Методическая разработка классного часа «Добрая семья прибавит ума»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Ояшинская средняя общеобразовательная школа
Болотнинского района Новосибирской области
Методическая разработка классного часа
«Добрая семья прибавит ума»
| Выполнила Карпова Нонна Валерьевна, классный руководитель 6 класса |
с. Ояш, 2022г.
Тема | «Добрая семья прибавит ума » |
Класс: | 6 |
Цели: | формирование у подростков представления о семье как об основе традиционных семейных ценностей, уважительного отношения к членам семьи. |
Задачи: | Формировать у подростков представление о семье как об основе традиционных семейных ценностей, уважительного отношения к членам семьи. Расширить представление детей о семейных ценностях. Воспитывать у подростков чувство любви и уважения к родителям, гордость за свою семью. |
Формирующиеся ценности: | традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи. |
Ожидаемые результаты: | личностные: активное участие в жизни семьи; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; установка на активное участие в решении практических задач в рамках семьи, метапредметные: выявлять причинно-следственные связи; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению, предметные: понимание и закрепление представлений о ценностях семейных отношений; раскрытие роли семьи в жизни каждого человека. |
Форма занятия: | беседа, обсуждение, групповая работу. |
Ресурсы: | раздаточный материал, презентация к занятию, мультимедиа проектор |
Формы контроля: | групповая, фронтальная |
Продолжительность: | 45 минут. |
Содержательные блоки | Часть 1. Мотивационная Вступительное слово учителя. Определение того, что ассоциируется у учащихся с счастьем. Часть 2. Основная часть. Организация деятельности учащихся. Работа в группах. Выполнение заданий. Просмотр мультфильма. Часть 3. Заключение. Рефлексия. Подведение итогов занятия. |
Часть 1. Мотивационная
Учитель: Здравствуйте, ребята! Пусть это день будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки, которые вы дарите друг другу.
Улыбнёмся солнышку,
Дадим друг другу руку –
Поднимем настроение
Себе и другу.
- Подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения.
Учитель:
- Скажите, ребята, как вы считаете, все люди хотят быть счастливыми? (да)
- Если все хотят быть счастливыми, то, значит, у всех одна и та же мечта? (нет)
- Из ваших ответов следует, что представление о счастье разное. Сейчас это проверим. У вас на столах лежат листочки со словами, которые у людей ассоциируются со счастьем.
Пронумеруйте по мере убывания значимости (первое – самое важное) те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (Приложение1)
деньги
карьера
дети
отдых
семья
- После выполнения задания группа совместно должна определить, просмотрев листочки, какое слово у большинства ассоциируется со счастьем.
Часть 2. Основная часть.
- Мы увидели, что важнейшая ценность – семья. Что же такое семья? (ответы учащихся)
- Что такое семейные ценности? (ответы учащихся)
- Как вы понимаете тему занятия «Добрая семья прибавит ума»? (ответы учащихся)
- Перед вам на столе - лист «Дерево семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей, чтобы легче было сориентироваться. Вы можете воспользоваться подсказкой из перечня, можете что-то добавить свое. Ваша задача – ранжировать ценности:
в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях;
в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться;
в крону – желаемые, но не обязательные ценности.
(Приложение 2. Перечень возможных семейных ценностей)
(Представление результатов работы. Сравнение разных деревьев, выявление сходств.)
- Предлагаю посмотреть песочный фильм «Сказание о Петре и Февронии», после которого вы, посовещавшись, скажите, какие семейные ценности увидели в «Сказании…» (просмотр https://yandex.ru/video/preview/784154237372903527)
- Как вы думаете, почему в этой семье был мир и благополучие? (ответы учащихся). Правильно, там царило взаимопонимание.
- На доске первые части пословиц о семье, у вас на столах вторая часть. Ваша задача подобрать вторую часть. На раздумье 2 минуты. Через 2 минуты, по моему сигналу, каждая команда должна прикрепить вторую часть к первой. (Приложение 3.)
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Есть легенда о семье. Послушайте. «Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
- Как вы думаете, каких? Посовещайтесь. (Понимание, любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь, дружба)
-Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (дети отвечают) В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, с уважением, с заботой.
Я надеюсь, что в нашем классе будут царить любовь и взаимопонимание.
Часть 3. Заключение. Рефлексия.
Учитель:
Наше занятие подходит к концу, скажите мне, о чем мы говорили сегодня на занятии? (ответы учащихся)
Какая же семья самая счастливая? (ответы учащихся)
- Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки – семья. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья. Любите и берегите свою семью и тогда будете счастливы.
Приложение1
| деньги | | деньги | | деньги |
| карьера | | карьера | | карьера |
| дети | | дети | | дети |
| отдых | | отдых | | отдых |
| семья | | семья | | семья |
Контрольный лист | ||||||||||
| | Кол-во голосов | | Кол-во голосов | | Кол-во голосов | | Кол-во голосов | | Кол-во голосов |
деньги | 1 м. | | 2м | | 3м | | 4м | | 5м | |
карьера | 1 м. | | 2м | | 3м | | 4м | | 5м | |
дети | 1 м. | | 2м | | 3м | | 4м | | 5м | |
отдых | 1 м. | | 2м | | 3м | | 4м | | 5м | |
семья | 1 м. | | 2м. | | 3м. | | 4м. | | 5м | |
Приложение 2.
Уважение | Уважение | Уважение |
забота о каждом члене семьи, | забота о каждом члене семьи, | забота о каждом члене семьи, |
семейное проведение праздников | семейное проведение праздников | семейное проведение праздников |
финансовая обеспеченность | финансовая обеспеченность | финансовая обеспеченность |
здоровье, любовь, взаимопонимание | здоровье, любовь, взаимопонимание | здоровье, любовь, взаимопонимание |
общие цели | общие цели | общие цели |
семейные традиции | семейные традиции | семейные традиции |
общее хобби | общее хобби | общее хобби |
образование | образование | образование |
связь поколений | связь поколений | связь поколений |
совместное проведение выходных, праздничных дней | совместное проведение выходных, праздничных дней | совместное проведение выходных, праздничных дней |
комфортабельное жилье | комфортабельное жилье | комфортабельное жилье |
дети | дети | дети |
занятия спортом | занятия спортом | занятия спортом |
высокооплачиваемая работа, | высокооплачиваемая работа, | высокооплачиваемая работа, |
совместные путешествия, | совместные путешествия, | совместные путешествия, |
преданность | преданность | преданность |
достоинство | достоинство | достоинство |
творчество | творчество | творчество |
честь | честь | честь |
красота | красота | красота |
счастье | счастье | счастье |
развлечения | развлечения | развлечения |
физическая сила, | физическая сила, | физическая сила, |
совместный труд, | совместный труд, | совместный труд, |
верность | верность | верность |
карьерный рост, | карьерный рост, | карьерный рост, |
доверие | доверие | доверие |
Приложение 3
Счастлив тот, | так и душа на месте |
Вся семья вместе, | |
Не нужен и клад, | коли в семье лад |
Согласную семью | кто у себя дома |