои чувства через речь; - развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать изображенное с опорой на такие средства выразительности, как цвет, линия, ритм, композиция и др.;
- приобщать детей к миру изобразительного искусства через ознакомление с произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, народных промыслов России; - учить различать, называть, группировать произведения по видам искусства; - обогащение представления детей об окружающей среде;
- развивать сенсорные, эстетические, творческие, познавательные способности и сенсорный опыт как основу художественно-эстетического развития дошкольников; - поощрять отражение впечатлений, переживаний и ассоциаций в речевом творчестве.
Содержательный раздел рабочей программы .
Комплексно-тематическое планирование
С е н т я б р ь.
1. Тема: Я, моя семья. Мы живем в Петербурге. Место, где мы все вместе.
Дид. игра: "Назови ласково", "Путешествие на машине времени" (назад, в лето),
"Словарик" (семья). Рисование: "Моя визитная карточка".
2. Мой дом, моя улица, мой детский сад. Карта Камышовой улицы.
Дид. игра: Я пришел в детский сад" (на макете Камышовой улицы), "Словарик"
(макет, карта). Коллективная аппликация "Карта Камышовой улицы".
3. Мой город. Путешествие на экскурсионном автобусе.
Визуальный ряд: Панорама Санкт-Петербурга. Фотография. Э.-М.Фальконе.
Памятник Петру I (Медный всадник). 1782. СПб.
Панорама Петропавловской крепости. СПб. Фотография. А.Захаров.
Адмиралтейство. 1823. СПб. Ф.-Б. Растрелли. Зимний дворец. 1762. СПб..
Дид. игра: "Путешествие на экскурсионном автобусе". "Архитектурная мозаика",
"Словарик" (архитектор).
4.Река Нева. Создание карты приневских земель.
Дид. игра: "Плывет, плывет кораблик", "Волшебные превращения" (имитация
течения: река, залив, озеро; шторм),
Коллективная аппликация из ткани "Карта приневских земель".
4аЭкскурсия от Комендантской пристани Петропавловской крепости на катере "Парадные набережные Невы".
Р о д и т е л я м предложить в выходные дни посетить музей "Мир воды" (желательно, с экскурсией ).
О к т я б р ь.
"Как люди раньше жили".
1 .Деревянные дома.
Визуальный ряд: Дом с резьбой. Фотография. Фрагмент резьбы. Фотография.
Мельница. Фотография. Окно с наличниками. Фотография. Дид. игра: "Строим
дом" "Любимый телевизор": просмотр фильма "Народное искусство" (изба).
2 .Посуда. Работа с пластилином.
Визуальный ряд; Посуда деревянная и керамическая, Пряничная доска
XIX в. ГРМ. Посуда (Карелия, Новгород). Фотографии.
Дид. игры:"Узнай и назови", "Путешествие на машине времени",
"Любимый телевизор": просмотр вид. кассеты "Народное искусство" (посуда).
Лепка. Посуда (1 предмет). Создание "музейной экспозиции".
3. Натюрморт.
Визуальный ряд: И.Машков. "Фрукты на блюде".1910.ГТГ. И. Хруцкий.
" Цветы и фрукты".1855.ГРМ Полотенце, керамическая посуда, муляжи
фруктов. М.Сарьян. "Осенние цветы и фрукты" 1939 ГТГ. Петров-Водкин
"Яблоки". 1917 ГРМ.
Дид. игра: "Создай натюрморт", "Словарик" (натюрморт).
4. Пейзаж.
Визуальный ряд: И.С.Остроухов." Золотая осень". 1886-1887. ГТГ.
Ф.А.Васильев."Перед дождем".1870.ГТГ.И.И.Бродский.
"Серый день". 1909. ГРМ.
Дид. игра: "Дерево настроения", "Теплое - холодное". "Словарик" (пейзаж).
5. Игрушки.
Визуальный ряд: игрушки-сувениры: шаркунок, кукла-зернушка, игрушки
из ткани, дерева, глины, соломы.
Дид. игры: "В гостях у домовенка ", "Чудесный мешочек".
Нарисовать понравившуюся игрушку ( или придуманную ) цветными
карандашами .
6. Изготовление куклы из ткани.
Визуальный ряд: куклы из ткани и ниток, разноцветные лоскутки.
Изготовление куклы из ткани, выбранной ребенком.
7. Одежда.
Визуальный ряд: Девичий костюм. ГРМ. Женский праздничный костюм.
ГРМ., вид кассета "Народное искусство", куклы-сувениры.
Дид. игра: "Укрась сарафан узором", "Хоровод".
8. Русские народные сказки.
Визуальный ряд: В.М.Васнецов. "Иван-царевич на сером волке".1889 ГТГ.
В.М.Васнецов."Снегурочка". 1916-1926. ГТГ.
В.М.Васнецов. "Баба Яга" 1917 М. В М. Васнецов. "Царевна-лягушка".1918.М.
Дид. игра: "Волшебная палочка", "Цветные лоскутки"- выражение характера сказочного героя посредством цвета и фактуры.
8аЗкскурсия в Государственный Русский музей по теме "Народное искусство"
или Российский этнографический музей по теме "Теремок", "Заюшкина избушка".
Р о д и т е л я м предлагается посетить Государственный Русский музей
(экспозиция "Народное искусство"), Российский этнографический музей или
музей кукол; результат - участие в выставке "Куклы своими руками".
Мастер-класс для родителей с детьми по росписи деревянных ложек.
Н о я б р ь.
1 .Животные родного края. Скульптура малых форм.
Визуальный ряд: П. Клодт. Конь с возничим. Скульптурная группа
"Укрощение коня" на Аничковом мосту. 1841-1850.
С.И.Поляков. Медведь. ГРМ . Скульптура малых форм (птицы, звери)
Дид. игра: "Силует - изображение", "Волшебная палочка". "Словарик"
(скульптура).
Лепка из пластилина любого животного.
2. Природа родного края . Пейзаж.
Визуальный ряд: М.К. Башкирцева. "Осень". 1883.ГРМ. Рябина. Фотография.
И.И. Шишкин. "Зима". Фрагмент. 1890.ГРМ.
К.И. Горбатов. "Зимний закат". 1917.
3. Русская крепость. Деревянная, каменная.
Визуальный ряд: Изборск. Псковский кремль. Старая Ладога. Новгородский
кремль. Фотографии. Иллюстрации книг.
Вид. кассеты: "Псковские этюды", "Ладога" - эпизоды.
Дид. игра: "Путешествие на машине времени", "Построим крепость"
(из кубиков, из пластилина). "Словарик".
"Любимый телевизор".
4. Богатыри земли русской.
Визуальный ряд: В.И. Васнецов. Богатыри.1898. ГТГ. Г.И. Угрюмов.
Испытание силы Яна Усмаря. 1888. ГРМ. М.М. Антокольский
Ермак. 1888.ГРМ.
Дид. игра: "Кто из чего?" - соотнести характер богатыря с каким-то
материалом: камень, ткань, солома, пластилин, металл. "Словарик".
5. Мой богатырь. Работа с пластилином.
Визуальный ряд: Вооружение дружинника. Иллюстрации. Фотографии
(Военно-исторический музей. СПб. Старая Ладога.).
Дид. игра: "Волшебная палочка". Лепка (пластилин).
6. Петр Первый. Создание Петербурга.
Визуальный ряд: Э.-М. Фальконе. Памятник Петру I (Медный всадник).1782.
СПб. П.А. Бернштам. Царь-плотник.1910. СПб.
И.Н. Никитин. Портрет Петра I. ГРМ.
7. Герб России, Санкт-Петербурга. "Чтение" гербов других городов (Кронштадта,
Сестрорецка, Павловска и т.д.).
Визуальный ряд: Герб России. Герб Санкт-Петербурга, Кронштадта,
Сестрорецка, Павловска.
Дид. игра: "Собери целое из части", "Куда мы приехали?", "Словарик".
8. Создание герба своей семьи, детского сада.
Визуальный ряд: Гербы (занятие 7).
Дид игра: "Прочитай герб". Создание (рисование) герба детского сада или
своей семьи (цветные карандаши).
8аЭкскурсия в зоологический музей, тема: "Животные Ленинградской области".
Р о д и т е л я м предлагается посетить Ленинградский зоопарк, Ботанический сад, Государственный Русский музей.
Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению «игрушек – зверюшек» из ниток, дерева (с последующей росписью).
Помочь ребенку нарисовать герб своей семьи. Участвовать в выставке "Родная природа".
Д е к а б р ь.
1.Архитектурный ансамбль. Петропавловская крепость.
Визуальный ряд: Панорама Петропавловской крепости. Фотография.
Петровские ворота. Фотография. Ботный домик.
Фотография. Вид. кассета "Санкт-Петербург и пригороды" - эпизоды.
Дид. игра: "Узнай и назови". "Словарик". "Любимый телевизор".
2. Колокольня Петропавловского собора. Флюгер. Работа с пластилином.
Визуальный ряд: Петропавловский собор. Модель. Колокольня
Петропавловского собора. Фотография. Флюгер ППС.
Фотография и сувенир.
Дид. игра: "Собери целое", "Словарик". Лепка "Ангел, парящий над городом".
3 Создание макета Петропавловской крепости.
Материал: пластилин, картон.
4.Адмиралтеская верфь. Скульптура Адмиралтейства.
Визуальный ряд: Адмиралтейство. Фотография. Шпиль Адмиралтейства.
Фотография. Скульптура Адмиралтейства. Фотография.
Вид. кассета "СПб и пригороды" - эпизоды.
Дид. игра: "Семья слов", "Мозаика", "Волшебная палочка", "Словарик".
"Любимый телевизор".
5. Создание макета Адмиралтейства.
Материал: пластилин, картон.
6. Архитектурные ансамбли: Петропавловская крепость и Адмиралтейство
(различие и сходство).
Визуальный ряд: Фотографии Петропавловской крепости и адмиралтейства.
Макеты, созданные детьми.
Дид. игра: "Будь внимательным", "Чем похожи?", "Чем отличаются?",
"Собери целое".
7.Праздник Рождества.
Визуальный ряд: Скульптурная группа "Рождество Христово".
Дид. игра: "Путешествие на машине времени", изготовление игрушек-
персонажей, создание "рождественской картинки".
8. Изготовление игрушки на рождественский (новогодний) праздник.
Материал: ткань-вуаль, ватные диски, нитки. "Рождественский ангел
поздравляет с праздником".
8аЭкскурсия в ППК на "Улицу времени", музей религии и атеизма или
Ботанический сад. Праздничная тематика.
Р о д и т е л я м с детьми предлагается автобусная экскурсия "Праздничный город", украшении новогодней елки игрушками, сделанными своими руками.
Посещение христианских храмов - убранство к Рождеству.
Мастер-класс для родителей с детьми: «Рождественский ангел», «Новогодний шарик».
Я н в а р ь.
1. Зимние праздники.
Визуальный ряд: Е.И. Суриков. «Взятие снежного городка». 1891. ГРМ.
Б.М. Кустодиев. «Балаганы». 1917. ГРМ. К.Е. Маковский.
"Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в
Петербурге. 1889. ГРМ.
Дид. игра: "Создадим картину вместе" - имитация игры в снежки, катания на
санках. "Словарик".
2. Натюрморт ("зимний", "праздничный").
Визуальный ряд: К.К. Петров - Водкин. Яблоки. 1917. ГРМ. К.А. Коровин.
Цветы и фрукты. 1911. Стеклянные елочные шары,
мишура, свечи разного цвета, ваза.
Дид, игра: "Создай новогодний натюрморт".
3. Зимний пейзаж.
Визуальный ряд: А.К. Саврасов. "Зимний пейзаж. Иней". 1870. Замерзшее озеро.
Фотография.
Дид. игра: "Холодное - теплое". "Легкое - тяжелое".
4. Зимний дворец. Дворцовая площадь. Александровская колонна.
Визуальный ряд: Дворцовая площадь. Фотография. Ф.А. Алексеев. Вид
Дворцовой набережной от Петропавловской крепости.
1794. ГТГ. Зимний дворец. Фотография. Александровская колонна. Фотография.
Вид. кассета "СПб и пригороды" - эпизоды.
Дид. игра: "Далеко - близко", "Словарик". "Любимый телевизор".
5.Интерьер.
Визуальный ряд: Интерьеры Зимнего дворца. Фотографии. Вид. кассета "СПб и
пригороды" - эпизоды.
Дид. игра: "Любимый телевизор".
6 Портрет.
Визуальный ряд: И.Я. Вишняков. Портрет императрицы Елизаветы Петровны.
1743 ГТГ. Д. Левицкий. Портрет императрицы
ЕкатериныII 1794. А. Антропов. Портрет императрицы Екатерины II 1766.
К. Брюллов. Всадница. 1832. ГТГ.
7. "На петровской ассамблее", работа с пластилином.
Визуальный ряд: куклы сувенирные.
Материал: пластилин, бумага, палочки (спички).
7аЭкскурсия в Зимний (Меншиковский, Михайловский) дворец.
Р о д и т е л я м предлагается консультация по теме, которую они считают
актуальной.
Ф е в р а л ь.
1 .Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова.
Визуальный ряд: А.К. Беггров. Вид на Неву и стрелку Васильевского острова
с Фондовой биржи. 1879. Панорама стрелки
Васильевского острова (живопись XIX в). Здание Биржи. Фотография. Фонтан
на Неве у стрелки Васильевского острова.
Фотография. Вид. кассета "СПб и пригороды" - эпизоды.
Дид. игра: "Ты архитектор", "Любимый телевизор", "Словарик".
2. Городской пейзаж.
Визуальный ряд: М.Н. Воробьев. Набережная Невы у Академии художеств.
1835. ГРМ. С.Ф. Галактионов. Вид на Неву со стороны
Петропавловской крепости. 1821. М. Ф.А. Алексеев. Вид Дворцовой
набережной от Петропавловской крепости. 1794. М.
Дид. игра: "Мое настроение".
3. Сравнение ростральной и Александровской колонн. Скульптура.
Визуальный ряд: Александровская колонна. Фотография. Ростральная колонна.
Фотография. Фронтон здания Биржи. Фотография
Г.Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832. ГЭ.
Дид. игра: "Сравнилки", "Волшебная палочка".
4. Художники о море.
Визуальный ряд: И.К. Айвазовский. «Кронштадтский рейд». 1840. ЦВММ.
А.П. Боголюбов. Петербург при заходе солнца. ГРМ.
А.И. Куинджи. Море. Крым. 1889. ГРМ.
5. Портрет исторический.
Визуальный ряд: О. Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника
Е.В. Давыдова. 1809. ГРМ. Галерея 1812 года. ГЭ.
6. Великие полководцы. Памятники Суворову, Кутузову, Макарову.
Визуальный ряд: Козловский. Памятник А.В. Суворову. СПб. Орловский.
Памятник М.И. Кутузову. СПб. Шервуд. Памятник
С.О. Макарову. Фотографии.
7. Стойкой оловянный солдатик.
Визуальный ряд: куклы-сувениры.
Материал: пластилин.
8. Цвет и свет.
Визуальный ряд: Ф.А. Васильев. Перед грозой. 1867. ГРМ. А.И. Куинджи.
Вечер на Украине. 1878. ГРМ. А.И. Куинджи. Радуга.
1900.ГРМ. А.И. Куинджи. Солнечные пятна на инее. 1890 ГРМ.
8аЭкскурсия в Военно-исторический музей или Центральный Военно-морской музей.
Р о д и т е л я м предлагается посетить выставки военной игрушки (музей кукол или музей игрушки).
Участие в конкурсе Военно-исторического музея «Оловянный солдатик», «День Победы».
М а р т.
1. Женский портрет.
Визуальный ряд: К.И. Брюллов Итальянский полдень. 1827 ГРМ. Б.М.Кустодиев.
Купчиха с зеркалом. 1920.ГРМ. В.А. Тропинин.
Золотошвейка. 1826. ГТГ. В.Л. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной.
1797.ГТГ.
2. Натюрморт. Подарок маме.
Визуальный ряд: И.Т. Хруцкий. Цветы и фрукты. 1855. ГРМ. Кончаловский.
Полевые цветы. 1938 ГРМ. И,Е .Репин. Букет цветов.
1878. Вазы, цветы, мелкие предметы (бусы, ленты, платок и т.д.).
Дид. игра: "Поздравляю маму".
3. Реки Санкт-Петербурга. Фонтанка, Мойка. Набережные.
Визуальный ряд: Фотографии набережных Фонтанки, Мойки. Карта СПб.
Дид. игра: "Плывет, плывет кораблик..."
4. Мосты. Деревянные (Иоановский, Кронверкский...), каменные, металлические.
Роль мостов в жизни города.
Визуальный ряд: Фотографии мостов СПб.
Дид. игра: "Строим мост" (из кубиков), "Я - инженер" - придумать и нарисовать
мост (карандаши цветные). "Словарик"..
5. Решетки мостов (Благовещенский, Аничков, Литейный...).
Визуальный ряд: Фотографии мостов - Благовещенский, Аничков, Литейный.
Морская тематика узоров решетки.
Дид. игра: "Мозаика". "Закончи узор решетки", "Придумай свой узор",
"Словарик" (решетка, ритм).
Материал: простые карандаши.
6. Городской пейзаж.
Визуальный ряд: В. Суриков. Вид памятника Петру I на Сенатской площади.
1870 ГТГ. М. Воробьев. Восход солнца над Невой.
1830. Мраморный дворец. Михайловский замок. Большой Гостиный двор.
Александрийский театр. Фотографии.
Дид. игра: "Вчера - сегодня", "Архитектурная мозаика".
7. Пейзаж (весенний, летний).
Визуальный ряд: А. Куинджи. Радуга. 1905. ГРМ. И. Шишкин. Сосны,
освещенные солнцем 1886. ГТГ. С. Жуковский. Подснежники.
1911. С. Жуковский. Цветущий куст. ГТГ. И. Шишкин. Дубы. 1865. ГРМ.
8. Петербург - город рек, каналов, мостов ...
Визуальный ряд: Фотографии набережных города - архитектурные ансамбли
площадей близ рек: Сенатская, Биржевая, Суворова,
Ломоносова, Ленина. Фотографии: Колокольня Никольского собора на наб.
Крюкова канала. Трехколенный мост. Подвесные мосты
через канал Грибоедова. Вид. кассета: "СПб и пригороды" - эпизоды.
Дид. игра: "Путешествие на речном трамвайчике". "Любимый телевизор".
8аЭкскурсия в музей "Мир воды".
Р о д и т е л я м с детьми предлагается автобусная экскурсия "Мосты повисли над водами". Викторина: "Северная Венеция".
22 марта – всемирный день воды. Праздник в музее, бесплатный вход.
Последний (?) выходной марта – в Эрмитаже праздник Мартовского кота. Конкурс рисунка во дворе дворца.
А п р е л ь.
1. Храмы Петербурга. Исаакиевский собор.
Визуальный ряд: Исаакиевская площадь. Исаакиевский собор. Интерьеры
Исаакиевского собора Фотографии.
Дид. игра: "Словарик". "Архитекторы".
2. Храм Воскресения Христова.
Визуальный ряд: Набережная канала Грибоедова, Спас-на-крови, интерьеры
храма. Фотография.
Дид. игра: "Архитектурная мозаика", "Словарик".
3. Ансамбль Смольного монастыря. Иноверческие храмы.
Визуальный ряд: Смольный монастырь. Смольный собор. Казанский собор.
Мечеть. Церковь Лурдской Богоматери, Церковь
св. Екатерины. Буддийский храм. Фотографии. DVD "СПб".
Дид. игра: "Любимый телевизор", "Собери картинку и назови ".
4. Императоры, как их видят художники и скульпторы.
Визуальный ряд: К.Б. Растрелли. Портрет Петра I. 1723 Чугун. ГРМ. Растрелли.
Императрица Анна с арапчонком. ГРМ. В.Серов.
Петр I 1907 ГТГ. П. Трубецкой. Памятник Александру III СПб. П. Клодт.
Памятник НиколаюI СПб.
5. Жизнь города 200 лет тому назад (транспорт, освещение...).
Визуальный ряд: Карета. Ямщики. Конка. Трамвай. - иллюстрации. Фотографии
городской скульптуры: Водовоз. Фонарщик.
Дид. игра: "Путешествие на машине времени". "Волшебная палочка". "Словарик".
"Лото".
6. Фонари петербургских улиц.
Визуальный ряд: Фотографии городских фонарей на улицах, площадях, мостах,
набережных.
Дид. игра: "Путешествие на экскурсионном автобусе". "Словарик". "Нарисуй
фонарь сам" (простые карандаши).
7. Летний сад. Летний дворец Петра. Интерьеры.
Визуальный ряд: Ю. Фельтен. Решетка Летнего сада. СПб. П.Базен,
Л. Шарлемань. Решетка Летнего сада. СПб. Д. Трезини.
Летний дворец. СПб. Интерьеры Летнего дворца. Фотографии.
8. Летний сад. Скульптура Летнего сада.
Визуальный ряд: Дж. Бонацца. Ночь. СПб. П.Баратта. Ништадский мир. СПб.
Аллегорическая скульптура: Навигация. Архитектура.
Слава. Нимфа Летнего сада. СПб. Г. Мейринг. Флора. СПб. П. Клодт. Памятник
А.И. Крылову. СПб
Дид. игра: "Волшебная палочка". "Словарик". "Собери целое".
8аЭкскурсия в Исаакиевский собор ( храм Воскресения Христова.) или в Летний сад.
Р о д и т е л я м предлагается совершить прогулки по городу , вместе с детьми посетить музей железнодорожного транспорта,
музей связи; Казанский собор, Никольский собор и т.п.
Мастер-класс для родителей и детей по росписи пасхальных яиц.
М а й.
1. Детский портрет.
Визуальный ряд: В.Серов. Девочка с персиками. 1887. ГТГ. Л. Каравакк.
Цесаревна Наталья Петровна. 1722.ГРМ.
З. Серебрякова. На кухне. Портрет Кати. 1923. И. Репин. Стрекоза. 1884 ГТГ.
М. Нестеров. Старый да малый. 1887.
2. Моя любимая книжка.
Визуальный ряд: Иллюстрации В. Конашевича, И. Билибина, В. Сутеева
к детским книгам.
3. Архитектурные ансамбли: площадь Искусств, Александро-Невская Лавра.
Невский проспект. Пешеходные улицы.
Визуальный ряд: Фотографии пл. Искусств. Аникушин. Памятник А.С.Пушкину.
Пл. Александра Невского. Невский проспект
(фрагменты). М. Садовая ул. М. Конюшенная ул. 6-7 линии Васильевского
острова. Городская скульптура.
Дид. игра: "Путешествие на экскурсионном автобусе", "Парные картинки" (кто
гуляет...?)
4. Твой памятник ... Работа с пластилином.
Визуальный ряд: Фотографии городской скульптуры.
Материал: пластилин. (Какую скульптуру можно установить на площади в историческом центре города? ... около детского сада?
... около твоего дома?).
5. Создай себе настроение. Пейзаж.
Визуальный ряд: И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу. 1891 ГТГ.А. Саврасов.
Радуга. 1875 ГРМ. Г. Мясоедов. Зреющие нивы. 1892.
ГРМ. Левитан. Долина реки. Осень. 1896. ГРМ. И. Шишкин. Зима.1890 ГРМ.
Дид. игра: "Дерево настроения".
6. Необычные существа на берегах Невы. Сфинксы.
Визуальный ряд: сувениры - египетские и греческие сфинксы. Фотографии.
Знакомство с мифами, легендами. Продуктивная деятельность: самостоятельное
изображение. Материал: пластилин (или цветные карандаши).
7. Грифоны. Кто они? Ши - дза. Откуда?
Визуальный ряд: сувениры - грифоны, ши - дза . Фотографии.
Знакомство с мифами, историей появления в Петербурге. Продуктивная деятельность: самостоятельное изображение.
Материал: пластилин (или цветные карандаши).
8. Любимый город. Викторина (могут приглашаться родители).
Визуальный ряд: Фотографии - достопримечательности Санкт-Петербурга. Любимые картины и скульптура, созданные русскими
мастерами (из коллекции ГРМ).
8аЭкскурсия "Каменные стражи Петербурга".
Р о д и т е л и приглашаются на заключительное занятие-викторину (при желании - могут быть активными участниками).
Предлагается посетить Государственный Русский музей. ( Детский исторический музей при музее Политической истории России).
Список используемой литературы
Авсеенко В. «История города Санкт-Петербурга в лицах и картинах».
Исторический очерк. 1703-1903. СПб., 1993.
2. Алифанова Г.Т. «Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника).» СПб.,2000.
3. Вежель Г. «Взрослеем вместе с городом.» СПб., 1997.
4. Ермолаева Л. «Прогулки по Петербургу.» Спб.,1992.
5. Махинько Л. «Я –петербуржец.» СПб.,1997.
6. Помарнацкий В. «Узнай и полюби Санкт-Петербург.» СПб.,1997.
7. Никонова Е. «Мы-горожане.» СПб.,2005.
8. Никонова Е. «Первые прогулки по Петербургу.» СПб.,2004.
9. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. «Чудесный город.» СПб.,1995.
10. Солнцева, Коренева-Леонтьева: “Город-сказка, город-быль. Знакомим
дошкольников с Санкт-Петербургом.” Учебно-мет. пособие (+CD)
“Речь”, 2013
11. “Мы входим в мир прекрасного”. Музейно-педагогическая программа
“Здравствуй, музей!” (ГРМ) СПб, 2008 СПб, 2012.